Результаты коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками



Таблица 1

Состав экспериментальной группы

 

Фамилия, имя Возраст Диагноз ПМПК
1. Будников Женя 10 л. Легкая умственная отсталость вследствие алкоголизма родителей
2. Вырвич Андрей 10 л. Легкая умственная отсталость с нарушенением поведения
3. Дубина Ольга 11 л. Слабоумие вследствие фенилкетонурии
4. Кузнецов Витя 10 л. Легкая умственная отсталость вследствие алкоголизма отца
5. Матвеев Юрий 10 л. Легкая умственная отсталость с нарушением поведения
6. Кириенко Женя 9 л. Легкая умственная отсталость с нарушением поведения
7. Никандрова Оксана 10 л. Легкая умственная отсталость
8. Папулов Костя 10 л. Легкая умственная отсталость, обусловленная пренатальными факторами
9. Перевалова Аня 11 л. Легкая умственная отсталость неясного генеза
10. Урусов Максим 10 л. Умеренно-выраженные интеллектуально-мнестические расстройства вследствие орг. поражения ЦНС
11. Шушков Валера 11 л. Умеренно-выраженные интеллектуально-мнестические расстройства вследствие орг. поражения ЦНС
12. Хмельнова Ульяна 10 л. Легкая умственная отсталость
13. Хмельнова Татьяна 10 л. Легкая умственная отсталость

 

Таблица 2

Состав контрольной группы

 

Фамилия, имя Возраст Диагноз ПМПК
1. Березницкий Костя 9 л. Легкая умственная отсталость
2. Кончина Таня 10 л. Легкая умственная отсталость, обусловленная пренатальными факторами
3. Костыгина Настя 10 л. Легкая умственная отсталость, обусловленная алкоголизма родителей
4. Локскин Саша 11 л. Легкая умственная отсталость
5. Мисевич Валера 11 л. Легкая умственная отсталость, обусловленная ПЭП
6. Рандин Леша 11 л. Легкая умственная отсталость с нарушением поведения
Моршин Дима 12 л. Умеренно выраженные интеллектуально-мнестические расстройства, обусловленные орг. поражениями ЦНС
8. Смолина Настя 11 л. Легкая умственная отсталость неясного генеза
9. Фомичев Костя 10 л Легкая умственная отсталость, обусловленная алкоголизмом родителей
10 Шемякин Андрей 11 л. Легкая умственная отсталость
11. Шемякин Сергей 11 л. Легкая умственная отсталость
12. Комин Петр 12 л. Легкая умственная отсталость, обусловленная пренатальными факторами
13. Капелюш Гоша 11 л. Легкая умственная отсталость с нарушением поведения

 

Анализируя состав экспериментальной и контрольной групп, необходимо отметить следующее:

  1. Количественный состав группы – 26 человек;
  2. Возрастные границы колеблются от 9 до 12 лет;
  3. Диагноз «легкая умственная отсталость» имеют 17 человек;
  4. легкую умственную отсталость с нарушением поведения – 5 человек;
  5. прогредиентное течение заболевания имеет 1 человек;
  6. умеренно-выраженные интеллектуально-мнестические расстройства вследствие органического поражения центральной нервной системы –3 человека.

Таким образом, большинство участников экспериментального исследования имеют легкую умственную отсталость, преимущественно без нарушений поведения, что типично для состава учащихся школ VIII вида.

Состав учащихся экспериментальной и контрольной групп схож по всем признакам.

Анализируя данные таблиц 3 и 4, необходимо отметить следующее:

1. показатель роста колеблется в пределах от 116 до 141 см (девочки ниже мальчиков);

2. весовой параметр – 18-31 кг (девочки легче мальчиков);

3. окружность грудной клетки от 53 до 69 сантиметров;

4. 10% учащихся экспериментальной и контрольной групп имеют нарушение осанки;

5. сила кисти – минимальный показатель левой руки (у правшей) – 3 кг, максимальный – 13 кг. У левши (№3) 8 кг и 6 кг соответственно;

6. результаты бега на 30 метров следующие: самый лучший результат равен 5,8 с., худший – 6,9 с.;

7. прыжок в длину с места: от 95 см до 130 см;

8. уровень гибкости учащихся от 3 см до 4 см;

9.обнаружены серьезные недостатки статического равновесия (от 3 с. до 15);

10. метание набивного мяча весом 1 кг – 1 м – 3,5 метра;

11. количество приседаний за 30 с. – 20-33;

12. тип развития участников эксперимента преимущественно по типу мезосомии (среднее гармоническое);

13. 10 человек – II гр. здоровья

15 человек – III гр. здоровья

1 человек IV гр. здоровья.

Анализируя данные таблицы 5 и таблицы 6, проведенные по окончании коррекционной работы на уроках ритмики в экспериментальной группе, нам удалось установить следующее:

1. показатель роста колеблется в пределах 116-146 см;

2. весовой параметр от 19 до 33 кг;

3. окружность грудной клетки от 57-70 сантиметров;

4. нарушение осанки 18% учащихся;

5. сила кисти –min 4 кг (левой рукой), max 13 кг (правая рука);

6. по результатам бега на 30 метров min - 5,5 с., max – 6,9 с.;

7. прыжок в длину с места: от 97 -148 см;

8. уровень гибкости от 2 см до 5 см;

9. равновесие - 5 до 17 секунд удерживания;

10. метание набивного мяча – от 1,5 метров до 4,5 м;

11. количество приседаний за 30 с. – от 28 до 33 раз;

12. тип развития – 2 (мезосомия);

13. группа здоровья III (основная).

Проводя сравнительный анализ данный по сравнению с первоначальными.

Итак, анализ данных таблицы 3, 4, 5, 6 показал следующее:

Длина тела возросла по сравнению с первоначальной в среднем на 2 см (лишь 1 ребенок по данным медосмотра совсем не прибавил в росте);

Масса тела также возросла в среднем на 2 кг;

Почти неизменными остались показатели окружности головы (0,5 см – прирост);

Детей, имеющих нарушение осанки за год не только не прибавилось, а, наоборот, уменьшилось с 4-х человек до 3-х;

Несколько увеличились показатели мышечной силы (преимущественно у мальчиков) на 1,7 кг и 1,5 правой и левой руками соответственно;

Показатели прыгучести также повысились на несколько пунктов. Если раньше этот показатель колебался в пределах 90-125 см, то на конец года он составил 100-130 см.

Учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты бега на 30 метров по сравнению с первоначальными данными (скорость возросла в среднем на 0,3 секунды).

Дети стали лучше и дольше удерживать равновесие (на 2 секунды больше).

Заметно возросли показатели гибкости (от 1 до 5 пунктов).

Таким образом, учащиеся экспериментальной группы, занимающиеся с экспериментатором на уроках ритмики имеют положительную динамику состояния физического развития и двигательной сферы, что может указывать как на возрастные изменения, так и на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.

Таким образом оценивая динамику физического развития умственно отсталых третьеклассников, мы пришли к выводу о том, что она является преимущественно положительной. Доказательство тому – цифровые данные таблицы 3, полученные в результате измерения параметров 1-13.

По результатам исследования физического развития и двигательных способностей умственно отсталых третьеклассников, мы предприняли попытку разделения учащихся на четыре типологические группы (в зависимости от уровня физического развития и двигательных способностей).

Ученики группы (10-14% от общего количества экспериментальной группы) имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся школы и находятся на уровне средних показателей учеников массовых школ. У них не наблюдаются соматические отклонения, они быстрее других овладевают умениями и навыками, могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносят и быстро после них восстанавливаются.

У учащихся второй группы (45-52%) отмечается среднее физическое развитие, средний уровень двигательной подготовленности. На уроках физической культуры они медленнее, чем ученики 1 группы, овладевают двигательными умениями и навыками. У них отмечаются сопутствующие основному дефекту соматические заболевания, нарушения осанки. Наблюдение за этой группой показали, что они могут выполнять достаточно высокие нагрузки, по сравнению со школьниками 1 группы несколько хуже их переносят, медленнее восстанавливаются.

Учащиеся 3 группы (28-35%) характеризуются средним или ниже среднего уровнем физического развития и двигательных способностей, у них часто отмечается непропорциональность форм тела. Они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками, чем дети, отнесенные ко 2 группе. Практически все страдают соматическими заболеваниями.

Ученики 4 группы (4-10%) чаще всего обладают уровнем физического развития ниже среднего, могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками. Наличию основного дефекта сопутствуют различные соматические заболевания, отмечаются энурез, ожирение, эписиндром, головные боли.

Рекомендации:

1. Для достижения наиболее рациональных, эффективных результатов занятий ритмикой в школе VIII вида педагоги, воспитатели должны быть ориентированы в организации, методике и содержании такой работы.

2. Занятия ритмикой должно проводиться в спортивном зале или специально отведенной комнате, оснащенной следующим оборудованием: музыкальным инструментом, стульями или гимнастической скамейкой, спортивным инвентарем (теннисные мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, булавы), рядом мелких предметов и специальных приспособлений: для застегивания, шнуровки и прочее.

3. Для занятия ритмикой каждый школьник должен иметь соответствующий спортивный костюм и обувь.

4. Учителя, проводящие занятия ритмикой, должны иметь самый тесный контакт со школьным медицинским персоналом, поскольку во время медицинского осмотра врач отмечает дефекты в моторике ребенка, определяет дозировку физических упражнений, дает определенные рекомендации.

5. При проведении ритмики необходимо учитывать индивидуальные особенности и степень тяжести дефекта каждого умственно отсталого ребенка.

6. Учителю необходимо обратить особое внимание на музыкальное сопровождение при проведении уроков ритмики. Благодаря музыке движения занимающихся приобретают большую ритмичность, четкость, выразительность, в движениях легко определяются акценты. И конечно же, в ритмике первостепенное значение имеют ритм и темп музыкального сопровождения – именно от них зависят ритм и темп музыкального сопровождения.

7. Особое внимание следует уделять подбору физических упражнений в структуре уроков ритмики.

8. На занятиях ритмикой целесообразно знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями «быстро» и «медленно» (темп музыкального произведения, в движениях передаваемые, например бегом на носках и ходьбой), «громко - тихо» (ходьба бодрым шагом и бегом на носках).

9. На занятиях с умственно отсталыми учениками младшего школьного возраста необходимо учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью.

10. Занятие ритмикой должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

11. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание, а индивидуально подойти к каждому, кто в этом нуждается в силу своего психофизического дефекта.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, мы выделили, что умственно отсталым школьникам свойственно своеобразие формирования двигательного анализатора, проявляющегося, в основном, отставаниями и нарушениями:

а) координационных способностей (нарушениями точности движений в пространстве, ритма движений, равновесия и т. п.);

б) отставаниями в развитии двигательных качеств (силы мышц, рук, ног, спины, живота; быстроты; выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости).

Умственно отсталым школьникам свойственно отставание от нормально развивающихся сверстников не только в развитии двигательного анализатора, но по скорости общего физического развития. (Наблюдаются, в основном, снижение роста, веса, силы кисти, окружности головы, грудной клетки).

Представленные в практической части материалы мы рассматриваем как проблему применения физических упражнений в структуре уроков ритмики как одного из главных средств физического воспитания.

Приведенный анализ применения физических упражнений в системе уроков ритмики позволяет судить о высокой эффективности предпринятых коррекционных мероприятий.

 

Заключение

Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для умственно отсталых детей физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы VIII вида. При этом подчеркнем значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, олигофрено-педагогу необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ученика, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.

Для оценки степени развития физических способностей мы применили метод антропометрических стандартов, основанный на вариабельности признаков соматического развития, который позволяет при дифференциации учащихся на типологические группы использовать показатели развития двигательной сферы, а также данные клинических исследований. И только на основании строгих данных первичной диагностики необходимо планировать коррекционно развивающую работу с детьми.

Правильно спланированные уроки физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитие речи, кроме того, обогащению словесного запаса.

Коррекция и развитие движений умственно отсталых школьников являются не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом. «Последовательное развитие двигательных возможностей учащихся позволяет обогащать арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего характера» (9).

При проведении физического воспитания школьников с нарушением интеллекта должны быть соблюдены следующие условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Л.Л. Дмитриев (9) считает, что необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся, следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых школьников; добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность учащихся средствами физической культуры; осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач.

Неотъемлемым условием обеспечения коррекционной направленности процесса физического воспитания является опора на принципы личностно-ориентированного подхода (в соответствии с возможностями каждого ребенка; индивидуально ориентированные программы и планы физического воспитания детей с учетом их психологических возможностей и т. д.).

По данным теоретического источника и предпринятого нами экспериментального исследования нам известно, что физические упражнения осуществляют направленное корригирующие воздействие. Так, ходьба способствует улучшению прекрасной координации рук и ног, длительный бег – развитию выносливости. Ходьба с предметом, лежащим на голове, помогает исправить осанку. Если во время бега выполнять движения руками, то это будет способствовать улучшению координации движений и одновременно развитию выносливости.

Оптимально допустимые для учащихся физические нагрузки устанавливаются по степени утомления, возникающего при выполнении мышечной деятельности.

Итак, в ходе нашего исследования были выявлены специфические особенности развития двигательной сферы умственно отсталых третьеклассников.

Динамика физического развития оказалась преимущественно положительной. За текущий учебный год все учащиеся прибавили в росте, весе, стали быстрее бегать, чаще приседать, то есть практически по всем параметрам наблюдается положительный результат, что говорит как о эффективности всех проводимых мероприятий по сохранению здоровья детей, так и о возрастных изменениях, происходящих у детей.

Педагогические воздействия в целях коррекции нарушения функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагают применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используются различные свойства физической культуры.

Итак, положительные особенности применения физических упражнений в системе уроков ритмики заключаются, прежде всего: в универсальности (в организме ребенка нет ни одного органа, который бы реагировал бы на движение); отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок); в возможности длительного применения, которое может переходить из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное. К этому следует добавить, что физические упражнения, выполняемые учащимися на уроках ритмики можно разнообразить, заменить одно другим, исключая монотонность, поэтому целенаправленные и дозированные упражнения являются весьма эффективными средствами коррекции нарушенных двигательных функций детей с нарушением интеллекта.

Таким образом, цель и задачи настоящей дипломной работы выполнены, рабочая гипотеза нашла свое подтверждение.

В дальнейшем надеемся расширить свои познания в области применения средств физического воспитания в школе VIII вида.

 

Библиографический список

  1. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с. 17.
  3. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
  6. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. – 1976. - №4.
  7. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 1986. – 255 с.
  8. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976.
  9. 8а Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1985.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. 2-е изд. АПО, 1994. – 80 с.
  11. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагорики. М., 1961.
  12. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 1976. – 112 с.
  13. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1987.
  14. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
  15. Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. – Л.: Медгиз, 1963.
  16. Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
  17. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.
  18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М., 1980.
  19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
  20. Кенеман А.В., Хухлаев Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Уч. пособие. Изд. 2-е. – М., 1978. – 297 с.
  21. Качашкин В.И. Методика физического воспитания. – М., 1980.
  22. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966.
  23. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. «Рядяньска школа», 1987.
  24. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991. - №2.
  25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1987.
  26. Коррекционная работа на уроках физической культуры во вспомогательной школе / Б.И. Захарин, В.Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6. – стр. 83.
  27. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978.
  28. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. – 1957. - №6.
  29. Матвеев А.П., Мельников О.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М., 1991.
  30. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №3.
  31. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.
  32. Мать и ребенок. Какие и где можно получить пособия на детей: Документы, комментарии, разъяснения (Библиотека «Российской газеты»). – М., 1996. – Вып. 1 с. 14 – 15.
  33. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
  34. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  35. Об организации и содержании коррекционных занятий по ЛФК во вспомогательной школе и школе-интернате. Методические рекомендации / Сост. Мачихина В.Ф., Козленко Н.А., Дмитриев А.А. – М.: Гособразование СССР, 1988.
  36. Обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста основным движениям // Специальная школа. – 1965. - №114.
  37. О проведении игр на уроках физкультуры во вспомогательной школе. В.В. Венгржиповский // Специальная школа. – 1995. - №129.
  38. Павлов И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД животных. – М., 1951.
  39. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959.
  40. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение. – 1968. – 160 с.
  41. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
  42. Программы подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
  43. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Раздел «Физическая культура» (1 – 9 классы). – М.: Просвещение, 1990. – стр. 212 – 264.
  44. Похлебин В.П. Уроки здоровья: Книга для учителей: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  45. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков // Вопросы психологии. – 1964. - №1.
  46. Самыличев А.С., Олейник В.М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1988. - №3. с. 17.
  47. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1990. - №4.
  48. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. – М., 1952.
  49. Таран Л.А. Из опыта проведения подвижных игр на уроках физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1981. - №4.
  50. Таран Л.А. Из опыта использования домашних заданий по физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы-интерната // Дефектология. – 1979. - №6. – стр. 42.
  51. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Вып. 1. – М., 1927.
  52. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. – М., 1965.
  53. Физическая культура и здоровье детей и подростков. – М.: Медицина, 1966.
  54. Черник Е.С. Изменение биоэлектрической активности мышц при статическом напряжении у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1973. - №2.
  55. Черник Е.С. Сравнительная характеристика времени реакции у нормально развивающихся детей и детей-олигофренов // Дефектология. – 1971. - №2.
  56. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Уч. пособие. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с.
  57. Экология и здоровье ребенка / Под ред. А.А. Баранова. – М., 1995. – с. 14.
  58. Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуры // Дефектология. – 1985. - №1. – стр. 39.
  59. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. – М.: ФиС, 1959.

 

Приложение1

Паспорт здоровья экспериментальной группы

Начало года

Порядковый номер учащегося по списку Наименование параметра
- рост (см)
19,5 -вес (кг)
-окружность грудной клетки
N N N Скол. N Нар. N N Нар. N N N N -состояние осанки
¾ 7/8 8/6 ¾ 6/8 4/5 ¾ 6/8 8/9 7/7 6/9 7/10 4/7 -сила кисти л/п (кг)
6,5 5,8 6,0 6,9 5,9 6,0 5,9 6,2 5,6 6,0 5,9 6,7 -бег 30 м (с)
-прыжок с места (см)
-3 -1 -4 -2 -гибкость (см)
-равновесие (с)
3,5 3,2 2,7 3,2 2,8 3,1 2,3 -метание набивного мяча (м)
-количество приседаний за 30
-тип развития
II II II II III III III II III III III II III -группа здоровья

 

12 параметр – тип развития (1 – микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия)

13 параметр группа здоровья

 

Приложение 2

Паспорт здоровья контрольной группы

Начало года

 

Порядковый номер учащегося по списку Наименование параметра
- - рост (см)
21,5 27,6 - 24,5 -вес (кг)
- -окружность грудной клетки
N Нар. N N. N Нар. N N N N N N N -состояние осанки
3/7 5/9 7/10 10/12 10/13 6/8 4/6 8/13 10/12 4/8 4/6 4/8 3/7 -сила кисти л/п (кг)
6,9 6,0 5,6 6,0 5,8 6,4 6,4 6,0 6,0 6,3 6,2 6,5 6,4 -бег 30 м (с)
-прыжок в длину с места (см)
-3 -гибкость (см)
-равновесие статическое (с)
2,1 2,0 2,5 3,7 3,0 2,9 3,2 3,8 3,0 2,3 3,0 2,9 -метание набивного мяча (м)
-количество приседаний за 30
-тип развития
IV III III III II III II III III III III II II -группа здоровья

12 параметр – тип развития (1 – микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия).

Приложение 3

Паспорт здоровья экспериментальной группы, конец года

 

Порядковый номер учащегося по списку Наименование параметра
- рост (см)
26.5 -вес (кг)
-окружность грудной клетки
N N N Скол. Нар. N N N N N N N N -состояние осанки
4/6 9/11 10/9 4/7 7/9 6/8 4/5 6/9 8/10 8/8 8/5 6/9 5/8 -сила кисти л/п (кг) мышечная сила
6,4 5,6 5,7 6,9 5,8 6,6 5,8 5,9 6,0 5,5 6,0 5,8 6,6 -бег 30 м (с) быстрота
-прыжок с места (см) прыгучесть
-2 -2 -1 -гибкость (см)
-статистическое равновесие (с)
4,5 3,7 2,2 3,5 1,5 2,8 3,3 2,9 3,2 2,5 -метание набивного мяча (м)
-количество приседаний за 30 скор. силового кол-ва
-тип развития
II II II II III III III II III III III II III -группа здоровья

12 параметр – тип физического развития, где «1» - микросомия; «2» - мезосомия; «3»- макросомия.

 

Приложение 4

Паспорт здоровья контрольной группы

Конец года

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.018 с.)