Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психика с энергетической точки зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы хотим предоставить понятию «либидо» (libido) действительно подобающее ему значение, аименно значение энергетическое, для того чтобы энергетически понимать живое свершение и заменить старое «взаимодействие» абсолютно эквивалентными отношениями. Мы не должны смущаться, если нас упрекнут в витализме. Мы также далеки от веры в специфическую жизненную силу, как и от других метафизических мировоззрений. «Либи-до» — таково должно быть название энергии, которая проявляется в жизненном процессе и субъективно воспринимается как стремление и желание. Такое воззрение вряд ли требует защиты. Таким образом, мы лишь приобщаемся к мощному течению времени, которое стремится энергетически понять мир явлений. Пусть удовлетворятся указанием на то, что все, апперцепированное нами, можно понять только как действие сил. В многообразии явлений природы мы видим воле-ние, либидо в самых разнообразных применениях и образованиях. В стадии детства либидо прежде всего проявляется исключительно в форме инстинкта питания, который обслуживает рост тела. Мало-помалу вместе с последовательным развитием тела открываются новые области применения либидо. Последней важной областью применения ее является сексуальность. С описательной точки зрения психоанализ видит множественность влечений и среди них в качестве час-тичного явления — сексуальное, кроме того, он призна-ет некоторые либидозные притоки и в несексуальных влечениях. Иначе с генетической точки зрения. Здесь усматривается возникновение множественности влечений из относительного единства, из либидо: от либидо, обслуживающей функцию размножения, постоянно отделяются и присоединяются к новым формам его проявления либидозные притоки. Структура бессознательного Согласно моему взгляду, в бессознательном различим ы два отдела. Один из них я называю бессознательным личным. Оно включает все психические содержании, забываемые в течение жизни. Их следы постоянно остаются в бессознательном, даже если их сознательное восприятие становится невозможным. Сверх того, личное бессознательное содержит все подсознательные впечатления и восприятия, которые не заряжены достаточной долей энергии, чтобы достигнуть сознания. Сюда принадлежат те бессознательные комбинации представлений, которые слишком слабы и неотчетливы, чтобы стать сознательными. Наконец, личное бессознательное включает все психические содержания, совместимые с сознательной установкой. Они представляются недоступными главным образом вследствие их нравственных, эстетических или интеллектуальных недочетов. Человеку невозможно постоянно чувствовать и думать возвышенно, правильно и правдиво; стараясь поддержать идеальную установку, он автоматически вытесняет все то, что к ней не подходит. Если какая-либо одна функция, например мысль, развита в высокой степени и преобладает в сознании, то функция чувства естественно окажется вытесненной и опустится в бессознательное. Второй отдел бессознательного — так называемое сверхличное, или коллективное, бессознательное. Содержания этого коллективного бессознательного не личные, а коллективные, другими словами, принадлежат не одному какому-либо лицу, а по меньшей мере целой группе лиц; обыкновенно они суть принадлежность целого народа или, наконец, всего человечества. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в течение жизни одного человека, они суть прирожденные инстинкты и первобытные формы постижения — так называемые архетипы, или идеи. Ребенок хотя и не имеет прирожденных представлений, но обладает высокоразвитым мозгом, который имеет возможность определенным образом функционировать. Мозг унаследован нами от предков. Это органический результат психических и нервных функций всех предков данного субъекта. Таким образом, ребенок при вступлении в жизнь уже обладает органом, готовым действовать точно так же, как действовали подобные ему органы в истекшие века. В мозгу заложены реформированные инстинкты, а также и первобытные типы, или образы, основания, согласно которым издавна образовывались мысли и чувства всего чело- вечества, включающие все громадное богатство мифологических тем. Конечно, не легко доказать наличность коллективного бессознательного у нормального человека, однако явные следы мифологических обра-зов можно найти в сновидениях. Существование коллективного бессознательного легче проследить в известных случаях умственного расстройства, в особенности при шизофрении. Тут мы находим иногда поразительное обилие мифологических образов. У некоторых больных являются символические идеи, которые невозможно объяснить опытом их субъективной жизни, но лишь историей ума всего человечества. В подобных случаях обнаруживается нечто, вроде первобытного мифологического мышления, проявляющегося в особых, принадлежащих ему первичных формах, не сходных с нормальным мышлением, при котором постоянно применяется личный опыт. Личное бессознательное содержит комплексы, принадлежащие субъекту и составляющие неотъемлемую часть его психической жизни. Если какой-либо комплекс, который должен бы быть соединен с «Я», становится бессознательным благодаря вытеснению или уменьшению его потенциальности, то данный субъект испытывает ощущение потери; когда же утраченный было комплекс снова становится сознательным благодаря, например, психотерапевтическому лечению, то у его обладателя является прилив психической энер-гии. Неврозы часто исцеляются этим путем. Если же Комплекс коллективного бессознательного соединяется с «Я», данный субъект бывает поражен необычностью его содержания. Оно ощущается им как нечто жуткое, сверхъестественное, нередко опасное. Иногда оно может вызвать и ощущение помощи сверхъестественных сил, наиболее же часто представляется вредным, болезненным влиянием, приводящим к настоящей физической болезни или же к психическому отчуждению от нормальной жизни. Индивидуальное сознание всегда изменяется в своем характере благодаря соединению с ним содержаний, долженствующих в нормальном порядке оставаться бессознательными. Если врачу удается удалить подобное болезненное соединение из сознания, то больной чувствует себя облегченным от давившей его тяжести. Внезапное вторжение подобных чуждых содержаний часто имеет место в первых ста днях шизофрении. Больному являются причудливые мысли, все крутом кажется ему изменившимся, лица окружающих чужды и искажены и т. д. Содержание личного бессознательного представляется нам частью собственной психики, содержание же коллективного бессознательного представляется ей чуждым, точно привходящим извне. Обратное введение в психику личного комплекса действует нередко облегчающим и исцеляющим образом, между тем вторжение комплекса коллективного бессознательного часто есть неприятное или даже опасное явление. Подобный комплекс представляется обладающим чем-то сверхъестественным, другими словами, он сопровождается чувством благоговейного страха. Соответствие этой теории первобытным верованиям в души и духов очевидно: души соответствуют комплексам личного бессознательного, духи — комплексам коллективного бессознательного. Научная точка зрения прозаична, ибо она называет «психологическими комплексами» существа, внушающие благоговейный страх, почитаемые как сверхъестественные и обитающие в тени первобытных лесов. Но, принимая во.внимание необыкновенную роль, которую вера в души и духов играла в истории человечества, нельзя-до-вольствоваться простым фактом существования подобных комплексов, нужно изучать их далее. Существование комплексов легко доказывается опытом ассоциаций. Опыт этот весьма несложен: производящий его говорит какое-либо слово испытуемому, который в ответ должен немедленно произнести первую пришедшую ему на мысль ассоциацию. Время реакции, т. е. промежуток времени между словом-раздражителем и ответом, измеряется хронометром. Можно было бы ожидать, что все простые слова вызовут соответственно краткую реакцию, все же трудные или редко употребляемые слова — более продолжительную. На самом же деле продолжительность времени реакции зависит не столько от этого, сколько от других причин. Весьма продолжительная реакция иногда неожиданно бывает вызвана совсем простым словом-раздражителем, иногда тот же субъект без запинки отвечает на совершенно необычные слова-раздражители. Тщательное изучение индивидуальной психологии испытуемых субъектов приве- ло меня к заключению, что удлинение времени реакции обыкновенно вызвано наличностью чувства, ассоциированного со словом-раздражителем или же с ответом. Само же это чувство всегда вызвано тем, что слово-раздражитель «задело» какой-либо комплекс. Долгое время реакции — не единственный симптом, обнаруживающий существование комплекса. Существуют и многие другие симптомы, которые здесь невозможно перечислить. Комплексы, обнаруживаемые опытом ассоциаций, обыкновенно относятся к обстоятельствам, которые испытуемый субъект предпочел бы скрыть; обстоятельства эти нередко носят мучительный характер и даже не сознаются испытуемым субъектом. Когда слово-раздражитель затрагивает комплекс, ассоциаций иногда не возникает вовсе, иногда же они, напротив, являются в таком изобилии, что мгновенный выбор невозможен. Отсюда происходит нарушение реакции, обнаруживающееся различными симптомами кроме продления ее времени. Сверх того, если мы, закончив весь ряд опытов, заставим испытуемого субъекта по-вторить данные им? ответы, то заметим, что нормальные реакции запоминаются им; те же, которые находятся в связи с комплексом, легко забываются. Исходя из этих фактов можно подвести итог свойств автономных комплексов. Комплекс вызывает известное расстройство умственной реакции, благодаря ему отве-ты замедляются или искажаются; он вызывает неподходящую реакцию или изглаживает воспоминание о данном ответе. Комплекс вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения, поэтому мы называем его автономным. Производя опыты над нервно- или душевнобольным субъектом, мы видим, что комплекс, расстраивающий реакцию, принадлежит собственно к главному содержанию психической болезни. Эти комплексы не только расстраивают экспериментальные реакции, но и являются причиной, вызывающей болезненное состояние. Я исследовал некоторые случаи, в которых испытуемый субъект отвечал на известные слова-раздражители несвязными и как бы бессмысленными словами, вырывавшимися у него вопреки его сознательным намерениям, точно его устами говорило чуждое ему существо. Подобные слова исходят от бессознательного комплекса. Комплексы, возбуждаемые наружными раз-дражениями, могут вызвать внезапное замешательство, или сильную эмоцию, депрессию, состояние страха и всевозможные душевные расстройства. Действия комплексов подобны действиям независимых существ, так что первобытные теории духов превосходно обрисовывают, формулируют такие комплексы. Эту параллель можно развить и далее. Некоторые комплексы возникают благодаря тяжким переживаниям, наносящим психические раны, которые не заживают целыми годами. Нередко тяжелое переживание вытесняет известные свойства, необходимые для жизни. Это порождает комплекс в личном бессознательном. Первобытный человек справедливо смотрит на это как на утрату души, ибо при этом действительно исчезает известная часть психики. Многие комплексы возникают этим путем. Но существует еще не менее важный источник комплексов. Только что описанный источник понятен без труда, ибо относится к сознательной жизни, другой же тёмен и в нем трудно разобраться, потому что он зависит от восприятий и впечатлений, проистекающих из коллективного бессознательного. Данное лицо обыкновенно не сознает, что подобные восприятия вытекают из бессознательного: они представляются ему вызванными наружными конкретными фактами. Таким образом, он рационализирует внуренние впечатления, природа которых ему неизвестна. На самом же деле эти впечатления есть иррациональные идейные содержания его собственного ума, которых он ранее никогда не сознавал; они не порождены каким-либо наружным опытом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.6 (0.009 с.) |