Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятийная структура ГалилеяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В противоположность понятийной структуре Аристотеля, которую я постарался кратко охарактеризовать, сейчас в психологии наблюдается развитие, которое выступает в радикальных тенденциях, в основном маленькими шагами, иногда с ошибками (особенно когда пытаются наиболее точно следовать примеру физики), но которые в основном ясно и непреодолимо ведут к изменениям и в конечном счете могут означать не что иное, как переход от аристотелевской к галилеевской понятийной структуре. а) Никаких ценностных концепций. Никаких дихотомий. Унификация областей. Наиболее важные общие обстоятельства, которые проложили путь к гали-леевским представлениям в физике, ясно и отчетливо прослеживаются в современной психологии. Победа над ценностными, антропоморфическими классификациями феноменов на каких-то иных основаниях, чем природа самих психических процессов, никак не может считаться полной, но во многих областях, особенно в сенсорной психологии, по крайней мере главные трудности уже позади. Как и в физике, группирование событий и объектов в оппозиционные пары и сходные логические дихотомии заменяется группированием с помощью серийных понятий, которые допускают непрерывное изменение. Частично этот подход обязан более широкому опыту и осознанию факта, что всегда есть переходные стадии. В наибольшей мере это коснулось сенсорной психологии, особенно в области психологической оптики и акустики, а позднее и обоняния. Но тенденция к таким изменениям заметна и в других областях, например в области чувств. Особенно теория Фрейда — и это одна из ее главнейших заслуг — многое сделала для уничтожения границы между нормой и патологией, обычным и необычным и, таким образом, способствовала гомогенизации всех областей психологии. Конечно, этот процесс еще далек от завершения, но это полностью сравнимо с тем, что произошло в современной физике и в результате чего были объединены небесные и земные процессы. Также в детской психологии и в психологии животных постепенно исчезает необходимость выбора между двумя альтернативами — отношение к ребенку как к маленькому взрослому и к животному как к неразвитому низшему человеку, или попыткам установить непроходимую пропасть между ребенком и взрослым, животным и человеком. Эта гомогенизация становится все более ясной во всех областях, и это не чисто философское требование какого-то абстрактного философского единства, но влияние конкретных исследовании, в которых различия полностью сохраняются. б) Безоговорочная общая валидность психологических законов. Наиболее ярким и важным проявлением возрастающей гомогенизации помимо перехода от классов к понятиям серий является тот факт, что валидность конкретных психологических законов больше не ограничена конкретными областями, как она раньше ограничивалась нормальными взрослыми людьми на том основании, что от психопатов или гениев можно ожидать что-то иное или что в этих случаях данные законы неприменимы. Теперь начинают понимать, что любой психологический закон должен выполняться без исключений. По своему содержанию этот переход к концепции строгой закономерности без всяких исключений в то же время означает окончательную и всеохватывающую гомогенизацию и гармонизацию целой области, которая придала физике Галилея опьяняющее чувство беспредельной широты, так как в отличие от концепции абстрактных классов не ставит пределов широкой вариативности мира потому, что единственный закон охватывает целую область. Тенденции к гомогенизации, основанные на валид-ности законов без всяких исключений, стали заметны в психологии только в самое последнее время, но они открывают необыкновенно широкую перспективу. Исследования законов структуры — в особенности экспериментальное исследование целого —показали, что одни и те же законы выполняются не только в различных областях психологической оптики, но также в психологии слуха и в сенсорной психологии в целом. А это является большим шагом на пути к гомогенизации. Далее выяснилось, что законы оптических фигур и интеллектуального инсайта тесно связаны. Важные и сходные законы были открыты в экспериментальном исследовании целостного поведения, процессов воли, психологических потребностей. Аналогичным должно быть развитие психологии в областях памяти и экспрессии. Коротко, тезис об общей валидности психологических законов в последнее время стал значительно более конкретным, частные законы плодотворно применяются к областям, которые раньше считались качественно различными, так что тезис о гомогенности пси- хической жизни в отношении ее законов получает огромную силу и уничтожает границы между прежде отделенными друг от друга областями. в) Постановка целей. Тезис о валидности психологических законов без всяких исключений имеет также большое методологическое значение. Это приводит к возрастанию требований, предъявляемых к доказательствам. Становится трудно допускать исключения. Они ни в коем случае «не подтверждают правило», а, наоборот, являются достоверными опровержениями, даже если они появляются очень редко, если можно продемонстрировать хотя бы одно-единственное исключение. Тезис об общей валидности не допускает ни одного исключения во всей сфере психического, будь то ребенок или взрослый, психология нормы или патологии. С другой стороны, тезис о валидности психологических законов без всяких исключений делает доступным исследованию, особенно эксперименту, те процессы, которые редко повторяются в одном и том же виде, например определенные аффективные процессы. г) От усредленного понимания закономерности к пониманию закономерности в чистом виде. Ясная оценка этого обстоятельства до сих пор никоим образом не стала привычной в психологии. В самом деле, в соответствии с более ранней, аристотелевской, точкой зрения, может казаться, что новая процедура скрывает фундаментальное противоречие, отмеченное нами ранее. Заявляют, что хотят постигнуть полную конкретную реальность глубже, чем это возможно с помощью концепций Аристотеля, и даже считают, что эта реальность является случайной в своем историческом течении и географическом окружении. Например, общая валидность закона движения по наклонной плоскости основывается не на взятии среднего из максимально возможного числа случаев движения камней, катящихся с горы, и последующем принятии этого среднего за наиболее вероятный случай. В большей степени это основано на явлении движения без трения некой идеальной сферы вниз по абсолютно прямой и твердой плоскости, т. е. на процессе, который даже в лаборатории можно создать только приблизительно и который наименее вероятен в обычной жизни. Заявляют, что стремятся к полной конкретности и валидности, и даже используют метод, который с точки зрения предыдущей эпохи не обращает внимания на исторически данные факты и полностью основывается на индивидуальных случаях, даже на самых ярких исключениях. Каким образом физик приходит к этой процедуре, опровергающей аристотелевские взгляды в современной психологии как вдвойне парадоксальные, становится понятным, когда мы оказываемся лицом к лицу перед необходимыми методологическими следствиями в результате изменений в понимании закономерности. Когда закономерность больше не ограничивается случаями, которые происходят регулярно или часто, но является характерной для любого физического события, пропадает необходимость в демонстрации закономерности события с помощью какого-либо специального критерия, такого, как частота его проявления. Тогда даже конкретный случай без всяких затруднений становится закономерным. Историческая редкость не является опровержением, историческая регулярность не является доказательством закономерности. Ибо понятие закономерности должно быть отделено от понятия регулярности; понятие полного отсутствия исключений из закона должно быть строго отделено от понятия исторического постоянства («навечно» уАристотеля). Далее. Содержание закона не может определяться вычислением средних величин из исторически данных случаев. Для Аристотеля природа вещи выражалась характеристиками, общими для исторически данных случаев. Наоборот, понятия Галилея, которые относятся к исторической частоте как к случайности, должны также считать случайностью и те свойства, которые возникают, если взять среднее из исторически давних случаев. Если необходимо понять отдельное событие, а тезис о закономерности событий без исключений не должен быть только философским пределом, но решающим фактором действительного исследования, то должна быть другая возможность проникнуть в суть события, способ, отличный от игнорирования всех индивидуальных черт конкретного события. Решение этой проблемы может быть достигнуто разъяс-нением парадоксальных процедур метода Галилея с помощью рассмотрения проблем динамики.
II. Динамика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.180 (0.01 с.) |