Философский взгляд на человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский взгляд на человека



Имеется еще одно следствие существования этого феноменологического экзистенциального взгляда в Психологии. Я полагаю, он несет новую философскую основу для психологической науки, более плодотвор­ную и. гуманную, чем положения других современных философских теорий.

Каждое, направление в психологии.имеет свой под­разумеваемый философский взгляд на человека. Не всегда ясно выраженные, эти философские теории ока­зывают влияние на психологию многими тонкими спо­собами. Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению маши­ну, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех нор, пока она не научится ду­мать, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдис­та человек является нерациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продук­том этого прошлого — бессознательным.

Для того чтобы провозгласить о существовании третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля прав­ды. Выделяя экзистенциальную направленность чело­века, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознаю­щую свое назначение в жизни, регулирующую грани­цы своей субъективной свободы. Человек может чув­ствовать себя одиноким в сложном окружающем его пространстве, может быть составной частью этого про­странства, но при этом оставаться способным преоб­разовать в своем внутреннем мире это материальное пространство, давать оценки своей жизни, которые нельзя полностью и адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное.

Моей целью не является глубокое проникновение в философские проблемы. Однако я полагаю, что мы вско­ре преодолеем узкомеханистическую философию, на которой основан бихевиоризм. Я верю, что все большее количество ученых согласится со словами физика Брид-жмена: «Очевидно, что... операциональный подход не может быть полностью всеобщим подходом, но он, без сомнения, может обеспечить базу для всей философии».

Я считаю, что движение связано с новыми философ­скими представлениями. Я пытаюсь выявить начало бурного развития этого феноменологически-экзистенци­ального подхода в различных областях знания, в том числе и психологии. Здесь можно услышать внутренний голос человека, громко заявляющего о себе. «Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марио­неткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой, — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным, индивидуальным «Я». И в этой философии человека найдется место для изложенных мной психологических представлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позвольте мне допытаться очень кратко, не пользу-ясь специальной терминологией, показать значение для психологии этого нового течения современной культуры, которое так неясно описывается с помощью понятий «экзистенциальная», «феноменологическая», "ориентированная на себя».

Это течение позволяет уверенно использовать субъ-ективные, интуитивные гипотезы, формулируемые уче-ными, которые погрузились в свою исследовательскую область и чувствуют в ней наличие определенного по­рядка и определенной структуры, будучи в состоянии объясНить ее лишь частично.

Это направление, я полагаю, ведет к натуралистиче-скому, эмпатическому, тонкому наблюдению мира внут­ренних значений индивида. Таким образом, вся сфера человеческих состояний в полном своем объеме откры-вается для исследования.

Оно ведет к выдвижению эвристичных концепций, основанных на наблюдениях. В моем понимании, эти концепции имеют тенденцию быть качественно-процес-суальными в большей степени, чем предшествующие.

Этот подход требует точных описаний наблюдаемых типов поведений, которые являются показателями субъ­ективных переменных. Понятно, что эти переменные внутреннего опыта не могут быть измерены непосред-ственно, но это совершенно не значит, что внутренние переменные не поддаются научному изучению, мы при­дем к развитию чисто операциональных методов, необ­ходимых для измерения видов поведения, отражающих эти внутренние переменные.

Кажется вполне очевидным, что это течение приве-дет к уменьшению разрыва между субъектом и объек­том, тик как оно изучает взаимосвязи внутренних пере­менных и таких внешних переменных, как влияние окружающей среды, внешнее поведение и др. Напри-мер, исследование, связанное с изучением соотноше­нии изменений в поведении индивида, осознаваемых им самим в его сознании, и зрелости его поведения, с точки зрения его друзей, позволяет рассматривать внут-рений и внешний мир в единой системе.

Это направление приведет к таким теоретическим выводам, которые потрясут многих традиционных пси­хологов, подобно тому как в свое время теории неэв­клидова пространства шокировали традиционных физи­ков. Мы попытаемся раскрыть сам функциональный процесс образования связей, лежащий в основе сущест­вования мира личностных значений, и смоделировать его с достаточной точностью, чтобы потом его можно было бы подвергнуть эмпирической проверке.

Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого, —ис­пользуя как субъективное, так и объективное познание.

Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создаю­щего свое «Я», ответственного за него.

 

 

Раздел VI

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА)

Пиаже (Piaget) Жан (1896— 1980) — крупнейший психолог XX ве­на, основатель Женевской школы ге­нетической психологии. В 1915 г. окончил Невшательский университет (Швейцария), в 1918 г. получил степень доктора естественных наук. В течение последующих двух лет занимался ака­демической и практической работой в лабораториях Решнера и Липпса, в пси-хиатрической клинике Блейлера, в лаборатории Бине. Его первые психологические исследо­вания были произведены по стандартизации тестов Берта и опубликованы в статьях 1921 г. С 1921 г. Пиаже — науч­ный директор Института Ж.-Ж. Руссо в Женеве (который позже сливается с Женевским университетом), в 1923—1929 гг. работал в Невшательском университете. Здесь в период между 1921—1925 гг. были проведены исследования, посвя­щенные речи ребенка, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных явлениях, моральным суж­дениям, которые принесли ему мировую известность.

В период 1925—1929 гг. Пиаже приходит к положению о роли действия в начальный сенсомоторный период разви­тия мышления ребенка, к выводу о том, что интеллект скла­дывается еще до овладения речью, а интеллектуальные опе­рации высшего порядка подготавливаются сенсомоторным действием.

В последующее десятилетие (1929—1939) Пиаже совмест­но с Б. Инельдер и А. Шеминской проводит исследование ге­незиса представлений ребенка о числе, количестве, простран­стве, времени, движении и пр. На основе этих исследований в мышлении были выделены операциональные логические структуры, генезис которых составляет, по Пиаже, содержа­ние стадий развития интеллекта. Для точной интерпретации этих явлений Пиаже обращается к операторной логике, ис­пользуя и модернизируя ее формальный аппарат.

В 1939—1950 гг. продолжались исследования Пиаже в области психологии мышления. Изучались представления ребенка о пространстве и геометрических построениях. Совместно с М. Ламберсье было начато изучение воспри­ятия, позволившее Пиаже высказать гипотезу о его веро­ятностной природе. Проведено экспериментальное ис­следование перехода мышления ребенка к мышлению подростка, дана характеристика формально-операцио­нального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии. В 1955 г. Пиаже создает в Женеве Международный центр генетической эпистемологии, в котором на материале экспериментальных психологических исследований спе­циалисты многих областей знания из разных стран разра­батывали методологические проблемы познания. В том же 1955 г. Пиаже сформулировал гипотезу о стадиях ин­теллектуального развития ребенка и подростка. Работы.последних 20 лет были посвящены развитию памяти, умственного образа, сознания ребенка, проблемам биоло­гии, философии, эпистемологии. Развиваемая Пиаже кон­цепция интеллектуального развития ребенка как единства процессов ассимиляции, аккомодации, адаптации, выделе­ние этапов этого развития, каждый из которых отличает­ся качественным своеобразием операциональных струк­тур интеллекта, указание на роль действия в психическом развитии являются крупнейшим достижением зарубежной психологии в области проблем психического развития.

Пиаже написал около 50 книг, сотни статей. На рус­ском языке опубликованы: «Речь и мышление ребенка» (М., 1932); совм. с Б. Инельдер «Генезис элементарных ло­гических структур. Классификации и сериации» (Вопро­сы психологии. — 1965. — № 6); «Проблемы генетической психологии» (Вопросы психологии. — 1956. — № 3); «Как дети образуют математические понятия» (Вопросы пси­хологии. — 1966. — № 4); «Избранные психологические произведения» (М., 1967).

Лит.: Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в за­рубежной психологии. — М., 1974. — С. 251—300; Обухо­ва Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981; Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.

В данное издание включена статья Ж. Пиаже «Теория Пиаже», в которой излагаются основные положения его генетической психологии.

 

Жан Пиаже

ТЕОРИЯ ПИАЖЕ

Нижеизлагаемую теорию развития, касающуюся в основном развития когнитивных функций, невозмож­но понять без детального анализа биологических предпосылок, из которых это развитие происходит, и эпистемологических следствий, к которым оно приво­дит. Фундаментальный постулат, составляющий осно-ву суммированных здесь идей, заключается в том, что одни и те же проблемы и одни и те же типы объясне­ний могут быть обнаружены в трех следующих про-цессах.

A. В процессе адаптации организма к окружающей среде в течение его роста вместе с взаимодействиями и авторегуляциями, характеризующими развитие эпи­генетической системы (эпигенез в его эмбриологичес­ком смысле всегда детерминируется как внешне, так и внутренне).

Б. В процессе адаптации интеллекта в ходе построе-ния его собственных структур, которые зависят как от прогрессирующих внутренних координации, так и от информации, приобретаемой посредством опыта.

B. В процессе установления когнитивных, или, ши­ре, эпистемологических, отношений, которые не состав-ляют ни простой копии объектов внешнего мира, ни про-стогo развертывания структур, преформированных в субъекте, но скорее включают в себя ряд структур, про­грессирующе конструируемых посредством постоянно­го маимодействия субъекта с внешним миром.

Мы начнем с последнего пункта, по которому наша теория наиболее расходится как с идеями большинства психологов, так и со «здравым смыслом».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.013 с.)