Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления классического психоанализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Адлер (Adier) Альфред (1870— 1937) — австрийский психиатр, основатель психологического направления, называющего себя «индивидуальной психологией». После окончания Венского университета работал врачом в Вене. В 1901 г. выступил в печати с рядом статей против нападок на «Толкование сновидений» Фрейда. За этими выступлениями последовало приглашение от Фрейда вступить в руководимый им кружок, состоящий тогда всего из 5 членов, включая самого Фрейда и Адлера. Адлер становится членом кружка в 1902 г. Фрейд делает Адлера президентом Венского психоаналитического общества и соредактором (редактором был Фрейд) психоаналитического журнала «Zeitschrift für Psychoanalyse». В 1907 г. выходит первая психологическая публикация Адлера «Inferiority of Organs». Здесь содержится первая формулировка аддеров-ской теории комплексов. В 1907 г. в кружок вошли К. Юнг и Э. Блейлер. Вскоре начинается расхождение Адлера с Фрейдом. Адлер выступает с критикой сексуальной этиологии человеческих феноменов, которой противопоставил концепцию мужского протеста. На заседаниях кружка в начале 1911 г. Адлер развернул дискуссию, в ходе которой изложил свои идеи. В этом же году он выходит из кружка Фрейда и основывает свою группу, которая называлась «Общество свободных психоаналитических исследований» (Society for Free Psychoanalitic Research), но уже.на следующий год получила имя «индивидуальная психология». Основал общество и журнал «Zeitschrift fur Individualpsychologie» (1914), с 1914 по 1937 г. — «International Zeitschrischrift fur Individualpsychologie». В 1912 г. выходит работа «The Neurotic Constitution», которую сам Адлер оценивал как начало индивидуальной психологии. «Этой работой я основал мою индивидуальную Психологию», — говорил он. Во время первой мировой вой-ны служил в австрийской армии в качестве врача. После войны стал интересоваться педагогическими вопросами, Подверг резкой критике систему Венского школьного об- разования. В 1935 г. эмигрировал в США. Здесь продолжал свою Клиническую практику, читал лекции в Колумбийском университете. Умер в 1937 г. в Шотландии. Группы индивидуальной психологии продолжали действовать в Ан- глии, Швейцарии, Голландии, Франции, Австрии и объеди-нены в «International Association of Individual Psychology» (1922). В США существовало общество индивидуальной пси-хологии, которое имело свой журнал «American Journal of Individual Psychology». Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраня-от положение об основополагающей роли бессознательной Психики в жизни человека. Выступая против биологизации человека Фрейдом, Адлер выдвигает положение об обусловленности психики человека общественными условиями его существования. Важное значение для практики воспитания в патопсихологии имеет учение Адлера о компенсации и сверхкомпенсации, отрицающее фатальную зависимость Психического развития личности от органического субстрата. Соч.: Studie fiber die Minder-wertigkeit von Organen. — Munchen, 1907; Uber den nervosen charakter. —Munchen, 1919; Praxis und Theorie der Individualpsychologie. —Munchen, 1927. Краткий, но систематический обзор работ Адлера содержится в томе, составленном из отрывков его трудов разных лет с комментариями составителей (The individual Psychology on his Alfred Adier. — In: Ansbacher H.L. and R.R. ed.). Systematic presentation in selection on his writings. — N,Y., 1956). Лит.: Выготский Л.С. Дефект и компенсация. — В кн.: Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 5. — 1983. — С. 34—49; Зец-гарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М, 1982. — С. 14—18; Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. — Тбилиси, 1982. — С. 121—153; Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдиз-ма, — М., 1977. — С. 135—157. В сборник включена статья «Индивидуальнаяпсихология» (Individualpsychologie. —In: Sa ире Е. Einfuhrung in die neurer Psychologie 4 und 5 Aufl. Osterwieck-Harz, 1931), в которой Адлер раскрывает задачи и основные понятия теории индивидуальной психологии, дает рекомендации по воспитанию.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под именем индивидуальной психологии стала ныне широко известна новая отрасль человекознания, основанная автором настоящей статьи. Большое распространение она получила благодаря успехам в коррекционной работе с трудновоспитуемыми, педагогически запущенными детьми и в лечении неврозов. Все больше признаются и ее возможности в области профилактики указанных отклонений в душевном развитии, ее воспитательное значение. Нет уже, по-видимому, ни одного направления в психологии, которое не считалось бы с важнейшими положениями индивидуальной психологии. Несмотря на критику, которой первоначально подвергалась эта теория, не было причин для сколько-нибудь существенного изменения ее научных основ. Свою первую задачу она видит в новом освещении проблемы тела и души. Исходным материалом для исследований явились данные биологии и медицинской патологии; было установлено, что ребенок на собственном опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности (Minderwertigkeitsgefuhl) стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство полноценности. Соответственно испытываемым трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу (букв, стремление к власти — Streben nach Macht), с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно представляемой им цели — «совершенству». Те душевные процессы, движения, формы движения и т. п., способности и «дарования», которые мы позднее находим в человеке, имеют своим источником индивидуальный опыт, творческую силу индивидов, которая в своем сложном и трудном развитии направлена все к той же мнимой конечной цели. Все сказанное дает нам право называть нашу науку индивидуальной психологией. В ходе индивидуально-неповторимого освоения ребенком мира его творческие стремления встречаются с самыми различными препятствиями. Поэтому с первых двух лет жизни, когда ребенок находит собственное «Я» и начинает свое восхождение к соответствующей этому «Я» конечной цели, все душевные феномены представляют собой не реакции, зависящие от степени напряжения, которое ребенок испытывает в определенной ситуации, а творческие установки. Именно поэтому решающее значение приобретает не абсолютная значимость его телесных органов и соответствующих им функций, а их относительная ценность, их значение для жизни в данном, индивидуально-своеобразном мире. Поскольку у каждого ребенка этот процесс уникален, мы считаем, что в основе закладывающейся у ребенка ду-шевной структуры лежат не объективные значения, а его индивидуальные впечатления, которые из-за огромного множества влияний на детей и их ошибок не могут быть причинно объяснены. Их особенности можно понять, лишь постигая сущность стиля жизни индивида. При этом особое значение имеют исследования, вскрывающие конечные цели человека. Не говоря уже о том, что мы вообще не должны рассматривать чело-века иначе как целостное существо, действующее целесообразно и обдуманно, человеческая жизнь и все его действия предполагают постоянное стремление к од-ной определенной цели. Телеология душевной жизни подчиняется в общем имманентным закономерностям, но в своем индивидуальном своеобразии цели человеческих действий определяются самим индивидом. Если бы нам была известна цель личности, о которой мы (очень приблизительно) можем судить лишь по Тому, как индивид преодолевает свои жизненные затруднения, то мы могли бы понять и объяснить язык душевных феноменов: как и почему возникли те или Иные их особенности, почему в ходе развития были использованы те или иные врожденные свойства индивида, какими должны быть черты его характера, его аффекты, чувства, его логическое мышление, моральный облик, эстетические чувства, чтобы индивид смог достичь своей цели. Мы могли бы понять, почему в его развитии наблюдаются отклонения от нормы и насколько они велики, если бы смогли узнать, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых нормами общественной жизни. Ведь мы можем узнать почерк знакомого композитора в неизвестной нам до сих пор мелодии, а в форме завитков архитектурного украшения — определенный архитектурный стиль, поскольку часть всегда связана с целым. Определить жизненный путь человека таким образом не всегда столь же просто. Существующая типология ничего не говорит нам об индивидуальных отклонениях (различиях). Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы могли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека среди других людей, показав на деле значение индивидуально-психологических исследований, предсказать, как индивид будет действовать в определенных ситуациях. По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу. Результаты наших исследований, которые можно использовать для выявления целей и жизненного стиля человека, будь то ребенок или взрослый, трудновоспитуемый или невротик, основаны на изучении эмпирически найденных фактов, доступных каждому, и которые мы смогли по-иному осветить и систематизировать, руководствуясь нашими теоретическими взглядами и используя соответствующие способы наблюдения. Мы научились видеть в любом душевном движении одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную форму ситуации, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте. Душевные явления как особый тип процессов жизни представляют собой движение, всегда направленное к финалу. Если в этом утверждении мы увидим не метафору, а примем его всерьез, то из него следует вывод о том, что под влиянием конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionslinie) и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности. Вследствие этого любой шаг на жизненном пути реализует общее стремление к целостности, а компенсация имеет задачу сгладить недостатки, достичь высшего уровня развития. Таким образом, процесс компенсации, глубоко лежащий в основе всей человеческой жизни, — творческая сила. Она создала человеческую культуру как средство сохранения человеческого рода и формы выражения, и жизненный стиль индивида как реакцию организма на давление внешнего мира, как средства защиты (Sicherungen), как постоянные попытки сбалансировать действие сил в системе человек — зем-ля — общество — род. Таким образом, конечной целью все х душевных стремлений являются уравновешенность, безопасность, приспособление,целостность. Установление такого баланса сил, или возникновение дисгармонии, происходит, конечно, не по математическим или физическим законам, а на основе индивидуальных впечатлений, всецело определяющихся конечной целью данного индивида. В зависимости от того, в чем индивид, приспосабливаясь к реальнос-ти, находит свою конечную цель, — видит ли он себя — в своих детских фантазиях или при выборе профессии — в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спа-сителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию. Заэтими фактическими, «конкретизированными» конеч-ными целями лежит все то же творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки, при-способиться к реальной жизни и прежде всего присущие ему мужество и уверенность в своих силах. Все это обусловливает также поведение индивида, его мировоззрение, его поступки, или, говоря традиционным языком психологии, его характер, темперамент, аффек-ты, чувства, волю, особенности его логического мышления, направленность его внимания и его действий. В этой системе отношений решающим является ощу-щение собственной ценности или чувство собственной Личности (индивидуальности— Personlichkeitsgefühl), большая или меньшая сила которого побуждает к решению индивидуально понимаемых жизненных задач. В этой целостной системе отношений нет величин, Которые можно было бы вычислить математическим пу тем. В последующей жизни индивида не. имеют никакого значения ни особенности его телесной или духовной организации, ни наследственные способности, если они не включаются в формирующийся в первые 3—5 лет жизненный стиль индивида. Так, например, «акустическая способность», если считать ее способностью, совершенно не развивается из-за отсутствия надлежащего присмотра за ребенком или из-за слишком заботливой опеки. По словам биографа, Карл Великий, несмотря на все усилия, так и не смог научиться чтению и письму якобы из-за отсутствия прирожденных способностей к ним. Мы теперь отрицаем существование таких врожденных способностей, с тех пор как используем методы обучения Песталоцци и др. Если мы будем учитывать индивидуально-психологическую позицию и предшествующее обучение индивида, его постоянную и упорную борьбу с жизненными трудностями, которая начинается очень рано, то вместо безмолвного поклонения гениальному дарованию мы приблизимся к пониманию его возникновения. Точно так же ситуация, среда или переживания ребенка сами по себе не могут быть причинами поведения. Их значение и действенность зависят от опосредующих душевных процессов. Они ассимилируются ранее приобретенным жизненным опытом ребенка. Вот почему в глубоко нравственной семье иногда вырастает преступник, а в семье тунеядцев — полезный член общества. Никогда одно и то же событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Конечно, человек никогда не может сделать из жизненных событий абсолютно правильный вывод и неукоснительно следовать ему. И вряд ли всегда существуют причины огромного множества человеческих заблуждений. Из-за всего этого детерминистический способ исследования в учении о душевной жизни невозможен. Таким образом, всю жизнь и отдельные формы ее выражения пронизывает единая линия активности, лежащая в основе индивидуальности. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит в нем здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, означает ли ложь хвастовство или увертку, является ли пожертвование про- явлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия. Ваг-нер и Лист говорят нам о разном одними и теми же созвучиями. Все душевные феномены в целом определяются стремлением к превосходству, но все несут в себе индивидуальные нюансы этого стремления и того общественного чувства, которое соединяет данного индивида с другими. Последнее, данное человеку от рождения, должно постоянно развиваться в раннем детстве, иначе индивид будет испытывать затруднения в приспособлении к обществу. Делая этот вывод, мы не отдаем дань общественным условностям, как думают некоторые. То, что человечество может достичь своего светлого будущего лишь благодаря развитию социального чувства, не есть только наше личное желание или убеждение. Мы вовсе не оригинальны, утверждая это. Все религиозные, юридические, государственные, социальные институты были созданы главным образом для того, чтобы сделать совместную жизнь легче и лучше, предписав индивидам жить так, как это необходимо для сохранения человеческого рода. Индивидуальная пси-хология стремится к этому же, только она лучше вскры-вает препятствия, встающие на пути развития социального чувства, и стремится найти методы их обнаружения. Все значимые приобретения в человеческой жиз-ни обусловлены социальным чувством. Пожалуй, только одно из них по своему происхождению иное. Это чувство неполноценности ребенка, обусловленное его слабостью, которое усиливается и растет, как только ребенок осознает или смутно чувствует собственную бесполезность для общества. Каждому теперь становится ясно, что любое усилие стремления к личной власти задерживает развитие общественного долга. А недоразвитие последнего существенно влияет на душевное развитие ребенка, на его складывающийся стиль жизни, ибо важнейшие психические функции внутренне связаны с общественным чувством. Язык, разум, нравственность, эстетические чувства для своего формирования и развития требуют связи ребенка с близким человеком. Связь с людьми и их познание являются необходимыми и предварительными условиями жизни человека в обществе. Этим нельзя овладеть теоретически. И так как действительное счастье возможно лишь тогда, когда человек будет отдавать, то человек, живущий для других, будет счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству. Особенно индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротических натур в детстве не было условий для развития присущего им социального чувства, и поэтому им также недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах, имеющих своим непосредственным источником это чувство. Связь с обществом, существование которой не вызывает никаких сомнений, ибо нет ни одного аргумента в доказательство противного, может быть приобретена только в совместной игре, в общей работе, в совместной жизни, благодаря тому, что человек становится полезным для других, и это порождает устойчивое чувство собственной ценности. Развитие общественного чувства происходит в трех основных жизненных сферах: в отношении «Я» к «Ты» — в продуктивной деятельности — в любви. В том, как индивид приступает к решению возникающих в этих жизненных сферах проблем, в том, насколько они далеки от него, в том, как индивид уклоняется от их решения, — во всем этом отчетливо выражается жизненный стиль индивида, особенно в тех случаях, когда индивид стоит перед необходимостью немедленного решения. Существует и противоположный тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся чужими и далекими. Слишком много занимаясь собой и стремясь к личной власти, но находясь все же в определенной зависимости от людей, они считают их чаще всего своими личными врагами, желающими им только худого. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая собственного поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что из-за непомерно выросшего тщеславия не видят и не могут избежать своих грядущих положений. Поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей испытывают растущее чувство неполноценности. Но ничто так не мешает развитию социального чувства, как сильное чувство неполноценности. В целом индивидуальная психология уже может вскрывать те заблуждения и ошибки, которые в период формирования жизненного стиля у ребенка порождают чувство неполноценности. Эти ошибки, допущенные когда-то в раннем возрасте, могут быть исправлены позднее благодаря глубокому осознанию человеком их последствий. Но этого почти не случается в отдельных трудных случаях у нервных, педагогически запущен-ных или трудновоспитуемых детей. В этих условиях индивидуальная психология должна сочетать свои методы с присущим ей особым приемом, который, по существу, заключается в неограниченном поощрении. Это означает в первую очередь то, что мы отвергаем существование природных способностей. Нам кажется, что вce большие человеческие достижения есть результат правильного обучения, упорства и соответствующих упражнений с раннего возраста. Необходимость этих трех факторов не могут опровергнуть никакие доводы. Все возражения против них есть лишь трусливые отго-ворки трусливого чувства неполноценности, попытки уклониться от определения собственной ценности. Или это попытки бесполезных для общества людей как-то оправдать себя, свою отверженность и совершенные ими преступления. Невротические симптомы и заблуж-дения трудновоспитуемых нужны им для того, чтобы затруднить, заблокировать обнаружение этими людь-ми собственной неполноценности. В наших исследо-ваниях на первый план выступило особое значение опы-та, приобретенного ребенком в борьбе с жизненными трудностями уже в раннем возрасте. Из этого был сде-лан кажущийся парадоксальным вывод о том, что чело-век может достичь наибольших результатов не благода- ря своим «дарованиям», а благодаря постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Последнее обусловливает формирование стиля жизни, имеющего тенденцию к отклонению от нормы. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонений от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Она оказалась и единственным научным методом познания человека, дающим возможность выявить стиль жизни индивида или толпы (массы) из отдельных душевных движений, воспоминаний, снов, фантазий, бессознательных и сознательных побуждений. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное утверждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения причины этой недооценки коренятся в некоторых преодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса. Мы считаем, что главные условия для появления чувства неполноценности возникают в раннем детстве в трех следующих ситуациях. К первой большой группе детей с развитым чувством неполноценности относятся дети, родившиеся с физическими недостатками и воспринимающие их как жизненные препятствия. Наступающее позднее улучшение их состояния, когда они находят свой стиль жизни и поэтому по-иному истолковывают и ассимилируют все свои переживания, не изменяет пессимистического отношения к решению жизненных проблем. Преодоление собственных недостатков, в частности дефектов органов чувств, нередко приводит этих людей к овладению определенными техническими приемами, которые дают им возможность работать в области искусства. А использование соответствующих инструментов приводит к тому, что необходимость в развитии собственных способностей исчезает. История знает значительное число музыкантов с плохим слухом и художников и поэтов с плохим зрением. Такой же недостаток представляет собой леворукость. Примечательно, что в конечном счете результат этой борьбы за самоопределение зависит от разнообразных факторов, среди которых важнейшую роль играет поощрение. Вторую и, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети (verzartelten Kinder). Поскольку они живут симбиотически, у них не возникает чувства собственной ценности (Weinmann), В определенный период жизни, когда такому существованию приходит конец, они чувствуют себя изгнанниками из рая. Для них мать, и только мать (или аналогичное лицо) является самым близким и надежным человеком, и поэтому в последующей жизни им всегда недостает первоначальной душевной теплоты, и они никогда не могут найти взаимопонимания с другими людьми. Такие переживания никогда не возникают у детей, принадлежащих к третьей группе, — у бессердечных детей. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране. Таким образом, главнейшим в воспитании, с нашей точки зрения, является воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, всякого унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.
Юнг (Jung) Карл Густав (1875— 1961) — швейцарский психолог и пси-хиатр, основатель психологического Направления — «аналитической психологии». Закончил медицинский факультет университета в Базеле. Его самостоятельная деятельность началась в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента Э. Блейлера (1900). В 1905— 1906 гг. началась преподаватель-ская деятельность Юнга в качестве при- ват-доцента университета в Цюрихе; он читал лекции по пси-хиатрии. В 1906 г. Юнг вводит ассоциативный эксперимент. В 1907 г. посещает 3. Фрейда в Вене. Пытается применить психоанализ для понимания душевных болезней («Uber die fiychologie der Dementia Praecos», 1907). Выступает в Цюрихе С лекциями о психоанализе для врачей. С 1907 г. сотрудничает с Фрейдом. Вместе с 3. Фрейдом в 1909 г. по приглашению Стенли Холла посещает Америку. В 1909—1913 гг. Юнг играет ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала "Jahrbuch». В 1910 г. читал лекции в Цюрихском университете по введению, в психоанализ. Серьезные теоретические расхождения Юнга с Фрейдом начались в 1911 г., а в 1913 г. Юнг выходит из психоаналитического объединения.отказывается от поста редактора «Jahrbuch», от должности приват-доцента в Цюрихском университете. С 1913 по 1919 г. занимается частной практикой, мало публикует. В этот период разрабатывает свое учение о коллективном бессознательном, об архетипах, которое использует в практике психотерапии. В 1916 г. в Цюрихе вокруг Юнга формируется группа сторонников его идей — «психологический клуб». Формой работы клуба были семинары, протоколы которых сохранились. Как врач-психотерапевт, Юнг пользуется большой популярностью — пациенты приезжали к нему из Англии, Америки и других стран. В последующие 20 лет Юнг занимается исключительно психотерапией — в эти же годы пишет свои основные труды. В 1920 г. совершает путешествие в Алжир, Тунис и большую часть Сахары, где с большим интересом знакомится с неевропейской культурой. В 1921 г. Юнг пишет «Психологические типы» — труд, который оценивается специалистами не только как его теория об интро- и экстраверсии, но и как общий взгляд на его теорию бессознательного, а более поздние труды — лишь как разработка мыслей, содержащихся в этой книге. В 1924— 1925 гг. во время поездки в США посетил индейское племя пуэбло в Мексике, в 1926 г. был в Кении. В 30-е гг. к Юнгу пришла слава, его влияние растет и распространяется на деятелей культуры и литературы. Юнг обращается к алхимии, в которой, как и в опытах медиумов {интерес к ним не оставлял его всю жизнь), видит предшественников психологии бессознательного. С 1933 г. становится президентом вновь организованного Международного психотерапевтического общества. В 1937 г. посетил Индию и Цейлон (теперь Шри-Ланка), интересовался древней индийской философией и религией. В 1948 г. в Цюрихе открылся Институт Юнга для обучения его теории и методам аналитической психологии. Созданная Юнгом аналитическая психология развивает учение Фрейда о бессознательном и является одним из направлений классического психоанализа. Попытки Юнга использовать разнообразные философские течения, в том числе восточную философию, мифологию, алхимию, вылились в итоге в произвольные метафорические описания (что нашло отражение, например, в названиях архетипов бессознательного), мистифицирующие бессознательную психику. Созданный Юнгом вариант ассоциативного эксперимента, его типология личности получили распространение в психологии, психотерапевтической и психоаналитической практике. Соч.: PsychologischeTypen (1921, рус. пер.: Психологические типы. — М., 1924); Einfiihrung in das Wesen der Mythologie. — 1949; Psychologie und Alchemie. — 1944; Der Mensch und seine Symbole. — 1968. Лит.: Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. —Тбилиси, 1982. — С. 89—120; ЛейбинВ.М. Психоанализ и философия фрейдизма. —М., 1977. —С. 106—123. В данное издание вошли отрывки из статьи «Uber die Archetypen des kollektiven Unbewussten» (Jung K.G. Bewusstes und Unbewusstes. Beitrage zur Psychologie. Frankdurt/M— Hamburg, 1957); из книги «Психологические типы» (Цюрих, 1929) и книги «Избранные Труды по аналитической психологии» (т. III. Цюрих, 1939). В них описывается введенный Юнгом вариант ассоциативного эксперимента, раскрываются некоторые основные понятия и Проблемы аналитической психологии — понятие о бессознательной психике и об архетипах бессознательного, уче-ИИе о психологических типах, о личности. К. Юнг АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психоанализ является научным методом, требующим известных, чисто технических приемов; благодаря техническим его результатам развилась новая отрасль науки, которой можно дать название — «аналитическая психология». Ассоциативный эксперимент Мы пользовались всего 400 различными словами. Состав их, распределенный грамматически, был таков: Существительных...................................231 Прилагательных........................................69 Глаголов................82 Предлогов и имен числительных.......18 На число слогов мы не обращали внимания (оно колебалось между 1 и 3). Точно так же не было и распределения по категориям (подобно, например, произведенному Зоммером). Напротив, старание по возможности было направлено на то, чтобы не давать подряд слов, похожих по форме или по смыслу, с целью не дать испытуемому лицу после двух-трех реакций ограничить вабя известной областью. По недосмотру в первой сотне слов оказалось приблизительно 30 слов-раздражителей, легко наводящих на ассоциации временного и пространственного существования; во второй сотне подобных слов-раздражителей было лишь около 20, что и вызвало заметное различие в ассоциациях по сосуществованию между первой и второй сотнями. Выпавшие при этом слова-раздражители указанного свойства были заменены главным образом глаголами. Особое внимание было обращено на то, чтобы совсем исключить более трудные и менее употребительные слова, дабы избегнуть тем ошибок или удлинения времени реакции у испытуемого субъекта вследствие его недостаточной осведомленности. Поэтому раздражающие слова были по возможности заимствованы из повседневного обихода. Мы расположили опыты в таком порядке: сначала записывалось 200 реакций без всяких дальнейших условий. Время реакции измерялось хронометром, отмечающим одну пятую секунды, причем стрелка всегда приводилась в движение в момент произнесения словесного акцента и была останавливаема в момент произнесения реакции. Мы, конечно, не думаем, что этим простым приемом была измерена длительность каких-либо сложных психологических явлений. Нам надо было получить лишь общее представление о среднем и приблизительном времени реакции, это бывает важно во многих случаях и в особенности оказывается полезным при классификации ассоциаций. После 200-й реакции мы немедленно приступали к группировке материала по возможности совместно с самим испытуемым субъектом. Это всегда удавалось с образованными лицами; с необразованными это, конечно, было невозможно; ибо они лишь в виде исключения обладают какой-нибудь способностью к интроспекции. Тут приходилось ограничиваться выяснением связей у особенно странных ассоциаций. Результаты опыта распадались на первую сотню и вторую сотню и записывались отдельно. В течение опыта психическое состояние испытуемого субъекта по возможности подвергалось объективному и субъективному контролю. При наступлении вызванного чем бы то ни было физиологического утомления второй ряд опытов откладывался до следующего дня. У образованных лиц утомление, можно сказать, никогда не обнаруживалось в течение первого опыта, так что в большинстве случаев можно было тотчас же приступить ко второму ряду опытов. Второй ряд опытов состоялиз 100 реакций, данных при условии внутреннего направленного внимания. Субъект должен был по возможности сосредоточить свое внимание и обратить его на так называемое «явление А» и притом все-таки возможно быстро реагировать, т. е. столь же немедленно, как и при первом опыте. Под явлением А мы разумеем сумму тех психологических явлений, которые вызываются непосредственно перцепцией акустического раздражения. Чтобы проверить, сосредоточился ли испытуемый субъект на своем явлении А, его заставляли описывать после каждой реакции то самое, что было ему дано для реакции. По окончании этого опыта результаты его также подвергали подразделению. Подобные опыты были возможны только над образованными субъектами, и то, к сожалению, с известным выбором, ибо для внимательного, наблюдения за своими собственными, психическими явлениями необходима некоторая психологическая опытность. Третий ряд опытов всегда происходит лишь на второй день. Он также состоял из 100 реакций и проводился при условии внешненаправленного внимания. Направление внимания устанавливалось при этих опытах следующим образом: испытуемый субъект должен былвтакт ударам метронома наносить на бумагу карандашные штрихи длиной приблизительно в 1 см. Первые 50 реакций производились при 60 ударах в минуту, вторые 50 реакций — при 100 ударах. Результаты группировки каждой полусотни записывались порознь и для облегчения сравнения рассчитывались процентуально. Для немногих испытуемых субъектов такт метронома после 25 реакций ускорялся, чтобы исключить слишком быстрое привыкание. В этих случаях такт ускорялся с 60 до 72 и со 100 до 108 в минуту. Фактор привычки и без того играет слишком боль-шую роль при этих опытах, как это можно было бы. предвидеть и a priori. Многие лица очень быстро привыкают к этой чисто механической деятельности, при которой во втором ряде опытов меняется только такт. Нелегко установить какое-нибудь другое мешающее раздражение, которое было бы столь же непрерывно и столь же легко регулируемо и при том обходилось бы без привлечения момента словесного представления, особенно же, если оно не должно предъявлять слишком большие требования к уму и воле необразованных испытуемых субъектов. Отыскивая подходящее мешающее раздражение, мы прежде всего заботились об исключении всего, что могло бы повлиять в смысле возбуждения словесных представлений. Мы думаем, что нам удалось исключить, подобное влияние при помощи выработанного порядка опытов. В результате этих опытов от каждого испытуемого лица было получено средним числом от 100 до 400 ассоциаций. После этого мы еще попытались пополнить наш материал в некоторых других направлениях и для этой цели записали ассоциации у некоторых из наших испытуемых, находившихся в состоянии явного утомления. Подобные реакции нам удалось получить у шести испытуемых. У одного испытуемого записаны были также ассоциации в состоянии утренней сонливости после того, как он целиком проспал всю ночь, причем фактор утомления был исключен. У другого испытуемого были записаны ассоциации в состоянии сильного неудовольствия (раздражения), но без утомления. Таким образом, мы получили около 12400 ассоциаций. *** Реакции на раздражающие слова являются лишь чувственным, отдаленным и несовершенным изображением психической связи. Поэтому, когда мы описываем и подразделяем словесно выраженные связи, мы классифицируем этим не самые ассоциации, алишь их объективные симптомы, из которых психические связи могут быть реконструированы лишь с осторожностью. *** В наших опытах мы исследуем результаты целого ряда психических процессов: перцепции, апперцепции, интрапсихической ассоциации, словесного оформления и моторного выявления. Каждый из этих актов оставляет в реакции свой след. Аналитическое рассмотрение данного ряда опытов обнаруживает воздействие комплекса на ассоциативную деятельность. Несмотря на то что, как обычно говорится, ассоциация подчинена свободному усмотрению и испытуемый субъект может говорить то, что он хочет, однако он все же не говорит, что хочет, но вынужден выдавать то, что он ошибочно считает наиболее скрытым. Поэтому реакции его не суть какие-нибудь свободно вызываемые содержания, а лишь симптома- тические действия (Symptomhandlungen Фрейда), производимые психическим фактором, действующим наподобие самостоятельного существа. Комплекс, окрашенный чувством и в данный момент отколовшийся от сознания, производит такое действие, которое постоянно и успеш
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.014 с.) |