Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема семинарского занятия: Особенности деятельности умственно отсталых школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общие проявления и недостатки деятельности умственно отсталых школьников. 2. Особенности формирования учебных и трудовых навыков у умственно отсталых школьников. 3. Особенности протекания различных видов деятельности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. 4. Влияние трудовой деятельности на коррекцию личности и познавательной деятельности умственно отсталых. ЛИТЕРАТУРА: 1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969. 2. Дульнев Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения. \\ Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе/ Под ред. Г. М. Дульнева. М., 1971. 3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971. 4. Лурье И. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. - М., 1962. 5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. 6. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.
Тема лабораторного занятия: Изучение особенностей деятельности умственно отсталых школьников Организуйте и проведите наблюдение за учебной деятельностью учеников вспомогательной школы с целью определения ее особенностей. Программа наблюдения 1. Наметьте группу учащихся в количестве 5—6 человек, за которыми будет проводиться наблюдение, отобрав их по успеваемости (сильный, средний, слабый). 2. В процессе наблюдений обратите внимание на: а) целеустремленность и целенаправленность деятельности; б) умение использовать прошлый опыт в новой ситуации; в) возможность преодолевать встречающиеся трудности; г) понимание словесной инструкции. 3. Охарактеризуйте уровень сформированности навыков письма, чтения, счета на основе изучения продуктов деятельности учащихся. 4. Установите основные причины недостатков деятельности у разных групп детей, за которыми проводилось наблюдение: пробелы в знаниях, недостаточный уровень сформированности навыков, влияние индивидуальных личностных особенностей, недоразвитие познавательной деятельности, особенности дефекта.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1971. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА 1. Особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. 2. Особенности формирования навыков у учащихся вспомогательной школы. 1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981. 2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. 3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных исследованиях внимание рассматривается в тесной связи с проблемой деятельности личности. Взаимодействие личности с окружающей действительностью осуществляется в деятельности. В этом процессе складывается определенное отношение субъекта к объекту. Внимание выражает это отношение и заключается в направлении и сосредоточенности сознания на объекте деятельности. Внимание как таковое не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится к свойствам личности. Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов: восприятия, воображения, мышления и др. Внутри этих процессов внимание и проявляется. Природа внимания как активного состояния психической деятельности личности давно стала объектом пристального изучения. Наиболее дискуссионен вопрос о роли биологического и социального в проявлении активности личности. Выражением тотальной биологизации причин активности личности явилось в психологии фрейдистское направление (3. Фрейд). Активность личности в рамках этого направления объяснялась исключительно инстинктивными побуждениями. Неофрейдисты (К. Хорни, Э.Фромм), наоборот, поставили в полную зависимость степень активности личности от окружающей среды. Ни в одном из этих направлений не рассматривалось соотношение биологического и социального в проявлении активности личности. Эта проблема была фундаментально исследована с диалектико-материалистических позиций советскими психологами. Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Л. С. Выготский, специально занимавшийся изучением внимания, установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей объясняется «расхождением их органического и культурного развития». Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с умственно отсталыми детьми, надо знать особенности их внимания и его физиологические механизмы. Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности. Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п. Осуществляя коррекционное развитие внимания, необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности различных клинических групп: а) со сбалансированным соотношением процессов возбуждения и торможения; б) с преобладанием процесса возбуждения; в) с преобладанием процесса торможения. Воспитание внимания тесно связано с формированием личности умственно отсталых школьников, в частности таких черт, как настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность и т. д. Проблема внимания умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста относится к числу малоразработанных. При изучении темы будущий педагог найдет в литературных источниках несколько указаний, весьма скупо характеризующих особенности внимания умственно отсталых детей. Выходом из создавшейся ситуации может служить самостоятельное экспериментальное изучение особенностей внимания умственно отсталых школьников при посещении школы и специально организованное наблюдение за вниманием учащихся на уроке. Но этому должно предшествовать тщательное знакомство с теоретическими проблемами внимания. Целесообразно обратиться к изучению литературы, освещающей внимание нормально развивающихся детей, помня о том, что самые основные закономерности психического развития нормальных и умственно отсталых детей общие. Проводя на уроке наблюдения за вниманием умственно отсталых учащихся, желательно вести протокол таким образом, чтобы особенности внимания, представляющего направленность и сосредоточенность психической деятельности, органически связывались с характеристикой таких познавательных процессов личности, как память, речь, мышление, восприятие и т. д. Изучая внимание умственно отсталых школьников, необходимо проследить его зависимость (в особенности произвольного) от структуры дефекта учащихся. Динамику произвольного внимания целесообразно изучить в возрастном плане.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.007 с.) |