Как определить свойства поля в данный момент времени



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определить свойства поля в данный момент времени



Если мы хотим вывести поведение из ситуации в данный момент времени, необходимо найти путь опре­деления характера «ситуации в данный момент време­ни». Это определение предполагает ряд вопросов, ко­торые, надеюсь, интересны и с психологической и с философской точек зрения.

Чтобы определить свойства настоящей ситуации или, пользуясь медицинской терминологией, поставить диагноз, можно следовать двумя различными путями: основывать свое заключение на выводах из истории (анамнез) или использовать диагностические тесты на­личного состояния.

Например, я хочу узнать, выдержит ли пол чердака определенный вес. Необходимо выяснить, какой мате­риал использовался при постройке дома десять лет на­зад. Если у меня есть надежные сведения о том, что ис­пользовался прочный материал и что архитектор был человеком, заслуживающим доверия, я могу заключить, что груз будет цел. Если я найду первоначальные пла­ны, проекты, то смогу провести вычисления и быть еще более уверенным в своем заключении.

Конечно, всегда есть возможность того, что рабо­чие в действительности не следовали плану, или что на­секомые испортили дерево, или что в течение последу­ющих десяти лет дом перестраивался. Поэтому я, возможно, постараюсь избежать этих не вполне надеж­ных выводов из прошлых данных и попытаюсь опреде­лить теперешнюю прочность пола посредством провер­ки. Подобный диагностический тест не дает абсолютно точных данных; насколько надежными будут эти дан­ные, зависит от качества применяемого теста и тща­тельности проверки. И все же с точки зрения методо­логии ценность такого теста выше ценности анамнеза. Анамнез логически содержит два шага, а именно: про­верку определенных свойств в прошлом (качества, раз­мера, структуры дерева) и доказательство, что ничего неизвестного в промежутке не произошло, другими словами, что мы имеем дело с «закрытой системой». Даже если на систему ничто не влияет извне, то в ней проис­ходят внутренние изменения. Поэтому мы должны к то­му же знать законы, управляющие этими внутренними изменениями (см. выше), если мы хотим определить свойства ситуации при помощи анамнеза.

В медицине, технике, физике, биологии использу­ются оба метода: исследование прошлого и проверка настоящего. Но там, где это возможно, предпочитают последний2.

В психологии диагноз с помощью анамнеза исполь­зовался довольно часто, особенно в классическом пси­хоанализе и других клинических подходах к проблемам личности. В психологии, восприятия и памяти этот тип диагноза используется сравнительно редко.

В целом экспериментальная психология обнаружи­вает тенденцию к тестированию наличной ситуации.

Метод определения свойств ситуации S(t) с помощью тестирования их в данный момент t избавляет нас от неопределенности исторического заключения. Это не означает, однако, что этот метод исключает рассмотре­ние временных периодов. «Ситуация в данный момент времени» на самом деле относится не к моменту вне протяжения времени, а к определенному периоду вре­мени. Этот факт имеет большую теоретическую и мето­дологическую важность для психологии.

Может быть, полезно будет вернуться к физике. Ес­ли вертикальные линии на рис. 45 представляют собой так называемые физические линии, то «ситуация» озна­чает срез через эти линии в определенное время t. Опи­сание этой ситуации должно включать: 1) относительное положение частей поля в данное время; 2) направление

 

2 Есть случаи, когда предпочтительнее историческая про­цедура. Например, голод крысы лучше определять через про­должительность голодания, чем психологическими или физи­ологическими тестами на голод в данное время t. Однако такое заключение из прошлого можно сделать только в течение того периода и в той ситуации, когда мы имеем «закрытую систему» (никаких влияний извне), например для животных, которые в течение этого времени совершали одинаковый объем работы или были на определенной диете. Трудности такого типа кон­троля заставили Скиннера связать проблему силы влечения с особенностями наличного потребления и скорость изменении, происходящих в это время. Первую задачу можно вы­полнить, приписав разным сущностям определенные скалярные величины, вто­рую — приписав им опре­деленные векторы. Вторая задача содержит трудно­сть, которую я хотел бы об­судить.

Чтобы описать на­правление и скорость из­менения, происходящего в данный момент, необходи­мо взять определенный период событий. В идеале для такого определения достаточен бесконечно ма­лый промежуток времени. В действительности мы должны наблюдать макро­скопический отрезок вре­мени или по крайней мере положение в начале и в конце такого отрезка, что­бы определить этот вре­менной дифференциал. В простейшем случае предпо­лагается, что скорость в данное время равна средней скорости в течение этого макроскопического отрезка времени. Я не пытаюсь детально повторить эту проце­дуру в физике. Если известны необходимые законы, то определенные косвенные методы (например, метод, ос­нованный на эффекте Доплера) позволяют выполнить различные процедуры.

Тем не менее остается важным тот факт, что адек­ватное описание ситуации в данный момент невозмож­но без наблюдения определенного периода времени. Это наблюдение должно интерпретироваться (соответствен­но «наиболее правдоподобному» по предположению и нашим знаниям физических законов) таким образом, что­бы его можно было преобразовать в утверждение о «по­ложении дел в момент времени t».

Рис. 45. S в течение от t—n до t + n— «закрытая сис­тема»; но S не идентична S(t)— показывает скорость X

 

В психологии тоже существует подобная проблема. Человек, в данный момент может быть на середине про­изнесения «а». В действительности такое утверждение предполагает наблюдение за определенным периодом времени. В противном случае могло бы быть зарегист­рировано только определенное положение рта и тела. Обычно психолог не удовлетворяется такой характери­стикой протекающего процесса. Он хочет знать, принад­лежит ли это «а» слову «саn», или «apple», или какому-либо другому слову. Если это слово «саn», психолог хочет знать, собирается ли человек произнести «I cannot come back» или же «I can stand on my head if I have to». Пси­холог даже хочет знать, произносится ли это предложе­ние в беседе о личных планах на будущее с личными друзьями или же оно является частью политического ад­реса и означает попытку отступить от несостоятельной политической позиции.

Другими словами, адекватное психологическое описание характера и направления протекающих про­цессов может и должно быть сделано на различных мик­роскопических и макроскопических уровнях. Каждому моменту некоторой единицы поведения соответствует определенный масштаб ситуаций. В том, что в нашем примере человек произносит «а», можно убедиться и не принимая во внимание многое из его окружения. Но для того чтобы характеризовать предложение как часть политического выступления, надо рассмотреть гораз­до больше. Не отвергая основного принципа теории по­ля — принципа одновременности, мы должны понять, что, чтобы определить скорость и направление поведе­ния (т. е. то, что обычно называется «значением» пси­хологического события), необходимо принять во вни­мание, как и в физике, определенный период времени. Продолжительность этого периода в психологии зави­сит от масштаба ситуации. Как правило, чем более мас­штабна ситуация, которую нужно описать, тем более длинный период необходимо наблюдать, чтобы опре­делить направление и скорость поведения в данное время (рис. 46).

Другими словами, в психологии мы имеем дело с «ситуативными единицами», которые следует рассмат­ривать как имеющие протяжение во времени и про­странстве. Если я не ошибаюсь, проблема квантов времени и пространства, настолько важная для современ­ной квантовой теории в физике [17], методологически соответствует (хотя, конечно, на более высоком уровне) проблеме «временных единиц поля» в психологии.

Рис. 46. S от t — п до t + n — «закрытая система». S не идентична S(t). S(tt)+ Dt — малая единица поля, ко­торая охватывает сравни­тельно малую область и включает сравнительно малый период времени от t до t + Dt; S(tt)+ Dt — боль­шая единица поля, вклю­чающая большую область и больший промежуток времени от t до t + Dt; ps и Ps — изменения положе­ния X в течение малого и большого промежутков времени

Понятие о ситуациях различного масштаба, как бы­ло доказано, оказалось очень полезным в решении ряда запутанных проблем, которые иначе очень трудно ре­шить. Толмен [20], Минцингер [16], Оллпорт [1] под­черкивали, что психологическое описание должно ох­ватить как макроскопические, так и микроскопические события. Баркер, Дембо и Левин [2] определили и ма­тематически описали три масштаба единиц процессов и соответствующих масштабов ситуаций. Они рассмат­ривали некоторые проблемы измерения силы фруст­рации в течение продолжительных периодов, обраща­ясь к перекрывающимся ситуациям, соответствующим двум различным масштабам временных единиц поля. Липпит [15], изучая социальный климат, различал еще большие периоды событий. Он показал, что границы (начало и конец) этих макроскопических единиц мож­но определить достаточно точно и достоверно. Я, одна­ко, не буду обсуждать здесь эти вопросы, поскольку нас интересуют только методологические проблемы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.005 с.)