Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления и тенденции в развитии зарубежной психологии в 30-60-е гг. XX В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зарубежная психология 30—60-х гг. характеризуется интенсивным развитием в области теории и экспериментальных исследований. В этот период возрастают и углубляются междисциплинарные связи, в сферу которых включаются все новые и новые разде-лы естественных, точных и общественных гуманитар-пых наук. Развиваются связи психологии с практикой, что находит выражение в образовании прикладных областей психологии. Возникают новые области психологии — этология, нейропсихология и др. Вместе с тем продолжают сохранять свое значение основные проблемы, которые разрабатывались в психологии и раньше, и, казалось бы, особенно плодотворно в период открытого кризиса в 10—20-х гг. XX в. Возвращение к ним — свидетельство непреходящего значения этих проблем, а вместе с тем и огромных трудностей, с которыми встречаются психологи при разрешении под-лежащих исследованию задач. В зарубежной психологии в 30—60-е гг. продолжается линия на разделение психологии, истоки которого восходят еще к В. Вундту, на естественнонаучную, ориентированную на объективные методы исследования, прежде всего на эксперимент, и ориентированную на феноменологический подход и имеющую целью понима-ниe индивидуального, проникновение в субъективный мир индивида. Свое заостренное выражение первая тенденция находит в огромном потоке работ по моделированию психических процессов. В них проводятся широкие аналогии механистического толка между человеческим мышлением и поведением и работой слож-нейших автоматов. Эта область исследований развиваются под сильным влиянием теории систем, кибернетики, вычислительной техники. Вторая тенденция выразилась в разработке проблем личности, мотивации, движущих сил поведения человека, в попытках конкретно понять человека во всей его целостности и неповторимости. В зарубежной психологии 30—60-х гг. получает дальнейшее развитие объективное поведенческое направление в различных вариантах необихевиоризма. Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен1. В 1932 г. в книге «Целевое поведение животных и человека» он впервые показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсонов-скому — названному Толменом молекулярным — пониманию поведения по схеме стимул — реакция. Э. Толмен вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме в ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежуточных переменных необихевиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности, характерный для уотсоновской модели поведения. В необихевиоризме экспериментально разрабатываются новые модели процесса обусловливания, и в условиях усиления контроля и манипуляции сознанием масс в 30—50-х гг. происходит широкое распространение результатов этих исследований (проведенных на животных), претендующих на создание концепции общества, на различные области социальной практики Необихевиоризм представлен разнородными направ-лениями, отличающимися в трактовке структуры и механизмов поведения и научения. Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес Кларк Халл. Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей И. П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Экспериментальные иссле- дования, развернулись в области научения у животных. Как и теория Уотсона, теория Халла не учитывает фактора сознания. Но Халл понимает недостаточность схемы Уотсона стимул — реакция и постулирует введение в структуру поведения факторов, которые можно описать объективно подобно стимулу и реакции. Они сводятся к некоторым процессам в организме, являющим-ся результатом предшествующего научения (навык, по терминологии Халла), режима депривации, инъекции лекарств и т. п. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией. Применяя логический и математический анализ, Халл пытается вычислить достоверную связь между этими переменными, стимулами и поведением. Вместо уотсоновской схемы стимул — реакция Халл развивает формулу, предложенную в 1929 г. Р. Вудвордтсом, стимул — организм — реакция, где организм — некоторые невидимые процессы, протекающие в нем. Халл сформулировал законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции, обозначаемая термином «потенциал реакции». Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи Халл считал смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. Таким образом, Халл принимает закон эффекта Торндайка. Сила связи, которую Халл обозначает как потенциал реакции и которая зависит от количества подкреплений, а также от отсрочки подкрепления, и есть функция количества подкреплений. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новыхсвязей. Ему принадлежат тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера (частичное, прерывистое, постоянное) подкрепления, от времени его предъявления. Эти факторы научения были дополнены принципами. В опытах с лабиpинтaми Халл доказал, что в процессе выработки навыка поведение животного на разных участках лаби-ринта неодинаково. Так, скорость обхода тупиков в начале и в конце лабиринта неодинакова: во втором случае она больше; число ошибок на участках вдали от цели больше, чем в конце лабиринта; скорость передвижения в лабиринте при его повторном прохождении больше в конце пути, чем в начале. Эти и некоторые другие факторы, подвергнутые точному математическому расчету, получили название «градиент цели». Описанный Хал-лом феномен свидетельствует о целостной— молярной— природе поведения. В принципе градиента цели Халл видел сходство с учением о силах поля Курта Левина. Об этом же говорит и второе понятие — антиципирующих реакций или антиципирующих ответов на раздражение — Экспериментально было обнаружено, что во время совершения, действий, ведущих к цели, наблюдаются частичные ответы, которые способствуют выявлению действий, ведущих к цели. Например, в ходе тренировки животное все менее глубоко заходит в тупики или просто замедляет движение около них. Точно так же в процессе выработки обычного условного рефлекса наступает момент, когда еще до появления опасности животные осуществляют защитные, т. е. целесообразные, действия только на сигнал об опасности. Антиципирующие реакции, у животных Халл рассматривал как эквиваленты идей, целей, намерений. Созданная Халлом концепция изложена в строгой математической форме в виде системы постулатов и теорем и опирается на эмпирические данные экспериментальных исследований. Большое внимание Халла к количественной стороне описания поведения повлияло на последующую разработку математических теорий научения. Другим вариантом концепций поведения, включающих в структуру поведения промежуточный механизм является теория субъективного бихевиоризма, с которой выступили Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Под влиянием развития современных счетно-вычислитель-ных машин и по аналогии с программами, заложенными-в них, они постулировали внутри организма механизмы и процессы, опосредующие реакцию на стимул, реальность которых не вызывает сомнения. В качестве таких инстанций, связывающих стимул и реакцию, они называли Образ и План. «Образ — это все накопленные организованные знания организма о себе самом и о ми-ре, в котором он существует... употребляя этот термин мы имеем в виду в основном тот же вид представления которого требовали другие сторонники познавательной теории. Оно включает все, что приобрел организм — его оценки наряду с фактами, — организованное при поме-щи тех понятий, образов или отношений, которые он смог выработать»2. «План — это всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций»3. Образ — это информативный, а план — алгоритмический аспект организации поведения. Всюду авторы указывают на аналогии этих образований программам счетно-вычислительных машин. Поведение рассматривается как серия движений, ачеловек - как сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба (Test) — это база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операционная фаза (Operate) осуществляется правильно. Таким образом, — понятие поведения включает идею обратной связи. Каждой операции предшествует проба. Единица поведения описывается по схеме: Т—О—Т—Е (от английских слов Test — проба, Operate — операция, Exist — результат). «...Схема Т — О — Т — Е утверждает, что операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами различных проб»4. Позиция субъективного бихевиоризма отража-ет общую тенденцию в развитии бихевиоризма, когда, выражаясь словами самих авторов, «почти каждый би-хевиорист контрабандой протаскивает в свою систе-м у тот или другой вид невидимых явлений — внутрен-ние реакции, побуждения, стимулы и т. п....так делает каждый по той простой причине, что без этого нельзя понять смысл поведения»5. Однако авторы не устают подчеркивать, что эти невидимые явления — «проме-жуточные переменные» — не следует понимать в духе психологических понятий субъективной интроспек-тивной психологии. Тогда как их понимать? Предла-гаемая здесь трактовка их по аналогии с устройством счетно-вычислительных машин не может быть признанаудовлетворительной, потому что в машине образы и планы — это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика и появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах. Авторы предвидят, что их объяснение может быть понято как грубые механистические аналогии и гипотезы, но тем не менее считают их достаточно точным выражением поведения. В целом субъективный бихевиоризм в трактовке поведения остается в рамках механистической бихевиористской методологии и не выходит на действительное объяснение регулирования человеческого поведения. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его концепция и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других саранах 6. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Безусловнорефлекторный и условнорефлектор-ный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантны-ми. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения. Для их исследования Б. Скиннер сконструировал экспериментальную установку, получившую название «ящика Скиннера». «Ящик Скиннера» — это клетка, в которую помещается животное. В ней имеется манипулятор — устройство, нажатие на которое приводит к появлению подкрепления (положительного или отрицательного). Манипулятор связан с записывающим устройством, регистрирующим силу и частоту реакций жи-вотного. Все элементы ситуации варьировались с целью исследования зависимости между реакцией и режимом подкрепления. В описании поведения Скиннер постулирует отказ от внутренних детерминант, в частности от потребностей как объективно не регистрируемых. Поскольку потребность нельзя наблюдать, она не привлекается для объяснения поведения. Образование новых оперантных реакций объясняется в терминах оперантного обусловливания. В соответствии с двумя формами реакций — респондентных и оперантных — различаются две формы обусловливания — респондентное и оперантное—как механизмы для объяснения возникновения и усиления реакций этих двух типов. Скиннер настойчиво подчеркивает отличия между ними. При обусловливании респондентного типа реакция связывается с раздражителем в силу смежности во времени двух стимулов — условного и безусловного — один из которых связан с уже существующей у животного реакцией, например слюноотделением. Это обусловливание типа S7. При оперантном обусловливании новая реакция, например нажатие на рычаг, не связывается с определенным стимулом, не вызывается стимулом: она осуществляется в какой-то определенный момент независимо от определенных обстоятельств и подкрепляется. Именно временное следование реакции и подкрепления объясняет усиление реакции. Это обусловливание получило обозначение как обусловливание типа R. Различие между этими двумя типами обусловливания и соответствующими типами поведения поднимается Скиннером на принципиальную высоту и приводит его к противопоставлению условно рефлекторного и оперантного поведения. Соглашаясь с фактом наличия известных различий между ними, нельзя, однако, на этом основании противопоставлять их, ибо и оперантное поведение является условнорефлектор-ной деятельностью и, как всякая рефлекторная деятельность организма, представляет собой закономерный ответ на тот или иной внешний агент. Именно оперантные реакции, по Скиннеру, составляют базисный репертуар активного произвольного поведения животного; Однако реально оперантное поведение трактуется как система случайных, слепых проб, некоторые из которых оказываются случайно правильными, т. е. подкрепляются. Таким образом, организм находится во власти подкрепляющих стимулов. Однако в действительности процесс приспособления живот- ных к внешнему миру строится в условиях их ориентировки на объекты (пищевые, оборонительные и т. п.), в соответствии с характеристиками которых они строят свои действия. Реально активность животного не так слепа, как ее описывает Скиннер. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством» формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную ре- акцию». Необходимо отметить, что этот метод ранее был открыт замечательным русским дрессировщиком животных В. Л. Дуровым8. Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке челове- ка. Так, на основе результатов научения у животных воз- ник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихеви-оризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т п. психические процессы он описывает в терминах реакций и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, «интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления9. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека. Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведения не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. За научным примитивизмом такой трактовки человека как автомата открывается ее реакционная идеологическая направленность. Вместе с другими методами и средствами, разработанными в психологии, наука о поведении Скиннера используется в практике контроля над поведением людей с целью его модификации. Знакомство с различными системами необихевиоризма позволяет заключить, что это направление внесло значительный вклад в экспериментальное исследование поведения, обогатило эту область новыми методиками и фактами. Оно способствовало утверждению объективного подхода к изучению поведения. Однако теоретическая несостоятельность направления является закономерным результатом базисной установки, восходящей к Уотсону, — на исключение сознания из психологии. Включение промежуточных переменных, природа которых понимается разными авторами различно, не освободило это направление от механицизма и натурализации человека. В психологии нарастает общее разочарование в бихевиоризме. Как протест против ортодоксального бихевиоризма с его установкой на исключение психики из области научного исследования, в 60-х гг. в самостоятельное направление оформляется так называемая когнитивная психология. Некоторые исследователи называют его не направлением, а подходом 10. Когнитивная психология развила идеи о роли когнитивных аспектов в организации поведения, выдвинутые необихевиоризмом (особенно идеи Толмена), некоторые идеи и понятия гештальтп-сихологии, Ф. Бартлетта и др. Главной областью исследования когнитивной психологии являются познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, но она охватывает также проблемы мотивации, некоторые проблемы социальной психологии, психофизиологии, нейропсихологии. Крупнейшими представителями когнитивной психологии являются У. Найссер, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, П. Лин-дсей, Д. Норман, Дж. Брунер и др. Когнитивная психология началась с подхода к познавательным процессам, которые рассматривались в контексте теории информации и развивались под влиянием успехов в области вычислительной техники. В соответствии с этой методологической ориентацией когнитивная психология развивала подход к человеку как иерархически организованной системе по сбору, хранению и преобразованию информации и ее использованию. Например, в уже упоминавшейся книге Клацки память рассматривается как «информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации». При этом указывается на активную природу познания. В настоящее время когнитивная психология представляет собой труднообозримую область исследований, операющихся на современные компьютерные технологии и связанные с рядом других дисциплин, вместе составляющих направление, получившее название когнитивной науки — когитологии. С 1970 г. издается специальный журнал «Cognitive psychology» («Когнитивная психология»). При этом наблюдаются существенные различия в теоретической интерпретации полученных феноменов. На эти расхождения указывает Найссер в книге «Познание и реальность», отрывок из которой включен в данное издание. Представители когнитивной психологии, хотя и утверждают активность человеческого познания, в конкретных исследованиях рассматривают познавательные процессы вне реальной чувственно-практической предметной деятельности человека. Опыт российских психологов показывает, что именно исследование самого содержательного процесса, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром — его предметной деятельности, — открывает действительно реальный подход к пониманию познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления — как формирующихся в ходе различных действий субъекта с предметами. В зарубежной психологии 30—60-х гг. получает дальнейшее развитие психологическая разработка проблем бессознательного в русле идей 3. Фрейда. Среди психо-аналитических теорий выделяются два направления, явившиеся результатом борьбы мнений среди членов кружка, руководимого 3. Фрейдом, отмежевавшихся еще в 10-х гг. от учения Фрейда. Это аналитическая психология К. Юнга и индивидуальная психология Л. Адлера. Психологическая система К. Юнга разрабатывалась на основе обобщения опыта клинической работы, наблюдений, а также анализа материалов фольклора, мифов, религий народов мира. Она охватывает также философские и религиозные вопросы. В психологии Юнгу принадлежит развитие учения о бессознательном, учение о психологических типах — экстравертированном и инт-равертированном, развиваемое в терминах двух базисных установок — экстравертированной и интраверти-рованной и четырех психических функций: мышления, чувств, ощущения, интуиции. Он выдвинул также учение о личности и процессе ее развития, который назвал индивидуацией. Он внес новое в психотерапевтическую технику, модифицировал ассоциативный эксперимент. Методологическую основу разработки этих проблем составляет дуализм Юнга в решении вопроса об отношении психического к окружающему миру материальных предметов, гипотезы (о психической энергии, о врожденности коллективной бессознательной психики и др.). Под эти основания подводятся факты клинической практики, которые нередко интерпретируются в духе идеализма и агностицизма, мистицизма и религии. Большой интерес представляет критика Юнгом учения Фрейда. Юнг выступил против мнения Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической жизни человека. Сохраняя понятие «либидо», он трактовал его с энергетической точки зрения как психическую энергию, одной из форм проявления которой является сексуальность. Соглашаясь с делением психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного —- личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления, комплексы. Оно зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах, фантазиях, с помощью ассоциативного эксперимента. Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. (Это сверхличная бессознательная психика.) Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования; мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. По Юнгу, коллективное бессознательное — сверхличный и надындивидуальный опыт, древнейшая психика, независимая от развития индивида, от его сознания. Формой существования коллективного бессознательного признаются инстинкты и архетипы: инстинкт предопределяет специфичное поведение человека, архетип проявляется в сознательных психических содержаньях, в образах и символах, соответствует самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился прежде всего психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях разных больных и одинаковую последовательность в смене их. В содержании этих образов и фантазий Юнг усматривал аналогии с мифологическими образами в мифах и религиях разных народов. Эти данные Юнг произвольно интерпретировал как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики, которая является результатом запечатления в структуре мозга бесконечно повторяющегося опыта. В такой фантастической форме Юнг выражал идею развития в психологии. Юнг описал несколько фигур архетипической природы, которые назвал Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Например, Персона — это символическое обозначение самой поверхностной стороны личности, которая проявляется во взаимоотношениях человека с другими людьми и не выражает настоящего Лица индивида, это скорее Маска, скрывающая действительную природу личности. Тень символизирует негативную сторону личности; сумму аморальных, асоциальных качеств, с которыми человек не желает сталкиваться слишком близко. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, от Персоны — к Самости, которая составляет центр личности. Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией. Ее содержанием является становление человека во всей его неповторимости и целостности, а необходимым условием —уничтожение автономности сознательного и бессознатель ного и конфликта между ними. Он осуществляется самим индивидом и с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. В целом теория бессознательного Юнга содержит допущения, не отвечающие требованиям строгого научного объяснения; учение Юнга о психологических типах и разработанный им вариант ассоциативного эксперимента получили широкое распространение, особенно в психиатрической клинике. Другое направление получает разработка учения Фрейда в индивидуальной психологии А. Адлера. Адлер также отвергает пансексуализм Фрейда. Главный источник поведения, по Адлеру, мощное стремление к достижению превосходства или совершенства. Эта цель развивается как компенсация чувства неполноценности, которое является результатом неприспособленности человека как биологического существа и неполноценности отдельных его органов. Как отмечает Выготский, критикуя систему Адлера, «чувство или сознание неполноценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития». Возникает стремление к преодолению чувства неполноценности, которое тем сильнее, чем сильнее чувство. Преодоление выражается в компенсации и сверхкомпенсации. Таким образом, по Адлеру, чувство неполноценности — это не пассивное переживание дефекта. Оно становится важным источником для бессознательной постановки цели, которая состоит в стремлении к совершенству. Эта цель — общая для всех — получает у каждого человека свое специфическое направление в форме индивидуальной — «уникальной» — цели. Она возникает впервые в 4—5 лет и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер назвал «стилем жизни». Стиль жизни — продукт творчества индивида. Цель и стиль жизни во многом являются бессознательными. Вообще, различие между сознанием и бессознательным не является у Адлера столь контрастным, как у Фрейда. Чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности и привести к неврозу. Такое патологическое направление оно получает у дефективных детей и в условиях неправильного воспитания, у балованных и нелюбимых детей. В этих случаях ребенок не может справиться с требованиями, предъявляемыми к нему социальным окружением; что и вызывает невроз. Идея Адлера о том, что дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания, так что возможность социально полноценной личности у детей, обладающих дефектами, является вполне реальной, встретила сочувствие у Л.С. Выготского12. Вместе с тем Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием слепого, глухого и нормального ребенка, и поставил задачу разработки средств и путей воспитания дефективных детей. Индивид, по Адлеру, не может рассматриваться вне общества. Все важные проблемы, которые он должен решить, являются социальными. Адлер приписывает человеку наличие социального интереса (общественного чувства). Социальный интерес, так же как и чувство неполноценности, является необходимой компенсацией слабости человека, продуктом его потребности в безопасности и проявлением общественного характера его жизни. Основные задачи, которые решает человек в жизни, связанные с выбором профессии, общением с другими людьми, выбором партнера для построения семьи, предполагают наличие социального интереса, требуют способности к кооперированию. Только посредством социального общения индивид становится членом общества, участником этого великого разделения труда и находит свою задачу и возможность решить ее. Социальное сознание формируется в детстве и прежде всего матерью. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить эти три проблемы и получает патологическое направление развития. Адлер выступил родоначальником социального направления в развитии психоанализа, подчеркивал значение социальных моментов в развитии личности. В то же время Адлер сохраняет глубокую связь с психоанализом Фрейда, поскольку принимает положение о врожденных причинах поведения, хотя и иначе понимает их. В 30-е гг. на базе психоанализа начала формироваться как самостоятельное направление «эго-психо-логия». Ее основоположниками являются А. Фрейд, Г. Гартман, Э. Эриксон13 и др. Центральным понятием этой психологии является понятие «Эго», которое рассматривается как важнейшее образование личности. С его помощью осуществляется приспособление человека к внешним, прежде всего социальным условиям. Большое место занимает проблема развития личности и происхождения «Эго». Эта линия исследований получила значительное развитие в современной зарубежной психологии14. Обширное направление зарубежной психологии, истоком которого также были идеи Фрейда, составляет неофрейдизм. Его крупнейшими представителями являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен. Неофрейдизм возник в 30-х гг. Его оформлению способствовало, по-видимому, появление нового типа больных. Начиная с 30-х гг. все большее число людей обращалось за помощью к психоаналитикам не как больные в строгом смысле слова, а как люди, нуждающиеся в помощи и защите от воздействия сложной социальной среды. Новый — не невротический — тип больных жаловался скорее на неудачи, беспокойство, чувства одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфические симптомы. Они страдали не от невроза. Это были прежде всего представители деловых кругов, практиков, специалистов-профессионалов, служащих. Именно они в первую очередь испытали влияние депрессии 30-х гг., последовавшей за экономическим кризисом 1929 г. Эти экономические трудности, а также вторая мировая война потрясли мир и отразились в судьбах каждого человека. Среди последователей психоанализа все прочнее утверждается мысль о том, что для анализа причин заболеваний недостаточно погрузиться в личные семейные драмы, ограничиться миром своего «Я» и семьи. В результате действия этих факторов возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа. К. Хорни отвергает такие важные положения теории Фрейда, как чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений, игнорирование культурных факторов для возникновения неврозов, структурное деление психики на «Оно», «Я», «сверх-Я», пансексуализм, обязательность эдипова комплекса, предопределяющую роль детства. Хорни подчеркивает роль культурных факторов в формировании личности и в образовании неврозов, сохраняет фрейдовские методы — технику — и фрейдовский тезис о том, что человеком движут бессознательные побуждения. Эти побуждения (главным образом врожденные, биологически обусловленные, отчасти приобретенные) — стремление к безопасности и кудовлетворению. Важно отметить, что они бессознательны. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому поведение индивида определяется бессознательными мотивами, и предполагая, что эти бессознательные побуждения носят аффективный или эмоциональный характер, Хорни сохраняет этим всю суть психоанализа. Хорни отмечает, что эти два бессознательных стремления несовместимы друг с другом. Конфликт между ними приводит к необходимости подавления одного из них. При этомХорни отвергает «сверх-Я» как подавляющую силу: сам конфликт вызывает подавление. Подавление означает выталкивание из сознания импульса, или аффекта. После подавления мы субъективно убеждены, что у нас его нет. Подавленный импульс встречает сопротивление сознания и возникают защитные механизмы «Я», которые служат окольными путями проникновения в сознание подавленных импульсов, потребностей, чувств, но в сильно замаскированном виде. Эти защитные механизмы формируются с детства. Они становятся той бессознательной основой, на которой строятся представления человека о самом себе. Хорни сохраняет основные особенности психоанализа, но подчеркивает, роль культуры и те противоречия, которые вызываются ею: с одной стороны, культуpa стимулирует потребности, а с другой — налагает большие ограничения (экономические, юридические, этические), которые подавляют эти же потребности. Культура усиливает бессознательную внутрипсихичес-кую драму. Основными элементами этой драмы у Хорни, как и у Фрейда, служат противоположные бессознательные побуждения, основанные на несовместимых стремлениях, причем конфликты разрешаются в результате подавления с помощью защитных механизмов «Я». Сумма таких решений, их источник и развитие в течение жизни индивида определяют его характер и делают личность нормальной или невротической. Хорни вновь повторяет положение Фрейда о бессознательных стремлениях, которые и являются движущими силами человеческой психики. Окружающая среда остается лишь фоном, на котором разыгрывается напряженная внутренняя психическая драма противоборствующих эмоций. Основным средством борьбы с внутренними конфликтами является доведение их до сознания с помощью приемов, открытых Фрейдом (толкование сновидений, свободные ассоциации и т. п.). Поскольку в развиваемой Хорни системе сохраняется положение психоанализа о решающей роли бессознательных процессов и путях их выражения, а лечение основывается на доведении этих процессов до сознания, постольку учение Хорни принадлежит к психоанализу. Концепция «межличностной психиатрии» Г. Сал-ливена (1892—1949) — другая форма социализированного психоанализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в объяснении внутреннего мира человека, процесса развития личности. Пользуясь разработанной им специальной терминологией, Салливен ра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.017 с.) |