Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективное определение целей поведения

Поиск

Давайте рассмотрим эти непосредственные динами­ческие характеристики, которые мы назвали целями и по­знанием, более детально. Начнем с целей. В качестве ил­люстрации возьмем случай с кошкой Торндайка. «Цель» кошки — выйти, освободиться из ящика —является про­сто нашим названием для вполне объективного характе­ра ее поведения. Это наше название для детерминанты поведения кошки, которая, как теперь, оказалось, опре­деляется с помощью некоторых фактов научения. Читаем описание Торндайка: «Когда кошка помещена в клетку, она обнаруживает признаки ощущения дискомфорта и импульс к освобождению из клетки. Она пытается про­тиснуться в какую-нибудь щель, она царапает и кусает проволоку, она бросается к любой щели и царапает лю­бую вещь, с которой сталкивается; она продолжает свои попытки и в тех случаях, когда наталкивается на что-то незакрепленное, неустойчивое... Энергия, с которой она борется, исключительно велика. В течение 8 или 10 минут она продолжает царапать и кусать, протискиваясь в ще­ли,— и все безуспешно... Постепенно все не приводящие к успеху импульсы приостанавливаются, а специфиче­ский импульс, приводящий к успешному акту, закрепля­ется благодаря удовольствию, которое получается в ре­зультате. После многократного повторения подобных опытов наблюдается такая картина, когда кошка, будучи помещена в ящик, немедленно царапает запирающее ус­тройство, действуя определенным образом»22.

Отметим две главные особенности в этом описании:

а) факт готовности организма продолжать пробы и ошибки;

б) тенденцию все скорее и легче избирать акт, ко­торый приводит к решению задачи легко и просто, т. е. факт обучаемости23.

Эти две коррелятивно связанные особенности и определяют то непосредственное свойство поведения, которое мы называем намерением или целью кошки

22 Torndike E.L. Animal intelligence.— N. Y., 1911.— P. 35.

23 Вебстер (Webster) определяет docility: а) как обучаемость, к понятливость и б) как способность и желание учиться или

тренироваться, как покорность, послушность, податливость в работе. Мы используем этот термин в смысле обучаемости.

 

выйти на свободу. Точка зрения, которую мы здесь за­щищаем, кратко говоря, состоит в том, что независимо от того, обнаруживает ли ответ понятливость в отно­шении цели или готовность: а) действовать путем проб и ошибок и б) выбирать постепенно или сразу из проб и ошибок боле эффективный путь к цели — такой от­вет выражает нечто, что для удобства мы называем целью. Всякий раз, когда появляется такой ряд фактов (не сохраняется ли эта особенность и в случае наибо­лее простых и ригидных тропизмов и рефлексов?), мы имеем объективно то, что удобно называть целями.

Первым, кто ясно признал и решительно заявил о том, что обучаемость объективно является определени­ем того аспекта поведения, который уместно назвать це­ленаправленностью, мы обязаны назвать Перри. В ста­тье, опубликованной в 1918 г., он писал: «Если кошка возбуждается в ответ на установку затвора в вертикаль­ное положение, если эти попытки будут продолжаться до тех пор, пока затвору не будет придано горизонталь­ное положение, если случайные попытки будут затем замещены постоянной предрасположенностью к испол­нению успешного акта, тогда мы можем сказать, что кош­ка пыталась повернуть затвор...» (т. е. намеревалась по­вернуть затвор). «Для того чтобы об организме можно было сказать, что он действует неким образом вследствие це­ли, необходимо, чтобы его акты, достигающие некоторого результата, получали бы вследствие этого тенденцию к появлению вновь, в то время как другие акты, которые не приводят к полезному результату, будут исключать такую тенденцию. Необходимо, чтобы все эти акты имели место в опыте. Затем они принимают стабильный характер стремления к получению результата, к цели»24.

Наконец, следует отметить, что подобную теорию поддерживал, по-видимому, также Мак-Дауголл, ибо он, как и Перри и мы, находит, что поведение как таковое имеет собственные отличительные признаки. Таких признаков шесть.

1. «Некоторая самопроизвольность, спонтанность движения».

2. «Сохранение активности независимо от длитель­ности воздействия впечатления, которым оно было вы­звано».

3. «Изменение в направлении движений».

4. «Прекращение движений животного, как только они приведут к определенным изменениям в ситуации».

5. «Подготовка к новой ситуации, которая осущест­вляется с помощью движений».

6. «Некоторая степень усовершенствования пове­дения, когда оно повторяется животным в тех же усло­виях»25.

Первые пять из этих признаков указывают на цель. Поэтому доктрина Мак-Дауголла, по-видимому, по крайней мере внешне, очень похожа на нашу.

Нужно отметить, однако, что он не делает специ­ального ударения на шестой признак — пункт, в кото­ром говорится о «некоторой степени усовершенство­вания», т. е. о том, что в поведении проявляется факт обучаемости, который, как считаем и мы вслед за Пер­ри, является его главным свойством и придает смысл другим пяти его особенностям26.

 

 

И еще на одно отличие нужно обратить особое вни­мание. Для Перри и для нас цель является переменной, определяемой чисто объективно, — через пробы, ошиб­ки и обучаемость, получающуюся в результате; но про­фессор Мак-Дауголл определяет цель субъективно и интроспективно: у него до некоторой степени она есть нечто большее, чем то, что она проявляется в поведе­нии, это есть нечто «психическое», «менталистское», находящееся до некоторой степени за объективными представлениями, и о чем может быть известно в окон­чательном анализе только с помощью интроспекции. Это отличие нашей точки зрения от понимания Мак-Дауголла является фундаментальным27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.148 (0.006 с.)