Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание отечественной методической литературы по физике

Поиск

Эта работа началась в России раньше, чем на Западе, так как физика как учебный предмет у нас введена в школу в конце XVIII в., а за рубежом в конце XIX в. Первые методические рекомендации мы находим в предисловиях учебников физики XVIII в. Ломоносова М. В., Головина М. Е., Гиларовского П. И. До появления специальных методических работ такие рекоменда­ции включались авторами во многие учебники, издававшиеся в начале XIX в. Первые самостоятельные методические пособия в России были изданы во второй половине XIX в.: «О преподавании элементарной физики» (1871, 3-е изд., 1885) И. И. Паульсона; «Уроки из физики» (1882) Ф. Ф. Эвальда; «Элементарная физика» (1884) В. Г. Бооля; «Общедоступные физические при­боры» (1881) К. В. Дубровского; «Первоначальные опыты по фи­зике» (1885) Я. И. Ковальского; «Объяснение к практическим работам по физике» (1888) В. В. Лермантова; «Каталог физиче­ского кабинета» (1870, 1881) К. Д. Краевича. В этих первых ра­ботах по методике физики обоснован экспериментальный метод преподавания физики, метод индукции и приобщения учащихся к самостоятельной работе.

Первым обобщающим методическим трудом в России явилась книга Ф. Н. Шведова «Методика физики» (1894). В ней рассмот­рены общие вопросы: построение курса физики, классификация методов обучения, психологическое обоснование их, впервые дано определение предмета и задач методики физики. Ф. Н. Шведов резко критиковал радиальное построение программ физики для гимназий и предлагал заменить его концентрическим. Трудами проф. Ф. Н. Шведова положено начало разработке теоретиче­ских основ методики физики как науки.

«Задача науки методики, — писал Ф. Н. Шведов, — состоит не только в развитии искусства, так сказать, виртуозности изло­жения, а главным образом в выяснении логических основ науки, которые могли бы послужить точкой отправления как для выбора материала, так и для порядка его расположения в каждом изла­гаемом курсе, цель которого предполагается намеченною». Эти мысли не только были весьма прогрессивными в то время, но и не утратили значения в наши дни. Определение предмета мето­дики физики как науки в дальнейшем несколько расширялось, уточнялось, но существо идей, Шведова не отвергалось.

Дооктябрьский период характеризуется резким увеличением числа изданных методических пособий. Значительным событием в русской методической литературе явился выход книги В. В. Лер­мантова «Методика физики и содержание приборов в исправ­ности» (1907). Автор резко критикует недостатки русской клас­сической гимназии, выступает за внедрение «плодоносных» зна­ний, против их «стерильности», за широкое использование де­монстрационных опытов, применение самодельных приборов. Но автор допускает ряд ошибок: он отрицает обязательность лабо­раторных работ, применение эвристического метода и др. В книге И. В. Глинки «Опыт методики физики» (1911) пропагандирует­ся метод лабораторных работ, которые он считал обязательными для преподавания в школе, подчеркивается мировоззренческое значение физики.

В «Методике начальной физики» П. А. Баранова (1913) так­же отстаивается обязательность внедрения лабораторных работ, значение физики для общего обра ования и формирования миро­воззрения. Автор выдвигал идеи научности в школьном курсе и связи теории с практикой, рекомендовал группировать материал вокруг стержневых положений и теорий, показал большое значение экспериментального метода в школьном обучении. Книга Н. В. Кашина «Методика физики» (1916) — наиболее обстоятельное методическое руководство по физике в дореволю­ционной России. В нем синтезированы прогрессивные идеи по реформе преподавания физики в средней школе. В книге пра­вильно решен вопрос о методах преподавания физики, двухсту­пенчатом построении курса, применении индукции и дедукции, сочетании теории и эксперимента, использовании лабораторных работ. Однако Н. В. Кашин допустил в книге философские ошиб­ки, которые снижают ее ценность.

В дооктябрьский период было издано много хороших книг по лабораторному и демонстрационному эксперименту, оборудо­ванию физических кабинетов. Все они внесли полезный вклад в методику физики. Эти проблемы активно обсуждались в мето­дических журналах: «Физическое обозрение», «Физика», «Вопро­сы физики», «Вестник опытной физики и элементарной матема тики» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.008 с.)