Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость межкультурных исследований
Можно выделить несколько задач, которые разрешаются в рамках межкультурного исследования: проверить общность психологических законов; расширить область наших наблюдений по интересующим нас пере-менным; определить вариации, детерминируемые субъективными культурными факторами при различных ситу-ациях; использовать преимущества естественных экспериментов, дающих комбинации таких переменных, которые невозможно учесть в лабораторном исследовании; изучить проявление психологических переменных в контексте различных культур, а также изучить различные культуры сами по себе. Такое исследование с оче-видностью может привести к новым взглядам на психологические принципы, а также будет способствовать новым лабораторным исследованиям. Другими, словами, одной из посылок, лежащих в основе многих психологических работ, являлось предположение о том, что изуча-емые процессы инвариантны во времени и пространстве. Это предположение подвергается сомнению психологами, занимающимися межкультурными исследованиями. Культурные факторы часто требуют, чтобы мы вносили ограничения в наши теории. Например, теория развития Пиаже могла бы быть модифицирована, чтобы объяснить факты «возвращения» (regression) к более ранним стадиям развития, которые появляются благодаря влиянию определенных магических верований на членов данной
' Человеческое окружение — это не то же самое, что поведенческое или географическое окружение. Когда мы име-ем и виду культуру, мы рассматриваем человеческое окружение в самом широком смысле этого слова, так что оно включает любой аспект человеческой экологии.
культуры. В частности, Хэрон показал, что дети Замбии при измерениях успешности обучения в школе с помощью тестов, разработанных на местном материале, демонстрировали широкий разброс индивидуальных различий; в то же время обнаружилось, что дети, у которых наблюдался феномен сохранения веса, не отличались по этим валидным тестам от детей, не проявлявших эту способность. Даже дети с высоким интеллектом, хорошо успевавшие в школе, не могут решить задачу Пиаже из-за влияния магических верований. Один из способов объяснения этих фактов заключается в том, чтобы доказать, что стадии умственного развития являются инвариантными для любой среды, но что они не корректно выявляются конкретными тестами. Другой же путь заключается в том, чтобы расширить теорию таким образом, чтобы она была способна объяснить такие факты.
Методологические проблемы Упомянем некоторые основные методологические проблемы межкультурного исследования. Методологические трудности межкультурных исследований бесчисленны. Различаются два основных типа этих исследований: а) исследования, в которых делается попытка установить общность психологических законов или показать универсальность некоторого явления; и б) исследования, показывающие различия в этих законах или закономерностях применительно к разным обществам. Первый тип исследований не более труден, чем аналогичное исследование внутри некоторой культуры, второй тип исследований намного сложнее. Если мы получаем аналогичные результаты по различным культурам, несмотря на различия языков, применение приборов и т. д., явление должно быть безусловно ясным, но, для того чтобы установить, имеются ли различия в каком-либо законе или явлении, необходимо исключить массу взаимоисключающих гипотез, которые могли бы объяснить наблюдаемые различия. В экспериментальной работе случайное распределение объектов в экспериментальных условиях исключает большинство из этих конкурирующих гипотез, в межкультурном ис-следовании случайное распределение обычно не име- ет значения. Так, например: если сравниваются способности двух расовых групп, то существует бесчисленное количество конкурирующих гипотез, касающихся различий в приведении эксперимента и не имеющих ничего общего с собственно уровнем способностей, а именно различий в мотивации, в уровне подготовки экспериментаторов, во влиянии факта тревожности, в понимании инструкций, степени знакомства с тестовыми материалами, надежности и валидности тестов и т. д. Большинство.исследований, сравнивающих способности отдельных расовых групп, методологически настолько несовершенны, что их не следовало бы публи-ковать. Однако они не только публиковались в большом количестве, но и были практически использованы в качестве основы для политических акций. Лабов в основательной разрушительной критике тестирования убедительно показывает, что большинство из наблюдаемых с помощью тестирования различий хорошо объясняются мотивационными факторами.
Следующая особенность межкультурных исследований заключается в различии между этическими и эмическими исследованиями. Эмический подход направлен на описание явления, происходящего в усло-виях конкретной культуры, с помощью концептуального аппарата только этой культуры. Этот подход дает наиболее аккуратное описание явления. Однако эми-ческие данные нельзя сравнивать между разными культурами, поскольку по определению концепции, развитые в некоторой отдельной культуре, не могут быть универсальными. Этический подход изучает феномены с помощью универсальных понятий. Эти понятия часто приближаются к эмическим понятиям, но в силу универсальности они являются пригодными и для сравнительной работы. Основная проблема, связанная с большинством межкультурных психологических работ, состоит в том, что они используют псевдоэтический подход, когда эмическим данным (обычно полученным в США) придается статус этических. Методики, основанные на американских теориях, и задания, отражающие американские условия, просто переносятся и используются в других культурах. Получаемые при этом различия между культурными группами являются, в сущности, необъяснимыми при отсутствии демонстра- ции сходства. Такое сходство может быть показано разными способами. Во-первых, можно использовать в точности одинаковые методы исследования в каждой культуре и получить различные показатели, соответствующие каждой культуре, и показать сходные типы корреляции в нескольких культурах между показателями по данной методике и другими переменными. Аналогичная валид-ность может явиться убедительным аргументом в пользу демонстрации сходства в значениях измерений. Более точно, если некоторая переменная относится к нескольким другим переменным аналогичным образом в каких-то двух культурах и хотя бы к одной переменной по-разному в этих двух культурах, мы можем считать, что последняя переменная и будет свидетельствовать о культурных различиях. Или, если имеется большое сходство между несколькими переменными, но существуют культурные различия в показателях этих переменных, вновь у нас есть основания доверять наблюдаемым различиям. Например, если измерения показывают аналогичные типы корреляций способностей и школьных успехов и разницу в уровне как способностей, так и в исполнении для двух культурных групп, мы можем заключить, что между этими двумя группами существует различие. Во-вторых, можно ввести разнообразие в проведение эксперимента, которое приведет к аналогичному поведению изучаемых культурных групп. Затем появляется возможность определить, что необходимо сделать, чтобы уравнять действия двух культурных групп. Этот подход имеет то преимущество, что дает возможность описывать культурные различия в понятиях с помощью эксперимента, который необходим, чтобы сравнивать выполнение задания двумя группами.
Проблема использования неподходящих заданий является особенно важной в области тестов способностей. Вубер (1969) убедительно показал, что большинство из этих работ являются культурно-центрированными и показывают, как они выполняют наши задания, вместо того чтобы быть межкультурными и показывать, как они_справляются со своими трудностями. Гордон и Кайкучи подчеркивают важность этических измерений в области использования личностных тестов. Они также подчеркивают, что проверка релеван-тности, приемлемости тестовых заданий, разумности теста и его инструкций и дифференциальной чувстви-тельности к наборам ответов должна быть представлена в заданиях, которые предварительно шкалировались бы в каждой культуре, прежде чем перейти на этап стан-дартизации. Они также указывают на необходимость рассмотреть факторную структуру заданий в каждой культуре. Вернер и Кэмпбеллчетко указывают, что на-бор заданий следует разрабатывать в этих двух направлениях. Существует несколько методов для выявления этических факторов. Особенно компонентный анализ (сomponential analysis), фасетный анализ (facetanalysis) анализ черт (feature analysis) и факторный анализ могут быть использованы для обнаружения этических образцов в эмических данных. Многомерное шкалирование приводит к эмическим данным, но рассмотрение факторов может внушить сходство между культурами. Культурно обусловленные ответы, такие, как тенденция к молчаливому согласию, тенденция использовать середину шкалы, или влияния типа тестов еще больше усложняют межкультурное исследование и требуют тщательной проверки. Другая ветвь межкультурных исследований исполь-зует так называемый межкультурный метод, развитый Вайтингом и Чайлдом. В качестве единиц наблюдения выступают общества вместо отдельных индивидов. Метод опирается на контент-анализ докладов, собранный в региональной регистратуре человеческих отношений (Human Relations Area— HRAF). Обсуждалось несколько проблем, связанных с такого рода исследованиями. Например, на результаты могли влиять виды образцов, взятых из HRAF. Большой осторожности требует теоретическая интерпретация полученных данных. В то время как многие корреляции, вычисленные Вайтингом и Чайлдом, соответствовали психоаналитической теории в полной матрице интеркорреляций, существуют и многие другие корреляции, настолько же значимые, насколько и трудные для их теоретического истолкования.
Концептуальная рамка Большинство данных по психологии человека состоит из наблюдений за различными формами человеческо- го поведения. Задача психологов состоитвтом, чтобы раскрыть связи переменных, производных от а) географического окружения (как например, особая конфигурация стимулов) и/или от б) социального окружения (например, особенности или характер поведения другой личности), с результатами наблюдений за индивидуальным поведением. В целях выяснения закономерностей, которым подчиняются эти соотношения, психологи использовали гипотетические переменные, такие, как способности, приобретенные поведенческие установки — аттитюды, социально обусловленные детерминанты — роли и личностные диспозиции. Триандис и другие рассмотрели приобретенные поведенческие диспозиции, которые отражают социальные структурные детерминанты, под рубрикой «субъективная культура» — характерный способ восприятия некоторой культурной группой ее социального окружения. Последнее включает аттитюды, нормы поведения, роли, ценностные ориентации, ожидания и другие конструкты. Влияние социальных структур можно рассмотреть как со стороны конкретной социальной группы, так и со стороны отдельного индивида. Например, члены группы предписывают, какие формы поведения являются приемлемыми для лиц, занимающих определенное положение в каждой группе (предписанные роли). На основе предписанных ролей субъект разрабатывает свои — субъективные — роли, которые лишь отчасти соотносятся с предписанными ролями. Таким образом, чтобы понять всю сложность человеческого поведения, необходимо учитывать различие между социально обусловленными переменными, такими, как предписанные роли, переменными субъективной культуры, такими, как субъективные роли, и видами поведения, совпадающими с переменными субъективной культуры. Отсюда следует, что для рассмотрения соотношения культуры и психологии необходимо ввести шесть классов переменных, как это показано следующим уравнением: B=f{A,SC,PD,E, SS, O). (1) Поведение (В) является функцией способностей личности (А), субъективной культуры (SC) и личностных предиспозиций (PD). Некоторые отклонения.могут быть также обусловлены физическим окружением (Е), социальной структурой (55) и другими факторами (О).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.027 с.) |