Начальные причины и детерминант поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальные причины и детерминант поведения



Три разновидности

Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процес­сы. Эти определяемые функционально переменные являются последним звеном в причинном уравнении детерминант поведения. Они должны быть открыты и определены с помощью соответствующих эксперимен­тальных приемов. Они являются объективными, и это мы, внешние наблюдатели, которые открыли их, выво­дим или выдумываем их в качестве имманентных де­терминант поведения. Они являются последними и наиболее непосредственными причинами поведения. Мы называем их «имманентными детерминантами».

Но эти имманентные детерминанты в свою очередь причиняются стимулами из окружающей среды и пер­воначальными физиологическими состояниями. Такие стимулы окружающей среды и такие физиологические состояния мы обозначаем в качестве конечных или «первоначальных причин» поведения. Имманентные детерминанты включаются в причинное уравнение между начальными причинами и поведением как ко­нечным результатом.

Однако необходимо внести ясность. Кроме непос­редственных имманентных детерминант имеются ре­ально два других класса детерминант поведения, включающихся между стимулом (и первичными фи­зиологическими состояниями) и поведением. Они должны быть обозначены как «способности» и «при­способительные акты». Такие способности и приспо-собительные акты будут рассматриваться в последу-

ющих разделах книги. Здесь необходимо обратить

 

внимание на факт их существования и предложить лишь несколько предварительных характеристик.

Первая касается способностей. Как это выступило теперь с достаточной очевидностью в умственных те­стах и в утверждениях об индивидуальных в генетиче­ских различиях, природа возникающих имманентных детерминант будет в любом случае зависеть не только от характера первоначальных причин — стимула и фи­зиологических состояний, но также и от способностей индивидуального организма или вида организмов, ко­торые рассматриваются. Стимулы и первоначальные состояния воздействуют через способность порождать имманентные цели и познавательные детерминанты и лишь таким образом приводят к поведению как своему конечному результату.

Вторая касается приспособительных актов. Необхо­димо отметить, что в некоторых специальных типах ситу­аций обнаруживается, что имманентные цели и познава­тельные процессы в конечном счете дают возможность функционировать в организме тому, что можно назвать приспособительными актами. Приспособительные акты образуют замещение реального поведения или их можно определить как то, что менталисты называют осознанно­стью и идеями. Они являются уникальными органиче­скими событиями, которые могут при некоторых обсто­ятельствах появляться в организме как замещение или суррогаты актуального поведения. И они действуют, что­бы производить некоторый сорт изменений или усовер­шенствований в первично-возбуждаемых имманентных детерминантах организма, так что его конечное поведение, соответствующее этим новым измененным имманентным детерминантам отличается от того, которое в противном случае имело бы место.

Подведем итоги. Первичными причинами поведе­ния являются стимулы из окружающей среды и исход­ные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Детерминанты поведения подразделяются на три класса:

а) непосредственно «находящиеся в нем» объектив­но определяемые цели и познавательные процессы, т. е. «имманентные детерминанты»;

б) цели и познавательные «способности» данного индивида или вида, которые занимают промежуточное

положение специфических имманентных детерминант в качестве результата данного стимула и данного пер­вичного состояния;

в) «приспособительные акты» (behavior-adjust­ments), которые производятся при некоторых специаль­ных условиях имманентными детерминантами. Они за­мещают актуальное открытое внешнее поведение и оказывают обратное воздействие на имманентные де- терминанты, «корректируя» последние и производя, та­ким образом, новое внешнее поведение, отличающееся от того, которое появилось бы в противном случае.

Резюме

Поведение как таковое является молярным феноме­ном в противоположность молекулярному феномену, ко­торый составляют лежащие в его основе физиологиче­ские процессы. Описательные свойства поведения как молярного феномена таковы: оно направлено на целе­вой объект или исходит из него, осуществляется с по­мощью некоторых объектов и путей, выбираемых в ка­честве средств преимущественно перед другими, и образует специфическую картину обращения с этими выбранными в качестве средств объектами. Но это опи­сание в терминах «направлено на» и «исходит от», «вы­бор пути» и «картина обращения с» подразумевает оп­ределенные непосредственные имманентные цели и познавательные аспекты в поведении. Эти два аспекта поведения являются, однако, объективно и функциональ­но определяемыми сущностями. Они подразумевают факт понятливости, обучаемости как характерный для поведения. Ни в последнем анализе, ни вначале они не определяются интроспективно. Они равноочевидны как в актах поведения кошки и крысы, так и в более утончен­ных речевых реакциях человека. Такая целенаправлен­ность и познавательные аспекты, такая обучаемость, оче­видно, являются функцией организма как целого33.

 

 

Наконец, нужно отметить, что в дополнение к имманен­тным детерминантам имеются два других класса детер­минант — соответственно способности и приспособи­тельные акты. Они вмешиваются в уравнение между стимулом и первичными физиологическими состояния­ми, с одной стороны, и поведением — с другой.

Э.Толмен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.004 с.)