Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новый плдход в психологических теорияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я полагаю, что в области построения теорий это третье течение в психологии окажет живительное дей-ствие; по существу, элементы этой живительной силы уже появляются. Будет усиливаться тенденция, направленная на построение теорий, связанных с фундамен-тальными проблемами человеческого существования. Есть основание полагать, что будут развиваться по-настоящему психологические теории, которые послу-жат дополнением к некоторым чисто физиологическим теориям прошлого. Можно думать, что в построении теорий будет боль-ше свободы и свежести, коль скоро мышление вырва-лось из рамок, предписанных ему последовательным бихевиоризмом. Я полагаю, есть основание считать, что теоретические формулировки, которые возникнут в этой области, будут в большей степени связаны с процессом, или, как говорит Бриджмен, с «поступками и событиями», чем со «статическими элементами» и аб-стракциями. Я думаю, что это является одной из важ-ных функций теории. Несколько лет назад я попытался сформулировать подобную точку зрения, утверждая, что «объективное исследование изучает явления зас-тывшими, замороженными в определенный момент, чтобы дать нам точное представление о взаимосвязях, существующих в этот момент времени. Однако процес-сыферментации, кровообращения или расщепления атома — как правило, теоретически обоснованные — дают нам представление о непрерывном движении...». Пример теоретического понятия, возникшего подобным образом, можно найти у Гендлина в его тонком описании преконцептуального процесса приобретения опыте и способа его функционирования при создании личностного значения. Мы видели концепцию, берущую сиое начало из натуралистического наблюдения, чисто феноменологическую по происхождению, которая помогает перекинуть мост через пропасть между субъективным и объективным постольку, поскольку она пригодна для объективных исследований. Несмотря на риск чрезмерного упрощения, по-звольте мне попытаться выделить основные положения концепции Гендлина и причины, по которым он счита ет ее важной для разработки новых теорий и более адекватных научных исследований. Переживание опыта связано с непрерывным ощущением обладания опытом, «тем отчасти неоформленным потоком ощущений, который имеется у нас в каждый момент». Оно преконцептуально и содержит имплицитные значения. Это нечто, что, в общем, предшествует символизации, или концептуализации. Оно может быть доступно индивиду путем прямой связи, т. е. человек может прислушиваться к этому потоку переживаний внутри себя. Такая прямая связь представляет собой дифференциацию, основанную на субъективной фиксации человека, обращении им внимания на переживание опыта. Переживаемый опыт может быть символизирован, а символизация основала на этой прямой связи человека со своим опытом, более сложные символизации опыта могут развиваться другим путем, и их мы называем «концептуализацией». Значение образуется во взаимодействии между опытом и символами. Таким образом, по мере того, как индивид обращается к своему опыту, имплицитные значения символизируются в виде «Я сердит», или «Я согласен с тем, что он говорит», или «Мне не нравится то, что здесь происходит». Таким образом, наши личностные значения формируются в этом взаимодействии. Более того, всякий элемент опыта, всякий его аспект может символизироваться все далее и далее на основе непрерывного внутреннего внимания к нему. Дальнейшее уточнение и дифференцирование значений могут быть достигнуты путем символизации на основе любого опыта. Так, например, индивид, ощущающий дисгармонию с тем, что вокруг него происходит, может продолжать обращаться к своим внутренним ощущениям и сформировать из них дальнейшие значения: «Мне не по себе, потому что я не люблю видеть, как другому причиняют боль», «Нет, даже более того. Меня к тому же возмущает его власть», «Я полагаю, что здесь есть еще один аспект: я боюсь, что он мне может причинить боль». Таким образом, непрерывный поток все более и более уточненных значений может иметь в своей основе единственный момент опыта. Я так подробно описал эту концепцию, чтобы показать, в какой степени она имеет экзистенциальную ори- ентацию, феноменологическую основу. Тем не менее, как указывает Гендлин, опираясь на эту концепцию опыта, мы сможем отобрать и создать научные переменные для экзистенциальных категорий человека, которые затем могут быть операционально определены и пройти эмпи-рическую проверку. Его подход составляет один шаг в преодолении субъектно-объектной дихотомии, которая на сегодняшний день ограничивает наше познание. Я ограничусь тем, что приведу несколько других примеров построения теорий, которые в своей основе имеют экзистенциально-феноменологическую направленность. Таким примером может служить возникно-вение «Я-теории» (Оллпорт, Маслоу, Мустакас). Пере-осмысление мотивации, стимула и реакции, обучения, всех явлений психологического содержания с точки зрения перцепции хорошо показано в других работах, например в книге «Восприятие, поведение, становление» (Комос и Снайг), само название которой дает пред-ставление обо всем диапазоне теорий, которые затра-гиваются в этом томе. Наука и нереальное Мне хотелось бы ненадолго обратиться к тревоге, которую вызывает такой тип мышления в умах многих психологов, а возможно, и в умах многих других уче-ных. Эта тревога возникает потому, что они считают "нереальной» природу тех связей, которые в основном образуют такое мышление. Что будет с психологией, если она обратит свое внимание на такие эфемерные, расплывчатые туманности, как переживание опыта, структура «Я», становление? Что станет с солидной нау-кой, которая основывалась на изучении осязаемых стимулов, реакций, доступных наблюдению, зримых положительных подкреплений? Тем, у кого это вызывает ощущение тревоги, я хотел бы напомнить путь развития физических наук. Я вполне отдаю себе отчет в тех ловушках, которые таят в себе рассуждения по аналогии, и все же, думается, мы можем чему-то научиться и, быть может, найти утешение, рассмотрев некоторые аспекты развития физики и математики в той мере, в которой они доступны неспециалисту. Представляется вполне понятным, что основная часть впечатляющих открытий последнего времени в этих науках произошла не на пути использования логического позитивизма и операцио-нализма (хотя нельзя отрицать, что они продолжают вносить свою лепту), но благодаря фантастическому воображению опытных, способных к глубокому проникновению в сущность явлений мыслящих людей. Эти люди поднимали, казалось бы, странные вопросы, касающиеся сущности бесконечности, например, и разрабатывали странные гипотезы относительно бесконечности, которую никто не видел, не измерял и даже не понимал, что это. Эти необычные теоретические построения позволили разрешить давно стоявшие математические задачи. Или они разрабатывали новые странные представления о пространстве, формулировали типы пространства, которого никто никогда не видел, не представлял себе, которое существовало лишь в математических символах. Они выдвигали гипотезы об этих новых типах неэвклидова пространства. Наиболее знаменитые среди них вынашивали революционные идеи о том, что, возможно, нет ни веса, ни силы гравитации и что время и пространство — это одно и то же, отбирая этим у нашей вселенной почти все то, на чем она, по нашим представлениям, зиждится. Подобное развитие идей зашло так далеко, что это дало одному компетентному математику возможность написать следующее: «Мы должны, таким образом, рассматривать всякую теорию физического пространства как чисто субъективное построение и не соотносить ее с объективной реальностью. Человек создает геометрию, эвк-лидову или неэвклидову, и решает рассматривать пространство в этих терминах. Преимущество такого рассмотрения состоит в том, что, несмотря на его неуверенность в предположении, что пространство обладает какими-либо характеристиками той структуры, которую он построил в своем внутреннем сознании, он тем не менее может размышлять о пространстве и использовать свою теорию в научной работе. Такой взгляд на пространство и природу, в общем, не отрицает существование объективного физического мира. Такой взгляд просто признает, что суждения и выводы человека о пространстве являются исключительно его собственными построениями». Тем не менее надо признать, что благодаря этим субъективным конструктам смогли появиться теории относительности, высвобождения атомной энергии, космического пространства и многие другие достижения науки и техники. Если я попытаюсь сделать отсюда вывод для сферы психологии, то он будет выглядеть примерно следующим образом: нет никакого особого преимущества в том, чтобы ограничить теорию наблюдаемым поведением. Добавлю к этому, что нет и никаких внутренних преимуществ для того, чтобы строить теорию на основ феноменологических неременных. Этот фундаментальный вопрос поможет разрешить будущее. Какие теории окажутся подлинно эвристичными и приведут к открытию важных функциональных связей, возникающих в жизни человека? Имеются одинаковые основания, что-вы считать, что успешными окажутся теории, основанные на экзистенциально-феноменологических построениях, равно как и теории, основанные на объективных наблюдениях за поведением. Теория, постулирующая связь между внутренними субъективными явлениями, не поддающимися непосредственному измерению, подобно теориям, рассматривающим неэвк-лидово пространство, оказывается более ценной для успешного развития наших представлений, чем теории, изучающие только наблюдаемое поведение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.007 с.) |