Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научение и проблема подкрепления

Поиск

Структура элементарного процесса научения, как показали многочисленные эксперименты, очевидно, такова: состояние потребности существует на фоне более или менее сложных рецептурных импульсов, вызываемых действием стимулов из окружающей сре­ды. Этот комплекс обстоятельств активирует разного рода неопределенные приспособительные потенциаль­ные реакции, регулируемые неизученной пока рецеп-торно-эффекторной структурой (SUR), сложившейся в ходе органической эволюции. Сравнительная сила потенциалов этих разнообразных реакций варьирует от одного момента к другому согласно фактору колеба­ния (S°R). Проистекающее отсюда разнообразие неус­военных потенциальных реакций (SUR), происходящих в данный момент, имеет следствием случайный харак­тер поведения, вызванного данными условиями. Тогда, когда одна из этих случайных реакций или их последо­вательность приводит к удовлетворению доминирую­щей в это время потребности, следует косвенный эф­фект, известный как подкрепление (G, схема). Оно заключается в следующем: (1) усиливаются определен­ные рецепторно-эффекторные связи, которые в данном случае обеспечили реакцию; (2) проявляется тенденция, согласно которой, все рецепторные импульсы, вызван­ные в данный момент, образуют новые связи с эффек­торами, обусловливая реакцию. Первый из этих эффек­тов известен как примитивное научение методом проб и ошибок, второй известен как условно-рефлекторное научение. В большинстве случаев оба процесса прояв­ляются одновременно; в действительности оба они, оче­видно, лежат в основе одного процесса, незначительно отличаясь лишь тем, что первый начинается с заметной силой, тогда как второй — практически с нуля.

В результате, если аналогичная потребность появ­ляется в подобной ситуации, то стимулы будут активи­ровать те же самые эффекторы быстрее, более опре- деленно и с большей силой, чем в первый раз. Такое

действие, хотя и не всегда безупречное с точки зрения приспособления, со временем несомненно будет вести к редукции потребности скорее, чем случайное реагиро­вание, не являющееся результатом научения (SUR), выз­ванное иной потребностью и стимульной ситуацией, а также сделает это быстрее и в более полной мере, чем при той же самой потребности и стимульной ситуации в первый раз. Таким образом, усвоение подобных рецепторно-эффекторных связей, как правило, способствует выживанию, т. е. является адаптивным.

Наблюдение и эксперименты показали, что суще­ствуют ситуации (особенно для высших организмов), в которых научение возникает вне связи с редукцией первичной потребности. При тщательном изучении таких случаев было выяснено, что агентом подкрепле­ния выступала ситуация, или событие, включающая в себя ряд стимулов, близко и постоянно связанных с редукцией потребности. Такую ситуацию называют вторичным агентом подкрепления, а укрепление рецепторно-эффекторной связи, возникающее вследствие ее действия, называют вторичным подкреплением. Этот принцип имеет огромное значение в поведении выс­ших организмов. Некоторая организация внутри не­рвной системы, вызванная определенным подкрепле­нием, известна под названием навыка; так как его нельзя непосредственно наблюдать, навык имеет ста­тус символического конструкта. Строго говоря, навык есть функциональная связь между s и r; у нас он пред-cтавлен символом SFR. Благодаря близкой функциональ­ной связи S и s, с одной стороны, и R и r — с другой, символ SHR может многое объяснить; его преимущество состоит в том, что S и R оба относятся к тем условиям, которые в норме открыты для наблюдения. Положение SHR в цепи конструктов в нашей системе представлено на схеме.

И хотя трудно определить количественное значе­ние ненаблюдаемого, различные приблизительные рассуждения позволяют в первом приближении опре­делить силу навыка как простую функцию роста от числа подкреплений. Единицей для изображения силы навыка выбран hab, аббревиатура от «habit» (навык); hab есть 1% от максимального физиологического пре-дела силы навыка в абсолютно оптимальных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.006 с.)