По основам психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По основам психологии и педагогики



1. Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии.

2. Методология и методы психологии. Классификация методов и их характеристика.

3. Развитие психики в онтогенезе и в филогенезе.

4. Нейрофизиологические механизмы психики. Локализация высших психических функций.

5. Сознание и бессознательное. Взаимосвязь бессознательного, подсознательного и сознательного в психике человека.

6. Понятие деятельности, единство сознания и деятельности. Структура деятельности.

7. Основные виды деятельности и их характеристика.

8. Ощущения, их классификация. Свойства и закономерности ощущений.

9. Восприятие, его виды. Свойства восприятия.

10. Понятие внимания. Теории внимания.

11. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

12. Понятие о памяти. Теории памяти.

13. Классификация видов памяти. Процессы памяти и ее индивидуальные особенности.

14. Законы памяти. Использование мнемотехнических приемов для эффективного запоминания.

15. Мышление как высший познавательный процесс. Виды и формы мышления.

16. Мышление как процесс. Умственные операции.

17. Речь как инструмент мышления и средство общения.

18. Понятие интеллекта, его виды. Факторы развития интеллекта у детей.

19. Понятие о воображении и его функциях. Виды воображения. Приемы творческой деятельности и фантазии.

20. Психические состояния и их классификация.

21. Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Классификация эмоциональных состояний.

22. Понятие о воле. Основные признаки воли.

23. Структура волевого действия. Волевые свойства личности и их развитие.

24. Понятие темперамента. Типы темперамента и их характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

25. Понятие о характере. Структура характера.

26. Акцентуации характера. Психопатии. Воспитание и самовоспитание характера.

27. Понятие о способностях. Признаки наличия способностей. Виды способностей.

28. Проблема наследования способностей. Роль социальных условий в развитии способностей. Способности и задатки.

29. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность. Развитие способностей.

30. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

31. Понятие личности. Индивид, субъект, индивидуальность, личность. Структура личности.

32. Направленность личности.

33. Самосознание личности и ее жизненный путь.

34. Я-концепция личности.

35. Психологическая защита и ее виды.

36. Понятие внутриличностного конфликта, его виды и причины. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.

37. Понятия мотива и мотивации, ее виды. Теории мотивации.

38. Мотивационная сфера личности.

39. Ценностные ориентации и мотивация личности.

40. Возрастные кризисы личности.

41. Понятие о группе. Виды групп. Виды малых групп. Понятие коллектива.

42. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.

43. Социальный статус и социальная роль индивида в группе.

44. Феномены групповой жизнедеятельности.

45. Руководство и лидерство в малой группе. Теории лидерства.

46. Личностные особенности руководителя. Власть и авторитет руководителя, их виды.

47. Индивидуальная управленческая концепция и индивидуальный стиль деятельности руководителя. Эффективность руководства и ее критерии.

48. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения.

49. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и возможности их преодоления.

50. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.

51. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия. Самоподача и ее виды.

52. Межличностные отношения в малой группе, их виды.

53. Понятие конфликта. Виды конфликтов и их особенности.

54. Способы управления конфликтными ситуациями.

55. Арбитраж и посредничество как модели управления конфликтами.

56. Педагогика как наука: предмет, задачи, значение, методы, связи с другими науками.

57. Современные педагогические технологии.

58. Образование как способ социализации человека, социокультурные функции образования.

59. Современное состояние образования в мире. Мировые образовательные тенденции.

60. Современное состояние образования в Республике Беларусь. Тенденции в развитии средней школы и высшего образования.

61. Понятие развития, его условия и факторы. Ускоренное и замедленное развитие.

62. Наследственность как фактор развития.

63. Воспитание как фактор развития. Методы, приемы и средства воспитания.

64. Социальная среда и социализация личности.

65. Понятие и функции семьи. Общая характеристика семейного воспитания.

66. Типы семей и особенности их влияния на воспитание детей. Модели неправильного семейного воспитания.

67. Правовые основы семейного воспитания.

68. Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

69. Творческий потенциал личности и его развитие.

70. Жизненный путь как программирование и творчество.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям среды.

Акцентуация характерач резмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы.

Амнезия – нарушения памяти.

Анкетирование – письменный опрос, при котором испытуемым самостоятельно заполняется анкета.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений).

Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т.е. некое качество отношения. Выделяют три уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в состоянии внутренних органов.

Бессознательное – явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Взаимодействие ощущений – изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах и определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внушение (суггестия) – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Генотип –прирожденный тип нервной системы.

Гипотеза – научное предположение о структуре изучаемого явления, характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры).

Движение социальное – достаточно организованное единство людей, ставящее перед собой определенную цель, как правило, связанную с изменением социальной действительности.

Действие –часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Динамический стереотип – система реакций на определенные комплексы раздражителей.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Заражение –бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Защита психологическая – система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Идентификация – уподобление себя значимому другому, отождествление себя с другим.

Идеомоторика – влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным, зачастую непроизвольным и скрытым от сознания реальным движением наиболее подвижных частей тела (рук, глаз, головы или туловища).

«Идиосинкразический кредит» – своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение.

Иллюзии восприятия – явления ошибочного (ложного) восприятия.

Ингибиция социальная – ухудшение результатов деятельности в присутствии других людей.

Индивид – человек в отдельности; понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Интеллект: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Интервью – опрос «лицом к лицу», при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее продуманные вопросы.

Интроверсия – обращенность сознания человека в основном к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Противоположна экстраверсии.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; может рассматриваться как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации.

Каузальная атрибуция – приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности.

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.

Контраст – изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Конфликт – осознаваемое противоречие между людьми, требующее разрешения.

Конфликтогены – слова, действия или бездействие (если требуется действие), которые могут привести к конфликту.

Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы.

Леность социальная – феномен групповой жизнедеятельности, суть которого в следующем: люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности, когда виден вклад каждого отдельно в общее дело.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Личность –системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Локус контроля – приписывание человеком ответственно за собственные поступки, поиск причин поведения либо в самом человеке (интернальный локус контроля) либо вне человека, в окружающей его среде (экстернальный локус контроля).

Менталитет – характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями.

Методика – прием целесообразного проведения какой-либо работы.

Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности.

Методы обработки данныхколичественный (статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по группам).

Методы психологического воздействия – набор приемов, методов и программ, воздействующих на поведение людей (метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг).

Методология – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также сама система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

Мотив: 1) материальный или идеальный предмет, который направляет на себя деятельность или поступок с целью удовлетворения определенных потребностей субъекта; 2) психический образ данного предмета.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность (поиск ответов на вопросы: зачем? почему? ради чего?).

Мышление – высший познавательный процесс; процесс сознательного отражения действительности в объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Наблюдение – последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений при определенных обстоятельствах.

Навыки – полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Надежность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.

Направленность – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и восприятия и понимание другого человека

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (индивид, группа людей или психическое явление).

Операция – способ осуществления действия.

Опосредование – в общем смысле слова: включенность всех психических актов в культурный контекст жизни и деятельности индивида; в более узком смысле состоит в том, что все психические акты взаимоопосредуют друг друга, каждый испытывает на себе влияние других.

Ориентировочный рефлекс – (И.П. Павлов: «что такое?») – врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества предмета или недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего.

Память – запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ.

Пороги ощущений:

– нижний абсолютный порог –минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение;

– верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю;

– относительный (порог различения): минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений

Подражание (имитация) – воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений или восприятий путем его воспроизведения в памяти или воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения.

Предмет исследования представляет собой свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных условиях.

Привычка – потребность совершать те или иные автоматизированные акты.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.

Реминесценция – мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести.

Репрезентативность – качество метода исследований, которое характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

Референтная группа – группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать. Это групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Рефлекс безусловный – естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какого-либо научения специфическим раздражителем, который называется безусловным.

Рефлекс условный – поведенческие реакции, запускаемые раздражителем, который первоначально был индифферентным (безразличным) после того, как этот раздражитель некоторое количество раз сочетался с безусловным раздражителем.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения., опыта, характера и т.д.

Самооценка личности – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Сензитивные периоды – периоды высокой чувствительности к освоению того или иного вида деятельности.

Сенсибилизацияп овышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми (при помощи языка).

Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения.

Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Стереотип – некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях.

Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы.

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Тест – краткое стандартизированное испытание, которое поддается математической обработке данных.

Умения – элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством. Это сознательно контролируемые части деятельности, которые включают в себя навыки.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Установка психологическая (set) – неосознаваемая личностью готовность определенным образом воспринять, осмыслить объект и действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Установка социальная (attitude), по мнению большинства исследователей, представляет собой предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения.

Феномен групповой поляризации (С. Московичи, М. Заваллони): обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки ее членов, как положительные, так и отрицательные; происходит смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Феномен деиндивидуализации (Л. Фестингер): утрата самосознания и боязнь оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает.

Феномен огруппления мышления ( И. Джанис): для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических решений.

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т.е. создают возможность деятельности.

Фасилитация социальная – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Фенотип – как склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми или так воспринимаемыми препятствиями.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Чувственный (эмоциональный) тон – своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета.

Цель – непосредственно познаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Ценностные ориентации – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей.

Эгоцентрическая речь – речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого человека.

Эйдетическая память – зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и в точности воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

Эмоции (в широком смысле слова) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних состояний для жизнедеятельности человека.

Эмоции в узком смысле слова (собственно эмоции) – непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эмпирические методы – методы сбора информации, к ним относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические методы (тесты), анализ продуктов деятельности, моделирование.

Экстраверсия – обращенность внимания и сознания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Противоположна интроверсии.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей.

Этноцентризм – склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы.

«Я-концепция» – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

По общей психологии

1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 416 с.

3. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.

4. Введение в психологию / под ред А. П. Лобанова, С. И. Коптевой. – Минск: Энциклопедикс, 2004. – 398 с.

5. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 413 с.

6. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Хэлтон, 1998. – 399 с.

7. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.

10. Каменская, Е. Н. Основы общей психологии: конспект лекций / Е. Н. Каменская. –3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 282 с.

11. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 448 с.

12. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 256 с.

13. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.

14. Колесов, Д. В. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Д. В. Колесов. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 736 с.

15. Коптева, С. И. Актуальные проблемы психологии самосознания: учеб.-метод. пособие / С. И. Коптева, А. П. Лобанов. – Минск: ООО «ФУАинформ»,2002. – 112 с.

16. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие / А. П. Лобанов. – Минск: Новое знание, 2008. – 376 с.

17. Лобанов, А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей / А. П. Лобанов. – Минск: Агентство В. Гревцова, 2008. – 296 с.

18. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Каприкова, В. А. Старовойтова. – Минск: ООО «Попурри», 2001. – 848 с.

19. Маклаков, А. Общая психология: учеб. для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

21. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
в 3 кн. Т. 1 / Р. С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 688 с.

22. Основы психологии: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В. П. Дуброва, А. В. Ковалевич; под общ. ред В. П. Дубровой. – Минск: Беларусь, 2003. – 495 с.

23. Пономарева, М. А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М. А. Пономарева. – Минск: Агентство В. Гревцова, 2008. – 240 с.

24. Практический интеллект / Р. Дж. Стренберг [и др.]; под общ. ред. Р. Дж. Стренберга. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

25. Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общ. ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

26. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

27. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под. общ. ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

28. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2006. – 928 с.

29. Райгородский, Д. Я. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / Д. Я. Райгородский. – 2-е изд., доп. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.

30. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под общ. ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

31. Романов, К. Г. Практикум по общей психологии: учеб пособие / К. Г. Романов, Ж. Г. Гагарина; под ред. К. Г. Романова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.

32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

33. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 800 с.

34. Сперлинг, А. П. Психология / А. П. Сперлинг; пер с англ. С.И. Анапин. – Минск: ООО «Попурри», 2002. – 432 с.

35. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

36. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 704 с.

37. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

38. Таланов, В. Л. Справочник практического психолога / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

39. Фрэнклин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнклин. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.

40. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.

41. Чеховских, М. И. Психология: учеб пособие / М. И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.

42. Яровицкий, В. 100 великих психологов / В. Яровицкий. – М.: Вече, 2004. – 432 с.

По социальной психологии

1. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений: моногр. / В.С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144 с.

2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 239 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко. – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2003. – 263 с.

5. Аронсон, Э. Общественное животное: введение в социальную психологию: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с.

6. Аронсон, Э. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб: Прайм - Еврознак, 2002. – 560 с.

7. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 461 с.

8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

9. Битянова, М.Р. Социальная психология: учеб. пособие / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

10. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб: Прайм - Еврознак, 2004. – 672 с.

11. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие / Н.Ф. Вишнякова. – Мінск: Унiверсiтэцкае, 2000. – 246 с.

12. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000.

13. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практ. руковод-ство по разрешению / А.П. Гуминский. – Минск: Тесей, 2002. – 147 с.

14. Диагностика межличностного взаимодействия: психодиагностический практикум / авт.-сост. Л.В. Финькевич. – Минск: БГПУ, 2003. – 42 с.

15. Диагностика управленческих способностей (сб. тестов и диагностических методик для руководителей): учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н.В. Романчик. – Минск: РИВШ, 2004. – 206 с.

16. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: ЧеРо, 1996. – 344 с.

17. Дыгун, М.А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович. – Мозырь: Содействие, 2007. –108 с.

18. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 311 с.

19. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.

20. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: МГУ, 1991. – 207 с.

21. Крысько, В.Г.Социальная психология: словарь-справ. / В. Г. Крысько. – Минск; М.: Харвест; АСТ, 2001. – 687 с.

22. Крысько В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 447 с.

23. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

24. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 350 с.

25. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб.: Речь, 2000.

26. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 793 с.

27. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов, / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 300 с.

28. Нуркова, В.В. Психология: учеб. / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Высш. образование, 2006. – 484 с.

29. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии: Пер. с англ. / Э. Пайнс, К. Маслач. – 4-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 522 с.

30. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

31. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М., 1982.

32. Прикладная социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: Модэк, 1998. – 688 с.

33. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992. – 263 с.

34. Практикум по социальной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 258 с.

35. Прикладная конфликтология: хрестоматия /сост. К.В. Сельчёнок. – Минск: Харвест, 1999. – 623 с.

36. Пронников, В.А. Язык мимики и жестов / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М., 1998. – 212 с.

37. Психология социальных ситуаций: хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 403 с.

38. Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 221 с.

39. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учеб. для вузов / Н.И. Семечкин. – СПб.: Питер, 2004.

40. Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г.М. Андреевой [и др.] – М.: Изд-во МГУ, 1984.

41. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2003. – 600 с.

42. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2000. – 384 с.

43. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. Д.Н. Дудинского. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 671 с.

44. Харрис, Т.А. Я – О'Кей, ты – О'Кей: Пер. с англ. / Т. А. Харрис. – М.: Смысл, 1997. – 328 с.

45. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

46. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – 3-е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.164 с.)