Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические материалы для учащихся.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Класс 8 Урок N Тема: Сочинение-описание по жанровой картине В.М. Васнецова «Аленушка» Речевая разминка. Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. (Д.С. Лихачев) - Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его понимаете? - Что значит выражение: «Для понимания искусства нужны еще знания»? Работа по теме. Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка»: - С какими произведениями народного творчества ассоциируется у вас эта репродукция? Почему? - О чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герой? Какое зло приключилось с ними? - Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Сможете ли вы выделить в ней эпизод, соответствующий картине В.М. Васнецова? - Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает она у вас?
Приложение Первый текст. «Лиса обманула» Выбежала лиса на опушку и повалилась на снег, как мертвая. Ноги вытянула, хвост распушила, глаза закрыла и не шелохнется. Летела мимо ворона, увидела добычу и громко закаркала. Услыхали крик другие вороны и слетелись на опушку к лисе. Но боятся близко подходить, как бы не вышло обмана. Осмелилась одна ворона. Она осторожно шагнула к лисе, клюнула ее в хвост и отскочила. А лиса лежит, как дохлая. Тут запрыгали вороны все ближе и ближе. Самая храбрая подбирается к морде, норовит глаз выклевать. Лиса вдруг как вскочит – и храбрая ворона оказалась в зубах у плутовки. Второй текст. «Поросята» Вчера вечером я засмотрелся на беленьких поросят. Их трое. Они очень маленькие, но матери у них нет. Они бегают постоянно вместе, втроем, хрюкают тоненькими голосами и спят, тесно прижавшись друг к другу. Вчера вечером было холодновато. Поросята улеглись спать во дворе, рядом, мордочками все в одну сторону, хвостиками в другую. Задремали. Но одному из крайних стало холодно. Он почувствовал, что с краю спать нехорошо, в середине лучше. Он встал, зашел сзади своих двух братьев и стал втискиваться между ними. Втиснулся, лег в середине. Опять задремали. Но через минуту другой крайний захотел в середину. Встал, залез на братьев, сверху навалился на них и лег между ними. Им стало тяжело. Они, хрюкнув во сне, отодвинулись, и он улегся в середине. Успокоились. Но через минуту крайний опять решил, что в середине теплее. Встал, зашел сзади и втиснулся между братьями. Опять задремали. Но через минуту снова один крайний полез в середину, растревожил всех. И еще через минуту опять тоже… Мне было интересно, скоро ли они успокоятся, уснут. Но я не дождался этого. Они каждую минуту засыпали и каждую минуту просыпались, потому что всем троим хотелось быть в середине. Вышла хозяйка. Она принесла из чулана серый войлок, прикрыла им поросят и они тотчас же уснули. Из-под войлока смешно виднелись три сонные поросячьи мордочки. Третий текст. «Раковина и орел» На подводной скале, близ морского берега, сидит огромная раковина. Обе створки ее величиной с умывальный таз, она так тяжела, что и взрослому человеку трудно поднять ее. У того же моря жил орел. Он построил себе гнездо на прибрежной скале. Там сидел он по целым часам и терпеливо выжидал, не покажется ли какая-нибудь рыба или другое морское животное под водой. Тогда он, как стрела, кидался на добычу, легко хватал ее длинными когтями, рвал на куски и съедал. Однажды орел уселся как раз против того места, где лежала раковина. Она раскрыла свои створки, как ученик книгу. Стрелой бросился орел вниз и засунул свои длинный когти между раскрытых створок, чтобы вырвать изнутри тело раковины. Но в этот момент захлопнулись тяжелые створки раковины и защемили между ними лапу с когтями. Орел слишком поздно понял свою ошибку. Громадная раковина была для него слишком тяжела: он не мог унести ее с собой в свое гнездо. Раковина оказалась сильнее его, он даже не мог выдернуть лапу из стиснутых створок. Напрасно кричал он и бился: раковина держала его ногу крепко. Через шесть часов вода начала прибывать постепенно затопляя скалу и наконец, покрыла раковину и хищника. Когда орел перестал шевелиться, раковина выпустила его лапу, и он мертвый, поплыл по волнам. Четвертый текст. «Еж» Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар. Дети отошли от ежа подальше и притаились. Вдруг клубочек чуть-чуть зашевелился, и из него выглянули носик пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать. Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи. Ежик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на волю. Пятый текст. «Еж» Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар. Дети отошли от ежа подальше и притаились. Вдруг клубочек чуть-чуть пошевелился и из него выглянули носик пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что все ребята принялись хохотать. Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи. Ежик любил спать на мягком, укрыться потеплее. У него под шкафом лежала подстилка, на ней он и спал. Кроме того, он ловко запутывался в кусок старой фланели. Но ему и этого было мало. Он тащил к себе все, что плохо лежало и что было ему под силу: мешок, даже ученическую сумку. Еж прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на волю. Шестой текст. «Лиса» Под корнями старого дерева лисицы вырыли нору и устроились в ней жить. Весной у лисицы в норе родились лисята. Они были маленькие, слепые и совсем беспомощные. Мать-лиса ухаживала за своими детенышами, лизала их пушистую шерстку, грела своим теплом. Когда лисята подросли, они стали вылезать из норы. Родители приносили им живую добычу – зайчат, мышей. Лисята играли с ними, ловили их и так успешно учились охотиться. Как-то раз лисью нору нашел старик-лесник. Спрятался он в кусты и стал караулить. Вылезли лисята из норы, а дед как выскочит из засады и накрыл пиджаком одного лисенка. Принес деде лисенка домой. Внучата очень обрадовались зверьку. Дедушка посадил его в большой ящик. Дети стали возле него и рассматривали лисенка. Потом поставили ему блюдечко с молоком и положили кусочек мяса. Но лисенок ничего есть не стал. Он прижался в уголке ящика и испуганно смотрел на ребят. Вечером, когда все легли спать, лисенок начал царапаться и тявкать. Он так шумел, что никому не давал покоя. Наконец, дед не вытерпел. Он встал, вынес ящик с лисенком в сарай и вернулся домой. Утром ребята пообедали в сарай проведать лисенка. Открыли дверь, глядят, с ящика сброшена крышка, а лисенка нет. Стали искать его по сараю. Смотрят в самом углу под стеной широкая нора прорыта, прямо во двор выходит. Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет, пожалуй, в лесу. Но пришел дедушка и сказал, что это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила. Услыхала, как он тявкает, пришла, подкопала и унесла лисенка.
УРОКИ Класс 8 Урок № Тема: Сочинение-описание по жанровой картине (В.М.Васнецов «Аленушка») Цели: 1. Углубить представление об описании в художественном стиле речи; формировать навыки составления сочинения-описания по картине; показать отличие картины от иллюстрации. 2. Развитие речи учащихся. 3. Воспитание интереса и любви к живописи. Ход урока: 1. Организационный момент, отчет дежурного. Проверка домашнего задания. 2. Постановка учебной задачи. Речевая разминка. 3. Основная часть (работа по теме). 4. Задание на дом. Оформление урока: 1. Репродукция картины В.М. Васнецова. 2. Эпиграф к уроку: «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания». (Д.С.Лихачев) 3. Дидактические материалы для учащихся. Конспект урока. 1. Речевая разминка. - «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания». (Д.С.Лихачев) - Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его понимаете? - Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.) 2. Работа по теме. 1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка. Живопись, театр, балет, архитектура и др.) - Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в живописи – цвет, в графике – линия и т.д.) - Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»). - Как называются произведения живописи? (Они называются картинами). - А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, как мы ее называем? (Репродукцией картины). - Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно запомнить). - В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и- после –ц-? (В слове иллюстрация). 2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и т.д.) - Назовите знакомые вам иллюстрации. - Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная роща»). Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На какие темы? Найдите их. 3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по картине В.М.Васнецова «Аленушка». - Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать рабочий материал, записывая его в тетрадь. Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет, выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в 85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам, например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и незаметного цветка». Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским. Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру», «Преферанс» (показываются репродукции). Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего памятника литературы) «Иван Грозный» и др. Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-лягушка» и др. Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием. 4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка». - С каким произведением устного народного творчества ассоциируется у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее). - Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? - Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка). - Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки). - Задача художника-живописца иная, чем задача художника-иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты. - Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни. Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.) - Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к бедной девушке. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в сумрачном лесу. - А как достигает художник такой выразительности, в передаче настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по-особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых, использует определенные краски. Здесь цвет является основным изобразительным средством). - Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней). - Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти черного). - Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам, взгляд задумчивый, тоскливый). - Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное, тяжелое, безысходное, великое и т.п.) - Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки? (Безутешное, безысходное). - Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный) - Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный взгляд). - Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня. Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это изображение природы для того, чтобы передать настроение картины). (Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень. Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки – крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки). - Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее) - Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки, которая только ей одной доверила свое безутешное горе). - Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое, неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес (мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный). Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини, используйте их в своем сочинении-описании. - Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе). - Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой? 5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика, зачитывая записанные слова и словосочетания). - Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили на уроке. Примерный план 1. Слово о художнике В. Васнецове. 2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки, ее поза, пейзаж. 3. Впечатление от картины. - Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и рецензирование одной - двух работ учащихся). 3. Задание на дом. Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем Аленушку.
Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку. Урок № Тема: Правописание гласных и согласных в приставках Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и приобретенные в разделе «Словообразование». 2. Коррекция основных мыслительных процессов. 3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на миниатюре М.М. Пришвина «Дятел» Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка домашнего задания. 2. Постановка учебной задачи. 3. Основная часть (работа по теме). 4. Задание на дом. Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане. 2. Список приставок. 3. Дидактический материал для учащихся. План урока. 1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в составе слова и учебно-языкового умения ее выделять. 2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса учащихся к уроку. А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся): - Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору? - Видели ли вы дятла? Где и когда? - Какой он? - Чем интересно его поведение? Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется «Дятел». Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и эстетическое восприятие текста (на слух).
На проведение изложений отводится один час учебного времени. Внимание учащихся привлекалось к содержанию выбранного для изложения текста, у школьников пробуждался к нему интерес. Это помогало сознательному усвоению воспринятого материала. Основная цель первого чтения заключалась в том, чтобы дать учащимся целостное восприятие содержания рассказа. Поэтому к первому чтению предъявлялись определенные требования. Чтение было достаточно громким и выразительным, не прерывалось объяснением непонятных слов и выражений, что рассеивает внимание учащихся. В плане методической организации эксперимента нами проведены три варианта фронтальных занятий с учащимися 6-7 классов. В контрольных классах подготовка к изложению не осуществлялась и методика проведения уроков развития речи была традиционной. Формирующий эксперимент проходил в Михайловской специальной коррекционной школе-интернате (с. Михайловское Алтайского края). В эксперименте участвовало по 10 человек 6-7 классов. Собрано и проанализировано 40 ученических работ. Перед проведением всех экспериментальных занятий на уроках русского языка организовывалась предварительная работа, которая заключалась в орфографической и стилистической подготовке учащихся к изложению. На проведение изложения отводился одни урок. Методикой предусматривалась краткая вступительная беседа, занимавшая не более 3-5 минут, обязательное повторное чтение текста учителем, после которого не проводилось никакой аналитической работы. В первом варианте эксперимента ученикам каждого класса предлагался один их четырех специально подобранных текстов, соответствующий возрастным возможностям школьников. Понимание содержания всех текстов обеспечивалось подробным анализом. Изложение проводилось по традиционной методике с учетом констатирующего эксперимента. Во втором варианте учащимся всех классов был предложен один и тот же текст, работа с которым проводилась по-разному в зависимости от ступени обучения. В 6 классе требовался подробный анализ текста, использовался готовый план. В 7 классе анализ был менее подробным, план составлялся коллективно. В третьем варианте для учащихся всех классов были подобраны разные тексты, несложные по содержанию для данной возрастной группы и не требовавшие подробного анализа, для того чтобы дать ученикам возможность проявить самостоятельность при письме. Методика проведения изложения включала чтение текста учителем, выяснение его основного содержания, повторное чтение и написание работы по готовому плану. Полученные материалы рассматривались со стороны полноты, правильности и последовательности изложения. Тексты, использованные для первого варианта эксперимента. Первый текст «Еж» для 6 класса (см. приложение). Данный текст состоит из четырех частей и включает 13 смысловых единиц (11 основных и 2 второстепенных). Сложных причинно-следственных связей в рассказе нет, однако, ученики должны понять, почему весной ребята выпустили ежа на волю. В рассказе участвуют несколько персонажей (учительница, ребята, еж), имеется описание внешнего вида ежа, даются сведения об образе его жизни и питании, характеристика всем действиям персонажей. Незнакомых для детей слов в тексте нет. Лексической особенностью изложения событий является то, что используются глаголы, передающие динамичность и разную интенсивность действий, например, отошли (с наречием подальше), притаились, пошевелился, огляделся и другие глаголы. Поведение ежа описывается глагольной лексикой и одним сравнением: «как колючий шар». Текст состоит из 13 предложений. Из них сложносочиненное одно, сложноподчиненное одно, нераспространенное одно и десять простых, распространенных дополнениями, определениями, обстоятельствами места, времени и образа действия. Второй текст «Еж» для 7 класса (см. приложение). Этот текст идентичен первому. Только для семиклассников дополнительно вводится пятая часть, состоящая из пяти смысловых единиц. Читая его, школьники должны уяснить, почему еж любил укрыться потеплее. Кроме того, в этой части характеризуются действия ежа, старавшегося укрыться от холода различными предметами. В тексте встречаются два незнакомых учащимся слова (подстилка и фланель). Первая часть состоит из пяти предложений: одно сложноподчиненное, одно простое нераспространенное и три простых распространенных, главным образом, обстоятельствами образа действия и дополнениями. Для второго варианта был предложен один текст для всех классов. Текст «Лиса» (см. в приложении) состоит из шести частей, 29 смысловых единиц: 23 основных и 6 второстепенных. В нем представлено несколько персонажей: дети, дед лесник, лисица и лисята. В рассказе дается описание лисят и подробная характеристика их поведения. Из предложенного рассказа дети должны понять независимость происходящих событий от условий, в которых оказались лисята, отбежавшие от норы, и лисенок, не успевший убежать от лесника. В рассказе встречаются два незнакомых школьникам слова (беспомощные и засада). Действия персонажей выражаются разнообразной глагольной лексикой: ухаживала, подкопалась, отбежала, выскочил, образовалась, рассматривали, смотрела (с наречием испуганно) и другие. Лисята описываются с помощью прилагательных: слепые, маленькие, беспомощные, а их шерстка характеризуется одним определением «пушистая». Для третьего варианта были отобраны два повествовательных текста, легкие по содержанию и по структуре. Первый текст для 6 класса «Воробей» (см. приложение). Данный текст небольшой по объему. Сложных причинно-следственных связей в нем нет. Из прочитанного текста ученики должны понять, почему воробей с такой страстью защищает молодого воробья. Рассказ состоит из 4 частей, включает 15 смысловых единиц. В нем представлено несколько персонажей: автор, молодой воробей, воробей, собака. Словарь текста прост. Все слова детям знакомы. Разъяснения требуют выражения «камнем упал», «трепетал от ужаса». Особенности лексического состава изложения событий является то, что употребляются глаголы, передающие динамичность действия: бежала, глянула, упал, крикнул, ринулся, заслонил, замирал и т.д. В рассказе насчитывается 15 простых предложений, которые распространены дополнениями, определениями, обстоятельствами места и образа действия. Следующий текст «Орел и кошка» предназначен для 7 класса. Рассказ с интересным сюжетом, невелик по объему. Текст состоит из 4 частей. Сложных причинно-следственных связей в нем нет. Текст включает 13 предложений, из них 10 простых, распространенных дополнениями, определениями, обстоятельствами места, времени и образа действия. В тексте представлены персонажи: котенок, кошка, орел. Дано описание орла, действия которого сравниваются с молнией. Словарь текста прост. Все слова детям знакомы. Разъяснения требуют выражения «закипела битва», «как молния». Особенностью лексического состава изложения событий является то, что употребляются глаголы, передающие динамичность действий: опустился, вцепилась, бросил, схватился, закипела, рвал и т.п. Подготовительная работа к изложению. На основе выводов констатирующего эксперимента и анализов уроков развития речи нами было установлено, что необходимо заранее определить тексты для изложения, доступные для учащихся каждого школьного возраста, и организовать с ними подготовительную работу. Текст для будущего изложения анализировался в плане его содержания, лексической, орфографической и синтаксической сложности. Предусматривалось повторение тех правил, которые будут нужны для написания встречающихся слов. Подготовка к уроку развития речи велась в течение недели на каждом уроке русского языка на разных этапах в течение 7-10 минут. В ходе подготовительной работы из текста, предназначенного для изложения, выбирались незнакомые для учащихся или трудные для написания слова (до пяти-шести слов) и включались в различные виды упражнений, предлагаемые по нарастающей трудности. Упражнения выполнялись письменно. Некоторые слова использовались при прохождении текущей грамматической темы. Например, в 6 классе при построении имен существительных 1, 2 и 3 склонения мы выписывали из текста будущего изложения такие слова, как: осень, еж, школа, шар, клубочек, пятачок, зелень, молоко, ночь, яблоко, сумка, внимание, день, воля, сарай. Сначала ученики дали определение начальной формы имени существительного и вспомнили, что склонение имени существительного определяется по этой форме. Затем им было предложено задание: данные имена существительные записать в три столбика по образцу, т.е. распределив их по склонениям. Таким образом осуществлялась проверка написанного. Затем был сделан вывод о том, какие имена существительные относятся к первому и второму склонению. В седьмом классе в соответствии с прохождением темы «Глагол» выписывались приставочные глаголы: вырыть, подрастать, приносить. Из этих глаголов ученики должны были образовать глаголы в прошедшем времени и подобрать к ним подходящие существительные из слов для справок: крылья, клюв, лапы, когти. В глаголах подчеркивались приставки и безударные гласные. Начало упражнения выполнялось на доске, затем школьники продолжали работу самостоятельно. К предварительным упражнениям относились подобные задания: 1. Найти проверочные слова к следующим словам: повалить, счастливый, схватить, потерять, когти. 2. Объяснить правописание слов: клевать, хищник, прыжок. 3. Разобрать по членам следующие простые предложения: 1. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была счастлива. 2. Орел не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. 3. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. 4. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла и перекусила ему правое крыло. 4. Вставить определение в такое описание: Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился … орел. У хищника были … крылья, … клюв, … лапы с … когтями. На первом уроке знакомили школьников с лексическим значением отобранных слов. Объясняемое слово включалось в различные контексты. Прочитав три-четыре контекста (состоящие из двух-трех предложений), мы предлагали школьникам вопросы относительно значения разбираемого слова. При составлении контекстов с незнакомыми словами мы опирались на исследования, подчеркивающие необходимость объяснения значений слов в контексте, так как в этом случае их содержание усваивается детьми точнее, полнее и правильнее. При выяснении незнакомых слов ученики пользовались синонимами, данными в контекстах. Кроме того, значения незнакомых слов разъяснялось путем демонстрации картинок, рисунков, предметов, выполнения действий и т.п. Следует заметить, что проводился семантический анализ только незнакомых слов. Прежде чем прочитать контексты, разъясняющие значение слов, я предлагала ученикам объяснить семантику некоторых слов. Если пояснения школьников были неточными и расплывчатыми, то проводилась работа с отрывками. На втором уроке выполняли орфографический разбор вновь усвоенных школьниками слов. Слова выписывались на классной доске. Ученики получали ряд заданий, например, прочитать слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную или сомнительную согласную и проверить их написание, вспомнив соответствующее правило, подобрать проверочное слово и записать его и др. Ученики поочередно выходили к доске, а остальные выполняли задание в тетрадях. Предлагались и такие упражнения, как определить на слух слова, правописание которых вызывает сомнение и слова, которые являются проверочными. Например: улетит – полет, клюет – клюв, взглянет – взгляд, запищит – писк. Определить на слух слова с безударными гласными, объяснить их значение. «У нас в классе живет забавный еж. У него зоркие глазки, коротенькие лапки и носик пятачком. Он вылезает из своей норки и бегает по классу». Указанные упражнения, подчеркивают такие авторы как А.К. Аксенова и В.В. Воронкова (1979), необходимы для овладения навыком правописания безударных гласных. Авторы отмечают, что важно не только уметь объяснить ход выполнения действий, овладеть простейшими способами проверки написания слов, но и находить в тексте слова на изучаемое правило. Это умение вырабатывается в ходе упражнений сначала с отдельными словами, затем с текстом. Упражнения такого рода являются основой формирования у учащихся орфографической зоркости. На третьем уроке предусматривалось составление предложений с отобранными словами, которые были заранее записаны на доске. Школьники обычно называли простые предложения, включающие два-три второстепенных члена. Наиболее удачные предложения записывались учителем на доске, а учениками в тетрадях. В старших классах я предлагала ученикам из данных предложений составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, или предложения с однородными членами. Такая работа была нужна, так как в текстах, предназначенных для изложения, относительно часто встречались сложные и простые распространенные предложения, к употреблению которых школьников надо было готовить. Далее следовал разбор составленных учениками предложений. Подчеркивались однородные члены и то слово, к которому оно относится, подчеркивались главные члены и союзы или союзные слова, с помощью которых соединяются простые предложения, входящие в состав сложного. Затем вспоминались соответствующие правила. Таким образом, уточнялись и закреплялись пунктуационные навыки школьников. На четвертом уроке учащимся предлагался связный текст, в который включались все разобранные слова. Ученики должны были прочитать его, вставить пропущенные буквы и слова, с которыми работали на предыдущих уроках, подобрать проверочные слова и опять вспомнить ответствующее правило. Для учеников старших классов текст составлялся из сложных предложений. На четвертом уроке было предложено задание прочитать связный текст и вставить в слова пропущенные буквы. Однажды мы с Дозором отправились на охоту. Он весело бежал впереди, обнюхивая воздух. Вдруг собака неожиданно остановилась и странно взвизгнула. Из-за зарослей показался медведь. Он, злобно рыча, шел прямо на нас. У собаки шерсть ощ…тинилась, глаза нал…лись кровью. Она опр…метью бросилась на медведя и вп…лась ему в шею. Я оглушил его ружьем, он неуклюже присел. Собака с удвоен…ой яростью бросилась на медведя. Но он все-таки вырвался, вск…чил и скрылся в л…щине». Разобрав задание, ученики озаглавили текст. Для учащихся 6 и 7 классов были предусмотрены занятия и на пятом уроке, на котором школьники выполняли различные задания: зрительные и объяснительные диктанты, орфографическая пятиминутка, комментированное письмо, включающие слова, с которыми работали на предыдущих уроках. Полезность проведения всех перечисленных видов работ отмечается многими методистами (А.К. Аксенов, В.В.Воронков, Н.Б. Бешина, Б.П. Свириденкова и др.), которые подчеркивают, что разнообразные упражнения уточняют и закрепляют орфографические навыки школьников. Кроме того, у них вырабатывается привычка обосновывать написание той или иной орфограммы. Следует отметить, что в ходе подготовительной работы я уделяла большое внимание дозировке материала во времени. У умственно отсталых детей процесс формирования системы условных системы условных связей и их сохранение осуществляется со значительными затруднениями. Образовавшиеся связи быстро разрушаются, поэтому приобретает особое значение распределение учебного материала во времени. В работе учитывались значительные индивидуальные различия учащихся, т.е. то, что некоторые дети усваивают учебный материал медленнее, чем другие. Причинами этого могут служить не только индивидуальные особенности, но недостаточная подготовка на предшествующих этапах обучения. Эти пробелы в обучении можно в некоторой мере ликвидировать в ходе подготовительной работы к изложению, путем систематического повторения пройденного. Изложение с |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.015 с.) |