Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межличностное познание, или феноменологическое знаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Где-то между этими двумя видами познания, о кото-рыхя рассказал, логически вписывается третье на-правление, связанное в основном с познанием челове-ка и высших организмов, которое за неимением лучшего термина я называю «межличностным познанием». При этом типе познания я «познаю», что вы испытываете обиду на мое замечание, или презираете себя, или силь-но стремитесь достигнуть «вершины благополучия», или обеспокоены возможностью термоядерной войны. Эти и подобные им знания являются гипотезами. Но способ проверки гипотез в данном случае требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание за-ключается в проникновении в чужой мир, умении ре-левантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание. Я могу просто спросить вас, верна ли моя гипоте-за, но часто этот метод проникновения во внутренний мир человека неадекватен. Я могу изучать ваши жес-ты, слова, модуляции голоса и отсюда делать выводы о вашем внутреннем мире. Также я могу — и в этом заключена суть моего метода — создать на пси-хотерапевтическом сеансе атмосферу, которая тонко и щадяще позволила бы раскрыть вашу внутреннюю систему ориентации. В течение сеанса вы начинаете понимать, что можете переносить на меня ваши нере-ализованные желания, отвращение к себе, вашу систему убеждений или любой другой аспект вашего мира личных значений. В психотерапии этот путь познания мы находим самым плодотворным. Относясь с эмпа-тией к клиенту, сверяя свои гипотезы с его внутренним миром, мы получаем знания, которые приводят к формулировке психологических принципов личностных изменений. Таким образом, на этом межличностном, или феноменологическом, пути познания эмпатия направлена на другого человека. Наши гипотезы можно проверить, обратись к возможно более точно представленному внутреннему опыту данного человека. Получаемое знание о человеке глубоко индивидуально, но такие знания могут быть обобщены и проверены тем же способом, который был описан выше. Этот метод обеспечивает нас научным средством познания скрытых событий, совершающихся внутри индивида. Может показаться удивительным, но я не считаю, что этот путь познания ограничивается знаниями о других людях. Я полагаю, что этот путь познания ограничен только нашей способностью к эмпатии и степенью постижения внутреннего опыта организма. Классические исследования Кречевского и других показывают, что можно проверять гипотезы, опираясь на внутреннюю систему отношений даже крысы. Без сомнения, таких исследований должно быть больше. Несмотря на это, данный тип познания имеет наибольшее значение для нашего знания о человеке. Каков критерий для этого типа познания? Когда я прав в своем ощущении, что я «знаю» что-то в таком межличностном смысле? Я полагаю, что критерий такого познания двойной: первый представляет собой подтвержденную самим индивидом гипотезу о его внутренней системе ориентации, второй — выводы о его внутреннем опыте, полученные объективными надежными методами. Например, я чувствую, что у вас сегодня плохое настроение. Если я скажу: «Вы так выглядите сегодня, как будто вас окружает удивительно мрачный мир», и вы словом или кивком выразите свое согласие, то таким образом я проверю свою гипотезу о вашем плохом настроении и найду, что она подтвердилась. Другой метод проверки гипотезы был бы таким: если я отнесусь с эмпатией к вашим неприятным ощущениям, и к тому же в течение утра три других человека придут ко мне, не сговариваясь друг с другом, сообщить о вашей печали, вашей депрессии или о чем-либо подобном, как им кажется, то тогда вероятность правильного вывода о вашем внутреннем состоянии возрастет. В некоторых случаях, как показали эксперименты с животными, обращение к проблемам феноменологического поля поддерживается учеными, потому что оно является наиболее достоверным и рациональным способом объяснения поведения. Соотношение путей познания Таким образом, существуют три пути, с помощью которых мы приобретаем новые знания, формулиру-ют новые или отбрасываем старые гипотезы, постоян-но возникающие как в повседневной жизни, так и в психологической науке. Мне хотелось бы высказать мнение, что развитая психологическая наука исполь-зует каждый из этих трех путей познания, и только благодаря их адекватному и удачному сочетанию мо-жет возникнуть действительно научный подход к по- ведению. Здесь я сделаю небольшое отступление и покажу по аналогии, что психологически зрелая личность, по-добно развитой науке, использует те же три типа по-знания в обобщенном виде. Зрелая личность пола-гается на свой опыт, внутренние значения и гипотезы, которые она формирует. Она формирует и проверяет чрезвычайно важные для себя гипотезы, связанные с проблемами своего существования, с общением со зна-чимыми для нее людьми. Она осознает, что все гипо-тезы, поставленные перед самой суровой проверкой — проверкой жизнью, и она сама, как перспективный ученый, остается открытой и восприимчивой к опыту, функция которого — подтверждать или отрицать экспериментально созданные гипотезы. Таким образом, психически здоровой личности доступны тонкая дифференциация значений в ее внутреннем опыте, про-веряющем и улучшающем ее гипотезы, понимание немалых возможностей формирования гипотез другой личностью и их проверки, коррекция своих гипотез в реальных действиях в реальном мире. Но это отступление, и мне хотелось бы вернуться и показать некоторые ограничения, которые стоят перед этими тремя способами познания. Я полагаю, что мне удалось доказать невозможность существования безошибочных методов познания, беспрепятственных путей для развития научных теорий. Как заметил Полани: «Любой способ получения знаний рискован». Какие бы приближения к правде мы не получили в науках о поведении, они не приведут автоматически к полному познанию этой проблемы при следовании лишь одним путем. Я считаю, что ближайшая история показывает всю ошибочность тех наших действий, когда мы пытаемся использовать только один из этих трех видов познания, изолированно от других. Например, представитель бихевиоризма часто рассматривает себя как ученого, использующего только объективный путь познания, и к другим направлениям относится презрительно или по крайней мере как к полностью ненужным для развития науки, с одной стороны, с другой — некоторые современные экзистенциалисты смело отрицают объективный путь познания, полностью основывая свое учение на субъективном и феноменологическом познании. Другой тип ошибок возникает, когда мы смешиваем или отождествляем эти совершенно разные типы познания. Крайне важно до конца понимать, какой из этих типов познания применяется в данном исследовании, именно в данном процессе. Когда мы не знаем, какой тип знаний применить или пытаемся уравнять знания, полученные этими тремя способами, то возникают серьезные проблемы. Подобная ошибка часто встречается во многих психоаналитических работах. Новое третье направление в психологии представляется перспективным, так как оно с уверенностью и ясностью показывает пути использования всех трех подходов к познанию для продвижения вперед, обогащения и углубления нашей науки. Представители этого направления не боятся использовать свои объективные мнения, свой профессиональный опыт в качестве постоянней базы для выдвижения научных гипотез. Они строят их, пользуясь методом межличностного познания как самым лучшим способом получения знаний о природе и человеческой сущности, — знаний, каких не может дать ни одно нацравление, связанное только с изучением внешних явлений. Возможно, это один из значительных шагов вперед ученых этого направления. Они также признают большую важность объективного пути познания в соответствующих областях и рассматривают его как этап, следующий за этапом построения гипотез при научных разработках проблем. Таким образом, я полагаю, что такой подход в психологии будет весьма эффективным, и мне хотелось бы попытаться раскрыть это в дальнейшем повествовании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.97 (0.009 с.) |