Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие методической литературы по физике в СССР↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Одним из главных достижений советской методики физики является создание обширной литературы по проблемам преподавания физики в средней школе, написанной с позиций диалектического материализма и отличающейся от дореволюционной своей глубиной, идейностью, богатством тематики и более высоким научно-теоретическим уровнем. Советская методическая литература по физике по сравнению с дореволюционной знаменует более высокую ступень в педагогических поисках, так как построена на социалистических принципах и отвечает задачам советской школы. В истории ее создания проявились опыт и новые тенденции развития советской методики физики, значение которых выходит за рамки СССР. В первые годы в СССР были переизданы лучшие дореволюционные методики В. В. Лермантова, И. В. Глинки, Н. В. Кашина. Затем началась творческая деятельность по созданию советской методической литературы по физике, что оказалось весьма сложной проблемой. Начало этому было положено выпуском по инициативе проф. А. В. Цингера в 1924 г. «Сборника статей по преподаванию физико-математических наук» под ред. А. И. Ба-чинского и А. М. Михайлова. В трудных условиях поисков и борьбы против насаждения комплексной системы в преподавании прогрессивные методисты-физики создавали полноценные труды, которые сыграли положительную роль в развитии советской методики физики. В числе их заслуживают особого внимания работы Ф. Н. Красикова «Упрощенные приборы по физике и опыты с ними» (1923—1927). В них были научно обоснованы значение и необходимость применения самодельных приборов по физике в школе и давалась методика работы учителя в этом плане; первые пособия по лабораторным занятиям по физике П. А. Знаменского и др. (1925—1927), три выпуска книг проф. П. А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике» заложили прочный фундамент для внедрения лабораторного метода в советской средней школе. Замечательные книги М. Ю. Пиотровского по организации и методике экскурсий (1924—1927) вооружили учителя новым подходом к изучению явлений природы, выявлению тесной связи физики с жизнью. Экспериментальные работы А. В. Зибера «Задачи-опыты», Е. Н.»Горячкина «Радио в школе», Д. Д. Галанина «Физический кабинет в начальной школе» и др. творчески решали проблему внеклассного применения эксперимента. Высокие их методические достоинства были общепризнаны в 20-е и последующие годы. В 20-е годы большое значение имели книги и статьи об организации внеклассной работы и производственных экскурсий по физике. Все они внесли полезный вклад в советскую методику на первом этапе. В то же время надо отметить, что попытка проф. Г. Г. Де-Метца, Н. И. Медянцева создать в 20-е годы пособия по общим вопросам методики преподавания физики оказалась неудачной, так как авторы стояли на неверных позициях комплексов ГУСа. Такая же линия проводилась в дидактических исследованиях о методах работы в трудовой школе И. А. Челюсткиным. Их ошибочные взгляды были осуждены в печати. Коренной перелом наметился в 30-е годы в связи с перестройкой работы школы в свете постановлений ЦК партии от 5 сентября 1931 г. и 25 августа 1932 г. В 1934—1937 гг. выдающимися методистами созданы первые фундаментальные труды, определившие научное развитие советской методики физики (П. А. Знаменский, И. И. Соколов, Д. Д. Галанин, Е. Н. Горячкин и др.). В этих работах впервые было дано научное определение задач, содержания и методов преподавания систематического курса физики средней школы-десятилетки. Во второй период (1938—1958) издание методических трудов по методике физики принимает широкий размах как по линии АПН РСФСР, так и по линии педагогических институтов и ИУУ всей страны. При этом выявилась тесная связь методики физики с педагогикой, психологией, с практикой школ. В третий период (1959—1982) издательская деятельность в области методики физики развивалась наиболее интенсивными темпами. В эти годы были созданы фундаментальные труды по методике физики, монографии и оригинальные пособия, полнее отвечающие требованиям новых программ. В целом масштабы издания методической литературы по физике в советское время значительно возросли как по научно-методическим исследованиям, так и по практике преподавания и обобщению передового опыта учителей физики. В книгах И. Й. Соколова, П. А. Знаменского и др., изданных в 1934 г. и переиздававшихся до 1959 г., заложены основы советской методики преподавания физики как области педагогической науки. Они были написаны с позиций диалектического материализма. В методике П. А. Знаменского сказаны слова, актуальные и по сей день: «Методика преподавания физики может считаться правильной, научно построенной только тогда, когда она опирается на диалектически обоснованную методологию физики, когда она стоит на уровне того, по существу, единого научного метода исследования природы, который, развиваясь в течение веков, нашел свое наиболее полное и четкое выражение в методологии Маркса, Энгельса, Ленина. Опираясь на методологию физики, методика физика в своих выводах и построениях вместе с тем должна исходить из общих принципов коммунистического воспитания, разработанных советской педагогикой — наукой о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения нашей страны»1. В книге И. И. Соколова сказано: «Методика физики опирается, с одной стороны, на основные начала педагогики, с другой, на те научные приемы, которые применяются в физике, т.е. на методологию физики... Основой новой идеологии, соответствующей социалистическому строю общества, является диалектический материализм, разработанный в трудах Маркса, Энгельса, Ленина»2. В них определены и задачи методики преподавания физики. В книге коллектива ленинградских авторов говорится: «Перед методикой физики стоят три основные задачи. Первая задача — что должно составлять содержание физики как учебного предмета советской средней школы. Вторая задача — в какой последовательности должен быть расположен учебный материал физики при его изучении в школе. Третья задача — какие методы и приемы применять для наиболее полного и глубокого изучения учебного материала физики». «Методика физики, — сказано в книге И. И. Соколова, — должна разрешить три задачи: для чего учить, чему учить и как учить? Другими словами, методика устанавливает цель обучения физике, содержание обучения, отбор материала, подлежащего изучению, и методы, при помощи которых ведется обучение». В этих книгах детально рассмотрена проблема связи физики-науки и физики-учебного предмета, даны широкое обобщение опыта преподавания физики в советской школе и оригинальные методические разработки по изложению основных тем школьного курса, приведен большой материал по политехническому обучению. В книге Д.И. Галанина,Е. Н. Горячкина, А. В. Павши, С. Н. Жаркова, Д. И. Сахарова «Физический эксперимент в школе», т. I—VI (Учпедгиз, 1934—1941) содержал широкое обобщение опыта учителей и учебной промышленности по конструированию физических школьных приборов и оригинальную систематическую разработку методики и техники школьного физического эксперимента в СССР. По оценке специалистов, этот труд представлял исключительное явление в мировой литературе. Эта книга, а также книги П. А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике в средней школе» (1926—1927, 1936, 1949, 1955) оказали большое влияние на совершенствование преподавания физики в советской школе, способствовали внедрению экспериментальных методов в учебный процесс и не потеряли значения до сих пор. Важное значение имели также книги В. Н. Бакушинского «Организация лабораторных работ по физике в средней школе» (М.: Учпедгиз, 1948—1949). В последующие периоды методические идеи, заложенные в трудах И. И. Соколова, П. А. Знаменского, Д. Д. Галанина и др., получили дальнейшее развитие. Фундаментальный труд сотрудников АПН РСФСР Б. М. Яворского, Л. И. Резникова, В. Ф. Юськовича, Э. Е. Эвенчик и др. «Методика преподавания физики в школе», т. I—IV (Изд-во АПН РСФСР, 1958—1963) отражает новый важный этап в развитии методики физики в СССР. Эту большую работу завершает книга «Основы методики преподавания физики в школе» (Просвещение, 1965), посвященная разработке общих вопросов советской методики физики. Эти книги составлены в свете решений Закона о школе, отражают научный подход к проблемам методики обучения, связь физики с жизнью и практикой. Отличительная особенность этого труда состоит в том, что методике изложения каждой темы курса предшествует обстоятельный научно-методический анализ содержания ее хчгбного материала. Это повышает теоретический уровень и обоснованность методических рекомендаций. Многие положения и методические разработки, представленные в этих книгах, имели перспективное значение, особенно по разделам «Колебания и волны», «Ядерная физика», «Электричество и магнетизм». Отдельные издания были посвящены методике обучения физике в восьмилетней школе (Перышкин А. В., Рошовская X. Д., Соколова Е. Н. и.Шахмаев Н. М. Методика преподавания физики в восьмилетней школе / Под ред. А. В. Перышкина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963). Методические разработки, предлагаемые в этой книге, составлены по новой программе VI — VIII классов (1960). Этим же целям отвечало издание другой книги, составленной большим коллективом методистов педагогических институтов, — «Методика преподавания физики в восьмилетней школе (под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. — М.: Просвещение, 1965). Много книг было издано в помощь учителю по преподаванию отдельных разделов курса физики. Одним из достижений советской методики физики является разработка системы школьного физического эксперимента (демонстрации, лабораторные работы, физический практикум, экспериментальные задачи и фронтальные опыты), выполненная в 50—60-е годы сотрудниками АПН СССР под руководством А. А. Покровского. Результаты этих исследований обобщены в ряде книг: «Физический практикум в средней школе», «Демонстрационные опыты по физике в 6— 7 классах», «Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе», «Физический кабинет средней школы» и др. В эти же годы изданы монографические работы, например, книга В. Ф. Юськовича «Обучение и воспитание на основе курса физики» (Учпедгиз, 1963) и Л. И. Резникова «Графический метод в школьном курсе физики» (Учпедгиз, 1960), книга В. Г. Разумовского «Творческие задачи по физике» (1966) и др. Переход на новое содержание школьных программ и учебников физики (1968—1973) вызвал необходимость разработки новой методической литературы. С этой трудной задачей советские методисты успешно справились. Для учителей физики были созданы новые оригинальные методические пособия. Среди них: «Методика преподавания физики в 6—7 классах средней школы» и «Методика преподавания физики в 8—10 классах средней школы (под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой), «Преподавание физики в 6—7 классах». Перышкина А. В., Родиной Н. А., Ро-шовской X. Д. «Методика преподавания физики в средней школе. Механика» (авторы: Л. И. Резников, С. Я.,Шамаш, Э. Е. Эвенчик) и «Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика и основы электродинамики» (авторы: Б. С. Зворыкин и др.), «Преподавание физики и астрономии» (под ред. Л. И. Резникова), «Преподавание механики в школьном курсе физику» Э. Е. Эвенчик, «Преподавание физики в 8 классе» Турышева И. К., Лукьянова Ю. И., «Преподавание физики в 9 классе» Ванеева А. А., Корж Э. Д., Орехова В. П., «Преподавание физики в 10 классе» Ванеева А. А., Дубицкой Э. Г., Яруниной Е. Ф., «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе» под ред. А. А. Покровского (ч. I—II). Некоторые из них переизданы в 1978—1980 гг. В них получили разработку такие проблемы, как реализация идей новой программы (1967), разработка методики изучения вновь включенных, тем и вопросы современной физики, повышение роли дедуктивного метода, проблемного обучения и активизации познавательной деятельности учащихся, передовой опыт учителей и др. В 70—80-е годы издан ряд книг по отдельным важным проблемам методики обучения физике. В числе их: «Методика решения задач по физике в средней школе» (Каменецкий А. Е., Орехов В. П.), «Активизация мышления учащихся на уроках физики» (Зверева Н. М.), «История физики в средней школе» (Мощанский В. Н., Савелова Е. В.), «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики» (Мощанский В. Н.), «Научно-атеистическое воспитание при обучении физике» (Пеннер Д. И., Кротова Р. Г.), «Активизация познавательной деятельности учащихся по физике» (Иванова Л. И.), «Проблемное обучение в курсе физики средней школы» (Малафеев Р. И.). Положительным фактом является также издание новых обобщающих книг по организации внеклассной работы и факультативных занятий по физике в средней школе. В числе их: «Внеклассная работа по физике» («Панина И. Я.), «Занимательные опыты по физике» (Горев Л. И.), «Вечера по физике в средней школе», «Самодельные приборы по физике и опыты с ними» (Разумовский В. Г., Митрофанов Н. М.), «Физические олимпиады» (Слободецкий И. Ш., Орлов В. А.), «Методика факультативных занятий по физике» под ред. Кабардина О. Ф. и др. Положительное значение для учителей имеет выпуск издательством «Просвещение» серии книг «Библиотека учителя физики» и учебно-методических комплексов (в помощь учителю-). Передовой опыт учителей систематически обобщается в докладах на областных и Центральных педагогических чтениях. Доклады издаются отдельными брошюрами или в виде статей печатаются в методических и педагогических журналах. Журнал «Физика в школе», издающийся с 1934 г., является трибуной для выступлений учителей и методистов, для пропаганды передового опыта преподавания физики. Он получил высокую оценку в СССР и за рубежом. Важнейшее значение для научного развития методики физики имеет издание монографических работ. В 70—80-е годы количество изданных монографий возросло. В числе их отметим главные. В книге В. Г. Разумовского «Развитие творческих способностей в процессе обучения физике» (1975) обоснован принцип цикличности и разработана методика изучения материала по схеме: опыт - проблема - гипотеза - теоретические следствия - эксперимент - применение на практике. Гармонически сочетая методы индукции и дедукции, характерные, для науки, этот принцип указывает эффективный путь для развития творческих способностей учащихся. В книгах В. В. Мултановского «Формирование взаимодействий и картина мира в школьном курсе физики» (1977), В. Ф. Ефименко «Методологические вопросы в школьном курсе физики» (1976) и Л. Я- Зориной «Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников» (1978) развивается методика формирования научного стиля мышления учащихся и выделяются ключевые уровни обобщения в курсе физики средней школы (понятия, законы, теории, ФКМ). В этом заключается особое их значение и ноЬизна. Большим достижением является издание книги «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР» большого коллектива авторов под редакцией В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса (1978). Эта монография посвящена актуальным проблемам методики преподавания физики. Она — первый совместный труд, написанный коллективами авторов из АПН СССР и АПН ГДР, отражает яркий пример социалистического сотрудничества. Результаты научных исследований по проблемам методики обучения физике публикуются в периодических изданиях трудов АПН СССР и в сборниках вузов. Важное значение имело также издание монографии «Совершенствование содержания обучения физике в средней школе» (под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. — М.: Педагогика, 1978). В заключение отметим еще один примечательный факт: немалый вклад в методическую литературу по физике внесли союзные республики, в которых действуют НИИ педагогики и ИУУ. В связи с 60-летием образования СССР эти достижения обобщены в журнале «Физика в школе» (1982, № 4—6; 1983, № 1). Поэтому мы ограничимся лишь кратким перечнем некоторых фундаментальных работ. Значительный вклад в советскую методическую литературу внесли ученые Украинской ССР. На Украине были изданы «Очерки по методике преподавания физики» (т. 1—4) А. К- Бабенко и М. И. Розенберга, «Методика преподавания физики в восьмилетней школе» Н. С. Белого, «Методика обучения физике в средней школе» (ч. I—III) С. У. Гончаренко и М. И. Розенберга, «Физический эксперимент в средней школе» (т. I—IV) И. И. Бондаренко и др. В Грузинской ССР издан фундаментальный труд В. С. Кобохидзе «Методика преподавания физики в средней Школе» (1966). В Азербайджане изданы работы А. К. Абас-заде «Элементы военного дела в преподавании физики», А. К. Абас-заде и Г. С. Осипова «Вопросы коммунистического воспитания в процессе преподавания физики» и др. В Белоруссии созданы оригинальные книги «Самостоятельные работы на уроках физики» М. Я. Качинского и др., «Уроки физики» М. С. Кузея и ряд других. В Литовской ССР В. П. Валентинавичусом, 3. Л. Романаускасом и др. написана серия книг по методике изучения в школе основных разделов курса физики по новой программе. Некоторые книги с русского языка переведены на языки союзных республик. В союзных республиках издаются методические сборники и свои журналы. Таким образом, в методической литературе по физике, изданной в СССР, ярко отразилась широта постановки и разработки актуальных проблем советской методики преподавания физики, теории и практики обучения физике в средней школе. Важным показателем научного развития методики физики в СССР является подготовка и защита диссертаций по проблемам совершенствования преподавания физики в средней школе. Ученые степени и звания в СССР, в том числе по педагогическим наукам, введены СНК СССР от 13 января 1934 г. В ранге других наук достойное место заняла методика физики. По данным научной библиотеки им. В. И. Ленина, в СССР защищено более 600 кандидатских диссертаций по методике физики, в том числе в 1936—1937 гг. — 4 работы, в 1938—1958 гг. - - 146 работ и в 1959—1981 гг. — более 450 работ. Тематика их актуальна и весьма разнообразна: проблемы преподавания отдельных вопросов и тем курса физики VIII—X и VI—VII классов; совершенствование физического эксперимента;разработка политехнического обучения и связь курса физики с жизнью, трудом; связь физики с другими предметами; разработка и совершенствование методики решения задач по физике; активизация познавательной деятельности учащихся и борьба с формализмом; вопросы коммунистического воспитания при изучении физики в школе; психологические и дидактические основы обучения физике; развитие мышления и творческих способностей учащихся; внеклассная и внешкольная работа; программированное обучение и использование технических средств обучения; совершенствование методов обучения физике; вопросы оптимизации учебного процесса и НОТ в преподавании физики; вопросы истории физики в методике преподавания физики; преподавание физики в других союзных республиках; преподавание факультативных курсов и физики в спецшколах; тенденции модернизации содержания и преподавания физики в зарубежных странах1. По методике преподавания физики в СССР защищено 15 докторских диссертаций, в которых даны новые направления исследований фундаментальных теоретических проблем (1951 г. — 1; 1968—1980 гг. — 12). Большое количество актуальных проблем, разработанных в диссертациях, свидетельствует о растущей творческой активности методистов-физиков. Советская методика преподавания физики как педагогическая отрасль науки развивается не изолированно, а в тесной связи с другими науками и опирается на их достижения. Особенно тесная связь методики физики с самой наукой физикой, интенсивное развитие которой оказывает большое влияние на развитие содержания школьного курса физики и его преподавания. Известно большое влияние на развитие преподавания физики в школе выдающихся русских ученых-физиков М В. Ломоносова В. В. Петрова, Э. X. Ленца, А. Г. Столетова, Д И Менделеева Н А. Умова, Ф. Н. Шведова, О. Д. Хвольсона, И. И. Косо-ногов'а и др. Это выразилось в пропаганде достижении физики в публичных лекциях и в печати, в создании школьных и вузовских учебников физики, в разработке прогрессивных проектов программ физики для гимназий, в активном участии в работе педагогических съездов и педагогических обществ, в общественном движении за реформу средней школы и реформу преподавания физики в. ней. В советское время эта замечательная традиция получила развитие. Большое влияние на совершенствование физики как учебного предмета, повышение его научного уровня и методики его преподавания оказали научные труды и педагогическая деятельность выдающихся советских ученых-физиков А. И_ Бачинского, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, Г. С. Ландсберга, П. Л. Капицы, И. К. Кикоина, Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. П. Александрова, В. А. Фабриканта и др. Это выразилось в выступлениях их со статьями по проблемам совершенствования школьного курса физики и обновления его содержания с учетом растущих потребностей социалистического государства и достижений физики. Это в свою очередь поставило новые проблемы в методике преподавания физики. Так, акад. А. Ф. Иоффе в своей статье «Физика в средней школе» назвал наиболее существенные вопросы современной физики, которые должны найти отражение в курсе физики средней школы. И действительно, весь этот новый учебный материал был введен в программу 1960 г., а затем в 1967—1973 гг. освещен в учебниках физики для старших классов. Яркие статьи С. И. Вавилова по методологическим вопросам и его книга «Ленин и современная физика» идейно вооружали учителей и способствовали повышению мировоззренческого уровня преподавания физики, его воспитательного значения. Выступление акад. П. Л. Капицы на тему «Эксперимент — основа преподавания физики» по-новому привлекло внимание методистов к проблемам совершенствования уже оправдавшей себя системы школьного физического эксперимента и развитию самодельных приборов. Ряд ценных методических идей П. Л. Капица высказал в книге «Физика. Теория. Практика» (М.: Наука, 1982). В яркой речи акад. А. П. Александрова на Всесоюзном съезде учителей в 1978 г. было рекомендовано преподавать физику как развивающуюся науку и усилить практическую ее направленность. Это оказало положительное влияние на теорию и практику обучения физике. Большим событием в развитии учебной литературы по физике для средней школы было создание «Элементарного учебника физики» под редакцией акад. Г. С. Ландсберга, который многие годы служил пособием для учителей и учащихся школ с углубленным изучением физики. Акад. И. К. Кикоин возглавил комиссию по разработке новой программы физики средней школы (1967). Он является одним из авторов учебника «Физика-8» и пробного учебни-ка «Физика-9». Оригинальные статьи по вопросам преподавания механики и молекулярной физики, по новой методике изложения законов динамики и разработке нового практикума по механике, о связи курса физики с другими предметами. Его новые идеи, бесспорно, внесли большой вклад в методику преподавания механики и молекулярной физики. Акад. АПН СССР В. А. Фабрикант активно занимается проблемами совершенствования содержания обучения физике в средней школе. В результате теоретического анализа развития физики, научно-технического прогресса и учебного предмета физики он пришел к необходимости признания теории «ядра» и «оболочки» учебного предмета, выдвинутой А. И. Маркушевичем, и разработал ее применительно к физике. В. А. Фабрикант опубликовал книгу «Проблемы преподавания физики» (1978), в которой обосновал вопрос о том, какие факты из достижений современной науки и техники должны войти в содержание среднего образования. Хотя методика преподавания физики связана с другими науками и на них опирается, тем не менее она имеет свою область исследований, отличную от других наук. Теория и практика обучения основам физики в школе составляет предмет специальной науки — методики преподавания физики, которая имеет свои задачи, методы исследования и специфические закономерности. Достижения советской методики физики признаны в СССР и за рубежом. По свидетельству известного методиста-физика проф. А. В. Перышкина, «в области методики преподавания физики в нашей стране достигнут ряд успехов, которые на Западе безоговорочно признают». В советской методике физики по сравнению с дореволюционной и зарубежной выявились новые тенденции развития, поднялась роль теоретических обобщений в исследованиях. Методике физики предстоит решить ряд актуальных проблем совершенствования обучения физике: проблемы мотивации учения школьников; организация учебного процесса, надежно обеспечивающая глубокие и прочные знания учащихся; совершенствование формирования научного мировоззрения школьников на основе методологии физики; развитие мышления и познавательных способностей школьников на основе учета их возрастных интересов, политехнического и трудового обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.01 с.) |