Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Две точки зрения на психическоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое всегда нужно рассматривать с двух точек зрения: каузальной и финальной. Я намеренно употребляю выражение «финальный», чтобы избежать смешения с понятием «телеологический». Термином «финальный» я обозначаю лишь имманентное психологическое целеустремление. Вместо целеустремления (Zielstrebigkeit) можно сказать и внутренняя целесообразность (Zwecksinn), собственно целесмысл. Всем психическим явлениям присущ подобный смысл, до совершенно реактивных включительно (например, эмоциональным реакциям). Так, гнев, вызванный каким-либо оскорблением, целесообразен в смысле мести; выставляемый на вид траур целесообразен в смысле возбуждения сострадания и т. п. Поскольку мы рассматриваем материалы сновидения с каузальной точки зрения, мы сводим явное его содержание к известным, выявляемым этими материа- лами, основным стремлениям или мыслям. Последние как таковые, естественно, элементарны и всеобщи. Пример. Юный больной видит во сне, что стоит в чужом саду и срывает яблоки с дерева, причем осторожно оглядывается с целью убедиться, что никто его не замечает. Материалы сновидения. «Воспоминание о том, как он однажды, будучи еще мальчиком, без позволения сорвал несколько груш в чужом саду. Угрызения совести, в особенности подчеркнутые сновидением, напоминают ему следующее происшествие, имевшее место накануне: он встретил на улице знакомую, но довольно ему безразличную молодую девушку, с которой обменялся несколькими словами. Мимо них прошел один его знакомый; тут он смутился, ощутив нечто похожее на угрызение совести. Яблоки вызывают наитие (Eingall) о райском яблоке, причем он вспоминает, что, собственно говоря, никогда не мог понять, почему съедение запрещенного плода могло повлечь за собой такие печальные последствия для наших прародителей. Его всегда приводила в негодование несправедливость бога, который сам создал людей такими, какие они есть, со всяческим их любопытством и алчными вожделениями. Вспоминая о своем отце, он говорит, что и от него случалось терпеть непонятные ему наказания. Очень строго он был наказан, когда его однажды поймали на том, как он тайком наблюдал за купанием девушек. Это приводит его к признанию о недавно начатом, но еще не доведенном до естественной развязки любовном эпизоде с одной горничной. Накануне сновидения он имел с ней свидание». Обозревая эти материалы, мы приходим к заключению, что сновидения имеют весьма прозрачное соотношение с происшедшим накануне. Срывание яблок и связанные с ним ассоциации обнаруживают, что этой сцене, очевидно, присущ эротический смысл. По всевозможным другим причинам более чем вероятно, что влияние бывшего накануне свидания отражается и на сновидении. В сновидении юноша срывает райское яблоко, в действительности им еще не сорванное. Остальные ассоциированные к сновидению материалы относятся к другому происшествию, так же имевшему место накануне, а именно к своеобразному ощущению угрызений совести, охватившему сновидца при разговоре с безразличной ему молодой девушкой, далее, к грехопадению в раю и, наконец, к эротическому греху, совершенному им в детстве, за который он строго был наказан отцом. Через все эти ассоциации красной нитью проходит мысль о вине. Прежде всего мы применим к этим материалам каузальный способ рассмотрения Фрейда, другими словами, по его выражению, истолкуем данное сновидение. Накануне сновидения некое желание осталось неисполненным. Это желание в сновидении исполняется символически срыванием плода. Почему это исполнение скрыто символической картиной, а не прямо выражено половым вожделением? Фрейд укажет на несомненно проступающий в материалах элемент вины и скажет это навязанная юноше с детства нравственность, которая всегда стремится к подавлению подобных желаний, накладывает на естественное вожделение печать чего-то-мучительного и несовместимого. Поэтому-то вытесненный мучительный помысел в состоянии проявиться лишь символически, ибо, так как подобные помыслы с нравственными содержаниями сознания несовместимы, то на особую предполагаемую Фрейдом психическую инстанцию, обозначаемую им именем цензуры, возложена забота о том, чтобы это желание не переступило порог сознания в разоблаченном виде. Финальное рассмотрение сновидения, противопоставляемое мной взглядам Фрейда, отнюдь не отрицает причин сновидения — на это необходимо в особенности указать, — а лишь дает иное, толкование приводимым в связь со сновидением материалам. Сами факты, т. е, эти именно материалы, остаются без изменения, прилагаемый же к ним масштаб — иной. Этот вопрос можно формулировать следующим образом: каково назначение данного сновидения? Какое действие оно должно произвести? Я утверждаю следующее: налицо некоторая несознаваемая сновидцем склонность, или тенденция, придать эротическому переживанию смысл вины. Характерно, что им дается ассоциация грехопадения, драконовское наказание за которое всегда юноше было непонятно. Эта ассоциация бросает известный свет на причину, почему сновидец не подумал просто: «Я поступаю неправильно». Он как бы не отдает себе отчета в том, что мог бы отвергнуть свои эротические поступки как безнравственные. На самом деле так оно и есть. Сознательно он считает свои поступки нравственно совершенно безразличными — так же поступают и все его приятели, а он и по другим причинам не в состоянии понять, почему это до такой степени раздувается. Итак, в данном случае следовало бы сказать, что юношадо известной степени необдуманно, загипнотизированный примером приятелей, поддался эротическим вожделениям, ни разу не вспомнив о том, что человек наделен и нравственной ответственностью, причем нравственность им же создана, и он, таким образом, по своей ли воле или по принуждению, но склоняется перед делом своих рук. Мы можем в данном сновидении распознать уравно-вешивающую функцию бессознательного, которая выражается в том, что человеческие помыслы, наклонности и тенденции, которые в сознательной жизни проявляются слишком слабо, выступают в виде намеков в состоянии сна, из которого процессы сознательные почти совершенно выключены. Что же касается подавшего повод к столь многим спорам символизма сновидений, то оценка его весьма различна в зависимости от прилагаемой к нему ка-узальной или финальной точки зрения. Фрейдовское каузальное рассматривание исходным пунктом берет вожделение, т. е. вытесненное желание сновидца. Это вожделение всегда сравнительно просто и элементарно и может скрываться под разнообразней-шими покровами. Так, в вышеизложенном примере юноша одинаково мог бы видеть во сне, что отворяет дверь ключом, летит на аэроплане или целует свою мать и т. д. С данной точки зрения все это имело бы то же зна чение. С финальной точки зрения образам сновидения всегда присущ своеобразный смысл. Например, если бы нашему юноше вместо срывания яблока приснилось, что он должен отворить дверь ключом, то им были бы выявлены согласно иным образам сновидения и иные по существу своему ассоциативные материалы, которые совершенно по-другому дополнили бы сознательную ситуацию, нежели материалы к срыванию яблока. С этой точки зрения главный смысл следует искать в разнообразии символических материалов, а отнюдь не в их единообразии. Каузальная же точка зрения по самой природе своей всегда ищет установить единообразие, т. е. определенный смысл, таким образом, она стремится к семиотике, а не к символике. Для финального рассмотрения, напротив, всякое изменение картины сновидения есть выражение перемены психологической ситуации. Оно не признает за символами раз и навсегда определенного значения. С этой точки зрения важность образов сновидения заключается в них самих, ибо они содержат то значение, ради которого, вообще, возникали в сновидении. Обращаясь к вышеизложенному примеру, мы видим, что с финальной точки зрения символ в сновидении имеет скорее значение притчи — он не заслоняет, а поучает. Так, срывание яблока ясно напоминает элемент вины, одновременно заслоняя поступок прародителей. Архаически-символический способ выражения в сновидении доказывает, что последнее есть образование смешанное: с одной стороны, каузальное, исключительно определяемое прошлым, с другой же, именно своим символизмом оно в большей мере актуально. Последнее, однако, благодаря этому символическому способу выражения, не всегда, видимо, раскрывается лишь тщательным рассмотрением материалов данного сновидения и их соотношения с содержаниями сознания. Символический образ выражения сновидений прежде всего обращен вспять, приводя не только к инфантильной жизни данного лица, но и вообще к доисторической эпохе. Образы сновидений воспроизводят типические мотивы, допускающие сравнение с мотивами мифологическими. Подобно тому как человеческое тело хранит следы своего филогенетического развития, хранит их и психика. Поэтому предположение, что способ выражения сновидения притчами является архаическим остатком древности, вовсе не так невероятно. При этом срывание яблока в данном примере есть один из типичных мотивов сновидений вообще. Этот же образ является и хорошо известным мифологическим мотивом, встречаемым не в одном только библейском эпизоде в раю, но и в многочисленных мифах и сказках всех стран и времен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.011 с.) |