Тема 1. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка



ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.. 5

Тема 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ... 7

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 10

Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ школы... 12

Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 15

Тема 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18

Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 21

Тема 8. ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 25

Тема 9. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 30

Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 33

Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 35

Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38

Тема 13. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 42

Тема 14. ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 48

Тема 15. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 53

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 58

Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 63

Тема 18. ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 66

Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 69

Тема 20. ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 73

Тема 21. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА.. 78


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

На дефектологических факультетах педагогических институтов для будущих олигофренопедагогов читается курс «Психология умственно отсталого ребенка». Усвоение этого предмета имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка помогает олигофренопедагогу квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, преодолевать либо компенсировать нарушенные психические функции.

Углублению знаний в области специальной психологии способствуют семинарские, лабораторные и практические занятия по психологии умственно отсталого ребенка. Эти занятия должны способствовать усвоению теоретических основ специальной психологии и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.

В предлагаемом вниманию студентов пособии излагается содержание практикума по психологии умственно отсталого ребенка.

В пособии освещается каждая из тем курса. Среди этих тем: «Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка», «Методы изучения психики умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста», «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах умственно отсталых школьников» и др.

После краткого изложения содержания темы дается описание занятий (семинарских, лабораторных). Раскрывается методика проведения лабораторных занятий. Многие занятия проводятся непосредственно во вспомогательной школе под руководством педагога или самостоятельно. Почти к каждой из тем подобраны психологические задачи. Они предлагаются студентам с целью научить их психологически думать — понимать не только закономерности психической деятельности, но и, опираясь на знание этих закономерностей, правильно объяснять те или иные проявления личности школьника, давать правильную оценку его поступкам и действиям.

Кроме того, приводятся темы рефератов или докладов. Работая над ними, студенты могут использовать, кроме рекомендуемой литературы, дополнительные источники. При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы, проведении наблюдений и экспериментов, составлении плана работы и ее оформлении.

Наконец предлагается литература для конспектирования.

В подготовке данного пособия участвовали кандидат психологических наук, доцент А. Д. Виноградова (темы 9, 17, 18); кандидат педагогических наук Е. И. Липецкая (темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 20, 21); кандидат психологических наук, доцент Ю. Т. Матасов (темы 12, 15, 16); кандидат педагогических наук, доцент И. П. Ушакова (темы 7, 8, 10, 11, 19).

Пособие предназначено для студентов дефектологических' факультетов педагогических институтов. Оно может быть использовано и учителями вспомогательных школ.

 


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка

1. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка.

2. К истории возникновения специальной психологии как науки.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

4. Значение специальной психологии для олигофренопедагога.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дьячков А. И. Основы воспитания и обучения аномальных детей. Глава 1. - М., 1965.

2. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М, 1974.

3. Занков Л. В. Л. С. Выготский как дефектолог.\\ Дефектология. – 1971. - № 6.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Проблема умственной отсталости и особенности развития психики учащихся вспомогательной школы

1. Понятие умственной отсталости. Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной отсталости.

2. Причины умственной отсталости.

3. Проблема психического развития нормального и аномального ребенка.

4. Критика антинаучности буржуазно-реакционных взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.

2. 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.

3. Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

5. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

6. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.

7. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». — Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917—1973 гг. - М., 1974.

8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей

1. Органические нарушения головного мозга детей-олигофренов.

2. Некоторые особенности нейродинамики детей-олигофренов.

3. Особенности биоэлектрической активности мозга детей-олигофренов.

4. Особенности условнорефлекторной деятельности головного мозга детей-олигофренов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дьячков А. И. Основы воспитания и обучения аномальных детей. - М., 1965.

2. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.

3. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

4. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. /Под ред. А. Р. Лурия. М., т. I (1956), т. II (1958).

5. Рубинштейн С. Я. Л. С. Выготский о развитии психики умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.

6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

1. Особенности методики исследования психики умственно отсталого дошкольника.

2. Методы психолого-педагогического изучения умственно отсталых школьников.

3. Использование катамнеза в процессе изучения выпускников вспомогательной школы.

4. Использование тестовой методики за рубежом в диагностировании умственной отсталости.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

2. Методы изучения аномальных детей. /Под ред. А. И. Дьячкова. - М., 1965.

3. Отбор детей во вспомогательные школы./ Под ред. С. Д. Забрамной. - М., 1971.

4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы./ Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.

5. Саймой Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. - М., 1958.

6. Шалимова В. Ф. Катамнестическое изучение олигофренов. \\ Дефектология. – 1970. - № 4.

7. Школы для умственно отсталых детей за рубежом. / Под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. - М., 1966.


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.

2. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962. - Гл. 1.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Проблема умственной отсталости и критика буржуазно-реакционных взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962. - Гл. 1.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1970. - Гл. 1, 2.

2. Особенности структуры личности умственно отсталого школьника.

Виноградова А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника. - В кн.: Коррекционная работа во вспомогательной школе. - Л., 1978.

Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.

Мерлин В. С. Отношения личности. - В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Вып. 5. - Пермь, 1968.

Платонов К. К. Психологическая структура личности. - В кн.: Личность при социализме. - М., 1969.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

2. Особенности " умственного развития учеников вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности направленности личности умственно отсталых школьников.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.

Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Р. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. О влиянии мотивов деятельности на выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников. \\ Специальная школа. – 1964. - № 3.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

2. Особенности развития познавательных интересов умственно отсталых школьников.

Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

3. Особенности мотивов деятельности и поведения умственно отсталых школьников.

Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.

Мерлин В. С. Отношения личности. - В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Вып. 5. - Пермь, 1968.

Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981. - Гл. 8.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962.

Ушакова И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. - Л., 1979.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова А. Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы. \\ Научные труды седьмой сессии дефектологии. - М., 1975.

Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношении умственно отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Байкенов С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы.\\ Вопросы патопсихологии. - М., 1970.

Викулова Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов. \\ Вопросы экспериментальной патопсихологии. - М., 1965.

Коломинекий Н. Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки. \\ Дефектология. – 1970. - № 2.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

 

ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА

Особенности самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников.

Литература та же, что на с. 56.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1971.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности деятельности учащихся вспомогательной школы.

2. Особенности формирования навыков у учащихся вспомогательной школы.

1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.

2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.\\ Хрестоматия по вниманию. - М, 1976.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - Гл. «Внимание».

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

1. Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

2. Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей.

3. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.

4. Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей.

5. Особенности письменной речи умственно отсталых школьников.

6. Расстройства устной речи (заикание, косноязычие, дизартрия) у умственно отсталых детей.

7. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия) у умственно отсталых детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Айметова С. Ш. Развитие речи учащихся в процессе трудового обучения. \\ Известия АПН РСФСР. - Вып. 137, 1965.

2. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5—8 классах вспомогательной школы. - Л., 1980.

3. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.

4. Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. - Л., 1979.

5. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

6. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы. /Под ред. В. Г. Петровой. - М., 1976.

7. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

8. Петрова В. Г. О развитии связной посьменной речи у умственно отсталых школьников. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975.

9. Петрова В. Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками. \\ Специальная школа. Вып. 3. - М., 1958.

10. Петрова В Г. Речь умственно отсталых школьников. \\ Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. - М., 1965.

11. Петрова В. Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьников. \\ Труды II научной сессии по дефектологии. - М., 1959.

12. Сумарокова В. А. Усвоение текста учащимися вспомогательной школы при различных способах чтения. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Лаудис В. Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 10.

2. Особенности произвольной памяти умственно отсталых детей.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

3. Роль учебной деятельности в развитии высших форм памяти умственно отсталых детей.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5.

Пинский Б. И. Психологические особенности де­ятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. /Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1956.

Смирнов А. А. Психология запоминания. - М., 1948.

4. Коррекционные пути развития памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.

Пинский Б. И. Процессы воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ (олигофренов). \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9.

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.

2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5,

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Психологические особенности де­ятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956.

Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935.

4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация).

Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970.

5. Развитие мышления умственно отсталых школьников.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА

Особенности эмоций и чувств умственно отсталых школьников

Мясищев В. Н., Карсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. - Л., 1968. Гл.9.

Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. -Гл. 16.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. VII—VIII.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. Гл. 14.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА ДОКЛАДА. ЛИТЕРАТУРА

Особенности воли умственно отсталых школьников

Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. - Гл. 17.

Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М, 1973. -Гл. 9.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 13.

Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1975. - № 2.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА

Особенности характера умственно отсталых учащихся

Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. - М., 1967.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 971.

Ковалев А. Г. Психология личности. - М., 1970. - Гл. XI.

Левандовский Н. Г. О структуре характера. \\ Вопросы психологии. – 1970. - № 3.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 16.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА

Профориентация во вспомогательной школе как важная психолого-педагогическая и социальная проблема.

Трудоустройство и профессиональная устойчивость выпускников вспомогательных школ.

Содержание и формы профориентационной работы во вспомогательных школах.

Голомшток А. Е., Черник О. А., Ботякова Л. В. Содержание и методика профориентационной работы в школе. - М., 1972.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.

Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

Лосе В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников. \\ Вопросы психологии. – 1974. - № 5.

Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных. \\ Проблемы олигофрении /Под ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова. - М., 1970.

Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № I.

Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. - М., 1972.

Пути улучшения трудовой подготовки и трудоустройства учащихся вспомогательной школы. \\ Тезисы докладов к Всесоюзной конференции. - М., 1972.

Скородумов Н. М., Чугунова Э. С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. - М., 1969.

Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.

Чугунова Э. С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих. \\ Человек и общество. - Л., 1969.

 


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА

Взаимосвязь педагогических способностей с другими свойствами личности олигофренопедагога.

Содержание и значение педагогического такта учителя вспомогательной школы.

Управление межличностными отношениями учащихся вспомогательной школы.

Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. - М., 1971.

Ительсон Л. Б. Психология основных типов научения и обучения. \\ Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1973.

Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.

Левитов Н. Д. Психология характера. - М., 1969.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М, 1971.

Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и воп Дятел

Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел, насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Вопросы по тексту.

- О чем рассказывает М.М. Пришвин?

- Что особенно привлекло внимание писателя?

- Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ Пришвина?

- Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3 ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает первое предложение текста, просит прочитать его выразительно.

3. Работа по теме урока.

· Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в приставке».

· Задание: найдите слово с приставкой в записанном предложении, запишите его, условно обозначьте приставку (насадив).

· Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в слове часть основы действительно является приставкой (насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и др.).

· Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как решается эта орфографическая задача?

· Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и графическим обозначением орфограммы.

· Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в учебнике.

4. Тренировочные упражнения.

· Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках».

Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.

- Объясните правописание приставок.

- Укажите предлоги. Как их отличить от приставок?

(Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого предложения: полный или частичный).

· Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному на доске.

И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

- Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить).

Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с.

- Почему слово занят не требует применения орфографического правила к приставке в нем?

· Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил, выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с комментированием орфограммы.

5. Итоги урока.

· Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила написания гласных и согласных в приставках.

· Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

· Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает изученное правило? (оживленный).

6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся.

· Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся. По окончании чтения ставятся общие вопросы:

Какова тема текста?

Что заинтересовало писателя в поведении птицы?

С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле?

Какова основная мысль?

Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)?

· Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка задания для творческой работы:

- Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей?

- С каким конкретным случаем связано это наблюдение?

- Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение.

(Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре).

· Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему, связанную с наблюдениями в природе на основе личных впечатлений от прочитанной миниатюры писателя. Дополнительное задние: укажите слова с приставками, обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в приставках.

· Чтение двух-трех текстов учащихся.

7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение.

Класс 7. Урок чтения.

Урок N

Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни.

(А.П. Чехов «Хамелеон»)

Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении «хамелеонов».

2. Развитие речи учащихся.

3. Обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон»

Ход урока:1. Организационный момент.

Отчет дежурного.

Проверка домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

Речевая разминка.

3. Основная часть.

Беседа.

Выводы

Домашнее задание.

Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова.

2. Эпиграф к уроку:

«Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны»

В.В. Набоков.

Ход урока.Беседа:

Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми)

- Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда).

- Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа).

- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую сущность, то рабскую).

- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду «хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с людьми, были типичны для того времени).

- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина – как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство).

- М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»? (Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».)

- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»).

- Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой «проблемы»).

- Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина).

- Какие средства использует автор для создания комического текста? (Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»: Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая свинья…»)

- Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц)

- А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски хамелеона).

- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся ситуации)

- У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной дет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.222 с.)