Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архетипы коллективного бессознательного
Гипотеза коллективного бессознательного относится к тем понятиям, которые сначала кажутся странными, но затем по мере их употребления превращаются чуть ли не в привычные представления, как это произошло с понятием бессознательного. После того как философская идея бессознательного, встречающаяся главным образом у Г. Каруса и Эд. фон Гартмана, погибла под наступающей волной материализма и эмпиризма, не оставив после себя значительных следов, она опять мало-помалу всплыла в научной естественно ориентированной медицинской психологии. Сначала понятие бессознательного ограничивалось для обозначения вытесненного и забытого содержания. Уже у Фрейда — хотя это крайне метафорично — бессознательное выступает в качестве действующего субъекта и, в сущности, является не чем иным, Как областью именно таких вытесненных и забытых содержаний, и только благодаря этому имеет практическое значение. Соответственно этому воззрению бессознательное обладает исключительно личной природой, хотя, с другой стороны, уже Фрейд признавал архаичес-ки-мифологический характер бессознательного1. До некоторой степени поверхностный слой бес-сознательного, несомненно, является личным. Мы назы-ваем его «личное бессознательное». Оно покоится на более глубоком слое, который не является продуктом личного опыта и приобретения, но врожден человеку. Этот более глубокий слой — так называемое коллек-тивное бессознательное. Я выбрал выражение «коллективное», потому что это бессознательное не индивидуальной, а всеобщей природы, т. е. оно в противоположность личной психике обладает одним и тем же содержанием и формами поведения повсюду и у всех индивидов. Другими словами, оно идентично у вcex людей и образует существующую в каждом общую душевную основу сверхличной природы. Существование определенного психического содержания обнаруживается лишь через осознава-ние этого содержания. Поэтому мы можем говорить о бесознательном лишь постольку, поскольку в состоянии показать его содержание. Содержаниями личного бесознательного являются главным образом чувствен-ные комплексы, которые составляют интимность ду-шевной жизни. Содержания же коллективного бессознательного составляют так называемые архетипы. Для наших целей это обозначение точное и полезное, потому что оно показывает, что при коллективных бессознательных содержаниях речь идет об архаических, или о первоначальных образах, т. е. о всеобщих образах, существующих с древнейших времен. Выражение «коллективные представления», которое Леви Брюль ис-
' В поздних работах Фрейд дифференцировал указанное здесь воззрение: инстинктивную психику он называл «Оно», а термином «сверх-Я» обозначал коллективное сознание, частично осознанное индивидом, частично неосознанное (вытесненное). пользовал для обозначения символических фигур примитивного мировоззрения, без труда можно отнести к бессознательным содержаниям, потому что оно касается чуть ли не того же самого предмета. В названных примитивных родовых учениях архетипы выступают в особой вариации. Разумеется, они здесь не являются содержаниями бессознательного, а превратились уже в осознанные формулы, которые выучиваются большей частью в форме религиозного учения, являющегося типичным выражением для передачи коллективных, изначально происшедших из бессознательного, содержаний. Другим выражением архетипа являются миф и сказка. Однако здесь речь идет о специфических формах, которые передавались от поколения к поколению с давних времен. Поэтому понятие архетипа применимо лишь косвенно к коллективным представлениям, поскольку оно обозначает только те психические содержания, которые еще не подвергались никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную душевную данность. В таком понимании архетип значительно отличается от исторически ставших и выработанных формул. Как правило, именно на высших ступенях религиозных учений архетипы появляются в оформлении, которое недвусмысленно обнаруживает оценивающее и обсуждающее влияние сознательной обработки. Напротив, их непосредственный облик, который поражает нас в сновидениях и грезах, имеет много индивидуального, непонятного и даже наивного, как например в мифе. Архетип представляет, по существу, бессознательное содержание, которое заменяется в процессе всего становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором он появляется.
Что понимается под архетипом, достаточно ясно высказано при изложении его связи с мифом, религиозным учением и сказкой. Дело усложняется, если мы попытаемся ответить на вопрос, что такое архетип с психологической точки зрения. То, что мифы в первую очередь являются психическими манифестациями, в которых выступает сущность души, прежде не признавалось. Примитива мало волновало объективное объяснение очевидных вещей, скорее, он имел настоятельную потребность, или, лучше сказать, что душа бессознатель- но неодолима стремилась ассимилировать весь внешний чувственный опыт с событиями своей душевной жизни. Примитиву недостаточно видеть восходящее и заходящее солнце — это внешнее наблюдение должно стать одновременно душевным событием, т. е. солнце в своем превращении должно представлять для него судьбу бога или героя, который, в сущности говоря, не живет нигде, кроме как в душе человека. Все мифологизиро-ванные процессы природы, такие, как лето и зима, фазы луны, период.дождей и т. д., лишь аллегории объективного опыта, они суть символическое выражение внутренней и бессознательной драмы души, которая благодаря проекции, т. е. будучи перенесена на события природы, становится понятной человеческому сознанию. Примитивный человек поражает субъективностью свoeгo сознания мира. Если согласиться с таким допущением, то мы должны соотносить мифы с психическим миром этого человека. Его познание природы выражается на языке бессознательных душевных процессов. В том, что последние бессознательны, лежит при-чина, почему раньше при объяснении мифа не прибе-гали к душе. Просто не знали, что душа содержит все те образы, из которых когда-либо произошли мифы, не знали, что наше бессознательное — это действующий и страдающий субъект, чью драму примитивный чело-век находил по аналогии во всех больших и малых процессах природы. В процессе моих исследований, посвященных структуре бессознательного, я увидел себя вынужденным установить логическое различие между душой и психикой. Под психикой я понимаю совокупность всех психичес-ких процессов, как сознательных, так и бессознательных. Под душой же я понимаю определенный, отграниченный комплекс функций, который лучше всего можно было бы охарактеризовать как «личность». Для более точного описания того, что я разумею при этом, я должен привлечь сюда еще некоторые более отдаленные точки зрения. Так, особенности явления сомнамбулизма (удвоение характера, расщепление личности), в исследовании которого наибольшая заслуга принадлежит французским ученым, привели нас к той точке зрения, по которой в одном и том же индивидууме может быть как бы «несколько личностей»... Несколько более зоркому психологическому наблюдению удается без особенных затруднений усмотреть наличность хотя бы зачаточных следов расщепления характера даже у нормальных индивидуумов. Достаточно, например, внимательно наблюдать за кем-нибудь при различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе его из одной среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего характер. Поговорка «со своими лается, а к чужим ласкается» формулирует, отправляясь от повседневного опыта, именно явление такого расщепления личности. Определенная среда требует и определенной установки. Чем дольше и чаще требуется такая соответствующая среде установка, тем скорее она становится привычной. Люди по большей части принуждены вращаться в двух, совершенно различных средах: в домашнем кругу, в семье, и в деловой Жизни. Эти две совершенно различные обстановки требуют двух совершенно различных установок, которые обусловливают удвоение характера.
В соответствии с социальными условиями и необходимостью социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с другой стороны, на социальных намерениях и стремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний характер слагается согласно душевным запросам и его потребностям в удобстве, например, бывает так, что люди в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и слабыми. Который же характер есть истинный, где же настоящая личность? На этот вопрос часто невозможно бывает ответить. Это краткое рассуждение показывает, что расщепление характера вполне возможно и у нормального индивидуума. Поэтому мы с полным правом можем обсуждать вопрос о диссоциации личности и как проблему нормальной психологии. По моему мнению, если продолжить наше исследование, на поставленный вопрос следует отвечать так, что у такого человека вообще нет настоящего характера, что он вообще не индивидуален, а коллективен, т. е. соответствует общим обстоятельствам, отвечает общим ожиданиям. Будь он индивидуален, он имел бы один и тот же характер при всем различии в установках. Он не был бы тождествен с каждой данной установкой и не мог бы, да и не хотел бы, препятствовать тому, чтобы его индивидуальность выражалась так и не иначе как в одном, так и в другом состоянии. В действительности он индивидуален, — как и всякое существо, — но только бессознательно. Своим более или менее полным отождествлением с каждой данной установкой он обманывает, по крайней мере, других, — а часто и самого себя — относительно того, каков его настоящий характер, он надевает маску, о которой он знает, что она соответствует, с одной стороны, его собственным намерениям, с другой стороны, притязаниям и мнениям его среды, причем преобладает то один, то другой момент. Эту маску, а именно установку, принятую для данного случая; я назвал «персоной» (persona), термин, которым обозначалась маска древнего актера. Того, кто отождествляется с маской, я называю «персональным» («лич-ным» в противоположность «индивидуальному»).
Обе установки вышеприведенного случая суть две коллективные «личности», которые мы просто объединим одним именем, — persona или personae (множественное число). Я уже указал выше, что настоящая индивидуальность отлична от них обеих. Итак, «персона» есть комплекс функций, создавшихся на основе приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тож-дественных с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющий «персону», относится исключительно к объектам. Внутренняя личность естьтот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку, это есть та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессозна-тельному. Внешнюю установку, внешний характер, я обозначаю словом «персона»; внутреннюю установку я обозначаю термином anima — душа. В той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым «Я» может более или менее отождествиться. Язык выражает это пластически: когда кто-нибудь в известных положениях имеет известную привычную установку, то обыкновенно говорят: «Он совсем другой, когдаделаетто или иное». Этим вскрыта самостоятельность комплекса функций при привычной установке. Дело обстоит так, как если бы другая личность овладевала индивидуумом, как если бы «в него вселялся иной дух». Внутренняя установка, душа, требует такой же самостоятельности, которая очень часто соответствует внешней установке. Это один из самых трудных аспектов воспитания — изменить «персону», внешнюю установку. Но столь же трудно изменить и душу, потому что обыкновенно ее структура столь же крепко спаяна, как и структура «персоны». Подобно тому как «персона» есть существо, составляющее нередко весь видимый характер человека и в известных случаях неизменно сопутствующее ему в течение всей его жизни, так и душа его есть определенно ограниченное «существо», имеющее подчас неизменно устойчивый и самостоятельный «характер». Поэтому нередко душа прекрасно поддается характеристике и описанию. Что касается «характера» души, то по моему опыту можно установить общее основоположение, что она в общем и целом дополняет внешний характер. Опыт показывает нам, что душа обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемый тяжелыми снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне поддается каждой тени, подвержен каждому капризу так, как если бы он был самым несамостоятельным существом. Следовательно, душа его содержит те общечеловеческие свойства определяемости и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его «персона». Если «персона» интеллектуальна, то душа, наверное, сентиментальна. Восполняющий характер души относится так же и к половому характеру, в чем я не раз с несомненностью убеждался. Женщина, в высокой степени женственная, обладает мужественной душой, очень мужественный мужчина имеет женственную душу. Эта противоположность возникает вследствие того, что например, мужчина вовсе не вполне и не во всем мужествен, но имеет (в норме) и некоторые женственные черты. Чем мужественнее его внешняя установка, тем более из нее вытравлены все женственные черты, поэтому они проявляются в его душе. Это об- стоятельство объясняет, почему именно очень мужественные мужчины подвержены характерным слабостям: к побуждениям бессознательного они относятся женски-податливо и легко подчиняются их влияниям. Напротив, именно самые женственные женщины часто оказываются в известных внутренних вопросах неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства в такой интенсивности, которая встречается только во внешней установке у мужчин. Эти мужские черты, исключенные из внешней установки у женщины, стали у нее свойствами души. Поэтому, если мы говорим у мужчины об anima (душа), то у женщины мы по справедливости должны были бы говорить об animus (дух), чтобы дать женской душе верное имя.
Подобно тому как «персона», выражающая приспособление к среде, является по общему правилу сильно определенной и оформленной воздействием среды, так душа оказывается сильно оформленной воздействием бессознательного и его качеств. Как «персона» в первобытной среде почти неизбежно принимает первобытные черты, так душа перенимает, с одной стороны, архаические черты бессознательного, с другой стороны, его символически-проспективный характер. Отсюда возникают та «полнота предчувствий» и тот «творческий» характер, которые присущи внутренней установке. «Я» есть, по моему мнению, комплекс представлений, который составляет для меня центр моего поля сознания; который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью с самим собой. Поэтому я говорю и о комплексе «Я». Этот Комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания, ибо психический элемент осознан мной в той степени, в какой он отнесен к комплексу «Я». Однако, поскольку «Я» есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, но является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю «Я» и самость, поскольку «Я» есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, значит и ее бессознательной сферы. В этом смысле.самость была бы (идеальной) величиной, включающей в себя «Я». Са-мость часто появляется в бессознательных фантазиях В виде вышепоставленной или идеальной личности, например как Фауст у Гёте. Психологические типы Наблюдая в моей врачебной практике за нервнобольными пациентами, я всегда поражался тем, что наряду с множеством индивидуальных различий в психологии человека существует и целый ряд типических различий; прежде всего мне бросились в глаза два типа, которые я назвал типом интровертированным и типом экстра-вертированным. Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственной личностью. Каждый из нас неизбежно уклоняется несколько в ту или другую сторону, поэтому вполне естественно и то, что мы всегда склонны понимать все в смысле собственного типа. Со стороны может, конечно, показаться, что проще всего было бы описать два конкретных случая, расчленить их и поставить рядом. Но дело в том, что каждому присущи оба механизма, как механизм экстраверсии, так и механизм интроверсии, и лишь относительное преобладание того или другого составляет тип. Чтобы придать картине должный рельеф, пришлось бы поэтому сильно ретушировать ее, а это свелось бы к более или менее благочестивому обману. К этому присоединяется еще и чрезвычайная сложность психологической реакции человека; эта реакция столь сложна и многообразна, что я вряд ли способен абсолютно верно изобразить ее. Поэтому я ограничусь изложением принципов, выведенных из множества единичных фактов, которые мне приходилось наблюдать. Надеюсь, что эти мои разумения явятся поясняющим вкладом в разрешение проблемы, которая всегда вела и до сих пор еще ведет к недоразумению и раздору не только на почве аналитической психологии, но и в других областях науки, а в особенности в личных отношениях людей между собой. Из этого с очевидностью вытекает, почему существование двух различных типов является фактом, в сущности, уже издавна известным, и, по наблюдению знатоков человеческой души и рефлексии, глубоких мыслителей, фактом, интуитивно постигнутым Гёте и образно воспринятым им как общий принцип систолы и диастолы. Механизм интроверсии и экстраверсии облекается в самые разнообразные названия и понятия, в каждом данном случае соответствующие индивидуальной точке зрения наблюдателя. Несмотря на разнообразие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется на субъект и на его собственные психологические процессы. В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту, объект притягивает их и тем в высокой степени обусловливает субъект. Более того, объект даже отчуждает субъект от самого себя, изменяя качества его и приравнивая его к объекту, и это до такой степени, что может показаться, будто объект имеет высшее и в Конечном итоге решающее значение для субъекта и будто абсолютное назначение и особый смысл жизни и судьбы заключаются именно в полном отказе субъекта от себя самого и отдаче себя объекту. Во втором же случае субъект есть и пребывает центром всех интере-сов; может показаться, будто в конечном итоге вся жизненная энергия ищет субъекта и устремляется к нему, тем самым постоянно отстраняя объект и не до-пуская, чтобы на долю его выпало слишком могущест-венное влияние, и кажется в таком случае, будто вся энергия отливает от объекта и субъект становится маг-нитом, стремящимся притянуть объект. Такое противоположное отношение к объекту очень трудно определить и описать в удобопонятной и ясной форме; мы при этом рискуем дойти до совершенно парадоксальных формулировок, которые могут скорее затемнить, нежели разъяснить вопрос. В самых общих чертах можно было бы сказать, что интровертированная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится ставить «Я» и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить его по отношению к объекту. Из этого вытекает, что такая установка придает субъекту более высокую ценность, нежели объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта, объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение, можно даже сказать, что он подчас является лишь внешним обективным знаком для субъективного содержания, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается идея, или же объект является предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его реальной индивидуальности. Экстравертированная точка зрения, напротив, подчиняет субъект объекту, причем на долю объекта приходится наивысшая ценность; субъект же в таком случае пользуется лишь второстепенным значением, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком объективных свершений. Несомненно и ясно, что психология, исходящая из таких двух противоположных точек зрения, должна расколоться на две части, по ориентированию диаметрально противоположные. Представители одного ориентирования видят все под углом зрения своего собственного понимания, представители другого —• под углом зрения объективных свершений. Эти противоположные установки представляют собой не что иное, как противоположные механизмы: в одном случае диастолическое расширение, выход из себя, приближение к объекту и захват его, в другом случае — систолическое сжатие, концентрирование и освобождение энергии от объектов. Каждому человеку свойственны оба механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма; и наверное не случайность, что Гёте образно выразил этот ритм понятием сердечной деятельности. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизни. Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической жизненной деятельности. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение весьма часто поощряют один механизм в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону одного механизма. Если такое состояние по какой-либо причине становится хроническим, то получается тип, иными словами, привычная установка, в которой один механизм постоянно преобладает, хотя никогда не в состо- янии вполне подавить другой, по той причине, что и этот другой механизм составляет безусловную принадлежность психической жизненной деятельности. Поэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем царил исключительно только один механизм при полной атрофии другого. Типическая установка не что иное, как лишь относительное преобладание одного из механизмов. Констатирование таких двух явлений, как интро-версия и экстраверсия, дало нам прежде всего возможность разделить психологические индивидуумы на две группы. Такая группировка носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что дает нам возможность лишь самого общего различения. Более внимательное исследование представителей индивидуальной психологии, принадлежащих к одной из двух групп, тотчас же показывает нам громадное различие между отдельными индивидуумами, хотя и принадлежащими к од-ной и той же группе. Поэтому нам придется сделать еще один шаг в нашем исследовании для того, чтобы определить, в чем именно заключается различие между индивидуумами, принадлежащими к одной определенной группе. Опыт убедил меня в том, что индивидуумов можно, в общем, распределить не только по их универсальному различию на экстра- и интровертированных, но и по их отдельным психологическим основным функциям. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают не только преобладание экстра-версии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию в индивидууме одной из основных функций над другими. Опираясь на опыт, я назвал основ-ными психологическими функциями, т. е. такими, которые отличаются от других как по роду, так и по существу, следующие функции: мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если одна из этих функций привычно преобладает над другими, то создается соответственный тип. Поэтому и типы я разделяю на: мыслительный, или интеллектуальный, эмоциональный, или сентиментальный, ощущающий, или сензитивный, и интуитивный. Каждый из этих. типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по иго отношению к объекту в том смысле, как было описано выше.
Индивидуация Понятие «индивидуация» играет в нашей психологии немаловажную роль. Индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ, строго говоря, она есть развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности, от коллективной психологии. Поэтому индивидуация есть процесс, дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности. Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка инди-видуации посредством преимущественной или исключительной жизни по коллективным нормам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности — значит искусственно калечить ее. Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать индивидуацию целью, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно приспособления к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих особенностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили. Индивидуация есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже а priori в наклонностях существа.
Раздел IV НЕОФРЕЙДИЗМ
Фромм (Fromm) Эрих (1900—1980) — представитель психологии неофрейдизма, автор концепции так называемого «гума-нистического психоанализа», философ и социолог. Родился во Франкфурте-на-Майне. Получил философское образо-вание в Гейдельбергском университете. Увлекся учением Фрейда. Психоанали-тическое образование получил в Психо-анлитическом институте в Берлине. Вел психоаналитическую практику с 1925 г. Работал в Институте социальных исследований во Франкфур-те на-Майне (1928—1932). Этот Институт был основан в 1923г., в нем сложилась Франкфуртская школа — направление лево-радикальной социально-философской мысли. В социально-фи-лософскую проблематику этой школы Фромм внес свой вклад: в 1932— 1934 гг. он выступил с рядом статей, посвященных при-менению идей Фрейда к социальной психологии, в печатном орга-не этого Института журнале «Zeitschrift fur Sozialforschung». В 1934 г. переехал в США, преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском и Мичиганском университетах. С 1951 г. жил в Мексике. Центральное место в системе Фромма занимает раз-работка идеи об общественной обусловленности человечес-кой, в том числе бессознательной психики. В трактовке этой идеи Фромм достиг наибольшей по сравнению с другими представителями неофрейдизма, например К. Хорни, конкрет-ности и глубины. Использование им при этом учения Маркса вылилось в одну из наиболее глубоких в буржуазной науке попыток соединить Фрейда с Марксом, раскрыв некоторые общие подходы этих мыслителей к пониманию человека. По-казав, что характер порождается типом общественных отношений, Фромм пытался раскрыть действительныхе отношении личности и общества. Важнейшие психологические сочинения Фромма: Escape from Freedom. — N. Y., 1941; Man for himself. — N. Y., 1947; The sane Society. — N. Y., 1955; The Art of Loving. —N. Y., 1956; The anatomy of human destractiveness. London, 1973. Фромм является также автором работ, посвященных исследованию основных религиозных концепций: иудаизма, христианства, дзенбуддизма. Лит.: Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках истины. — М., 1974; Зейгарник Б.В.Теорииличности в зарубежной психологии. — М., 1982. —С. 26—30; Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. — С. 217—237. В сборник включен отрывок из главы V книги «Бегство от свободы» (Escape from Freedom). В этой главе, носящей заголовок «Механизмы бегства», Фромм, исходя из представлений об особенностях человеческого — в отличие от животного — существования, вызванных переходом человека к социальной истории, описывает бессознательно складывающиеся психологические механизмы (их три), регулирующие отношения индивида с миром. 1. Мазохистские и садистские тенденции, которые проявляются в действиях, направленных против себя и других. Преобладание у человека этих тенденций создает садомазохистский характер, который Фромм называет также авторитарным. Общей чертой авторитарного характера является убеждение, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность — подчинение этим силам. Активность человека лишь видимость, за ней проступает бессилие, которое он хочет победить. По ходу описания этого характера Фромм касается и вызывающих его социальных условий, когда в обществе подавляется свобода и независимость. 2. Деструкти-визм, импульсы которого проявляются во всякого рода разрушениях. Сравнивая эту тенденцию с инстинктом смерти Фрейда, Фромм отвергает биологизм объяснения Фрейда. Он считает разрушительность результатом изменений в жизни — тех индивидуальных и социальных условий, которые вызывают страсть к разрушениям. Фромм указывает на особые условия каждой исторической эпохи, в том числе капиталистического общества, Германии периода фашизма, в которых коренятся подлинные причины разрушительных стремлений человека. 3. Автоматический конформизм. Он наиболее характерен для современного общества и состоит в уничтожении своего «Я» за счет идентичности с миллионами других, таких же, как он, автоматов. Описание автоматического конформизма с большой обличающей силой рисует картину жизни человека в современном капиталистическом обществе. Этот текст и приводится ниже. Э. Фромм АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОНФОРМИЗМ Этот механизм представляет собой решение, которое большинство нормальных индивидуумов находит в современном обществе. Коротко говоря, человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между «Я» и миром пропадают, а вместе с тем — сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он пла-тит, велика — это потеря самого себя. Положение о том, что «нормальный» способ победить одиночество — это стать автоматом, противоречит одной из самых распространенных идей относительно человека в нашей культуре. Предполагается, что большинство из нас — это индивидуумы, свободные думать, чувствовать и действовать, как им нравится. Разумеется, это не только общее мнение по поводу современного индивидуализма; каждый индивидуум точно так же искренне верит, что он — это «Он» и что его мысли, чувства, желания — «Его». Однако, хотя такие индивидуумы и существуют среди нас, в большинстве случаев этa вера является иллюзией, и притом опасной иллю-зией, так как она мешает изменению условий, ответственных за такое положение дел. Здесь мы имеем дело с одной из наиболее фундаментальных проблем психологии, которую прежде всего можно раскрыть с помощью серии вопросов. Что такое индивидуальное «Я»? Какова природа тех действий, которые только создают иллюзию, что они собственные действия человека? Что такое спонтанность (самопроизвольность)? Что такое первоначальный мыслительный акт? Наконец, как все это относится к свободе? В этой главе мы постараемся показать, как чувства и мысли могут быть индуцированы извне, но субъективно восприниматься как свои собственные, и как собственные мысли и чувства человека могут быть подавлены и, таким образом, перестанут быть частью индивидуального «Я». Мы продолжим обсуждение поднятых здесь вопросов в главе «Свобода и демократия». Давайте начнем это обсуждение с анализа значения переживаний, которые обозначаются словами: «я думаю», «я чувствую», «я желаю». Когда мы говорим «я думаю», то это похоже на ясное и недвусмысленное утверждение, Кажется, единственный вопрос — это верно ли неверно то, что я думаю, а не о том, Я ли думаю. Однако конкретная экспериментальная ситуация сразу показывает, что ответ на этот вопрос совсем не обязательно тот, который мы предполагаем. Давайте посетим сеанс гипноза. Мы увидим некоего субъекта А, которого гипнотизер В погрузил в гипнотический сон и внушил ему, что после пробуждения от сна он захочет прочитать рукопись, которую, как он будет верить, он взял с собой. Он будет искать ее и не найдет и тогда поверит, что другой человек — С украл ее, и очень рассердится на этого С. Ему говорят также, что он совсем забудет, что это приказания, данные ему в гипнотическом сне. Надо добавить, что С — это человек, к которому субъект никогда не испытывал какой-либо злости, не имеет для этого никакого реального повода и даже более того, на самом деле он не приносил с собой никакой рукописи. Что здесь происходит? Субъект А просыпается и после короткой беседы на какую-то тему говорит: «Случайно это напомнило мне об одной вещи, написанной в моей рукописи. Я Вам это прочту». Он оглядывается, не находит ее и тогда поворачивается к С, предполагая, что это он взял рукопись; становится все более и более возбужденным, когда С отвергает это предположение, окончательно впадает в открытый гнев и прямо обвиняет С в краже рукописи. Он идет даже еще дальше. Он приводит доводы, показывающие возможность того, что С — вор. Он говорит, что слышал от других, что рукопись очень нужна С, что у него была хорошая возможность взять ее и т. д. Мы слышим, что он не только обвиняет С, но и создает многочисленные «разумные объяснения», которые придают этим обвинениям прав- доподобность, (Конечно, ни одно из них не является правдой и А никогда не думал о них раньше.) Давайте предположим, что другой человек входит в комнату в этот момент. У него нет никакого сомне- ния в том, что А говорит то, что он думает и чувствует; еди нственный вопрос, который у него будет: верны или не верны обвинения, т. е. соответствуют ли мысли А реальным фактам. Однако нас как свидетелей этой процедуры с самого начала не беспокоит вопрос о правдивости обвинений. Мы знаем, что не это является проблематичным, так как мы уверены в том, что то, что А сейчас чувствует и думает, это не его мысли и ч увства, а всего лишь чуждые элементы, вложенные в его голову другим человеком. Заключение, к которому может прийти человек, вошедший в середине эксперимента, может быть тако-го типа. «Вот А, который ясно показывает, что у него естьвсе эти мысли. Он лучше всех знает, что он думает, и нет лучших доказательств, чем его собственные ут-верждения о том, что он чувствует. Есть другие, которые говорят, что эти мысли вложены в А и являются чуждыми элементами, взятыми просто так, выдуманны-ми. Со всей справедливостью я не могу решить, кто прав, каждый из них может ошибаться. Возможно, что поскольку здесь двое противостоят одному, то больше шансов за то, что право большинство». Однако у нас как у свидетелей всего эксперимента не было бы сомне-ний, их не было бы и у вновь пришедшего, если бы он посетил другие сеансы гипноза. Он бы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.031 с.) |