Перцептивная сторона общения. Механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перцептивная сторона общения. Механизмы



И эффекты восприятия

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого может быть условно назван перцептивной стороной общения.

В общем можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешних данных и поведения мы «читаем» другого человека, пытаемся понять его намерения и поступки.

Более точному восприятию партнера по общению способствуют два механизма:

– идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя ему (поставить себя на его место);

– рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (как «другой» будет понимать меня). Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи.

Каждый участник общения как-то пытается объяснить поведение другого человека, его причины. В обыденной жизни, в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека, люди начинают приписывать друг другу причины поведения (а также намерения, чувства, качества личности). Такое явление в социальной психологии получило название каузальной атрибуции.

Выделяют несколько типов атрибуции:

– личностная (причина приписывается совершившему поступок);

– объектная (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

– обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

Выбор типа атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия участником какого-либо события или его наблюдателем. Участник склонен в большей мере объяснять происшедшее обстоятельствами, а наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию.

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты.

Эффект ореола («галоэффект») заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ играет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия.

Эффект первичности. Предъявленная ранее информация преобладает над информацией, полученной позднее, при составлении впечатления (обычно при восприятии незнакомого человека).

В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект новизны: более значимой оказывается последняя, т. е. новая информация.

Все эти эффекты можно рассматривать как проявление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением. Часто стереотипы касаются групповой принадлежности, профессии другого человека («все учительницы назидательны» и т. д.). Распространенными являются этнические стереотипы.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга ведет к двум следствиям:

– упрощению познания другого человека (это помогает сокращать процесс познания, хотя и не способствует созданию точного образа);

– возникновению предубеждения. Предубеждение отличается от стереотипа: стереотип является обобщением, предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «хороший», «плохой», которое мы выносим
о других людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Особенно подвержены предубеждениям люди с авторитарным типом личности. Предубеждения мешают разглядеть за одинаковыми ярлыками, «приклеенными» разным людям, их индивидуальность.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 12. Группа и ее влияние на личность

 

1. Понятие группы, ее основные характеристики.

2. Классификация групп. Малая группа, ее виды. Понятие коллектива.

3. Статус и роль индивида в малой группе.

4. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.

5. Феномены групповой жизнедеятельности.

6. Изучение межличностных отношений в малых группах.

Темы сообщений

1. Влияние группы на развитие личности.

2. Феномен групповой сплочённости.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Приведите примеры групп, где нет межличностных отношений.

2. Из данных понятий выстройте логические ряды:1) общество, коллектив, группа, реальная группа; 2) дружба, общественные отношения, общество, межличностные отношения.

3. Охарактеризуйте с поведенческой стороны перечисленные межличностные роли. Какие люди чаще других исполняют эти роли и почему? Можно ли добровольно принять на себя межличностную роль или избавиться от нее:

· Козел отпущения;

· Рубаха-парень;

· Добрый папочка;

· Ужасный ребенок;

· Жертва обстоятельств;

· Первая красавица;

· Эрудит;

· Золушка.

4. Почему в только что образованной группе степень группового давления значительно выше, чем в хорошо развитой?

5. Верно ли, что конформизму более других подвержены:

· очень дисциплинированные люди;

· люди, неустойчивые к стрессу;

· подростки;

· лица с низким групповым статусом;

· эмоционально-зависимые люди;

· люди с высоким IQ;

· психически неуравновешенные люди;

· физически непривлекательные люди.

 

Рекомендуемая литература

1. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.

2. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты./ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: МГУ, 1991. – 207 с.

3. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справ. / В. Г. Крысько. – Минск; М.: Харвест; АСТ, 2001. – 687с.

4. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для студентов вузов / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 447 с.

5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 793 с.

6. Нуркова, В.В. Психология: учеб. / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Высш. образование, 2006. – 484 с.

7. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии: пер. с англ. / Э. Пайнс, К. Маслач. – 4-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 522с.

8. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с.

9. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учеб. для вузов /Н.И. Семечкин. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.

10. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 1999. – 544 с.

ЗАНЯТИЕ 13. Руководство и лидерство.

Личностные особенности руководителя

1. Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства.

2. Стили лидерства (руководства) и их эффективность.

3. Власть и ее виды. Авторитет руководителя и его составляющие.

4. Составляющие личности эффективного руководителя.

5. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руковод­ства и ее критерии.

 

Темы сообщений

1. Психологические рекомендации начинающему руководителю.

2. Сравнительная характеристика эффективного и неэффективного руководителя.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Личность зависит от группы. Существует ли обратная зависимость?

2. Как соотнести руководство и лидерство в коллективе?

3. Определите зависимость развития группы от авторитета руководителя и стиля руководства.

4. Сравните между собой понятия «лидер», «вожак», «вождь» и «руководитель». С каким из данных понятий вы соотнесли бы перечисленных исторических персонажей и литературных героев: Петр I, Юлий Цезарь, Наполеон, М.И. Кутузов, В.И. Ленин, К.С. Станиславский, Иисус Христос, Жанна Д'Арк, Остап Бендер, И.В. Сталин?

5. Напишите эссе на тему: «Я как будущий руководитель».

 

Рекомендуемая литература

1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта./ Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 301 с.

2. Диагностика управленческих способностей (сб. тестов и диагностических методик для руководителей): учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н.В. Романчик. – Минск: РИВШ, 2004. – 206 с.

3. Иосефович, Н. Ты – босс! Как стать толковым руководителем / Н. Иосефович; пер. с англ. – М.: Вече, Персей, Аст, 1995. – 384 с.

4. Кабаченко, Т.С. Психология управления: В 2 ч. / Т.С. Кабаченко. – М.: Рос. пед. о-во, 1997. – 324 с.

5. Кашапов, P.P. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: учеб. пособие для высшего управленческого персонала./ Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с.

6. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта./ М. Кетс де Врис; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. –311 с.

7. Ксенчук, Е.В. Технология успеха./ Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 192 с.

8. Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе./ Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1996. – 384 с.

9. Мещерякова, Е.В. Психология управления / Е.В. Мещерякова. – Минск: Выш. шк., 2005. – 239 с.

10. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко [и др.]; oтв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. – 150 с.

11. Розанова, В.А. Психология управления: учеб. пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с.

12. Самыгин, С.И. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

13. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шуванов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 256 с.

 

ЗАНЯТИЕ 14. Межличностные отношения и общение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.027 с.)