Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретико-методологические основы психологии↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сластенин В. А. С47 Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — Учебное пособие знакомит студентов непедагогических специальностей с современной отечественной и зарубежной психологией и педагогикой; рассматриваются, в частности, такие вопросы, как психология личности, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обучение в педагогическом процессе, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений; особое внимание уделяется педагогике и психологии профессиональной деятельности. Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Может быть полезно специалистам разных отраслей, прежде всего тем, кому предстоит работать с людьми. Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается 480 с. ISBN 5-7695-2643-2 УДК 371(075.8) ББК 74.00я73 © Сластенин В.А., Каширин В. П., 2001 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2003 ISBN 5-7695-2643-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2003 ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ
Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики человека и ее отдельных феноменов имеют знания им физиологии человека, головного мозга, высшей нервной деятельности (ВНД). Большой вклад в разработку материалистического понимания психики внесли русские ученые-физиологи И.М.Сеченов, И. П.Павлов, А. А. Ухтомский, П. К.Анохин и др. Значительно расширили представления о материальных основах психической деятельности человека современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга. Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие. Функционально нервная система человека выполняет две основные задачи. С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека, а с другой — взаимодействие организма как целостной системы со средой. И.П.Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой — на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями» {Павлов И. П. Поли. собр. соч. - М.; Л., 1951. - Т. 3. - Кн. 2. - С. 106). Нервная система человека имеет определенное строение (рис. 1): а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клетки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иногда достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток. Места контактов нервных клеток называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двигательный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон локальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом; б) по расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Центральная нервная система состоит из головного, промежуточного «спинного мозга. Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга (рис. 2). Основная функция головного мозга — управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5—12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными движениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга. Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. Средний мозг переходит в промежуточный, в котором находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции: гипоталамус — координатор функций всех же- Сенсорный нейрон Капилляр Астроциты (глия) Нейрон лохальной сети Сенсорный нейрон Симпатический нейрон N i / И\ Двигательный нейрон Р, < Е*Д L. _ _ _ _ _ _ Парасимпатический нейрон Тормозная клетка Олигодендроцйт (глия) Миелинов; оболочка Синапе Двигательный нейрон Крупный нейрон с множеством дендритов получает информацию через синаптический контакт с другим нейроном (в левом верхнем углу). С помощью мислевизированного аксона образуется симпатический контакт с третьим нейроном (внизу). Поверхттости нейронов изображены без клеток глии, которые окружают отросток, направленный к капилляру (справа вверху). (По Блуму) Рис. 1. Нервная сеть Коллатераль аксона Тормозная / — дендриты 2 — тело 3 — аксон клетка А — аутоторможение Б — реципрокное торможение В — синаптическая связь: а) аксо-аксональная; б) аксодендритическая; в) аксосоматическая. (По Бадаляну) лез; гипофиз — управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга. Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток — серое вещество), подкорка и белое вещество — отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пластику тела, обеспечивающий тонус организма. Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни. В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп. Известный исследователь нейрофизиологических основ потребностей и эмоций академик П. В. Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека четырех мозговых структур: гипоталамус — источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирующую в данное время; миндалина — структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечивающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды; неокортекс (лобная кора) — его функция состоит в превращении информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость; гиппокамп — обеспечивает фильтрацию, сортировку поступающей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями. Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобразным «оперативным штабом желаний», потребностей человека (П. М. Ершов). Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое вещество, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют: Аммонов рог Рис. 2. Мозг в разрезе лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигательные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функционирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это латеральная (наружная) часть, поверхность головного мозга; височные доли (поля) головного мозга. Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрессивные функции речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находится центр «веры» (но основная его часть — в височном поле); теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наиболее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр музыкального понимания; затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной информации: свет, цвет. Таким образом, головной мозг человека (рис. 3) состоит из: 1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка; 2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в промежуточном и продолговатом мозге); 3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, затылочное; 4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (отростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желудочках головного мозга и в стволе спинного мозга). Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной-системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висиера» — внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляющая высшую нервную деятельность, называется анимальной.
Двигательная кора Кора большого мозга - Зрительный нерв Глаз Миндалина Мозжечок Продолговатый мозг Сенсорная кора Мозолистое тело Ретикулярная формация ческой системы и ствола мозга (По Блуму и др.) Показаны основ- Снинной мозг Рис. 3. Нерасчлененный мозг Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу — головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем является его наиболее молодой отдел — кора больших полушарий. Головной мозг имеет сложное вертикальное строение, системы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубинными структурами, объединяющимися для выполнения определенных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга. И.П.Павлов выделял целую группу таких образований — анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутриклеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раздражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный. Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительного физиологического покоя, возбуждения, торможения. Состояние относительного функционального покоя характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности и готовности реагировать в нужный момент. Возбуждение — это процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешними и внутренними, по природе — химическими, механическими, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе. Торможение — процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного человека. Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нервной системе возникает возбуждение, распространяющееся от рецепторов через центральную нервную систему к исполнительным органам (эффекторам). Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика движения и взаимодействия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам. Основными законами функционирования высшей нервной деятельности являются: иррадиация — распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга. Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в активную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможения сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна); индукция, суть которой состоит в том, что возникший в определенном участке коры головного мозга процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах. Именно поэтому не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины,'управлением сложными техническими системами, решением математических задач и т.д.; концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминантного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господствующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции. По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга. Основным механизмом высшей нервной деятельности, обеспечивающим правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т.д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Условные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека. Условия жизнедеятельности человека обычно более или менее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека формируются условные рефлексы, связанные в одно целое — динамический стереотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера. Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), называется первой сигнальной системой. В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раздражителем которой является понятие, существующее в виде слова. И.П.Павлов считал, что «...слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных» {Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.; Л., 1951. — Т. 4. — С. 428-429). Вторая сигнальная система связана с первой и работает i»a ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное. Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы человека, ее свойствами. Понятие свойств нервной системы было введено в науку И.П.Павловым, который выделял следующие свойства: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Последующие исследования Б. М.Теплова, В. Д. Небылицына и др. дополнили и развили учение о свойствах нервной системы человека. Основные процессы нервной системы (возбуждение и торможение) могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными, уравновешенными или неуравновешенными. Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию посторонних раздражителей. Слабость нервной системы — это малая выраженность ее силы, невысокая работоспособность, повышенная утомляемость, но при этом и более высокая чувствительность. А потому слабость имеет и свои недостатки, и свои достоинства. Показатели силы и слабости индивидуальны. Подвижность и малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте возникновения и прекращения этих процессов, в степени легкости перехода от одного процесса к другому, в быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать действовать. Уравновешенность или неуравновешенность характеризует соотношение силы возбуждения и торможения нервной системы. Если неуравновешенность имеет в основе преобладание возбуждения, то в поведении человека будут проявляться активные реакции: несдержанность, опрометчивость, резкость, навязчивость и т. п. При преобладании процесса торможения над возбуждением в поведении человека заметны пассивные реакции: уныние, низкая работоспособность, апатия, медлительность, стремление уклониться от преодоления трудностей и т. п. Равновесие процессов возбуждения и торможения проявляется в спокойном, ровном поведении, умении контролировать свои поступки, напрягать силы и волю в сложных обстоятельствах. Своеобразие сочетания особенностей описанных свойств нервной системы у конкретного человека характеризует его как представителя того или иного общего типа высшей нервной деятельности. Число типов может быть огромно, что связано с большим разнообразием сочетания количественных характеристик названных выше свойств нервной системы. Выделяют четыре основных общих типа высшей нервной деятельности (см. схему 6): сильный: нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные. Ему свойственны большая подвижность нервных процессов, способность нервной системы успешно функционировать в условиях сильных раздражителей и помех, легкая выработка торможения, быстрое образование нервных связей и их перестройка. Этому типу соответствует сангвинический темперамент; спокойный: нервные процессы сильные, уравновешенные, малоподвижные, инерциальные. Он характеризуется малой подвижностью нервных процессов, медленной выработкой связей, трудностью изменений. С другой стороны — большая прочность выработанных связей, устойчивость к посторонним раздражителям, стрессовая устойчивость. Этому типу соответствует флегматический темперамент; безудержный: нервные процессы сильные, но неуравновешенные и подвижные. Отличается резким преобладанием процессов возбуждения над торможением, быстрой и широкой иррадиацией возбуждения. Условно-рефлекторные связи вырабатываются быстро, но с трудом дифференцируются. Этому типу соответствует холерический темперамент; слабый: нервные процессы слабые, неуравновешенные и малоподвижные. Его индивидуальная особенность — малая работоспособность корковых клеток, что может вызывать быстрое и частое наступление запредельного торможения, особую подверженность внешним воздействиям, низкую стрессоустойчивость из-за неустойчивости проявления условно-рефлекторных связей. Этому типу свойствен меланхолический темперамент. Схема 6 Общие типы высшей нервной деятельности Сильный тип (сангвиник) Слабый тип (меланхолик) У большинства людей тип высшей нервной деятельности представляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание. Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфические типы высшей нервной деятельности, что связано с наличием у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополнительно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного человека первой и второй сигнальных систем и выделил три специфических типа: мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Нередко это люди прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека; художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это выражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Это правополушарный психотип человека, у которого ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга; средний тип, в котором деятельность первой и второй сигнальных систем более или менее уравновешена и в тех или иных обстоятельствах на первый план может выйти любая из них. Большинство людей принадлежит к этому типу высшей нервной деятельности. Головной мозг человека устроен асимметрично. Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, установления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становится проблема диалектики мышления, его логичности. Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосредственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего человека мира. Объем информации, идущей в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на интуитивном уровне. В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная ситуация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятельства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понимании. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом. Левое полушарие у большинства людей способно осуществлять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной реальности. Оно функционально сориентировано преимущественно на познание истины, на приобретение человеком объективного знания. Соотношения в степени развитости правого и левого полушарий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными. Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», лево-полушарный психотип человека. У И. П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществляют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, конструированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства и т.п. «Левополушарники» — врожденные материалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, политики, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни. Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И. П. Павлова это художественный тип ВНД. Для представителей этого типа более успешной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарни-ки» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они более по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Правополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использовать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию социальных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко подчиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного). Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположенности не выявлено). Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функционально деятельность обоих полушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий. Таковы основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека, знание и понимание которых помогает полнее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека? 2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения. 3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей. 4. Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека. 5. Дайте характеристику основных законов функционирования высшей нервной деятельности человека. 6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности. 7. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека. 8. Раскройте понятие и особенности основных общих типов высшей нервной деятельности. 9. Дайте характеристику специфическим типам высшей нервной деятельности человека. 10. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга? 11. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека? 12. Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову).
ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ГЛАВА 10. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ § 1. Общее представление о педагогике как науке Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, Которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или морские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавали от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», '«Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика в жизни как общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической Науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине. Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальное™ и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным». Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Объект педагогики А. С. Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и ест
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.014 с.) |