Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука, её предмет и задачи. Современные направления психологии

Продолжение 5 вопроса.

Функции общения:1) обмен информацией - средство общения – язык, т.е. язык обеспечивает коммуникацию м/д общающимися, т.к. его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее значение в слова, так и тот, кто ее принимает, декодирует ее. Чел., адресуя информацию другому чел., является коммуникатором, тот, кто принимает – рецепцентом. Для осуществления цели общения люди должны пользоваться одной и той же системой кодирования и декодирования, т.е. говорить на одном языке. Бывает вербальная и не вербальная коммуникация. К вербальной – речь, диалог, монолог. Речь – вербальная коммуникация т.е. общение с помощью языка. Средство вербальной коммуникации –слова. Виды речи – письменная, устная- диалогическая и монологическая. Диалог –простейшая из форм речи, т.е. поддерживаемая собеседником. Монолог –разновидность речи, которую произносит один чел, обращаясь к другим. Письменная речь – служит для передачи своих мыслей в письменной форме. 2) Межличностное взаимодействие – представляет собой последовательность развернутых во времени реакции людей на действия д. д. Совместная деятельность и общение протекают в условиях соц–го контроля, осуществляемого на основе соц. норм, т.е. принятых в обществе норм поведения, которые регламентируют взаимодействия и взаимоотношения людей. При нарушении норм, происходит неодобрение, осуждение или наказание индивида. Обращение людей к соц. нормам делает их ответственными за их поведение и позволяет регулировать действия и поступки. Условие успешности процесса общения: 1- соответствующее поведение взаимодействующих людей ожиданиям д. д. 2- способность и умение безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что готов от него услышать или в нем увидеть другой чел. Если данные условия не будут соблюдены, то происходят межличностные конфликты. 3) как понимание людьми д. д. В процессе общения включены по меньшей мере 2 чел. В их актах взаимного познания должны быть выявлены действия 3х важнейших механизмов: 1 – идентификация, 2 – рефлексия, 3 – стереотипизация. Идентификация – способ понимания д. чел через осознанное и безознательное понимание и уподобление его хар–м самого субъекта, т.е. в ситуации взаимод-я люди строят предположение о внутреннем мире другого чека, ставя себя на место его. Рефлексия - субъект, как он понимается. Спериотипизация – классификация форм поведения, их причин, путем отношения их к известным или кажущимися известными, т.е. к соц. стереотипам. предмет ради которого осуществляется.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА

Социальная ситуация развития: ребёнок – дети

Ведущая деятельность – игровая. игра – символико-моделирующий тип деятельности, в котом операционально-техничнская сторона деятельности упрощена (носит схематический характер), а в ходе деятельности моделируется отношения.

Структура игровой деятельности:

1. Роль сюжетно-

2. Сюжет ролевая

3. Игрушка (социализирующая, дидактические, развивающие) игра

4. Партнёр

5. Правило

6. Игровое действие

Показатели развития психики дошкольника:

1. Первое схематическое, эгоцентрическое мировоззрение (эгоцентризм или центрация – не способность встать на позицию другого человека и посмотреть с его точки зрения)

2. Возникновение первичных этических инстанций (когнитивный, коннотативный, эмотивный контроль)

3. Возникновение произвольности в поведении (эмоциональная регуляция – мотивационная регуляция (произвольное поведение) – волевая регуляция)

4. Соподчинённость мотивам: выстраивание иерархии мотивов и подчинение им деятельности

5. Возникновение личного сознания: понимание ограниченности и смысла

Линия личностного роста

1. Формирование произвольности поведения

2. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности

3. Линии перехода к децентризму

4. Линия мотивационной готовности к деятельности

Кризис 7 лет – личностного сознания

1. Потеря непосредственности

2. Манерничание (трудность в общении, копирование взрослых)

3. Симптом горькой конфеты (скрывают свои эмоциональные переживания)

Это связано с развитием самосознания, осознания себя субъектом.

Проблема готовности к школьному обучению:

1. Педагогическая (пед. Нормативность знаний и умений)

2. Психологическая (познавательная (ур. Мышления, речи, внимания), эмоц-волевая, мотивационная готвность (Л.И.Божович – познавательный, статусный, позиционный, игровой мотивы))

3. Физическая

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.


Продолжение 3 вопроса.

ТЕОРІЯ ПОЕТАПНОГО ФОРМУВАННЯ РОЗУМОВИХ ДІЙ ТА МОЖЛИВОСТІ ЇЇ ЗАСТОСУВАННЯ У НАВЧАННІ.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; наука о такой форме отражения действительности живым существом, которая обеспечивает ему смысловую ориентировку в себе и мире.

Объектом психологии выступает психика.

Предмет – закономерные связи субъекта с предметным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего внутреннего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ:

1. Исследование наиболее общих закономерностей психики, разработка методов их изучения, выработка научных понятий для их описания

2. Изучение конкретных психических свойств процессов, свойств и состояний, а также закономерностей психологического бытия личности

3. Исследование различных видов человеческой деятельности и отношений

4. Изучение физиологических основ психических процессов и проектирование новых форм психической деятельности

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ. Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами.

ПСИХОДРАМА Я. Л. Морено. Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

ЛОГОТЕРАПИЯ— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – (лат. existentia – существование) Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности.

КОУЧИНГ- сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента). Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением.

 


2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАБЛЮДЕНИЕ – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Наблюдение как метод исследования является: целенаправленным, планомерным, систематическим, точно фиксирующим происходящее. А наблюдатель должен быть: беспристрастным, точным и строго соблюдать все формальности процедуры.

Формы наблюдения: самонаблюдение (интроекция), включенное наблюдение, внешнее (со стороны) наблюдение.

Предмет наблюдения – внешние проявления психики в поведении наблюдаемых (речь, экспрессия, поступки, действия, темы разговоров)

БЕСЕДА как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Существует ряд требований к беседе как методу: непринужденность, важно тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Главная цель – выяснение представлений испытуемого о различных явлениях природы и общества, выяснение его отношения к ним, системы верований, убеждений и мнений, а также уточнение диагноза в патопсихологии или психокоррекция в психотерапии.

ЭКСПЕРИМЕНТ позволяет объяснить причины психических явлений, смоделировать их возникновение, изучить психику в контролируемых условиях. Виды экспериментов: лабораторный, естественный, моделирующий (формирующий).

МЕТОД ТЕСТОВ – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.


3. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождении в систему деятельностей по производству человеческого типа жизни. (А.Ф.Бондаренко)

Психодинамический подход: личность – это устойчивое человеческое «я», кот имеет структуру ид, эго, суперэго. Поведенческий подход лич –набор поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакции на стимулы. Деятельностный подход – иерархия мотивов определяет направленность личности- как иерархия деятельностей, благодаря способностям происходит персонализация личности. Когнитивный подход лич- набор ролей, набор конструктов(значимые утверждения) и преобладающие способы создания конструктов(конструирование). Экзистенциально-трансперсональный подход осн понятие – самоактуализация.

А.Н.Леонтьев: Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

А.В.Петровский: «Личностью в психоло гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
4. ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обычном употреблении под деятельностью понимают всякого рода активность чел. В науке Д. определена не достаточно четко. Еще в 1940г. Рубенштейн отмечал, что понятие Д. употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Изучение Д. такими науками как философия, психология, педагогика показали многозначность понятия деятельности. В общем виде под деятельностью можно зафиксировать 4 ряда смыслов, которые вкладываются в понятие Д.1) Д. – как совокупность результатов и последствий, продуктов, достижений, произведений. В этом понимание Д.выступает как производство.2) Д. - процесс преодоления трудностей, решения проблем и задач. Д. понимается как труд. 3) Д. процесс самоизменения чел, в ходе обстоятельств своей жизни. Д. выступает как самодеятельность. 4) Д. условие или способ отношения к своей жизни. Д. выступает как практика. В психологическом плане Д. внутренняя (под внутренняя – психич.) или внешняя (физическая) - активность чел., которая регулируется осознаваемой целью. Гл. отличие чел от животного состоит в том, что порождаясь потребностью, как источником активности, она управляется осознаваемой целью как регулятором активности.

Характеристики деятельности 1) предметность – заключается в том, что она подчиняется свойствам, явлениям и отношениям, зависимым от объективного мира.2) общественная - чел. всегда учитывает не только свою деятельность,но и продукты деятельности других людей.3) субъективность – реализуется не только отдельным чел. но и коллективным субъектом.

Психологическое строение индивидуальной деятельность (ПСД) ПСД достаточно полно раскрывает в своих работах Леонтьев. Д. имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения (единство цели и условий составляют зад). И соотносимые с ними: деятельность – действие – операции т.е. у Д. сущ–ет 2 пласта: 1)потребности, мотивы, цели, условия – которые составляют ее предметное содержание, т.е. внутренний план осуществ. Д.2) отдельная деятельность, действия, операции - составляют ее структурные элементы, т.е сама деятельность во плоти. В единстве эти 2 пласта составляют психологическое содержание деятельности. Потребность – источник активности чел. П -состояние чел, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования. В психологии П рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. МОТИВ – форма проявления П., побуждение к Д., тот предмет, ради которого осуществляется Д.. В свою очередь мотив побуждает чел. к постановке задач и целей для удовлетворения своей потребности. ЦЕЛЬ – представленный или мысленный результат Д. ДЕЙСТВИЕ – составная часть Д., которая отвечает за осущ. цели.Способы осуществления действия - операции – преобразованные действия (Когда ребенок учится писать буквы, то написание букв является для него действием, которое направляется сознат. целью - написать буквы. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ написания слов, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию). Д. неразрывным образом связана с нашим общением. Общение прошло долгий путь развития от первобытно-общинного до наших дней. В первобытно общинном строе общение примитивно выражалось в мимике, жестах, сигналах. Интенсивное развитие об–ва и нашей Д. хар–ся в настоящие время высоким уровнем контактов общения. В настоящие время общение – процесс развития контактов м/д людьми, который порождается совместной деятельностью. В настоящие время существует 3 стороны общения 1) Коммуникативная – включает в себя обмен информацией м/д участниками совместной деятельности. Общаясь м/д собой люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения 2) Интерактивная – заключается во взаимодействии обещающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. 3) Перцептивная – предполагает восприятие общающихся д. с д. Рассматривая единство этих 3 сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.


5. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную;

- интерактивную;

- перцептивную.

Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга".


Продолжение 5 вопроса.

Функции общения:1) обмен информацией - средство общения – язык, т.е. язык обеспечивает коммуникацию м/д общающимися, т.к. его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее значение в слова, так и тот, кто ее принимает, декодирует ее. Чел., адресуя информацию другому чел., является коммуникатором, тот, кто принимает – рецепцентом. Для осуществления цели общения люди должны пользоваться одной и той же системой кодирования и декодирования, т.е. говорить на одном языке. Бывает вербальная и не вербальная коммуникация. К вербальной – речь, диалог, монолог. Речь – вербальная коммуникация т.е. общение с помощью языка. Средство вербальной коммуникации –слова. Виды речи – письменная, устная- диалогическая и монологическая. Диалог –простейшая из форм речи, т.е. поддерживаемая собеседником. Монолог –разновидность речи, которую произносит один чел, обращаясь к другим. Письменная речь – служит для передачи своих мыслей в письменной форме. 2) Межличностное взаимодействие – представляет собой последовательность развернутых во времени реакции людей на действия д. д. Совместная деятельность и общение протекают в условиях соц–го контроля, осуществляемого на основе соц. норм, т.е. принятых в обществе норм поведения, которые регламентируют взаимодействия и взаимоотношения людей. При нарушении норм, происходит неодобрение, осуждение или наказание индивида. Обращение людей к соц. нормам делает их ответственными за их поведение и позволяет регулировать действия и поступки. Условие успешности процесса общения: 1- соответствующее поведение взаимодействующих людей ожиданиям д. д. 2- способность и умение безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что готов от него услышать или в нем увидеть другой чел. Если данные условия не будут соблюдены, то происходят межличностные конфликты. 3) как понимание людьми д. д. В процессе общения включены по меньшей мере 2 чел. В их актах взаимного познания должны быть выявлены действия 3х важнейших механизмов: 1 – идентификация, 2 – рефлексия, 3 – стереотипизация. Идентификация – способ понимания д. чел через осознанное и безознательное понимание и уподобление его хар–м самого субъекта, т.е. в ситуации взаимод-я люди строят предположение о внутреннем мире другого чека, ставя себя на место его. Рефлексия - субъект, как он понимается. Спериотипизация – классификация форм поведения, их причин, путем отношения их к известным или кажущимися известными, т.е. к соц. стереотипам. предмет ради которого осуществляется.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.015 с.)