Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ



 

История учения о характере знает разнообразие определений этого стержневого качества личности. Термин «характер», означающий «черта, примета, признак, особенность», введен в обиход древнегреческими учеными. В характере выражаются индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие, на его поведение, поступки. Эти черты отличают данного человека от других. Кроме того, характер — это сложившиеся особенности социального поведения человека. Он отражает уклад жизни личности в социальной группе и проявляется прежде всего в отношениях к людям, к окружающей действительности, к порученному делу. Специфические для человека отношения, способы действий и поведения формируются в процессе познания окружающей действительности, деятельности личности, воспитания и самовоспитания. Характер зависит от разнообразия деятельности, круга впечатлений.

В формировании характера определенную роль играет природная организация человека. В частности, человек получает по наследству особенности строения мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, ряд функциональных свойств нервной системы, в том числе ее большую или меньшую пластичность и подвижность.

В процессе развития анатомо-физиологические задатки могут подвергаться определенным изменениям. Поэтому все данные признаки необходимо рассматривать в диалектическом единстве с позиций развития и формирования личности. Характер формируется в результате активного взаимодействия личности со средой. Среда оказывает решающее воздействие на характер, который в свою очередь влияет на проявление природ­ных свойств личности. Неверно говорить о фатальной предопределенности характера. Человек, познавший законы внешнего мира, может изменять обстоятельства жизни и свое поведение.

У умственно отсталых детей имеется ряд анатомо-физиологических предпосылок, влияющих на формирование характера. Так, например, у них наблюдаются такие нарушения высшей нервной деятельности, как слабость нервных процессов, их неуравновешенность, нарушение пластичности и подвижности нервной системы. Кроме того, у этих детей можно отметить нарушения эндокринной системы, наличие текущих психических заболеваний, нарушение моторики и т. д. Эти особенности определенным образом сказываются на формировании и проявлениях характера.

Определенное воздействие на характер умственно отсталых детей оказывает наличие текущего заболевания. Вопрос о соотношении болезни и характера в настоящее время изучен недостаточно. Практика вспомогательного обучения и наблюдения за детьми данной категории (страдающими деменцией) показывают, что у детей, перенесших одно и то же заболевание, часто могут проявляться сходные, в том числе и отрицательные, черты характера. Так, например, у эпилептиков могут наблюдаться такие черты, как скупость, злопамятность. К более старшему возрасту у них начинают обнаруживаться такие черты характера, как педантич­ность, подхалимство, угодничество. Наряду с этим может проявляться мелочность и пр. У детей с гидроцефалией наблюдаются лживость, раздражительность, отсутствие целеустремленности в действиях, поступках и др.

Встает вопрос о том, какую роль играет болезнь в проявлении и формировании патологических черт характера, насколько эти черты неизбежны.

Можно отметить, что болезнь создает определенные особенности динамики нервных процессов. Она является одним из важных условий жизни ребенка, к которым он как-то приспосабливается. Так, например, эпилептик после тяжелых припадков страдает западениями памяти. Подобные ситуации приучают его держать свои вещи в определенных местах. Это явление может способствовать формированию у него аккуратности, доходящей до болезненной педантичности. Припадки у детей-эпилептиков часто служат поводом для насмешек со стороны товарищей. Это приводит к тому, что эпилептик ищет со стороны взрослого определенного покровительства. А чтобы заслужить его, начинает заискивать, подхалимничать, что в определенных условиях становится чертой характера. Вместе с тем, желая возместить свою обиду, эпилептик злобно относится к более младшим и слабым. Это в свою очередь приводит к формированию таких черт характера, как мстительность, злобность, злопамятность.

Если в процессе воспитательной работы устранить указанные выше ситуации, то отрицательных черт характера может не возникнуть. Отсюда следует, что отрицательные черты характера, связанные с определенными заболеваниями, не являются фатально неизбежными. Решающую роль в формировании характера играют воспитание, условия жизни в конкретной обстановке.

Характер — это целостное образование, система свойств личности. Определить структуру характера — значит выделить основные компоненты, или свойства, установить обусловленные ими специфические черты в их отношениях и взаимодействии. Структуру характера нужно рассматривать всесторонне, в различных взаимосвязях, в развитии, в зависимости от условий жизни и воспитания.

В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущее место занимает система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Коммунистическое мировоззрение — основа личного убеждения советского человека — позволяет правильно соотносить личное и общественное, определять свое поведение в соответствии с коммунистическими идеалами.

Формирование мировоззрения и убеждений у учащихся вспомогательной школы является очень трудным делом. Однако правильное воспитание и обучение умственно отсталых школьников в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагогический коллектив школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали содержанию основных норм коммунистической морали.

Когда говорят о характере, имеют в виду и сложившиеся качества ума: гибкость ума, глубину анализа и т. д. Все эти качества ума не достигают у умственно отсталых того уровня развития, которое отмечается у их здоровых сверстников. Однако в процессе правильно построенной учебно-воспитательной работы они приобретают и постепенно совершенствуют эти качества.

В структуре характера занимают определенное место потребности и интересы. В зависимости от преоб­ладающих потребностей и интересов складывается свое­образный характер человека. Преобладание потребностей в труде, общественных интересов в структуре характера определяет общественно ценный, цельный и активный характер личности.

У умственно отсталых детей наблюдается определен­ная дисгармония в развитии элементарных и высших потребностей. В силу присущих им особенностей какое-то время преобладают элементарные физиологические потребности, например потребность в еде. Раз возникнув, они приобретают большую побудительную силу.

Это происходит вследствие недостаточной развитости духовных потребностей и отсутствия личностной оценки переживаний и действий.

Однако и здесь под влиянием целенаправленного учебно-воспитательного воздействия возможен существенный прогресс, т. е. установление правильного соотношения между духовными и элементарными потреб­ностями и интересами. В конце концов удается добиться того, что преобладающими становятся духовные потребности.

Существенное место в структуре характера занимают чувства, которые, как известно, представляют собой эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни.

Незрелость личности умственно отсталых детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития их потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей их эмоциональной сферы. Так, например, слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся вспомогательных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответствен­ности и т. д. Такие чувства могут быть воспитаны у умственно отсталых детей в процессе специальной вос­питательной работы. Своевременная и настойчивая работа учителя и семьи, направленная на развитие интеллек­та и формирование высших духовных интересов, способствует формированию высших чувств и обеспечивает им ведущую роль.

Стержнем сформированности положительного характера являются морально-волевые качества личности.

Отмечаемые у умственно отсталых детей особенности проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. д.) являются выражением незрелости личности. Сущностью этой незрелости является опять-таки недоразвитие духовных потребностей. Следовательно, развитие этих потребностей — путь к формированию воли.

Одним из путей формирования положительных черт характера умственно отсталых учеников является воспитание у них положительных привычек.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.011 с.)