Легкая умственная отсталость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легкая умственная отсталость.



Легкая умственная отсталость — наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых. Легко умственно отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно-наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве.

IQ 50—69.

Нарушения процессов ощущения и восприятия

Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот ядерный симптом оказывает влияние на все психическое развитие.

То, что нормальные лица воспринимают сразу, умственно отсталые воспринимают последовательно. Это затрудняет ориентирование.

Ребенок не может различить сходные предметы при их сравнении (кошку не могут отличить от белки). Легче относится к категории рода, чем вида (к квадрату относит треугольники, ромбы, так как у них все есть углы).

-Инактивность восприятия умственно отсталых лиц обнаруживается по отсутствию стремления рассмотреть, разобраться в деталях и во всех свойствах предъявляемой картинки, игрушки или другого предмета. Примером может быть неспособность ими опознать известные, но перевернутые перед показом картинки.

-Нарушение ими константности восприятия выявляется по затруднению сохранить восприятие определенной величины предмета по мере его удаления

-нарушение осязания(проблема в трудовом обучении)

-нарушение кинестетического восприятия(нарушение координации)

Расстройства мышления

Расстройства мышления — первейший признак умственной отсталости.

Снижение уровня обобщения. Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Этот тип нарушения мышления выявляется также методом «четвертый лишний».

Не понимают, что в пословице два смысла. Затруднен анализ решение задач. При сравнении предметов отсталым субъектам легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Дети способны заучить правила наизусть, но не понимают смысла и не могут применить на практике. Умственно отсталые индивиды не умеют абстрагироваться от конкретных деталей.

Недоразвитие высших форм мышления — «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Нарушение динамики мыслительные деятельности проявляются в форме лабильности и инертности мышления

Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. мышление становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Разноплановость мышления, т. е. протекание суждений в разных руслах, обнаруживается у некоторых умственно отсталых субъектов, которые при выполнении классификаций используют то свойства предметов, то личные вкусы и установки.

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу, взвешивать за и против.

Слабость регулирующей роли мышления у индивидов с психическим недоразвитием возникает, в частности, в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

Нарушения речи

Нарушения речи у умственно отсталых лиц встречаются часто (40— 60%). Они проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии речи, косноязычия, связанного с заикания или речи, лишенной выразительности.При легкой умственной отсталости отмечается значительное запаздывание развития речи. Однако степень исправления речи зависит от обучения и воспитания.

Двигательный навык речи и слуховое различение звуков, возникает в 3-4 года.

Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора.

Звуки речи воспринимаются неразделенно.

Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Уже выделенные и знакомые слова воспринимаются нечетко. Плохо различаются звуки, особенно согласные. В связи с этим при произнесении ими слов происходит замена одних звуков другими. Это также затрудняет написание слов. Из-за плохого различения окончания слов страдает освоение грамматических форм. У них также замедлено развитие артикуляции — всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры, необходимых для произнесения слов.

У умственно отсталых малышей первые слова появляются лишь в 2-3 года, короткие и аграмматичные фразы — к 5-6 годам. У умственно отсталых школьников имеется явное недоразвитие речи. Их словарный запас очень беден. Особенно плохо формируется активный словарь.

Таким образом, легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу.

Расстройство памяти.

Основные нарушения памяти: непрочность сохранения, неточность воспроизведения. Долго усваивают новое, после многих повторений.

Нарушается опосредованная память. Неэффективная переработка и отбор материала подлежащего запоминанию.

Дети не могут выделить существенные признаки запоминаемого слова.

При обучении у детей улучшается опосредованное запоминание.

Умственно отсталые дети плохо запоминают материал, лучше запоминают признаки материала.

Нарушается мотивационный компонент памяти. Дети не могут целенаправленно заучивать и припоминать. Запоминают то, что им интересно.

Расстройства эйдетической памяти (воспроизведение следов воспроизводимого). Не понимает и не способен рассказать про что в материале.

Больше всего страдает логически-опосредованное запоминание.

Механическая память оказывается сохранной. Запоминание обычно механическое, обусловленное внешним признаком предмета.

 

Расстройства чувств

Чувства умственно отсталых детей незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Умственно отсталые дети различаются и по характеру чувств: одни поверхностно переживают все жизненные события, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо незначительных событиях.

Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие.

По мере развития личности ребенка чувства меняються.

Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств.

У многих умственно отсталых лиц обнаруживаются болезненные проявления чувств: у одних — слабодушие с вспышками раздражительности; у других — дисфории. В более редких случаях могут наблюдаться немотивированное повышенное настроение или апатия, нежелание двигаться, потеря детских интересов и привязанностей.

Волевые расстройства

Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку одежды.

Для умственно отсталых лиц характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа.

умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли — выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.

Мотивы учебных, трудовых и других действий умственно отсталого индивида заданы взрослыми людьми, но они не превращаются в собственные действенные мотивы.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсий примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.

Отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий.

Личность умственно отсталого ребенка формируется на основе усв-ения им общественных форм сознания и поведения.

Несамостоятельность с годами, по мере приобретения жизненного и трудового опыта становится менее выраженной. Гипобулия —появляеться вследствии отсутствия мотивации.

Формирование самооценки

Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. При столкновении положительной оценки в семье и отрицательной, например в детском саду, у ребенка возникают обидчивость, упрямство, драчливость т. д. Эти формы поведения становятся чертами личности, если такая ситуация продолжается длительное время. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Недоразвитие психомоторики

Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомо­торики, проявляющееся в замедлении темпа развития двигательных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности по­следовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сфор­мированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Школьная успеваемость

Большие затруднения наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенные трудности при овладении чтением и письмом. Тем не менее именно обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.011 с.)