Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философский взгляд на человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Имеется еще одно следствие существования этого феноменологического экзистенциального взгляда в Психологии. Я полагаю, он несет новую философскую основу для психологической науки, более плодотворную и. гуманную, чем положения других современных философских теорий. Каждое, направление в психологии.имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека. Не всегда ясно выраженные, эти философские теории оказывают влияние на психологию многими тонкими способами. Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех нор, пока она не научится думать, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является нерациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого — бессознательным. Для того чтобы провозгласить о существовании третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы. Человек может чувствовать себя одиноким в сложном окружающем его пространстве, может быть составной частью этого пространства, но при этом оставаться способным преобразовать в своем внутреннем мире это материальное пространство, давать оценки своей жизни, которые нельзя полностью и адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное. Моей целью не является глубокое проникновение в философские проблемы. Однако я полагаю, что мы вскоре преодолеем узкомеханистическую философию, на которой основан бихевиоризм. Я верю, что все большее количество ученых согласится со словами физика Брид-жмена: «Очевидно, что... операциональный подход не может быть полностью всеобщим подходом, но он, без сомнения, может обеспечить базу для всей философии». Я считаю, что движение связано с новыми философскими представлениями. Я пытаюсь выявить начало бурного развития этого феноменологически-экзистенциального подхода в различных областях знания, в том числе и психологии. Здесь можно услышать внутренний голос человека, громко заявляющего о себе. «Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой, — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным, индивидуальным «Я». И в этой философии человека найдется место для изложенных мной психологических представлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Позвольте мне допытаться очень кратко, не пользу-ясь специальной терминологией, показать значение для психологии этого нового течения современной культуры, которое так неясно описывается с помощью понятий «экзистенциальная», «феноменологическая», "ориентированная на себя». Это течение позволяет уверенно использовать субъ-ективные, интуитивные гипотезы, формулируемые уче-ными, которые погрузились в свою исследовательскую область и чувствуют в ней наличие определенного порядка и определенной структуры, будучи в состоянии объясНить ее лишь частично. Это направление, я полагаю, ведет к натуралистиче-скому, эмпатическому, тонкому наблюдению мира внутренних значений индивида. Таким образом, вся сфера человеческих состояний в полном своем объеме откры-вается для исследования. Оно ведет к выдвижению эвристичных концепций, основанных на наблюдениях. В моем понимании, эти концепции имеют тенденцию быть качественно-процес-суальными в большей степени, чем предшествующие. Этот подход требует точных описаний наблюдаемых типов поведений, которые являются показателями субъективных переменных. Понятно, что эти переменные внутреннего опыта не могут быть измерены непосред-ственно, но это совершенно не значит, что внутренние переменные не поддаются научному изучению, мы придем к развитию чисто операциональных методов, необходимых для измерения видов поведения, отражающих эти внутренние переменные. Кажется вполне очевидным, что это течение приве-дет к уменьшению разрыва между субъектом и объектом, тик как оно изучает взаимосвязи внутренних переменных и таких внешних переменных, как влияние окружающей среды, внешнее поведение и др. Напри-мер, исследование, связанное с изучением соотношении изменений в поведении индивида, осознаваемых им самим в его сознании, и зрелости его поведения, с точки зрения его друзей, позволяет рассматривать внут-рений и внешний мир в единой системе. Это направление приведет к таким теоретическим выводам, которые потрясут многих традиционных психологов, подобно тому как в свое время теории неэвклидова пространства шокировали традиционных физиков. Мы попытаемся раскрыть сам функциональный процесс образования связей, лежащий в основе существования мира личностных значений, и смоделировать его с достаточной точностью, чтобы потом его можно было бы подвергнуть эмпирической проверке. Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого, —используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него.
Раздел VI ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА) Пиаже (Piaget) Жан (1896— 1980) — крупнейший психолог XX вена, основатель Женевской школы генетической психологии. В 1915 г. окончил Невшательский университет (Швейцария), в 1918 г. получил степень доктора естественных наук. В течение последующих двух лет занимался академической и практической работой в лабораториях Решнера и Липпса, в пси-хиатрической клинике Блейлера, в лаборатории Бине. Его первые психологические исследования были произведены по стандартизации тестов Берта и опубликованы в статьях 1921 г. С 1921 г. Пиаже — научный директор Института Ж.-Ж. Руссо в Женеве (который позже сливается с Женевским университетом), в 1923—1929 гг. работал в Невшательском университете. Здесь в период между 1921—1925 гг. были проведены исследования, посвященные речи ребенка, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных явлениях, моральным суждениям, которые принесли ему мировую известность. В период 1925—1929 гг. Пиаже приходит к положению о роли действия в начальный сенсомоторный период развития мышления ребенка, к выводу о том, что интеллект складывается еще до овладения речью, а интеллектуальные операции высшего порядка подготавливаются сенсомоторным действием. В последующее десятилетие (1929—1939) Пиаже совместно с Б. Инельдер и А. Шеминской проводит исследование генезиса представлений ребенка о числе, количестве, пространстве, времени, движении и пр. На основе этих исследований в мышлении были выделены операциональные логические структуры, генезис которых составляет, по Пиаже, содержание стадий развития интеллекта. Для точной интерпретации этих явлений Пиаже обращается к операторной логике, используя и модернизируя ее формальный аппарат. В 1939—1950 гг. продолжались исследования Пиаже в области психологии мышления. Изучались представления ребенка о пространстве и геометрических построениях. Совместно с М. Ламберсье было начато изучение восприятия, позволившее Пиаже высказать гипотезу о его вероятностной природе. Проведено экспериментальное исследование перехода мышления ребенка к мышлению подростка, дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии. В 1955 г. Пиаже создает в Женеве Международный центр генетической эпистемологии, в котором на материале экспериментальных психологических исследований специалисты многих областей знания из разных стран разрабатывали методологические проблемы познания. В том же 1955 г. Пиаже сформулировал гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Работы.последних 20 лет были посвящены развитию памяти, умственного образа, сознания ребенка, проблемам биологии, философии, эпистемологии. Развиваемая Пиаже концепция интеллектуального развития ребенка как единства процессов ассимиляции, аккомодации, адаптации, выделение этапов этого развития, каждый из которых отличается качественным своеобразием операциональных структур интеллекта, указание на роль действия в психическом развитии являются крупнейшим достижением зарубежной психологии в области проблем психического развития. Пиаже написал около 50 книг, сотни статей. На русском языке опубликованы: «Речь и мышление ребенка» (М., 1932); совм. с Б. Инельдер «Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации» (Вопросы психологии. — 1965. — № 6); «Проблемы генетической психологии» (Вопросы психологии. — 1956. — № 3); «Как дети образуют математические понятия» (Вопросы психологии. — 1966. — № 4); «Избранные психологические произведения» (М., 1967). Лит.: Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. — М., 1974. — С. 251—300; Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981; Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967. В данное издание включена статья Ж. Пиаже «Теория Пиаже», в которой излагаются основные положения его генетической психологии.
Жан Пиаже ТЕОРИЯ ПИАЖЕ Нижеизлагаемую теорию развития, касающуюся в основном развития когнитивных функций, невозможно понять без детального анализа биологических предпосылок, из которых это развитие происходит, и эпистемологических следствий, к которым оно приводит. Фундаментальный постулат, составляющий осно-ву суммированных здесь идей, заключается в том, что одни и те же проблемы и одни и те же типы объяснений могут быть обнаружены в трех следующих про-цессах. A. В процессе адаптации организма к окружающей среде в течение его роста вместе с взаимодействиями и авторегуляциями, характеризующими развитие эпигенетической системы (эпигенез в его эмбриологическом смысле всегда детерминируется как внешне, так и внутренне). Б. В процессе адаптации интеллекта в ходе построе-ния его собственных структур, которые зависят как от прогрессирующих внутренних координации, так и от информации, приобретаемой посредством опыта. B. В процессе установления когнитивных, или, шире, эпистемологических, отношений, которые не состав-ляют ни простой копии объектов внешнего мира, ни про-стогo развертывания структур, преформированных в субъекте, но скорее включают в себя ряд структур, прогрессирующе конструируемых посредством постоянного маимодействия субъекта с внешним миром. Мы начнем с последнего пункта, по которому наша теория наиболее расходится как с идеями большинства психологов, так и со «здравым смыслом».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.008 с.) |