Объективное определение поведенческого познания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективное определение поведенческого познания



Рассмотрим теперь познавательный аспект поведе­ния. Обучаемость как черта обнаруживается в поведе­нии, и, мы будем это утверждать, объективно представ­ляет собой некоторые непосредственные имманентные свойства, для обозначения которых уместно использо-

 

вать общий термин «познание», или «познавательные процессы». Точнее говоря, предмет нашего рассмотре­ния состоит в том, что типичная картина предпочитае­мых путей и связей между ними, которая отличает лю­бой поведенческий акт, обнаруживает понятливость животного по отношению к задаче. Поэтому можно го­ворить о познавательном характере поведения, если в отношении его утверждается: а) наличие определенно­го целевого объекта; б) первоначальное положение это­го целевого объекта (т. е. направление и расстояние) по отношению к другим объектам, которые выступают в качестве средств поведенческого акта, и в) свойства данных объектов-средств, которые позволяют устанав­ливать определенные отношения с целевым объектом. Если любой из этих элементов окружающей обстанов­ки изменится, окажется иным, данный акт поведения будет разрушаться, выступит его дезинтеграция. Это разрушение процесса данного поведенческого акта, которое наступает под влиянием случайных обстоя­тельств, касающихся свойств окружающей среды, дей­ствительно доказывает наличие в поведении того, что определяется как когнитивные аспекты этого акта.

Факт этих когнитивных аспектов легко проиллю­стрировать на примере поведения крысы в лабиринте. После того как крыса однажды выучилась в данном ла­биринте, ее поведение в нем является очень характер­ным и отличается смелостью и уверенностью. Однако это удачное протекание поведения в успешных случа­ях, как это может быть легко показано эксперименталь­но, зависит от учета тех свойств окружающей среды, которые действительно оказываются таковыми, каки­ми их трактует данный акт поведения. Оно зависит от пищи в целевом ящике, которая действительно имеет такой характер, как это обнаруживает поведение. Оно зависит от коридоров, которые действительно оказы­ваются наилучшими и самыми короткими путями к пи­ще. Правильное, уверенное поведение в лабиринте за­висит от этих коридоров и, будучи сформировано, означает, что эти коридоры действительно являются та­ковыми. И если любое из этих условий изменится, т. е. окажется иным, правильное поведение будет наруше-но. Факт нарушения поведения является объективным свидетельством влияния на него ряда непредвиденных обстоятельств. Такое протекание поведения доказыва­ет, что окружающие условия действительно таковы, ка­кими их трактует данный акт поведения. И все это мож­но назвать познанием, т. е. определить поведение как акт, имеющий познавательный аспект.

Организм как целое

Наша доктрина, в соответствии с которой поведе­ние обнаруживает обучаемость и как таковое характе­ризуется пластичностью, намеренностью и познава­тельным аспектом, означает, что повеление всегда осуществляется организмом как целым, а не является делом отдельных имеющихся у индивида сенсорных или моторных систем. Для такой пластичности харак­терны выбор и замена моторных ответов и сенсорных актов, часто захватывающих весь организм. Готовность к продолжению действия до достижения цели означает возможность широкого переключения с одной сенсор­ной и моторной системы на другую. Поведение как тип связи с окружающей средой может осуществляться только целым организмом. Нельзя говорить о поведе­нии определенных сенсорных и моторных звеньев, ко­торые являлись бы изолированными, функционирую­щими каждое само по себе.

Действительно, тот факт, что поведение является приспособлением целого организма, а не ответом его сенсорных или моторных систем, действующих каж­дый в полной изоляции друг от друга, может быть про­демонстрирован даже на организмах, стоящих по эво­люционной шкале ниже, чем крысы. Так, например, наблюдение за поведением рака в простом Т-образном лабиринте привело Гилхаузена к такому заключению: «Не было получено определенного доказательства для подтверждения любой доктрины научения, которая представляет (даже в случаях, относящихся к низшим животным) в качестве первичного момента закрепле­ние или торможение отдельной реакции на данный сти­мул. Как уже иллюстрировалось... при анализе пробе­га в лабиринте, научение характеризовалось бесконечно разнообразными реакциями. Краб, который действовал наилучшим образом, добивался этого не путем реаги-рования всегда на тот же самый специфический раз-

дражитель и неизменно теми же самыми реакциями, а,

 

 

насколько можно было наблюдать, путем реагирования соответственно измененным образом и на различные раздражители в различных опытах».

В этой связи необходимо отметить, что некоторые бихевиористы имеют тенденцию считать тот факт, что поведение является поведением целого организма, фун­даментальной отличительной чертой поведения как мо­лярного феномена. Такова, например, позиция Перри, которому мы обязаны первоначальным указанием на факт обучаемости как характерный для поведения. Пер­ри неоднократно повторял, что поведение осуществля­ется целым организмом, и в этом одна из отличительных особенностей поведения. Он писал: «Психология (т. е. бихевиоризм) имеет дело с макроскопическими факта­ми органического поведения и, в частности, с фактами внешнего и внутреннего приспособления, с помощью ко­торых организм действует как единство, в то время как физиология имеет дело с более элементарными состав­ными частями процессов, такими, как метаболизм или нервный импульс. Но поскольку психология делит орга­низм, она приближается к физиологии, и, наоборот, по­скольку физиология интегрирует организм, она прибли­жается к психологии»29. Далее, «центральной чертой этой концепции человеческого поведения является общее по­ложение об организме, которое выражается в виде де­терминирующей тенденции. Организм как целое вклю­чен в решение некоторой задачи, которая поглощает всю его энергию и включает в ее решение соответствующие механизмы»30. И еще: «Соответственно тому, что орга­низм объединен и функционирует как целое, его поведе­ние невозможно свести к простым реакциям, являю­щимся ответами на некоторые внешние события»31.

Вейсс и де Лагуна делают акцент на том же самом32.

Необходимо отметить, что согласно представлен­ной точке зрения факт, что поведение есть поведение целого организма, является не первичным его свойст­вом, а до некоторой степени производным. Эта особен­ность есть только следствие того более фундаменталь­ного факта, что в поведении как молярном феномене проявляется пластичность, которая требует множества взаимосвязей между всеми частями организма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.008 с.)