Условия, влияющие на степень возрастания навыка в зависимости от подкрепления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, влияющие на степень возрастания навыка в зависимости от подкрепления



Более внимательное рассмотрение условий под­крепления позволяет заключить, что их существует целый ряд и они варьируют, а эксперименты показали, что степень возрастания навыка (ASHR) в зависимости от подкрепления так или иначе зависит от вариации этих условий. Один из таких факторов касается агента первичного подкрепления. Было показано, что при постоянном качестве величина возрастания силы на­выка относительно подкрепления представляет собой отрицательную функцию от количества агента подкреп­ления, используемого в качестве подкрепления.

Вторым немаловажным фактором в определении значения ASHR является величина интервала времени, между стимулом и реакцией, которая им обусловлена. Ситуация осложняется тем, заканчивает или нет стимул свое воздействие на -рецептор до появления реакции. В целом эксперимент показал, что в случае, когда и сти­мул, и реакция длятся недолго, величина возрастания силы навыка относительно подкрепления максимальна, когда реакция (и подкрепление) возникает на полсекун­ды позже стимула, и она представляет собой отрицатель­ную функцию величины, с которой интервал между сти­мулом и реакцией отклоняется от этого оптимума (в обоих направлениях). В случае, если реакция возникает одно­временно с продолжающимся воздействием стимула на рецептор, величина возрастания силы навыка относи­тельно подкрепления представляет собой простую от­рицательную функцию времени, в течение которого стимул действует на рецептор с момента появления реакции. Третьим важным фактором ситуации подкреп­ления является продолжительность времени между по­явлением реакции и подкреплением (G). Эксперименты показали, что этот «градиент подкрепления» представ­ляет собой отрицательно возрастающую функцию от времени между реакцией и последующим подкрепле­нием. Принципы вторичного подкрепления и градиента подкрепления объясняют целый ряд случаев научения, в которых первичное подкрепление отсрочено от под­крепляемого акта. Ряд экспериментов продемонстриро; вал, что совмещение действия этих двух принципов

 

производит вторичный феномен, названный, «градиентом цели». Согласно эмпирическим исследованиям он пред­ставляет собой уменьшающуюся экспоненту, или отри­цательную функцию от времени (t), отделяющую реак­цию от первичного подкрепления в пределах от десяти секунд до пяти-шести минут; промежутки свыше шести минут изучены еще недостаточно хорошо, чтобы делать относительно них какие-либо определенные выводы.

Существует еще несколько не вызыващих сомне­ния условий, влияющих на степень возрастания силы навыка в зависимости от каждого подкрепления. Условия, описанные выше, несомнено являются типичны­ми и, вероятно, наиболее важными.

Генерализация стимула

Продолжим рассмотрение динамических принци­пов, согласно которым навыки в сочетании с адекватной стимуляцией (S) и драйвом (D) производят реальное поведение. В этой связи отметим, что стимул (5, схема), своими афферентными импульсами (s, схема) часто вы-

зывает реакцию (R), даже когда s и отличается от s или s (рецепторный импульс, первоначально связан-ный с R). Это означает, что когда стимул (S) и реакция (R) объединены в ситуации подкрепления, возникает связь не только с непосредственно подкрепляемыми стимула-м и, но и с целой зоной других потенциальных стимулов, лежащих в данном стимульном континууме, например, S1, S2, S3 и т. д. Этот факт, известный как генерализация стимула, имеет огромное приспособительное значение, так как стимулы редко или почти никогда не повторяются в точности, навыки едва ли могли бы выполнять адап-птивную функцию вне этого принципа.

Генерализация стимула имеет характеристику, которую в общем виде можно представить следующим образом: чем больше физическое отличие S от S, тем слабее сила мобилизуемого им навыка. Говоря более точно, сила генерализованного навыка (SHR) есть линей­ная функция возрастания от силы навыка в момент под-крепления и отрицательная функция от разницы (d) между S и S , измеренная в различимых пределах. Ta­ким образом, SFR есть теоретический конструкт, свя-занный с конструктом SHR и наблюдаемыми S и S (см. чему).

Очевидно, что генерализация стимула принимает две формы: (1) генерализация качества стимула и (2) генерализация интенсивности стимула, иначе говоря, каждый стимул имеет два измерения генерализации — качество и интенсивность. Оба измерения демонстри­руют падение генерализационного градиента, причем качественный градиент изменяется более резко, неже­ли градиент интенсивности стимула (постулат 5).

Первичная мотивация

Потребность организма не только является важным фактором в формировании навыка, в силу того что редукция потребности и подкрепление взаимосвязаны; она также играет важную роль в детерминации ситуа­ций, в которых навык будет вызывать действия: силу этих действий, наличие их в отсутствие подкрепления. Это, несомненно, очень важно для приспособления, так как активность, которая приводит к редукции потреб­ности, была бы пустой тратой энергии в том случае, если потребность не существовала и не заставляла бы орга­низм действовать.

Известно, что динамическое действие многих, если не всех, первичных потребностей организма связано с наличием или отсутствием в крови некоторого неболь­шого количества определенных веществ, таких, как например гормоны. Каким-то образом они связаны с большинством потребностей определенными характе­ристиками стимулов (SD), интенсивность которых изме­няется в зависимости от интенсивности потребности (постулат 6). В этой связи следует указать, что драйв (D) представляет собой логический конструкт, так как его нельзя непосредственно наблюдать, так же как и эф­фективную силу навыка (SHR). К счастью, наиболее хорошо изученные драйвы, как например голод, жаж­да и т. п., вполне могут быть выражены как функции объективно наблюдаемых условий, или событий; эти последние представлены на схеме символом cd. Так как мы определили SHR, результат (SER, схема) комбинации определенных функций от ранее определенных значе­ний сам по себе определен.

Когда были количественно изучены бесчисленные факты первичной мотивации, стал напрашиваться вывод о том, что потенциальная возможность возникновения реакции (SER) есть продукт функции от интенсив­ности драйва, помноженной на функцию от интенсив­ности навыка. Стимулы драйва (SD) обычно становятся взаимосвязанными с реакцией, которая ассоциирует­ся с редукцией потребности; и, таким образом, он ста­новится интегральным компонентом навыка (SHR).

Состояние (или условие) драйва в крови, очевидно, некоторым образом повышает чувствительность дейст­вия всех навыков независимо от того, какие драйвы участвовали в их формировании, до известной степени таким образом, что увеличивает силу опосредованных ими реакций. Характерный стимул, ассоциируемый с каждой потребностью, действуя по определенному сти-мульному образцу, является достаточным для того, что­бы вызвать соответствующую реакцию, которая при­вела бы скорее к редукции потребности, доминирующей в настоящий момент, чем к редукции других потребно­стей, которые в данное время близки или равны нулю.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.201.220 (0.007 с.)