Философские основания педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основания педагогики



В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопози­тивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — Н.А.Бердяев, Л. И. Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Гер­мания), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма — существова­ние (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погружен­ного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир суще­ствует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существо­вание объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность зна­ний определяется тем, насколько они важны для конкретной лич­ности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзи­стенциализм выступает в качестве философского основания ин­дивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи сред­невекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущ­ности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается неспособной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, ут­верждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверх­разумом», посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канинг-хэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Послед­ний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источ­ники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся сис­тема обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направ­лена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX—XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления — позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыс­лить научные достижения, характерна абсолютизация естествен­ных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью ко­личественных методов. Они объявляют псевдонаучными пробле­мы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, со­циальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к облас­ти мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики неопо­зитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполез­ные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представи­тель неопозитивизма — Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. ока­зали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60—70-е годы XX столетия. Они отдают приоритет методам по­знания, а не его содержанию: главное, «не знания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX— XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой философии, стоящей вне идеализма и мате­риализма. Главные понятия в прагматизме — «опыт», «дело» (греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуаль­ному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важней­ших принципов обучения и воспитания: развитие активности де­тей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного про­цесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склон­ностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наибо­лее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е годы XIX в. Широкое распростране­ние он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наибо­лее крупные его представители — К. Маркс и Ф. Энгельс — рас­пространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и яв­ляется его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детер­минизма); все предметы и явления находятся в состоянии движе­ния, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место за­нимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отри­цание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лично­сти играет воспитание, которое представляет собой сложный со­циальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня пред­ставляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения кото­рой будут показаны в следующей главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.019 с.)