Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура методических указаний и контрольных заданий↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основы философии методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям
"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ." "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений" "Бурение нефтяных и газовых скважин" " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Ижевск 2015 г. Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Основы философии» по специальности
Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин
Составители:
Редактор:
Рецензент:
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ВВЕДЕНИЕ Методические указания по дисциплине "Основы философии" разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО, рабочим учебным планом по специальности 0906 "Эксплуатация НГМ" (per. № 15 - 0906 - ВР от 25.09.1998), по специальности 0907 "Бурение НГС" (peг. № 15 - 0907 - ВР от 25.09.1998). Уровень подготовки специалистов — базовый. Дисциплина "Основы философии" относится к циклу "Общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины" — ОГСЭ.01. Основной формой заочного обучения является самостоятельная работа студентов над учебным материалом. В процессе самостоятельного усвоения курса студенту рекомендуется изучать учебный материал систематически, в той последовательности, которая указана в программе. Сначала полезно получить представление об учебнике в целом, попытаться понять его логику. Затем следует ознакомиться с содержанием очередной главы, после чего приступить к тщательной проработке материала. Читать учебник рекомендуется абзацами, кратко конспектируя главные положения, вырабатывая свое личное отношение к прочитанному. Активизации процесса усвоения, закреплению знаний способствуют ответы на вопросы самоконтроля по каждой теме. Для более глубокого изучения программного курса рекомендуется использовать наряду с основной литературой дополнительную: периодические издания, философские словари, хрестоматийный материал. Философская подготовка — важная составная часть общеобразовательной подготовки молодого специалиста, определяющая его гуманитарную культуру. Предметом курса "Основы философии" являются основные виды мировой философской мысли, взаимоотношения человека с окружающим его миром, основные проблемы человеческого бытия. Студент, завершивший изучение курса "Основы философии", должен иметь представление: — о философских, научных и религиозных картинах лафа, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; — о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; — о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; — об условиях формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; знать: — нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; уметь: — самостоятельно анализировать и разрешать познавательные и практические проблемы, осознанно ставить жизненные цели, выбирать и обосновывать жизненные ценности, управлять своей деятельностью и отношениями с людьми. В процессе самостоятельной работы над курсом студенту рекомендуется последовательно изучить разделы и темы программы, ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить контрольную работу в соответствии с методическими указаниями. После завершения обучения по курсу "Основы философии" студенты сдают зачет. Учебным планом предусмотрено выполнение по изучаемой дисциплине одной домашней контрольной работы, которая является основанием для предварительной оценки знаний студента и средством контроля за его учебной текущей работой. Видом итогового контроля по дисциплине является зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Тема 1 Философия, ее место и роль в жизни человека и общества Что такое философия? Первичные формы отражения окружающего мира и места в нем человека, передачи знаний и исторической памяти. Мифы и мифология. Религиозное мировоззрение как специфическая форма общественного сознания, единство мировоззрения, чувств и культа. Теология. Главное содержание и сущность взглядов мировых религий на мир, человека, природу. Христианство, буддизм, ислам. Философское мировоззрение. Сущность, цели философских знаний, что побуждало философов к творчеству. Космоцентризм. Теоцентризм. Антропоцентризм как наиболее распространенные и употребляемые человеком мировоззренческие системы. Язык и категории философии. Идеализм, материализм и дуализм как основные направления развития философской мысли. Партийность философии. Литература: 1, стр. 4... 101; 2, 3...14, 20...23; 3, 4...17; 4, 7...28; 7, 6...36 Методические указания Следует уяснить сущность понятия "мировоззрения", какие мировоззренческие формы предшествовали философии. Отвечая на вопрос "Зачем нужна философия?", следует рассмотреть функции, которые способна выполнять философия по отношению к человеку. В чем суть спора мировоззрений материализма и идеализма. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое мировоззрение? Какие исторические типы мировоззрения Вам известны? 2. Что такое миф? Какие проблемы изучает мифология? 3. Каковы основные черты религиозного мировоззрения? 4. Что такое философское мировоззрение? 5. В чем, на ваш взгляд, ценность философии для человека, для общества? 6. Какова структура философского знания? 7. Может ли философия изменить мир? Каким образом? Методические указания Целью изучения данной темы является формирование представлений об основных вехах мировой философской мысли. Следует проследить, какие способы философствования были Характерны для каждой из исторических эпох — античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени, современности, назвать выдающихся философов каждой крупной эпохи, их вклад в развитие мировой философской мысли. Личность, какого философа, на Ваш взгляд, достойна наибольшего восхищения и почему? Какие актуальные проблемы современной эпохи должны быть осмыслены, философами? Вопросы для самоконтроля 1. Что изучает история философии? 2. Какие типы философствования Вы знаете? 3. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и различие между ними? 4. Каких философов средневековья Вы знаете? Почему философию этой эпохи называли служанкой богословия? 5. Каковы основные проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи Вы знаете? 6. В чем новизна и особенности философии Нового времени, её основные направления и представители? 7. В чем заключаются основные идеи Просвещения? 8. Каково место классической немецкой философии в истории философии? Её представители? 9. Каково место русской философии в мировой культуре? Кто из её представителей внес максимальный вклад в мировую философию? Методические указания Следует раскрыть понятие бытия, его смысл и познавательное значение. С помощью этого понятия дается ответ на мировоззренческий вопрос "что есть мир?". Рекомендуется рассмотреть, что собой представляют философские, научные и религиозные картины мира. В чем суть основного вопроса философии? Определите сущность понятий "мир", "картина мира". Выясните, какие Вопросы для самоконтроля 1. Что такое мир — реальность или иллюзия? 2. Какая категория открывает список категорией мира? 3. Какие существуют картины мира? 4. Каким видит мир человек, погруженный в решение повседневных проблем? 5. Какова научная картина мира? Как исторически изменяется она? 6. Какова специфика философской картины мира? Методические указания Категория бытия является исходной категорией в философском осмыслении мира. С какими понятиями сходно понятие "бытие"? Как осмысливалось бытие в истории философии? Особого внимания требует вопрос о том, как два способа бытия - материальный, природный мир и мир человеческого сознания — реально связаны между собой. Этот вопрос является основным вопросом философии. Вопросы для самоконтроля 1. Когда и почему в философии появилась проблема бытия? 2. Объясните смысл и познавательное значение понятия бытия. 3. Какие два альтернативных подхода к осмыслению бытия имели место в истории философии? 4. Назовите и раскройте важнейшие проявления бытия. 5. В чем суть основного вопроса философии? Методические указания Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Каждая эпоха имеет свои представления о том, что такое сознание. Назовите, какие. Расскажите о марксовой концепции сознания. Поясните, какие тенденции в понимании сознания появились в конце XX столетия. Как вы их оцениваете? В чем суть проблемы бессознательного? Каковы основные положения учения Фрейда? Вопросы для самоконтроля 1. В чем трудности решения проблемы, сознания? 2. Сравните античное, средневековое и новоевропейское понимание сознания. Какое Вам ближе и почему? 3. Как объясняет феномен сознания: а) материалистическая философия? б) религиозная философия? 4. Каковы структурные элементы сознания? 5. Что есть мысль с точки зрения философии? 6. Как рассматривает З.Фрейд взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием? 7. Что такое общественное сознание?
Методические указания Раздел философии, в компетенции которого вторая сторона основного Вопросы для самоконтроля 1. Что такое знание и познание? 2. Каковы основные этапы разработки проблемы познания в истории философии? 3. Что изучает гносеология? 4. Что такое истина? В чем заключаются её свойства и критерий? 5. В чем состоит сущность заблуждения, и каковы её основные формы? 6. Какова структура знания и его диалектика? 7. Как соотносятся познание и практика? Методические указания Раздел философии, в котором изучается проблема человека, называется философской антропологией. Основной вопрос этого раздела "Что такое человек?". Следует уяснить суть понятий, раскрывающих сущность и природу человека "человек", индивид", "личность", объяснить, какие критерии отличают человека от животных. В чем сущность биосоциальной проблемы — проблемы соотношения и взаимодействия социального и биологического? Как произошел человек?
Вопросы для самоконтроля 1. Что изучает философская антропология? 2. Почему человек есть вечная тема для философии? 3. Чем отличается человек от животных? 4. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете? 5. Какие теории происхождения человека вам известны? 6. Как связаны между собой понятия "человек", "индивид", "личность"? 7. Может ли человек стать человеком в изоляции от общества, живя среди высокоразвитых животных? Аргументируйте свой ответ. Тема 8 Основные категории человеческого бытия (личность, свобода, смысл жизни, воля, судьба, жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человека) Личность — индивид, индивидуальность, социальность и духовность личности, генезис личности, свобода личности, ответственность и необходимость как проблемы и категории человеческого бытия. Типы личности в истории культуры. Идеалы личности в мировых религиях. Антагонизм, эскапизм, конформизм, согласие как формы взаимодействия человека и общества. Волюнтаризм, фатализм, жесткая необходимость как формы ограничения свободы личности. Жизнь, смерть и бессмертие в оценках человека, в его духовном опыте. Омар Хайям, Эпикур в оценке жизни и смерти. В чем люди видят выражение идеи своего бессмертия, как трактуют идею бессмертия мировые религии. Воскресение, воля Аллаха, нирвана. Концепции бессмертия вне религии. Право на жизнь и право на смерть. Сущность мира личности. Литература:1, 424...430; 2, 111...116, 150...153; 3, 91...103; 4, 315...330; 7, 263...304 Методические указания Изучение темы рекомендуется начать с изучения проблемы личности. Вначале следует рассмотреть соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Затем проследить, как происходит становление личности в процессе социализации. Фундаментальная ценность для человека — свобода. Объясните, почему её реализация должна иметь пределы, границы. Вопрос о смысле жизни человека — вопрос о том, для чего жить.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое индивид, личность, индивидуальность? 2. Каковы основные типы личности? 3. Что такое ценность человека? 4. Нужно ли человеку заминаться поисками смысла жизни? Можно ли прожить без этих поисков? 5. В чем смысл бессмертия личности? 6.В чем парадоксальность феномена свободы личности? 7. В чем суть современного этапа взаимоотношения человека и природы? Методические указания Раздел философии, рассматривающий общество, называется социальной философией. Следует уяснить, что предметом познания для социальной философии является общество как целостная и динамичная система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества. Что такое культура с точки зрения философии? Следует обратить внимание на роль культуры в формировании человеческого в человеке. Вопросы для самоконтроля 1. В чем специфика философского исследования общества? 2. Каковы источники саморазвития общества? 3. Что такое культура общества? 4. Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"? 5. В чем суть глобальных проблем цивилизации и пути юс решения на рубеже XX —XXI вв? 6. Что такое информационное общество и каковы перспективы его развития? 7. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры? 8. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада? 9. В чем отличие Российской цивилизации? Методические указания Следует обратить внимание на мировоззренческую функцию понятия материи» С помощью этого понятия формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, опровергается агностицизм (учение, отрицающее возможность познания объективного мира и постижения объективной истины). В чем состоит методологическое (поисковое) значение этого понятия?
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое материя и какова ее структура? 2. Каковы атрибуты, (всеобщие свойства) материи? 3. Охарактеризуйте формы движения материи, данные Ф. Энгельсом в работе "Диалектика природы". 4. В чем суть нового варианта классификации форм движения? 5. Каковы формы существования материи? Методические указания Диалектика — это философская теория развития. Вместе с тем она есть и способ мышления, при котором мир, окружающий человека, воспринимается как единое и динамичное целое. При изучении темы следует рассмотреть элементы этой системы философского знания: принципы материалистической диалектики, категории диалектики, основные диалектические законы. Вопросы для самоконтроля 1. Что является предметом изучения диалектики? 2. Какие три основные формы диалектики Вам известны? 3. В рамках какого диалектического закона раскрываются источники развития материального мира? 4. Какой из законов диалектики раскрывает механизм развития? 5. Что выражает закон отрицания? Как понимается диалектическое отрицание? 6. Какие принципы включает в себя диалектический метод! 7. Какое значение имеют категории диалектики для познания? 8. Какой метод является антиподом диалектики? Методические указания Цель изучения темы – сформировать представление о роли науки и научного знания, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии. Следует отметить, что современный человек оказался перед необходимостью решения острых проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всего человечества. В чем сущность глобальных проблем человечества, и каковы пути их решения? Вопросы для самоконтроля 1. Какой предстает экономика в глазах философа? 2. Выделите основные проблемы философии техники. 3. Какова роль науки в современном мире? Стоит ли наука вне этики? 4. Каковы основные черты информационного общества? 5. В чем суть изменений в современном человеке, проходящих в русле становления научно-технологического общества. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется по заданию в соответствии с предложенным вариантом. Контрольная работа выполняется в форме реферата. Работа должна содержать следующие разделы: введение, основную часть. Список литературы должен насчитывать не менее 3 научных источников(учебники, словари, учебные пособия), могут быть использованы интернет-ресурсы. Объем контрольной работы не должен быть менее 10 листов. Незачтенная работа должна быть доработана в соответствии с замечаниями преподавателя и представлена на повторную рецензию. Выполненная и зачтенная контрольная работа обязательно предъявляется преподавателю при сдаче зачета.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 ВАРИАНТ Моральная философия И. Канта. 2 ВАРИАНТ Философия смысла жизни В. Франкла. 3 ВАРИАНТ Философские взгляды В. Соловьева. 4 ВАРИАНТ Гегель о смысле человеческой истории 5 ВАРИАНТ Эпикур и его учение о счастье. 6 ВАРИАНТ Философия искусства. 7 ВАРИАНТ Философия и научная картина мира. 8 ВАРИАНТ Проблемы человека в философии. 9 ВАРИАНТ Философия Аристотеля. 10 ВАРИАНТ История философии. 11 ВАРИАНТ Древнеиндийская философия. 12 ВАРИАНТ Древнекитайская философия. 13 ВАРИАНТ Философия эпохи Возрождения. 14 ВАРИАНТ Философия древнего Рима. 15 ВАРИАНТ Философия марксизма. 16 ВАРИАНТ Культура и цивилизация 17 ВАРИАНТ Природа человека и смысл его существования. 18 ВАРИАНТ Личность. Проблемы ее индивидуальности и развития. 19 ВАРИАНТ Проблемы бытия в философии хх в. 20 ВАРИАНТ Значение трудов Р. Декарта для науки и философии. 21 ВАРИАНТ Основные идеи психоанализа. 22 ВАРИАНТ Философия пессимизма А. Шопенгауэра. 23 ВАРИАНТ Материализм. 24 ВАРИАНТ Субъективный идеализм. 25 ВАРИАНТ Объективный идеализм. 26 ВАРИАНТ Философия и ее роль в жизни общества. 27 ВАРИАНТ Теологическая философия средних веков.
28 ВАРИАНТ Моральная философия И. Канта. 29 ВАРИАНТ Учение Платона о государстве.
30 ВАРИАНТ Учение Сократа о нравственности.
31 ВАРИАНТ Античная философия ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., "Проспект", 1997. 2. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М., 1997. 3. Горбачев А. М. Основы философии. М, 1997. 4. Золотухина — Аболина Л. С., Страна философия. М., 1996. 5. Мир на пороге XXI столетия под ред. Купцова В. И. Чебоксары, 1993. 6. Поздяева С. М. Человек и его мир, Уфа, 1996. 7. Философия под ред. Кохановского В. П. Ростов — на — Дону "Феникс", 1997. 8. Философия учебник под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. М., "Русское слово", 1998 9. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА— М, 1999.
Содержание: 1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ …………………………………………………………………..2 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………..4 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………5 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ……………………15 5 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18 Основы философии методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям
"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ." "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений" "Бурение нефтяных и газовых скважин" " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Ижевск 2015 г. Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Основы философии» по специальности
Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин
Составители:
Редактор:
Рецензент:
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ВВЕДЕНИЕ Методические указания по дисциплине "Основы философии" разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО, рабочим учебным планом по специальности 0906 "Эксплуатация НГМ" (per. № 15 - 0906 - ВР от 25.09.1998), по специальности 0907 "Бурение НГС" (peг. № 15 - 0907 - ВР от 25.09.1998). Уровень подготовки специалистов — базовый. Дисциплина "Основы философии" относится к циклу "Общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины" — ОГСЭ.01. Основной формой заочного обучения является самостоятельная работа студентов над учебным материалом. В процессе самостоятельного усвоения курса студенту рекомендуется изучать учебный материал систематически, в той последовательности, которая указана в программе. Сначала полезно получить представление об учебнике в целом, попытаться понять его логику. Затем следует ознакомиться с содержанием очередной главы, после чего приступить к тщательной проработке материала. Читать учебник рекомендуется абзацами, кратко конспектируя главные положения, вырабатывая свое личное отношение к прочитанному. Активизации процесса усвоения, закреплению знаний способствуют ответы на вопросы самоконтроля по каждой теме. Для более глубокого изучения программного курса рекомендуется использовать наряду с основной литературой дополнительную: периодические издания, философские словари, хрестоматийный материал. Философская подготовка — важная составная часть общеобразовательной подготовки молодого специалиста, определяющая его гуманитарную культуру. Предметом курса "Основы философии" являются основные виды мировой философской мысли, взаимоотношения человека с окружающим его миром, основные проблемы человеческого бытия. Студент, завершивший изучение курса "Основы философии", должен иметь представление: — о философских, научных и религиозных картинах лафа, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; — о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; — о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; — об условиях формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; знать: — нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; уметь: — самостоятельно анализировать и разрешать познавательные и практические проблемы, осознанно ставить жизненные цели, выбирать и обосновывать жизненные ценности, управлять своей деятельностью и отношениями с людьми. В процессе самостоятельной работы над курсом студенту рекомендуется последовательно изучить разделы и темы программы, ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить контрольную работу в соответствии с методическими указаниями. После завершения обучения по курсу "Основы философии" студенты сдают зачет. Учебным планом предусмотрено выполнение по изучаемой дисциплине одной домашней контрольной работы, которая является основанием для предварительной оценки знаний студента и средством контроля за его учебной текущей работой. Видом итогового контроля по дисциплине является зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.35 (0.011 с.) |