Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Особенности деятельности умственно отсталых школьниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой личности. В деятельности совершается становление и развитие личности. Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой — регулирует ее. Психика выступает как регулятор действий и движений на различных уровнях психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий происходит мускульная дозировка силы и характера движений; решение же мыслительных задач регулируется второй сигнальной системой. Личность в процессе деятельности побуждается определенными мотивами и стремится к достижению конкретных целей. В процессе деятельности большое значение имеет и уровень притязаний: при высоком уровне притязаний и ограниченных возможностях может возникнуть конфликт личности с окружающими людьми. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам деятельности и т. д. В связи с этим возникает ряд недостатков и особенностей в структуре и протекании деятельности. Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки: 1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности. 2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия. 3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты. 4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и др. В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочнение условнорефлекторных связей. Проторение нервных путей и их закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков. Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условнорефлекторных связей. При формировании условнорефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы. Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка. Разлитое торможение осложняет его концентрацию. Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма у учеников вспомогательной школы. Например, при формировании этого навыка обнаруживаются следующие недостатки: ¾ недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения; ¾ неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), ¾ недостаточная дифференцированность восприятий и представлений; ¾ нарушение фонематического слуха; ¾ недоразвитие аналитико-синтетической деятельности; ¾ грубое (у определенных групп) нарушение моторики, некоординированность движений, параличи, парезы и др. В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормальных школьников. У умственно отсталых школьников затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. Теперь мы рассмотрим вопрос об особенностях включения умственно отсталых детей в различные виды деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У умственно отсталых игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный, но и в школьный период развития и обучения. Игра — это отражение ребенком мира взрослых, это путь познания окружающей действительности. В первые два года ребенок овладевает движениями. На этом этапе возникают так называемые функциональные игры. Их сменяют более сложные конструктивные и сюжетные игры, способствующие осмыслению значения предметов и отношений между людьми. Недоразвитие психики вызывает у умственно отсталых детей нарушения игровой деятельности. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети по своей инициативе редко участвуют в игре, они не понимают назначения игрушек. Детей привлекает яркая окраска. Однако их действия с игрушками носят неосмысленный манипулятивный характер. Даже у умственно отсталых в возрасте 4—5 лет можно наблюдать наличие функциональных игр. Если специально не учить умственно отсталого дошкольника игре, то вплоть до школы у него отсутствуют конструктивные игры. Умственно отсталые дошкольники не понимают смысла сюжетных игр. Под руководством взрослого или нормального ребенка умственно отсталый в возрасте 5—6 лет может принять участие в сюжетной игре, выполняя определенную роль, которой его научили. Но сам он не может быть организатором или активным участником сюжетной игры, так как не понимает ее содержания в целом. Игровую деятельность умственно отсталого дошкольника отличает низкая речевая активность: он не участвует в игровых диалогах, не оречевляет действий, не поясняет хода игры и т. д. Кроме того, умственно отсталый не проявляет к играм соответствующего интереса. В процессе игровой деятельности он мало активен, безынициативен и часто, не понимая содержания игры, отказывается вообще в ней участвовать. В процессе школьного обучения умственно отсталые под руководством взрослых и при соответствующей коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и другими играми. Активное включение умственно отсталых в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности. Учение — это процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, умственными действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения — подготовить школьника к самостоятельной трудовой деятельности после окончания вспомогательной школы. Учение носит воспитывающий и развивающий характер. Во вспомогательной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для каждого ребенка. В процессе учения большое место отводится трудовой деятельности. Во вспомогательной школе представлены различные виды труда, направленные на формирование специальных умений и навыков, необходимых умственно отсталому для будущей жизни. В частности, это пропедевтический, бытовой, общественно полезный труд и работа в производственных мастерских. Участие в различных видах трудовой деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности умственно отсталого школьника, подготавливает его к профессиональному труду. При изучении дальнейших тем курса олигофренопсихологии необходимо возвращаться к рассматриваемой в этой главе теме с целью более углубленного понимания недостатков умственно отсталых школьников.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.007 с.) |