Подсчет результатов БИАС-теста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подсчет результатов БИАС-теста



Условные обозначения: В – визуальный; К – кинестетический; А – аудиальный; Д – дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У – утверждение, R – ранг этого утверждения.

В К А Д
У R У R У R У R
в б а г г   а г б в в   б а г а а   г в в б б  
Итого                

 

Результат тестирования может быть использован в нейролингвистическом программировании для подключения к ведущей системе собеседника (пациента), может учитываться при формировании психотерапевтических групп. В этом случае методические приемы определяются с учетом репрезентативной системы и ведущего сенсорного канала. Так, приемы гештальт-терапии предпочтительнее, если ведущей является кинестетическая система репрезентации.

 

Это интересно: Определение устойчивости внимания

 

Инструкция испытуемому. Посмотрите внимательно на рисунок. Вы заметите, что изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Представьте себе, что это крыша дома или коридор. Постарайтесь зрительно удержать одну из представляемых фигур в течение минуты. Попросите кого-либо зафиксировать время и сосчитайте, сколько раз удерживаемая фигура «уплывает», меняет свою форму.

Если представляемая фигура исчезла не более 11 раз за минуту, то этот результат говорит о повышенной устойчивости вашего внимания, 12 – 20 раз – о его нормальной устойчивости, более 20 раз – о недостаточной устойчивости.

ЗАНЯТИЕ 4. Память

1. Понятие памяти, ее функции.

2. Виды и процессы памяти.

3. Условия эффективного запоминания и сохранения материала.

4. Индивидуальные различия памяти.

5. Развитие памяти.

 

Тематика сообщений

1. Теории памяти.

2. Мнемоника. Мнемотехнические приемы запоминания.

3. Феноменальная память. Выдающиеся мнемонисты.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Дайте характеристику процессов памяти.

2. Какие основания заложены в выделение различных видов памяти?

3. Перечислите основные законы памяти.

4. Какими мнемотехническими приемами Вы владеете?

5. В чем заключаются индивидуальные различия памяти?

 

Это интересно: Выдающиеся мнемонисты

Отношение профессиональных психологов к людям с выдающимися мнемическими способностями на протяжении длительного времени оставалось достаточно негативным. Как утверждает Б. Бугельски, их считали либо умственно неполноценными (необычное развитие памяти рассматривали как компенсацию ограниченных возможностей других психических функций), либо обманщиками из цирка, недостойными научного исследования.

Первым сломал стереотип восприятия профессионального мнемониста-менталиста выдающийся советский психолог Александр Романович Лурия. Его испытуемым стал товарищ «Ш.» (журналист С. Д. Шерешевский), будущий персонаж книги «Маленькая книжка о большой памяти
(Ум мнемониста)».

А. Р. Лурия отмечает уникальность наглядно-образного, синестезического мышления «Ш.», то, как в его уме возникают ясные образы, ощутимость которых граничит с реальностью. Феноменальная память журналиста сопровождалась необычайной синестезией, которая, как правило, служила фоном для воспроизведения информации. «Я узнаю слово не только по тем образам, которые оно вызывает, но по целому комплексу ощущений. Тут дело не в зрении или слухе, а в каком-то общем моем ощущении. Обычно я ощущаю вкус или вес слова. И... оно как бы вспоминается само. Но это трудно описать», – признавался Шерешевский.

В целом, констатирует Р. Солсо, выдающиеся способности «Ш.», как и долговечность хранения информации в его памяти, обязаны сочетанию факторов, включая образы, синестезию и мнемонику (метод мест). Для того чтобы запомнить список продуктов, он представлял, что идет по знакомой ему улице Горького. При этом каждый продукт он располагает в определенном месте. Яйца он мог положить под фонарем, бутылку молока – в фонтане, 300 граммов масла – на дереве. При воспоминании «Ш.» мысленно шел по улице и подбирал визуализируемые предметы. У Шерешевского, конечно же, могли быть случаи забывания, когда он располагал предметы неудачно: яйца на фоне белой стены или конфеты в тени дома.

Необходимо также указать на тот факт, что А. Р. Лурия не установил границ памяти своего испытуемого. Товарищ «Ш.» с одинаковой легкостью воспроизводил ряды цифр, бессмысленных слогов, математические формулы и стихи на иностранном языке. Он даже изобрел специальный метод забывания – записывал информацию на листке бумаги и затем сжигал его.

«Я знал человека, который ничего не забывал», – начинает свои воспоминания о великом мнемонисте К. К. Платонов. «Он находился в психиатрической больнице. Этот больной был задавлен воспоминаниями и не мог выразить ни одной собственной мысли». Шерешевский мог слово в слово запомнить любую научную статью, и был не в состоянии пересказать своими словами содержание детской книжки. Он так и не нашел применения своим мнемическим способностям. Он просто был эстрадным артистом, который демонстрировал публике свою феноменальную «ничего не забывающую память».

Новые данные о людях с выдающимися мнемическими способностями получили психологи Джон Уайдинг и Элизабет Валентайн. Они протестировали участников первого чемпионата мира по запоминанию (Лондон, 1991) и установили, что мнемонисты:

• используют стратегии и тактики запоминания (пользуются мнемотехниками);

• имеют специальные интересы и необходимые знания, которые облегчают процессы кодирования и припоминания информации;

• обладают превосходными врожденными способностями к запоминанию и формированию ярких психических образов.

Другими словами, феноменальная память основывается как на природных способностях, так и на приобретенных техниках.

 

Это интересно: У вас хорошая память?

Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь воспроизвести эти слова в любой последовательности в тетради: сено, ключ, поезд, месяц, певец, самолет, картина, радио, трава, перевал, автомобиль, абстракция, вертолет, сердце, букет, женщина, тротуар, столетье, фильм, аромат, Карпаты, календарь, мужчина, Гималаи, неподвижность.

Обработка и анализ результатов. Подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов и оцените каждое слово в один балл. По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести:

· 6 баллов и менее. Ваша память (зрительная в первую очередь) не в лучшем состоянии. Но это вовсе не безнадежно – займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти (например, чтением книг, запоминанием цитат, крылатых выражений, стихов). Помогает и счет в уме;

· 7 – 12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться, а это всегда мешает запоминанию. Попробуйте еще раз проделать упражнение, максимально сосредоточив внимание на тексте. Если результат будет тот же самый, то примите советы, указанные в предыдущем абзаце;

· 13 – 17 баллов. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет. Записываете ли вы в записную книжку все, что надо непременно запомнить? Если да, то в этом есть резон. Однако не слишком злоупотребляйте этим, иначе память без необходимости постоянно быть начеку будет слабеть;

· 18 – 21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь;

· свыше 22 баллов. У вас прекрасная (если не сказать феноменальная) память!

ЗАНЯТИЕ 5. Мышление и интеллект

 

1. Мышление как высший познавательный процесс.

2. Виды и формы мышления.

3. Индивидуальные различия в сфере мышления.

4. Понятие интеллекта и его виды.

5. Факторы развития интеллекта.

 

Тематика сообщений

1. Развитие мышления у ребенка.

2. Нарушения мышления и интеллекта.

3. Гендерные различия мышления и интеллекта.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Охарактеризуйте основные виды мышления.

2. Дайте характеристику основным формам мышления.

3. В чем заключаются индивидуальные различия в сфере мышления?

4. Какие существуют подходы к классификации интеллекта?

5. Как проявляются индивидуальные особенности интеллекта?

 

Это интересно: Тест «Художник – мыслитель»

Инструкция испытуемому. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов по вопросам:

Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»).

П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»).

Если ваш «левополушарный» (Л) результат больше чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.

Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.

 

Это интересно: Индивидуальные различия уровня интеллекта

Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т. е. среднее для всех групп) отклонение –
16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34 %) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68 %) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16 % в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Это интересно: Интеллект и пол

В настоящее время существуют по крайней мере две группы концепций, объясняющих соотношение пола и интеллекта: биологизаторский и социологизаторский подходы.

Сторонники биологизаторского подхода объясняют особенности мужского и женского мышления различиями в строении их мозга. Исследования мозга, проводимые после вскрытия, показали, что у женщин вес мозолистого тела – пучка волокон, связывающего левое и правое полушария, больше, чем у мужчин. Поэтому обмен информацией между полушариями у них лучше. У мужчин более выражена асимметрия мозга.

Сторонники социологизаторского подхода полагают, что различия в женском и мужском мышлении не обусловлены биологически, а возникают вследствие особенностей их воспитания в семье. Так, родители поощряют инициативу и риск у мальчиков и ограничивают степень риска для девочек. В результате – разная эффективность воздействия окружающей среды и разный уровень развития индивидуального интеллекта. Американский психолог С. Бем полагает, что вне зависимости от пола каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов:

мужскому (маскулинному) типу, который характеризуется доминированием таких чисто мужских (или, скорее, традиционно мужских) качеств, как честолюбие и решительность;

– женскому (фемининному) типу, для которого характерно доминирование традиционно женских качеств личности: эффективность и мягкость;

– андрогинному типу, сочетающему в себе традиционно женские и традиционно мужские качества ума;

неопределенному типу, который не предполагает яркой выраженности ни мужских, ни женских черт личности.

Считается, что люди андрогинного типа имеют больше шансов сделать карьеру. Андрогиния способствует стрессоустойчивости, гибкой смене форм поведения. Поэтому известный комплимент женщине «У нее мужской ум» звучит несколько сомнительно, если не архаично. Кроме того, самым интеллектуальным человеком в мире в настоящий момент является женщина. Это американка Мэрилин Мач вос Савант. Она имеет самый высокий IQ, который когда-либо был зафиксирован, – 230 баллов. Когда ей было всего 7 лет и 9 месяцев, Савант выполняла тестовые задания, на которые мог ответить среднестатистический 13-летний подросток. В 8, 9 и
10 лет она получала самые высокие показатели по шкале Стэнфорд – Бине. Сегодня, когда ей за 40, Савант продолжает пользоваться своей популярностью, она читает лекции и пишет книги.

 

Это интересно: «Какого пола Ваше мышление?»

Тест «Какого пола Ваше мышление?» поможет Вам определить, к какому из названных выше типов личности Вы относитесь.

На каждый вопрос Вам предлагается три варианта ответа (а; б; в), выберите один из них.

1. Если Вы слышите тихое мяуканье. Можете ли Вы сразу показать, где находится кошка?

а) если подумаю, то могу;

б) могу показать сразу;

в) не знаю.

2. Легко ли Вы запоминаете только что услышанную мелодию?

а) легко, и могу пропеть часть ее;

б) запомню, если она простая и ритмичная;

в) для меня это трудно.

3. Вам звонит человек, которого Вы до этого встречали несколько раз. Можете ли Вы узнать его голос в первые секунды разговора, пока он еще не представился?

а) могу, для меня это не сложно;

б) узнаю, по крайней мере, в половине случаев;

в) узнаю реже, чем в половине случаев.

4. Вы находитесь в компании нескольких супружеских пар. У двоих из них роман. Сможете ли вы это определить?

а) практически всегда;

б) в половине случаев;

в) редко.

5. На большой вечеринке Вы были представлены пяти незнакомым людям. Если на следующий день кто-нибудь упомянет в разговоре их имена, легко ли Вам будет вспомнить их лица?

а) вспомню большинство из них;

б) вспомню некоторых;

в) скорее всего, не вспомню вовсе.

6. Легко ли Вам давались правописание и сочинения в школе?

а) и то и другое давалось легко;

б) легким было что-то одно;

в) и то и другое с трудом.

7. Вы заметили место для паркования машины, но для того чтобы там припарковаться, вам придется дать задний ход и буквально втиснуться на это место. Ваши действия?

а) поищу другое место;

б) осторожно припаркую машину там, где решил;

в) не раздумывая, дам задний ход и припаркую машину.

8. Вы провели три дня в незнакомой деревне, и кто-то просит Вас показать, где север:

а) скорее всего, не смогу;

б) если подумаю, то смогу;

в) сразу покажу.

9. Вы находитесь в приемной зубного врача. Насколько близко можете Вы сесть к представителю своего пола, не ощущая неловкости?

а) на расстояние меньше 15 сантиметров;

б) от 15 до 60 сантиметров;

в) дальше, чем на 60 сантиметров.

10. Вы зашли поболтать к новому соседу. В квартире тихо, но где-то капает вода из крана. Ваши действия?

а) сразу же замечу, но постараюсь не обращать на это внимания;

б) если замечу, то, наверное, скажу об этом сразу;

в) это меня совсем не раздражает.

 

Ключ

Для мужчин: Для женщин:

а) + 10 очков; а) + 15 очков;

б) + 5 очков; б) + 5 очков;

в) – 5 очков. в) – 5 очков.

 

Большинство мужчин набирают от 0 до 60 очков. Большинство женщин – от 50 до 100 очков. Пограничный случай – от 50 до 60 очков показывает, что для Вашего мышления характерны и мужские, и женские черты.

Мужчины, набравшие меньше 0, и женщины, набравшие больше 100 очков, имеют склад мышления, резко отличный от противоположного пола. У мужчин, набравших 60 очков и больше, может проявляться склонность к женскому типу мышления; у женщин, набравших меньше 50, может проявляться склонность к мужскому варианту мыслительных процессов. В современной западной психологии в контексте интеллекта (социального интеллекта) как способности к познанию поведения других людей и самого себя можно обнаружить не совсем привычный для нашего менталитета термин «сексуальный интеллект».

В.Н. Дружинин полагает, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим интеллектом, а с факторами второго и третьего порядка. Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений, а также превосходят мужчин в скорости арифметических операций и перечислении объектов одной категории (фактор «беглость» в тестах креативности).

Мужчины, напротив, лучше справляются с пространственными
субтестами, заданиями на различение и поиск простых фигур в тестах на «полезависимость – поленезависимость». Различия между мальчиками и девочками в развитии математических способностей наблюдаются не раньше 11 – 12 лет. К 10 – 11 годам проявляются также различия в перцептивных и вербальных способностях (в пользу девочек) и зрительно-пространственных (в пользу мальчиков).

Д.П. Уабер предположила, что различия между мальчиками и девочками в успешности выполнения тестов определяются не полом, а индивидуальным темпом созревания. Девочки, как известно, опережают мальчиков в развитии, поэтому их речевые навыки доминируют над пространственными способностями.

Таким образом, проблема соотношения интеллекта и пола все еще остается открытой.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Воображение и речь

1. Понятие воображения и его функции.

2. Виды и формы воображения.

3. Приемы творческой деятельности и фантазии.

4. Индивидуальные особенности в сфере воображения. Развитие воображения.

5. Речь, ее виды и функции.

 

Тематика сообщений

1. Воображение и творчество.

2. Креативность и ее проявления.

3. Развитие речи у ребенка.

Задания для самоконтроля студентов

1. Охарактеризуйте основные виды воображения.

2. В чем заключаются различия в формах воображения?

3. Какие приемы и способы воображения Вы знаете?

4. Каким образом связаны воображение и творчество?

5. В чем состоит различие между речью и языком?

 

ЗАНЯТИЕ 7. Психические состояния. Эмоции и воля

 

1. Общие понятия об эмоциях, их функции. Значение эмоций в жизни человека.

2. Классификация эмоций и чувств.

3. Эмоциональные и психические состояния.

4. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

5. Понятие воли и ее функции.

6. Структура волевого действия.

7. Волевые свойства личности и их развитие.

 

Тематика сообщений

1. Эмоциональное выгорание как особый вид стресса в социальных профессиях.

2. Высшие чувства и их развитие.

3. Развитие воли и ее нарушения.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. В чем заключается различие между эмоциями и чувствами?

2. Какие существуют подходы к классификации эмоций?

3. Охарактеризуйте основные эмоциональные состояния человека.

4. Каким образом осуществляется саморегуляция психических состояний?

5. Дайте характеристику основным волевым свойствам личности.

 

Это интересно: Диагностика склонности к нервному срыву

Для того чтобы узнать, угрожает ли вам нервный срыв, попробуйте ответить на вопросы предлагаемого теста (Марков, 2001).

1.Трудно ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да, всегда (3), очень часто (2), иногда (0), редко (0), никогда (0).

2.Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто (5), часто (4), иногда (2), редко (0), никогда (0).

3. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), редко (0), никогда (0).

4.Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), редко (0), никогда (0).

5.Сколько времени вы уделяете себе вечером?

Больше 3 ч (0), 2 – 3 ч (0), 1 – 2 ч (2), ни минуты (4).

6. Перебиваете ли вы, не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями?

Да, всегда (4), часто (3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0).

7. О вас говорят, что вы вечно спешите?

Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все (1), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0).

8. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

Да, всегда (3), очень часто (2), иногда (0), редко (0), никогда (0).

9..Приходилось ли вам делать несколько дел одновременно?

Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0).

10. Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то далеко?

Очень часто (5), часто (4), иногда случается (3), очень редко (0), никогда (0).

11. Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?

Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0).

12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

Очень часто (4), часто (3), очень редко (1), никогда (0).

13. Любите ли вы давать советы?

Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), редко (0), никогда (0).

14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда (3), очень часто (2), часто (1), редко (0), никогда (0).

15.Как вы говорите?

Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно, вежливо (0).

Подсчитайте очки.

От 45 до 63 очков: нервный срыв для вас – реальная угроза. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20 до 44 очков: нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.

До 19 очков: вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически неудачи.

0 очков: если вы отвечали честно, то единственная опасность, которая вам угрожает – это чрезмерное спокойствие и скука.

При выявленной высокой подверженности стрессам постарайтесь воспользоваться принципами борьбы с его факторами:

1. Измените свое отношение к жизни, научитесь по-новому воспринимать обстоятельства; борьба со стрессом начинается с внушения, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Никто не вправе решать за вас, быть или не быть вам счастливым.

2.Будьте оптимистом. Источником стресса являются не сами события, а их восприятие нами. Не концентрируйтесь на мрачных мыслях, постарайтесь переключиться на что-то хорошее.

3.Регулярно занимайтесь физическими упражнениями – это лучший способ снять напряжение. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую физическую форму.

4.Стремитесь к разумной организованности. Планируйте свои дела. Позаботьтесь сначала о выполнении наиболее срочных дел.

5.Учитесь радоваться жизни, каждому ее дню. Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель. Получайте удовольствие от своей работы, учебы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не от того, что она вам даст в будущем.

6.Не будьте максималистом. Учитесь быть снисходительным к себе и другим людям.

7.Научитесь говорить «нет» в тех случаях, когда заведомо знаете, что выполнение просьбы нереально из-за большой занятости.

8.Учитесь видеть себя глазами других. Если можете, помогите тому, кто нуждается в вашей помощи, это поднимет вас в своих глазах, а собственные проблемы уже не будут казаться такими неразрешимыми.

9. Не копайтесь в своем прошлом. Каждый человек может припомнить поступки, которых не следовало совершать. Но жалеть о том, что сделано или не сделано, – неразумно.

10.Правильно питайтесь. Это улучшит ваше настроение, эмоции.

11.Придерживайтесь правильного режима жизни. Высыпайтесь (спите не менее 7 – 8 ч). Сон играет важную роль в преодолении стрессов.

12.Не злоупотребляйте алкоголем. Попытки преодолеть таким способом стресс приводят к обратному эффекту.

Способами быстрого снятия стресса являются физические упражнения, пробежка, плавание, теннис, танцы, а также массаж и сон.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Темперамент и характер

1. Темперамент и его свойства.

2. Типология темперамента.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Понятие о характере и его структура.

5. Типологии характера. Акцентуации характера и психопатии.

6. Воспитание и самовоспитание характера.

 

Тематика сообщений

1. История изучения характера в отечественной и зарубежной психологии.

2. Взаимосвязь характера и нежелательных форм поведения.

3. Развитие характера.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Опишите подходы к классификации типов темперамента.

2. Как соотносятся темперамент и характер личности?

3. Каким образом темперамент отражается на индивидуальном стиле деятельности человека?

4. Какие виды акцентуаций характера Вы знаете?

5. Каким образом происходит формирование характера человека?

 

Это интересно: Экспресс-методика Г. Айзенка

Цель: изучение психодинамических особенностей личности.

Инструкция испытуемому: испытуемые должны быстро, не раздумывая, ответить на вопросы анкеты. Варианты ответов – «да», «нет», «не знаю».

 

Тестовый материал

1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке?

2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны?

3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно сосредоточиться?

4. Вы охотно завязываете разговор с новым человеком?

5. Вы обычно действуете быстро и уверенно?

6. Часто ли, участвуя в разговоре, вы задумываетесь так, что не слышите, о чем говорят?

7. Бываете ли вы иногда очень энергичны, а иногда вам ничего не хочется?

8. Считаете ли вы себя человеком активным и энергичным?

9. Без общения с людьми вы чувствуете себя очень плохо?

10. На вас часто находит хандра?

11. Ваше настроение сменяется быстро?

12. Вы человек дела, действия?

 

Обработка результатов.Ответ «да» оценивается в 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов:

· шкала экстраверсии – интроверсии – вопросы 1, 4, 5, 8, 9, 12;

· шкала нейротизма – вопросы 2, 3, 6, 7, 10, 11.

Интерпретация результатов

· от 0 до 6 баллов – эмоциональная стабильность;

· от 7 до 12 – эмоциональная нестабильность;

· от 0 до 6 баллов – интроверсия;

· от 7 до 12 баллов – экстраверсия.

Интроверсия
Экстраверсия
Нейротизм (эмоциональная нестабильность)
Эмоциональная стабильность (устойчивость)
С
М
Ф
Х
«Круг» Г. Айзенка

Сангвиник:экстраверт, стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик:экстраверт, нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса – склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик:интроверт, стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик:интроверт, нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса – склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

По полученным данным строится график (см. рис.). Сочетание характеристик по двум шкалам указывает на тип темперамента испытуемого.

 

ЗАНЯТИЕ 9. Способности

1. Способности и их роль в деятельности человека.

2. Виды и уровни способностей.

3. Развитие способностей.

 

Тематика сообщений

1. Развитие способностей у ребенка.

2. Гениальность и шизофрения.

3. Роль игры в формировании способностей.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Как соотносятся уровни развития способностей?

2. Какие виды способностей Вы знаете?

3. Каким образом осуществляется развитие способностей?

 

ЗАНЯТИЕ 10. Личность в психологии

1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Структура личности.

3. Понятие о самосознании. Я-концепция личности, самооценка, уровень притязаний.

4. Психологическая защита личности и ее виды.

5. Понятие внутриличностного конфликта и его виды.

 

Тематика сообщений

1. Теории личности в зарубежной психологии.

2. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

3. Личностные расстройства и их терапия.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Каким образом соотносятся понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?

2. Какие подходы к пониманию структуры личности Вы знаете?

3. Опишите структуру Я-концепции личности.

4. Дайте характеристику видам психологической защиты личности.

5. Охарактеризуйте основные причины внутриличностного конфликта.

 

ЗАНЯТИЕ 11. Мотивационно-потребностная сфера личности.

Развитие личности

1. Понятие о мотивации. Мотивационно-потребностная сфера личности: потребности, мотивы, цели, установки.

2. Направленность личности как система устойчивых мотивов.

3. Взаимосвязь целей и ценностных ориентаций личности.

4. Жизненные кризисы личности, их причины и пути преодоления.

5. Теории развития личности.

 

Тематика сообщений

1. Динамика ценностных ориентаций личности.

2. Социальная обусловленность ценностных ориентаций.

3. Подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Какие подходы к рассмотрению проблемы мотивации в психологии Вы знаете?

2. Какие факторы выступают в качестве побудителей деятельности человека?

3. Каким образом формируется направленность личности?

4. Чем обусловлены жизненные кризисы личности?

5. Охарактеризуйте основные мотивационные цели личности.

Тестовые задания для самоконтроля студентов

Выберите правильный ответ

1. Психология как наука о поведении – ….. этап развития психологической мысли:

а) первый;

б) второй;

в) третий;

г) четвертый.

 

2. В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, предложенная …..:

а) О. Контом;

б) Б. М. Кедровым;

в) Ж. Пиаже;

г) Б. Ф. Ломовым.

 

3. Психика – особое ….. высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной действительности:

а) свойство;

б) порождение;

в) проявление;

г) состояние.

 

4. Предмет психологии – явления, факты и закономерности ……жизни человека:

а) сознательной;

б) психической;

в) бессознательной;

г) эмоциональной.

 

5. Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания:

а) общая психология;

б) психология развития;

в) социальная психология;

г) психология когнитивных процессов.

6. Какой из предложенных методологических принципов не рассматривается в современной психологии как основной:

а) принцип детерминизма;

б) принцип единства сознания и деятельности;

в) принцип развития;

г) принцип единства и борьбы противоположностей.

 

7. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, – ……:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) метод тестов;

г) беседа.

 

8. Метод психологии, который заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях, – …......:

а) эксперимент;

б) опрос;

в) наблюдение;

г) социометрия.

 

9. Характеристика теста, означающая согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повтор ном тестировании при помощи того же теста или его эквивалентной формы, – ….. :

а) валидность;

б) надежность;

в) стандартизация;

г) объективность.

 

10. Метод коррекционного воздействия, подразумевающий организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия, – .... :

а) метод классического психоанализа;

б) метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии;

в) метод группового тренинга;

г) метод гипнотических воздействий.

11. Стадия развития психики, предполагающая отражение окружающей действительности на уровне ощущений, – ….. :

а) стадия чувствительности;

б) стадия элементарной сенсорной психики;

в) стадия перцептивной психики;

г) стадия интеллекта.

 

12. Развитие организма от момента образования зародыша до его смерти, или процесс индивидуального развития человека – …… :

а) филогенез;

б) онтогенез;

в) ортокинез;

г) клинокинез.

 

13. Фактор развития психики, подразумевающий деятельное состояние организма как условие его существования и поведения, – ….. :

а) социализация;

б) активность;

в) наследственность;

г) фенотип.

 

14. Автором концепции о существовании трех основных функциональных блоков мозга является ….. :

а) Л. С. Выготский;

б) А. Н. Леонтьев;

в) А. Р. Лурия;

г) Д. И. Фельдштейн.

 

15. Характеристика сознания, предполагающая его направленность на какой-либо образ, предмет или явление, – ….. :

а) активность;

б) интенциальность;

в) способность к рефлексии;

г) мотивационно-ценностный характер сознания.

 

16.Уровень психической деятельности,представляющий собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность, – ….. :

а) бессознательный; б) подсознательный; в) сознательный; г) интуитивный.

17. Уровень психической деятельности, представляющий собой механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения, – ….. :

а) бессознательный;

б) подсознательный;

в) сознательный;

г) интуитивный.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.014 с.)