Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязи психологии с другими науками

Поиск
ПСИХОЛОГИЯ
Педагогика

Медицинские науки

Юридические знания
Медицинские науки
Медицинские науки

Технические науки

 

Философия

Физиология высшей нервной деятельности

 

Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с тех­ническими науками и в целом с технической средой жизнедея­тельности людей.

В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.

Первое — по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим воз­можностям человека, к профессиональной подготовке техниче­ских специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Вторая — современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно подда­ющиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учи­тывать рекомендации психологии в отношении психических и пси­хофизиологических возможностей человека воспринимать, оце­нивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, уча­ствующими в разработке технических систем, — эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.

Как видим, современная психология, находясь на стыке мно­гих наук, занимает как бы промежуточное положение между фи­лософскими, естественными, социальными и техническими на­уками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего пред­мета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.

В целом психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:

Технические науки

Социальные науки
Психология

Естественные науки

Философские науки

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т.п.

В самом общем виде психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.

Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы,опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.

Каковы же основные положения, позиции отечественной пси­хологии в понимании психики человека?

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи — головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода. w

1.Не всякая материя обладает свойством психического. Психика — это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.

2.Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство — это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма от­ражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериаль­ное) отражение реальной действительности.

Каковы же особенности психики как формы отражения? Важ­но осмыслить и уяснить их, поскольку это приближает нас к по­ниманию сути психического и его отличия от других форм отра­жения.

Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, свое­образно, так как внешние воздействия как бы преломляются че­рез призму знаний, опыта человека, его потребностей и интере­сов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т.п. Этим же оп­ределяется и другая особенность психического отражения действи­тельности — оно не только зеркально, но и избирательно: чело­век целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодей­ствует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как прави­ло, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.

Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образо­ваний, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побужда­ет его проявлять соответствующую активность.

Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непре­рывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пони­манию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущ­ностных особенностей вещей и явлений мира.

Одной из особенностей психического является способность опе­режать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенден­ций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для пре­образования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном разви­тии психика способна к так называемому опережающему отраже­нию действительности (П. К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других со­оружений, предвидению экологических процессов и явлений (сме­ны времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.

Выделяют три уровня психического отражения:

1. досознательный (безусловно-рефлекторный, природообуслов-ленный);

2. сознательный, специфически человеческий уровень психичес­кого (условно-рефлекторный);

3. послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный — автоматизмы, установки и т.п.).

Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).

Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социаль­но-историческими обстоятельствами. Последние играют опреде­ляющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс раз­вития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накоп­ленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абст­рактный характер.

Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в пер­вую очередь его сознание, — результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и вклю­чения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система — язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них инфор­мацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приоб­ретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется осо­бая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального во­ображения, эмоциональной и волевой сфер личности, форми­рование человеческих потребностей (эстетических, нравствен­ных, профессиональных и др.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразо-вания и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

в) волевые.

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

Психические состояния: функциональные (интеллектуальнопознавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизо ванности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения и т.п. личности.

Такое понимание психического, сознания сложилось в отече­ственной психологии.

Схема 4 Мир психических явлений человека

 

 

 

 

 

      Знания    
    Умения  
    Навыки  
    Привычки  
         
  Психические  
Познавательные:
внимание / \ образования / \
ощущения / \
восприятие представление / \ /г, \ ( Направленность Психические\/ПсихичеС11ив\\ Характер
память 4 процессы /\ своиства Н Способности
мышление речь \ / \личносты / ~ \ / \ / \JeMnePaMeHT
воображение \ / Психические \У
Эмоциональные: *i состояния /
чувства  
Воля J  
    Функциональные:^
    интеллектуальные  
    эмоциональные  
    волевые  
    Общие:  
    настроенности  
    мобилизованности  
    готовности  
    апатии  
    ^неуверенности и дру  

Современному специалисту важно уяснить содержание науч­ного понимания психики человека и опираться на это знание при решении профессиональных задач. Практическая деятельность че­ловека во многом зависит от качества изучения и диагностики людей, учета их особенностей при решении профессиональных задач.

Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.

Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со-держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.). направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью.

Каковы же истоки групповой, общественной (и индивидуаль­ной в том числе) психики, под влиянием каких обстоятельств она складывается, формируется, развивается?

В первую очередь к числу таких факторов относятся:

• исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;

• прижизненный опыт этой социальной общности;

• опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;

• конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;

• ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;

• особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания, психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения,

традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделе­нии носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и професиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импунитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.

Схема 5

Морально-психологическая атмосфера

 

W

Психология социального взаимодействия, общения

Социальное взаимодействие

Деятельность

Общество и уровень его развития

Морально-психологический климат

 

 

В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимо­сти от степени их устойчивости и динамики различают статиче­ские, динамические и статико-динамические социально-психо­логические процессы и явления (А. Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют соци­ально-психологические феномены, интегрирующие, сплачиваю­щие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагаю­щее влияние на социальную среду.

Очевидно, что знание специалистом особенностей индивиду­альной и групповой психики позволит ему лучше ориентировать­ся в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Дайте характеристику психологии как науки.

2.Раскройте научное понимание психики человека.

3.Проанализируйте основные функции психики.

4.По каким признакам можно судить об особенностях психики человека?

5.В чем состоит сущность психического, психики человека и каковы ее особенности?

6. Что, по вашему мнению, представляет мир психических явлений человека?

7. Какова природа человеческой психики?

8. Кратко охарактеризуйте основные отрасли психологии.

9. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психо­логии.

11. Какие положения философии выступают теоретико-методологи­ческой основой психологии?

12. Раскройте ваше понимание групповой, общественной, массовой психики.

13. Каковы истоки групповой, общественной психики?

14. Раскройте основные подходы к классификации социально-психо­логических феноменов.

15. Обоснуйте необходимость психологического образования для ус­пешной деятельности современного специалиста.

ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ

 

Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики че­ловека и ее отдельных феноменов имеют знания им физиологии человека, головного мозга, высшей нервной деятельности (ВНД).

Большой вклад в разработку материалистического понима­ния психики внесли русские ученые-физиологи И.М.Сеченов, И. П.Павлов, А. А. Ухтомский, П. К.Анохин и др. Значительно рас­ширили представления о материальных основах психической дея­тельности человека современные исследования нейрофизиологи­ческих механизмов деятельности мозга.

Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, фи­зиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие.

Функционально нервная система человека выполняет две ос­новные задачи. С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических сис­тем организма человека, а с другой — взаимодействие организ­ма как целостной системы со средой. И.П.Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной сторо­ны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой — на связь организма с окружающей средой, на урав­новешивание системы организма с внешними условиями» {Пав­лов И. П. Поли. собр. соч. - М.; Л., 1951. - Т. 3. - Кн. 2. - С. 106).

Нервная система человека имеет определенное строение (рис. 1):

а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клет­ки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иног­да достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Про­стейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.

Места контактов нервных клеток называются синапсами. Че­рез них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток пе­редает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отрос­ток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: прове­дения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двига­тельный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон ло­кальной сети»).

Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;

б) по расположению в организме и функциям нервная систе­ма делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводнико­вую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (ре­цепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Цент­ральная нервная система состоит из головного, промежуточного «спинного мозга.

Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга (рис. 2). Основная функция головного мозга — управляющая, обработка поступившей от периферии информа­ции и выработка «команд» исполнительным органам.

В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5—12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными дви­жениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудо­чек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств.

Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо­дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внут­ренней секреции: гипоталамус — координатор функций всех же-

Сенсорный нейрон

Капилляр

Астроциты (глия)

Нейрон лохальной сети

Сенсорный нейрон Симпатический нейрон

N i / И\

Двигательный нейрон Р, < Е*Д

L. _ _ _ _ _ _

Парасимпатический нейрон

Тормозная клетка

Олигодендроцйт (глия)

Миелинов; оболочка

Синапе Двигательный нейрон

Крупный нейрон с множеством дендритов получает информацию через синаптический контакт с другим нейроном (в левом верх­нем углу). С помощью мислевизированного аксона образуется симпатический контакт с третьим нейроном (внизу). Поверхттости нейронов изображены без клеток глии, кото­рые окружают отрос­ток, направленный к капилляру (справа вверху). (По Блуму)

Рис. 1. Нервная сеть

Коллатераль аксона Тормозная

/ — дендриты

2 — тело

3 — аксон

клетка

А — аутоторможение Б — реципрокное

торможение В — синаптическая

связь:

а) аксо-аксональная;

б) аксодендритическая;

в) аксосоматическая. (По Бадаляну)

лез; гипофиз — управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга.

Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток — серое вещество), подкорка и белое вещество — отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пла­стику тела, обеспечивающий тонус организма.

Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, свя­занные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имею­щие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, ги­поталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп.

Известный исследователь нейрофизиологических основ потреб­ностей и эмоций академик П. В. Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека четырех мозговых структур:

гипоталамус — источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирую­щую в данное время;

миндалина — структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечи­вающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;

неокортекс (лобная кора) — его функция состоит в превраще­нии информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;

гиппокамп — обеспечивает фильтрацию, сортировку поступа­ющей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.

Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобраз­ным «оперативным штабом желаний», потребностей человека (П. М. Ершов).

Ведущую роль в создании высших психических функций иг­рает кора головного мозга. Она представляет собой серое веще­ство, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го­ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса).

Кора головного мозга функционально организована. В ней вы­деляют:

Аммонов рог

Рис. 2. Мозг в разрезе

лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигатель­ные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функцио­нирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляет­ся аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это ла­теральная (наружная) часть, поверхность головного мозга;

височные доли (поля) головного мозга. Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрес­сивные функции речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его меди­альной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находит­ся центр «веры» (но основная его часть — в височном поле);

теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительно­сти (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наибо­лее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр му­зыкального понимания;

затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной ин­формации: свет, цвет.

Таким образом, головной мозг человека (рис. 3) состоит из:

1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;

2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в проме­жуточном и продолговатом мозге);

3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, за­тылочное;

4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (от­ростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желу­дочках головного мозга и в стволе спинного мозга).

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной-системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висиера» — внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляю­щая высшую нервную деятельность, называется анимальной.

 

Двигательная кора

Кора большого мозга -

Зрительный нерв

Глаз

Миндалина

Мозжечок

Продолговатый мозг

Сенсорная кора

Мозолистое тело

Ретикулярная формация

ческой системы и ствола мозга (По Блуму и др.)

Показаны основ-

Снинной мозг

Рис. 3. Нерасчлененный мозг

Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу — головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем явля­ется его наиболее молодой отдел — кора больших полушарий.

Головной мозг имеет сложное вертикальное строение, систе­мы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубин­ными структурами, объединяющимися для выполнения опреде­ленных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга. И.П.Пав­лов выделял целую группу таких образований — анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осяза­тельный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутри­клеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раз­дражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный.

Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отде­лы могут иметь три уровня функциональной активности: относи­тельного физиологического покоя, возбуждения, торможения.

Состояние относительного функционального покоя характери­зуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение — это процесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешни­ми и внутренними, по природе — химическими, механически­ми, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе.

Торможение — процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе. Особой формой торможения яв­ляется запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах мак­симально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя опре­деляется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного чело­века.

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нерв­ной системе возникает возбуждение, распространяющееся от ре­цепторов через центральную нервную систему к исполнитель­ным органам (эффекторам).

Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и тор­можения находятся в движении. Динамика движения и взаимо­действия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам.

Основными законами функционирования высшей нервной де­ятельности являются:

иррадиация — распространение, расширение охватываемой воз­буждением или торможением зоны в коре головного мозга.

Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в актив­ную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможе­ния сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);

индукция, суть которой состоит в том, что возникший в опре­деленном участке коры головного мозга процесс стимулирует воз­никновение обратного процесса в соседних зонах. Именно поэто­му не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины,'уп­равлением сложными техническими системами, решением мате­матических задач и т.д.;

концентрация возбуждения или торможения как обратный ир­радиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминант­ного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господст­вующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции. По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способ­ности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.

Основным механизмо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.014 с.)