Экспериментальное определение уровня физического развития и особенностей двигательного анализатора учащихся с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное определение уровня физического развития и особенностей двигательного анализатора учащихся с нарушением интеллекта



Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме навел нас на мысль о том, что процесс физической подготовки умственно отсталых детей следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Учащиеся школы VIII вида, как правило, отстают от нормальных школьников по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Важнейшим условием коррекции двигательных нарушений должен стать соответствующий контроль.

Целью нашего экспериментально-практического исследования явилось изучение влияния физических упражнений как основного средства физического воспитания умственно отсталых школьников.

Задачами экспериментальной части нашего исследования стало:

  1. Выявление специфических особенностей развития двигательного анализатора учеников экспериментальной группы;
  2. Определение коррекционного значения физических упражнений на уроках ритмики;
  3. Разработка рекомендаций по использованию физических упражнений в структуре уроков ритмики.
  4. Рабочей гипотезой стало предположение о том, что включение физических упражнений в структуру уроков ритмики оказывает усиленное воздействие в деле коррекции психофизических недостатков умственно отсталых младших школьников.

Для проверки гипотезы мы приняли решение провести экспериментальное исследование.

С согласия администрации школы №31 (VIII вида для детей с нарушением интеллекта) в течение 2000/2001 учебного года мы работали с группой учеников 3-х классов в количестве 26 учеников.

В формирующей части эксперимента приняло участие 13 учеников.

Остальные 13 учеников служили контрольной группой.

К основным методам исследования мы отнесли:

Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время уроков физкультуры, ритмики, во внеурочное время по таким параметрам как мышечная сила, быстрота, прыгучесть, статистическое равновесие, скоростно-силовые качества; анализ медицинской документации (данные проведенных медосмотров), включающей данные о росте, весе, окружности грудной клетки, состоянии осанки, типа физического развития, группы здоровья, наличия или отсутствия инвалидности и т. д.; анализ журналов успеваемости учеников экспериментальной и контрольной групп по физической культуре, журнала учета физического развития и двигательных способностей учащихся, заполняемого учителем физической культуры; данные личных дел обучающихся (заключений ПМПК, дневников наблюдений, характеристик и т. п.); данные наблюдений за учениками в деятельности (на уроках физической культуры, ритмики, во внеурочное время; беседы с педагогами, психологом, родителями о состоянии психофизического развития детей.

Для оценки физического развития мы использовали опробированную А.А. Дмитриевым систему врачебно-педагогических обследований, успешно применяемую в данной школе-интернате. По результатам обследований мы заполняли карту медико-педагогического контроля за физическим состоянием школьников экспериментальной и контрольной групп.

Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента.

Методика обследования

Параметр 1. Измерение роста (см).

Параметр 2. Измерение веса (кг).

Параметр 3. Окружность грудной клетки (см).

Параметр 4. Осанка (указывается тип нарушения или отсутствие такового).

Параметр 5. Сила кисти (кг). Измеряется динамометром.

Параметр 6. Бег 30 метров (с).

Параметр 7. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).

Параметр 8. Гибкость. Измеряется по наклону туловища вперед. Ученик, стоя на скамейке так, чтобы носки и пятки были вместе, наклоняется вперед, не сгибая колен (см +, -).

Параметр 9. Равновесие. Ученик, стоя на одной ноге, держа руки на поясе и закрыв глаза, другую ногу прислоняет подошвой сбоку к колену. Учитывается время удержания этой позы (с).

Параметр 10. Метание набивного мяча весом в 1 кг производиться вперед, сзади из-за головы, из положения сидя (м).

Параметр 11. Приседания (количество приседаний, выполненных в течение 30 секунд).

 

2.2. Коррекция психофизических недостатков умственно отсталых младших школьников средствами физических упражнений(на примере уроков ритмики)

Учитывая состояние диагностики состояния физического развития умственно отсталых младших школьников мы проводили уроки ритмики в течение третьей четверти 2000/2001 учебного года, используя упражнения, предложенные Е.С. Черником (), музыкально-двигательные упражнения Е.П. Раевской (), занятия ритмикой А.Е. Чибриковой-Луговской (), а также материалы методики И.В. Лифица (). То есть наша методика образовалась благодаря синтезу других авторских методик.

В основе проводимой нами методики музыкально-ритмического воспитания лежали идеи выдающегося музыканта-педагога, создателя системы музыкально-ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза; а также требования Программы вспомогательной школы по курсу ритмики.

В ходе проведения уроков нами решались следующие коррекционные задачи:

Развитие координации движений достигалось путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом, кубиками, флажками и пр.), всевозможных остановок во время ходьбы, бега, подскоков по сигналу или с прекращением музыки.

Развитие двигательных реакций (быстроты) решалось путем проведения упражнений с усложнением заданий, то есть чередование двух различных движений: переход от бега к ходьбе, от ходьбы к подскокам и другое.

Воспитание внимания и развития восприятия – путем выполнения фигурных построений и разнообразных движений в соответствии с фразировкой песен и музыкальных произведений.

Развитие памяти и ориентировке в пространстве – достигалось благодаря включению в структуру уроков упражнений на быстроту и точность запоминания (различных упражнений, расположения предметов, своего места в строю и т. д.), запоминанию музыкальных ритмов.

Занятия мы вели согласно программным разделам, включающим:

Упражнения на ориентировку в пространстве, режимно-гимнастические упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, различные танцевальные упражнения.

Кроме того, в занятия ритмикой мы включали и ряд таких упражнений, которые проводились с предметами (малыми и большими мячами, гимнастической палкой, обручами, шарами, лентами).

Ниже приводим перечни таких упражнений.

Упражнения с малыми мячами.

Подбрасывание мяча и ловля его (после) двумя и одной рукой; высокое подбрасывание мяча и ловля его после дополнительных движений (поворот направо и налево, кругом); удары мячом о пол и ловля его одной рукой, отбивание мяча вверх двумя руками, одной рукой; подбрасывание мяча одной рукой после дополнительных движений; удары мячом о стенку и ловля его двумя руками; то же – одной рукой; ведение мяча на месте; подбрасывание мяча друг другу на расстоянии 3-4 метров и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед грудью, коленками и за спиной). Подбрасывание мяча правой рукой, ловля правой; подбрасывание мяча левой рукой, ловля левой; подбрасывание мяча правой рукой, ловля левой и наоборот.

Упражнения с большими мячами (волейбольными).

Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока; перебрасывание мяча в круге вправо, влево; перебрасывание мяча в шеренгах вправо, влево с расстояния до 3-4 метров; перебрасывание мяча в колоннах назад справа, слева; перебрасывание мяча способом снизу; перебрасывание мяча из-за головы; ведение мяча на месте; то же – в ходьбе.

Упражнения с гимнастической палкой.

Основные положения с гимнастической палкой (горизонтально вперед, вверх, перед грудью, вниз); палка вертикально перед грудью; сгибание и выпрямление рук с палкой на грудь вперед, на грудь вверх, на грудь за голову, на грудь вниз; наклоны туловища вперед-назад палка горизонтально вперед, вверх, вниз; повороты туловища с движениями рук с палкой вперед, вверх, перед грудью, за голову; повороты туловища с положением палки на локтевых сгибах за спиной; наклоны туловища с положением палки на локтевых сгибах за спиной; перешагивание через палку впереди назад.

В процессе уроков ритмики мы активно использовали и такую форму занятий, как разучивание и использование танцевальных упражнений (под музыку). Основные движения ходьба под музыку.

Бодрый шаг – обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Взмахи рук (вперед-назад) активные, сильные, их движение идет от плеча. Корпус устремлен по направлению движения, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, что способствует удлинению шага. При выполнении бодрого шага необходимы хорошая осанка, поднятая голова.

Спортивно-торжественная ходьба выражает активность, жизнерадостность, приподнятость физкультурных и праздничных маршей. Нога ступает с носка (а не с подушки, как в бодром шаге), маховые движения рук более энергичны, осанка прямая, все мышцы работают сильно и четко.

Спокойный шаг – неторопливый, непринужденный, прогулочный, шаги небольшие, нога становится на всю ступню, взмахи рук свободные. В спокойной ходьбе нет устремленности, настроение уравновешенное, безмятежное благодаря спокойному однообразному характеру музыкального сопровождения.

Высокий шаг соответствует мужественной, решительной, четкой музыке; движение активное – оно связывается с представлением о том, как идут солдаты, или с игровыми образами шагающих петрушек, лошадок на м манеже, образами кузнечиков, аистов и т. д. При высоком шаге свободная нога, согнутая в колене, резко поднимается вперед, бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Корпус прямой, голова поднята, руки со сжатыми в кулак кистями помогают движению энергичными махами – одной вперед, другой назад; когда поднимается правая нога, вперед выносится левая река и наоборот. Нога опускается на пол с притопом; шаг небольшой, но настойчивый и решительный. Положение рук может меняться в зависимости от образов.

Шаг на носках – нога ставится на полупальцы, пятка отделяется от пола. Колени при этом втягиваются, шаги плавные, без толчков. Сохраняется хорошая непринужденная осанка, руки кладутся на пояс или поднимаются в стороны.

Тихая, осторожная ходьба – ноги ставятся легко на всю ступню, беззвучно, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, корпус несколько наклоняется вперед, движение рук снимается.

Труженистый шаг – на каждом шаге нога мягко опускается на всю ступню, слегка прогибается в колене и сразу выпрямляется, поднимаясь на полупальцы.

Виды бега.

Легкий бег – осанка ненапряженная, движение рук свободное. Ноги упруго отталкиваются от пола и мягко приземляются.

Неторопливый, танцевальный или пружинистый бег.

Стремительный бег.

Широкий бег.

Высокий бег.

Прыжковые движения.

Прыжки на двух ногах могут использоваться с большим и меньшим отскоком от пола в зависимости от звучащей музыки. Приземление на переднюю часть ступни бесшумное, при этом колени мягко сгибаются. Корпус всегда должен оставаться прямым.

Подскоки с ноги на ногу.

Легкие подскоки соответствуют легкой, подвижной, радостной музыке.

Сильные подскоки соответствуют энергичной, веселой, громкой музыке.

Прямой галоп – движение «лошадок». «Лошадь» скачет, высоко перепрыгивая, перескакивая через воображаемые препятствия (ручейки, канавки, поваленные деревья, бревна).

Многие движения изучались на уроках ритмики не изолированно, а последовательно, в определенном порядке, так как одни движения создают двигательную основу для других, подготавливают к их быстрому освоению. Следовательно, при подборе двигательного материала существовала своя логика, четкая последовательность, соблюдался принцип постепенного усложнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.012 с.)