Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие методической литературы по физике в СССР

Поиск

Одним из главных достижений советской методики физики является создание обширной литературы по проблемам препо­давания физики в средней школе, написанной с позиций диалек­тического материализма и отличающейся от дореволюционной своей глубиной, идейностью, богатством тематики и более высо­ким научно-теоретическим уровнем. Советская методическая ли­тература по физике по сравнению с дореволюционной знаме­нует более высокую ступень в педагогических поисках, так как построена на социалистических принципах и отвечает задачам советской школы. В истории ее создания проявились опыт и но­вые тенденции развития советской методики физики, значение которых выходит за рамки СССР.

В первые годы в СССР были переизданы лучшие дореволю­ционные методики В. В. Лермантова, И. В. Глинки, Н. В. Каши­на. Затем началась творческая деятельность по созданию совет­ской методической литературы по физике, что оказалось весьма сложной проблемой. Начало этому было положено выпуском по инициативе проф. А. В. Цингера в 1924 г. «Сборника статей по преподаванию физико-математических наук» под ред. А. И. Ба-чинского и А. М. Михайлова.

В трудных условиях поисков и борьбы против насаждения комплексной системы в преподавании прогрессивные методисты-физики создавали полноценные труды, которые сыграли положи­тельную роль в развитии советской методики физики. В числе их заслуживают особого внимания работы Ф. Н. Красикова «Упро­щенные приборы по физике и опыты с ними» (1923—1927). В них были научно обоснованы значение и необходимость применения самодельных приборов по физике в школе и давалась методика работы учителя в этом плане; первые пособия по лабораторным занятиям по физике П. А. Знаменского и др. (1925—1927), три выпуска книг проф. П. А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике» заложили прочный фундамент для внедрения лабо­раторного метода в советской средней школе.

Замечательные книги М. Ю. Пиотровского по организации и методике экскурсий (1924—1927) вооружили учителя новым под­ходом к изучению явлений природы, выявлению тесной связи физики с жизнью.

Экспериментальные работы А. В. Зибера «Задачи-опыты», Е. Н.»Горячкина «Радио в школе», Д. Д. Галанина «Физический кабинет в начальной школе» и др. творчески решали проб­лему внеклассного применения эксперимента. Высокие их ме­тодические достоинства были общепризнаны в 20-е и после­дующие годы.

В 20-е годы большое значе­ние имели книги и статьи об организации внеклассной рабо­ты и производственных экскур­сий по физике. Все они внесли полезный вклад в советскую методику на первом этапе. В то же время надо отметить, что попытка проф. Г. Г. Де-Метца, Н. И. Медянцева создать в 20-е годы пособия по общим вопросам методики преподава­ния физики оказалась неудач­ной, так как авторы стояли на неверных позициях комплек­сов ГУСа. Такая же линия проводилась в дидактических иссле­дованиях о методах работы в трудовой школе И. А. Челюсткиным. Их ошибочные взгляды были осуждены в печати.

Коренной перелом наметился в 30-е годы в связи с пере­стройкой работы школы в свете постановлений ЦК партии от 5 сентября 1931 г. и 25 августа 1932 г. В 1934—1937 гг. выдаю­щимися методистами созданы первые фундаментальные труды, определившие научное развитие советской методики физики (П. А. Знаменский, И. И. Соколов, Д. Д. Галанин, Е. Н. Горяч­кин и др.). В этих работах впервые было дано научное опреде­ление задач, содержания и методов преподавания систематиче­ского курса физики средней школы-десятилетки.

Во второй период (1938—1958) издание методических трудов по методике физики принимает широкий размах как по линии АПН РСФСР, так и по линии педагогических институтов и ИУУ всей страны. При этом выявилась тесная связь методики физики с педагогикой, психологией, с практикой школ.

В третий период (1959—1982) издательская деятельность в области методики физики развивалась наиболее интенсивными темпами. В эти годы были созданы фундаментальные труды по методике физики, монографии и оригинальные пособия, полнее отвечающие требованиям новых программ. В целом масштабы издания методической литературы по физике в советское время значительно возросли как по научно-методическим исследова­ниям, так и по практике преподавания и обобщению передового опыта учителей физики.

В книгах И. Й. Соколова, П. А. Знаменского и др., изданных в 1934 г. и переиздававшихся до 1959 г., заложены основы со­ветской методики преподавания физики как области педагогиче­ской науки. Они были написаны с позиций диалектического ма­териализма. В методике П. А. Знаменского сказаны слова, актуальные и по сей день: «Методика преподавания физики мо­жет считаться правильной, научно построенной только тогда, когда она опирается на диалектически обоснованную методоло­гию физики, когда она стоит на уровне того, по существу, еди­ного научного метода исследования природы, который, разви­ваясь в течение веков, нашел свое наиболее полное и четкое выражение в методологии Маркса, Энгельса, Ленина. Опираясь на методологию физики, методика физика в своих выводах и построениях вместе с тем должна исходить из общих принципов коммунистического воспитания, разработанных советской педаго­гикой — наукой о воспитании, образовании и обучении под­растающего поколения нашей страны»1.

В книге И. И. Соколова сказано: «Методика физики опира­ется, с одной стороны, на основные начала педагогики, с дру­гой, на те научные приемы, которые применяются в физике, т.е. на методологию физики... Основой новой идеологии, соот­ветствующей социалистическому строю общества, является диа­лектический материализм, разработанный в трудах Маркса, Энгельса, Ленина»2. В них определены и задачи методики препо­давания физики. В книге коллектива ленинградских авторов го­ворится: «Перед методикой физики стоят три основные задачи. Первая задача — что должно составлять содержание физики как учебного предмета советской средней школы. Вторая зада­ча — в какой последовательности должен быть расположен учебный материал физики при его изучении в школе. Третья задача — какие методы и приемы применять для наиболее пол­ного и глубокого изучения учебного материала физики».

«Методика физики, — сказано в книге И. И. Соколова, — должна разрешить три задачи: для чего учить, чему учить и как учить? Другими словами, методика устанавливает цель обучения физике, содержание обучения, отбор материала, подлежащего изучению, и методы, при помощи которых ведется обучение». В этих книгах детально рассмотрена проблема связи физики-науки и физики-учебного предмета, даны широкое обобщение опыта преподавания физики в советской школе и оригинальные методические разработки по изложению основных тем школьного курса, приведен большой материал по политехническому обу­чению.

В книге Д.И. Галанина,Е. Н. Горячкина, А. В. Павши, С. Н. Жаркова, Д. И. Саха­рова «Физический эксперимент в школе», т. I—VI (Учпедгиз, 1934—1941) содержал широкое обобщение опыта учителей и учебной промышленности по конструированию физических школьных приборов и оригинальную систематическую разработку методики и техники школьного физического эксперимента в СССР. По оценке специалистов, этот труд представлял исключи­тельное явление в мировой литературе. Эта книга, а также книги П. А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике в средней школе» (1926—1927, 1936, 1949, 1955) оказали большое влияние на совершенствование преподавания физики в советской школе, способствовали внедрению экспериментальных методов в учеб­ный процесс и не потеряли значения до сих пор. Важное значе­ние имели также книги В. Н. Бакушинского «Организация лабо­раторных работ по физике в средней школе» (М.: Учпедгиз, 1948—1949).

В последующие периоды методические идеи, заложенные в трудах И. И. Соколова, П. А. Знаменского, Д. Д. Галанина и др., получили дальнейшее развитие.

Фундаментальный труд сотрудников АПН РСФСР Б. М. Явор­ского, Л. И. Резникова, В. Ф. Юськовича, Э. Е. Эвенчик и др. «Методика преподавания физики в школе», т. I—IV (Изд-во АПН РСФСР, 1958—1963) отражает новый важный этап в раз­витии методики физики в СССР. Эту большую работу завер­шает книга «Основы методики преподавания физики в школе» (Просвещение, 1965), посвященная разработке общих вопросов советской методики физики. Эти книги составлены в свете реше­ний Закона о школе, отражают научный подход к проблемам методики обучения, связь физики с жизнью и практикой.

Отличительная особенность этого труда состоит в том, что методике изложения каждой темы курса предшествует обстоя­тельный научно-методический анализ содержания ее хчгбного материала. Это повышает теоретический уровень и обоснован­ность методических рекомендаций. Многие положения и методи­ческие разработки, представленные в этих книгах, имели пер­спективное значение, особенно по разделам «Колебания и вол­ны», «Ядерная физика», «Электричество и магнетизм».

Отдельные издания были посвящены методике обучения физике в восьмилетней школе (Перышкин А. В., Рошовская X. Д., Соколова Е. Н. и.Шахмаев Н. М. Методика преподавания физики в восьмилетней школе / Под ред. А. В. Перышкина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963). Методические раз­работки, предлагаемые в этой книге, составлены по новой прог­рамме VIVIII классов (1960).

Этим же целям отвечало издание другой книги, составленной большим коллективом методистов педагогических институтов, — «Методика преподавания физики в восьмилетней школе (под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. — М.: Просвещение, 1965).

Много книг было издано в по­мощь учителю по преподава­нию отдельных разделов курса физики.

Одним из достижений со­ветской методики физики яв­ляется разработка системы школьного физического экспе­римента (демонстрации, лабо­раторные работы, физический практикум, экспериментальные задачи и фронтальные опыты), выполненная в 50—60-е годы сотрудниками АПН СССР под руководством А. А. Покров­ского. Результаты этих иссле­дований обобщены в ряде книг: «Физический практикум в сред­ней школе», «Демонстрацион­ные опыты по физике в 6— 7 классах», «Фронтальные ла­бораторные занятия по фи­зике в средней школе», «Физический кабинет средней школы» и др.

В эти же годы изданы монографические работы, например, книга В. Ф. Юськовича «Обучение и воспитание на основе курса физики» (Учпедгиз, 1963) и Л. И. Резникова «Графический метод в школьном курсе физики» (Учпедгиз, 1960), книга В. Г. Разумовского «Творческие задачи по физике» (1966) и др. Переход на новое содержание школьных программ и учебни­ков физики (1968—1973) вызвал необходимость разработки но­вой методической литературы. С этой трудной задачей совет­ские методисты успешно справились. Для учителей физики были созданы новые оригинальные методические пособия. Среди них: «Методика преподавания физики в 6—7 классах средней школы» и «Методика преподавания физики в 8—10 классах средней школы (под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой), «Преподавание физики в 6—7 классах». Перышкина А. В., Родиной Н. А., Ро-шовской X. Д. «Методика преподавания физики в средней школе. Механика» (авторы: Л. И. Резников, С. Я.,Шамаш, Э. Е. Эвен­чик) и «Методика преподавания физики в средней школе. Моле­кулярная физика и основы электродинамики» (авторы: Б. С. Зво­рыкин и др.), «Преподавание физики и астрономии» (под ред. Л. И. Резникова), «Преподавание механики в школьном курсе физику» Э. Е. Эвенчик, «Преподавание физики в 8 классе» Турышева И. К., Лукьянова Ю. И., «Преподавание физики в 9 классе» Ванеева А. А., Корж Э. Д., Орехова В. П., «Препода­вание физики в 10 классе» Ванеева А. А., Дубицкой Э. Г., Яруниной Е. Ф., «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе» под ред. А. А. Покровского (ч. I—II).

Некоторые из них переизданы в 1978—1980 гг. В них получи­ли разработку такие проблемы, как реализация идей новой про­граммы (1967), разработка методики изучения вновь включен­ных, тем и вопросы современной физики, повышение роли дедук­тивного метода, проблемного обучения и активизации познава­тельной деятельности учащихся, передовой опыт учителей и др.

В 70—80-е годы издан ряд книг по отдельным важным проб­лемам методики обучения физике. В числе их: «Методика реше­ния задач по физике в средней школе» (Каменецкий А. Е., Оре­хов В. П.), «Активизация мышления учащихся на уроках физи­ки» (Зверева Н. М.), «История физики в средней школе» (Мощанский В. Н., Савелова Е. В.), «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики» (Мощанский В. Н.), «Научно-атеистическое воспитание при обучении физике» (Пеннер Д. И., Кротова Р. Г.), «Активизация познавательной деятельности уча­щихся по физике» (Иванова Л. И.), «Проблемное обучение в курсе физики средней школы» (Малафеев Р. И.).

Положительным фактом является также издание новых обоб­щающих книг по организации внеклассной работы и факульта­тивных занятий по физике в средней школе. В числе их: «Вне­классная работа по физике» («Панина И. Я.), «Занимательные опыты по физике» (Горев Л. И.), «Вечера по физике в средней школе», «Самодельные приборы по физике и опыты с ними» (Ра­зумовский В. Г., Митрофанов Н. М.), «Физические олимпиады» (Слободецкий И. Ш., Орлов В. А.), «Методика факультативных занятий по физике» под ред. Кабардина О. Ф. и др.

Положительное значение для учителей имеет выпуск изда­тельством «Просвещение» серии книг «Библиотека учителя фи­зики» и учебно-методических комплексов (в помощь учителю-).

Передовой опыт учителей систематически обобщается в до­кладах на областных и Центральных педагогических чтениях. Доклады издаются отдельными брошюрами или в виде статей печатаются в методических и педагогических журналах. Жур­нал «Физика в школе», издающийся с 1934 г., является трибуной для выступлений учителей и методистов, для пропаганды передо­вого опыта преподавания физики. Он получил высокую оценку в СССР и за рубежом.

Важнейшее значение для научного развития методики физики имеет издание монографических работ. В 70—80-е годы количе­ство изданных монографий возросло. В числе их отметим глав­ные. В книге В. Г. Разумовского «Развитие творческих способ­ностей в процессе обучения физике» (1975) обоснован принцип цикличности и разработана методика изучения материала по схеме: опыт - проблема - гипотеза - теоретические следст­вия - эксперимент - применение на практике.

Гармонически сочетая методы индукции и дедукции, харак­терные, для науки, этот принцип указывает эффективный путь для развития творческих способностей учащихся. В книгах В. В. Мултановского «Формирование взаимодействий и картина мира в школьном курсе физики» (1977), В. Ф. Ефименко «Мето­дологические вопросы в школьном курсе физики» (1976) и Л. Я- Зориной «Дидактические основы формирования системно­сти знаний старшеклассников» (1978) развивается методика формирования научного стиля мышления учащихся и выделяют­ся ключевые уровни обобщения в курсе физики средней школы (понятия, законы, теории, ФКМ). В этом заключается особое их значение и ноЬизна. Большим достижением является издание книги «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР» боль­шого коллектива авторов под редакцией В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса (1978). Эта монография по­священа актуальным проблемам методики преподавания физики. Она — первый совместный труд, написанный коллективами авто­ров из АПН СССР и АПН ГДР, отражает яркий пример социа­листического сотрудничества. Результаты научных исследований по проблемам методики обучения физике публикуются в периоди­ческих изданиях трудов АПН СССР и в сборниках вузов.

Важное значение имело также издание монографии «Совер­шенствование содержания обучения физике в средней школе» (под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. — М.: Педагогика, 1978).

В заключение отметим еще один примечательный факт: нема­лый вклад в методическую литературу по физике внесли союзные республики, в которых действуют НИИ педагогики и ИУУ. В связи с 60-летием образования СССР эти достижения обоб­щены в журнале «Физика в школе» (1982, № 4—6; 1983, № 1). Поэтому мы ограничимся лишь кратким перечнем некоторых фундаментальных работ. Значительный вклад в советскую мето­дическую литературу внесли ученые Украинской ССР. На Украи­не были изданы «Очерки по методике преподавания физики» (т. 1—4) А. К- Бабенко и М. И. Розенберга, «Методика препода­вания физики в восьмилетней школе» Н. С. Белого, «Методика обучения физике в средней школе» (ч. I—III) С. У. Гончаренко и М. И. Розенберга, «Физический эксперимент в средней школе» (т. I—IV) И. И. Бондаренко и др.

В Грузинской ССР издан фундаментальный труд В. С. Кобохидзе «Методика преподавания физики в средней Школе» (1966).

В Азербайджане изданы работы А. К. Абас-заде «Элементы военного дела в преподавании физики», А. К. Абас-заде и Г. С. Осипова «Вопросы коммунистического воспитания в про­цессе преподавания физики» и др.

В Белоруссии созданы оригинальные книги «Самостоятель­ные работы на уроках физики» М. Я. Качинского и др., «Уроки физики» М. С. Кузея и ряд других.

В Литовской ССР В. П. Валентинавичусом, 3. Л. Романаускасом и др. написана серия книг по методике изучения в школе основных разделов курса физики по новой программе. Некото­рые книги с русского языка переведены на языки союзных рес­публик. В союзных республиках издаются методические сборники и свои журналы.

Таким образом, в методической литературе по физике, издан­ной в СССР, ярко отразилась широта постановки и разработки актуальных проблем советской методики преподавания физики, теории и практики обучения физике в средней школе.

Важным показателем научного развития методики физики в СССР является подготовка и защита диссертаций по проблемам совершенствования преподавания физики в средней школе. Уче­ные степени и звания в СССР, в том числе по педагогическим наукам, введены СНК СССР от 13 января 1934 г. В ранге других наук достойное место заняла методика физики. По данным науч­ной библиотеки им. В. И. Ленина, в СССР защищено более 600 кандидатских диссертаций по методике физики, в том числе в 1936—1937 гг. — 4 работы, в 1938—1958 гг. - - 146 работ и в 1959—1981 гг. — более 450 работ. Тематика их актуальна и весьма разнообразна: проблемы преподавания отдельных вопро­сов и тем курса физики VIII—X и VI—VII классов; совершенст­вование физического эксперимента;разработка политехнического обучения и связь курса физики с жизнью, трудом; связь физики с другими предметами; разработка и совершенствование методи­ки решения задач по физике; активизация познавательной дея­тельности учащихся и борьба с формализмом; вопросы коммуни­стического воспитания при изучении физики в школе; психологи­ческие и дидактические основы обучения физике; развитие мыш­ления и творческих способностей учащихся; внеклассная и вне­школьная работа; программированное обучение и использование технических средств обучения; совершенствование методов обучения физике; вопросы оптимизации учебного процесса и НОТ в преподавании физики; вопросы истории физики в мето­дике преподавания физики; преподавание физики в других союзных республиках; преподавание факультативных курсов и физики в спецшколах; тенденции модернизации содержания и преподавания физики в зарубежных странах1. По методике пре­подавания физики в СССР защищено 15 докторских диссерта­ций, в которых даны новые направления исследований фунда­ментальных теоретических проблем (1951 г. — 1; 1968—1980 гг. — 12). Большое количество актуальных проблем, разработанных в диссертациях, свидетельствует о растущей творческой актив­ности методистов-физиков.

Советская методика преподавания физики как педагогиче­ская отрасль науки развивается не изолированно, а в тесной связи с другими науками и опирается на их достижения. Особен­но тесная связь методики физики с самой наукой физикой, интенсивное развитие которой оказывает большое влияние на развитие содержания школьного курса физики и его преподавания.

Известно большое влияние на развитие преподавания физики в школе выдающихся русских ученых-физиков М В. Ломоно­сова В. В. Петрова, Э. X. Ленца, А. Г. Столетова, Д И Менде­леева Н А. Умова, Ф. Н. Шведова, О. Д. Хвольсона, И. И. Косо-ногов'а и др. Это выразилось в пропаганде достижении физики в публичных лекциях и в печати, в создании школьных и вузов­ских учебников физики, в разработке прогрессивных проектов программ физики для гимназий, в активном участии в работе педагогических съездов и педагогических обществ, в обществен­ном движении за реформу средней школы и реформу препо­давания физики в. ней. В советское время эта замечательная традиция получила развитие.

Большое влияние на совершенствование физики как учебного предмета, повышение его научного уровня и методики его препо­давания оказали научные труды и педагогическая деятельность выдающихся советских ученых-физиков А. И_ Бачинского, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, Г. С. Ландсберга, П. Л. Капицы, И. К. Кикоина, Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. П. Александ­рова, В. А. Фабриканта и др. Это выразилось в выступлениях их со статьями по проблемам совершенствования школьного курса физики и обновления его содержания с учетом растущих потребностей социалистического государства и достижений физи­ки. Это в свою очередь поставило новые проблемы в методике преподавания физики. Так, акад. А. Ф. Иоффе в своей статье «Физика в средней школе» назвал наиболее существенные вопро­сы современной физики, которые должны найти отражение в курсе физики средней школы. И действительно, весь этот новый учебный материал был введен в программу 1960 г., а затем в 1967—1973 гг. освещен в учебниках физики для старших клас­сов.

Яркие статьи С. И. Вавилова по методологическим вопросам и его книга «Ленин и современная физика» идейно вооружали учителей и способствовали повышению мировоззренческого уров­ня преподавания физики, его воспитательного значения.

Выступление акад. П. Л. Капицы на тему «Эксперимент — основа преподавания физики» по-новому привлекло внимание методистов к проблемам совершенствования уже оправдавшей себя системы школьного физического эксперимента и развитию самодельных приборов. Ряд ценных методических идей П. Л. Ка­пица высказал в книге «Физика. Теория. Практика» (М.: Наука, 1982). В яркой речи акад. А. П. Александрова на Всесоюзном съезде учителей в 1978 г. было рекомендовано преподавать фи­зику как развивающуюся науку и усилить практическую ее направленность. Это оказало положительное влияние на теорию и практику обучения физике.

Большим событием в разви­тии учебной литературы по фи­зике для средней школы было создание «Элементарного учеб­ника физики» под редакцией акад. Г. С. Ландсберга, кото­рый многие годы служил посо­бием для учителей и учащихся школ с углубленным изучением физики.

Акад. И. К. Кикоин возгла­вил комиссию по разработке новой программы физики сред­ней школы (1967). Он являет­ся одним из авторов учебника «Физика-8» и пробного учебни-ка «Физика-9».

Оригинальные статьи по вопро­сам преподавания механики и молекулярной физики, по новой методике изложения законов динамики и разработке нового практикума по механике, о связи курса физики с другими пред­метами. Его новые идеи, бесспорно, внесли большой вклад в методику преподавания механики и молекулярной физики.

Акад. АПН СССР В. А. Фабрикант активно занимается проб­лемами совершенствования содержания обучения физике в сред­ней школе. В результате теоретического анализа развития физи­ки, научно-технического прогресса и учебного предмета физики он пришел к необходимости признания теории «ядра» и «оболоч­ки» учебного предмета, выдвинутой А. И. Маркушевичем, и раз­работал ее применительно к физике. В. А. Фабрикант опублико­вал книгу «Проблемы преподавания физики» (1978), в которой обосновал вопрос о том, какие факты из достижений современной науки и техники должны войти в содержание среднего образо­вания.

Хотя методика преподавания физики связана с другими нау­ками и на них опирается, тем не менее она имеет свою область исследований, отличную от других наук. Теория и практика обучения основам физики в школе составляет предмет специаль­ной науки — методики преподавания физики, которая имеет свои задачи, методы исследования и специфические закономерности. Достижения советской методики физики признаны в СССР и за рубежом. По свидетельству известного методиста-физика проф. А. В. Перышкина, «в области методики преподавания физики в нашей стране достигнут ряд успехов, которые на За­паде безоговорочно признают».

В советской методике физики по сравнению с дореволюцион­ной и зарубежной выявились новые тенденции развития, подня­лась роль теоретических обобщений в исследованиях.

Методике физики предстоит решить ряд актуальных проблем совершенствования обучения физике: проблемы мотивации уче­ния школьников; организация учебного процесса, надежно обес­печивающая глубокие и прочные знания учащихся; совершен­ствование формирования научного мировоззрения школьников на основе методологии физики; развитие мышления и познаватель­ных способностей школьников на основе учета их возрастных интересов, политехнического и трудового обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.01 с.)