Тема 9 человек, общество, цивилизация и культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 человек, общество, цивилизация и культура



Общество, общность. Философия об обществе. Характер типов связей человек — общество. Натуралистический, идеалистический и материалистический подход к оценке общества.

Общество — саморазвивающаяся система, источники саморазвития общества. Общество во времени и в пространстве. Философы о цикличности времени и истории.

Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека. Подходы к оценке культуры. Функции культуры. Формы передачи культурного наследия.

Соотношение понятий, культура и цивилизация. Единство и различие. Теория локальных, исторических, идеальных, культурно — исторических подходов в оценке культур и цивилизации. Изменение оценок цивилизации в истории философии. Ф. Гизо, Н. Данилевский, Гегель, Кант, Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Литература: 2, 69...107, 188…232; 3, 180...196, 281...299;4, 227...244, 331...408; 7, 305...388

Методические указания

Раздел философии, рассматривающий общество, называется социальной философией. Следует уяснить, что предметом познания для социальной философии является общество как целостная и динамичная система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества. Что такое культура с точки зрения философии? Следует обратить внимание на роль культуры в формировании человеческого в человеке.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика философского исследования общества?

2. Каковы источники саморазвития общества?

3. Что такое культура общества?

4. Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?

5. В чем суть глобальных проблем цивилизации и пути юс решения на рубеже XX —XXI вв?

6. Что такое информационное общество и каковы перспективы его развития?

7. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

8. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

9. В чем отличие Российской цивилизации?

Тема 10 Русская идея в философии — истоки и современность

"Русская идея" как символ—понятие, исторические корни появления, суть спора западников и славянофилов в общественной мысли России конца XIX, начала XX века.

Соловьев, работа над содержанием русской идеи, многосложность содержания концепции русской идеи в философии.

Восток — Запад — Россия в диалоге культур, цивилизационные типы,
менталитет народного самосознания, вызванные ими черты характера и
типы мышления западного, восточного и русского человека. Всеединство,
Соборность— как направления русской религиозной философской мысли,
лежащей в основе "русской идеи" В. Л. Соловьева.

Литература: 2, 145...150; 3, 56...58; 6, 80...90; 7, 106... 115

Методические указания

Следует четко уяснить, что явилось основным предметом спора двух противоположных течений в русской философии XIX столетия — западничества и славянофильства. Философия всеединства Вл.Соловьева. Идея соборности в русской философии. Следует осмыслить вопрос о месте России в системе культур Запада и Востока.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит суть идейного спора славянофилов и западников"!

2. Объясните, почему философию Вл. Соловьева называют философией всеединства!

3. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

4. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?

5. Каковы характерные черты русской философии?

Тема 11 Материя и ее основные свойства

 

Философия о понятии "материя". Развитие взглядов на материю в материалистической философии.

Материя и ее атрибуты. Пространство, время, движение, системность. Формы движения материи. Ф. Энгельс о пяти основных формах движения материи. Структурные уровни материи. Материалистическая философия античности, эпохи возрождения, нового времени. Материализм Маркса. «Повременный материализм.

Литература: 1, 340...359; 2, 34...48; 3, 68...7В; 7, 25...36

Методические указания

Следует обратить внимание на мировоззренческую функцию понятия материи» С помощью этого понятия формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, опровергается агностицизм (учение, отрицающее возможность познания объективного мира и постижения объективной истины). В чем состоит методологическое (поисковое) значение этого понятия?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое материя и какова ее структура?

2. Каковы атрибуты, (всеобщие свойства) материи?

3. Охарактеризуйте формы движения материи, данные Ф. Энгельсом в работе "Диалектика природы".

4. В чем суть нового варианта классификации форм движения?

5. Каковы формы существования материи?

Тема 12 Диалектика — учение о развитии всеобщей связи

Диалектика как наука — о развитии и всеобщей связи. История возникновения диалектики и изменения ее смыслового содержания. Принципы исследования. Объективность. Системность, историзм, диалектическая противоречивость познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

Законы диалектики. Отрицание отрицания (диалектического синтеза), закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей (диалектической противоречивости).

Категории диалектики - единичные и общее; содержание и форма; сущность и явление; причина и следствие, необходимость и случайность; возможность и действительность. Вероятность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Литература: 1, 360...480; 2, 49...68; 3, 153...179; 7, 487...493

 

Методические указания

Диалектика — это философская теория развития. Вместе с тем она есть и способ мышления, при котором мир, окружающий человека, воспринимается как единое и динамичное целое.

При изучении темы следует рассмотреть элементы этой системы философского знания: принципы материалистической диалектики, категории диалектики, основные диалектические законы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения диалектики?

2. Какие три основные формы диалектики Вам известны?

3. В рамках какого диалектического закона раскрываются источники развития материального мира?

4. Какой из законов диалектики раскрывает механизм развития?

5. Что выражает закон отрицания? Как понимается диалектическое отрицание?

6. Какие принципы включает в себя диалектический метод!

7. Какое значение имеют категории диалектики для познания?

8. Какой метод является антиподом диалектики?

Тема 13 Философия экономики, науки и техники.

Человек в современном научно — техническом и информационном мире

Экономика, наука и техника глазами философа. Картины экономической реальности. Суверенитет как экономике — философская категория. Восток-функция под человека, запад — человек под функцию.

Философия техники. Техносфера. Природа технических знаний. Технократическая концепция в философии и ее критика. Перспективы философии техники.

Философия науки. Наука и ее роль в современном мире. Методология
научно — исследовательских программ. Информация как фактор
производства. Тенденции развития науки в современном мире.

Литература: 2, 135...145, 246...252; 3, 140...148, 315...321; 7, 466...540...

Методические указания

Цель изучения темы – сформировать представление о роли науки и научного знания, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии. Следует отметить, что современный человек оказался перед необходимостью решения острых проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всего человечества. В чем сущность глобальных проблем человечества, и каковы пути их решения?

Вопросы для самоконтроля

1. Какой предстает экономика в глазах философа?

2. Выделите основные проблемы философии техники.

3. Какова роль науки в современном мире? Стоит ли наука вне этики?

4. Каковы основные черты информационного общества?

5. В чем суть изменений в современном человеке, проходящих в русле становления научно-технологического общества.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа выполняется по заданию в соответствии с предложенным вариантом.

Контрольная работа выполняется в форме реферата. Работа должна содержать следующие разделы: введение, основную часть. Список литературы должен насчитывать не менее 3 научных источников(учебники, словари, учебные пособия), могут быть использованы интернет-ресурсы. Объем контрольной работы не должен быть менее 10 листов.

Незачтенная работа должна быть доработана в соответствии с замечаниями преподавателя и представлена на повторную рецензию.

Выполненная и зачтенная контрольная работа обязательно предъявляется преподавателю при сдаче зачета.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

1 ВАРИАНТ

Моральная философия И. Канта.

2 ВАРИАНТ

Философия смысла жизни В. Франкла.

3 ВАРИАНТ

Философские взгляды В. Соловьева.

4 ВАРИАНТ

Гегель о смысле человеческой истории

5 ВАРИАНТ

Эпикур и его учение о счастье.

6 ВАРИАНТ

Философия искусства.

7 ВАРИАНТ

Философия и научная картина мира.

8 ВАРИАНТ

Проблемы человека в философии.

9 ВАРИАНТ

Философия Аристотеля.

10 ВАРИАНТ

История философии.

11 ВАРИАНТ

Древнеиндийская философия.

12 ВАРИАНТ

Древнекитайская философия.

13 ВАРИАНТ

Философия эпохи Возрождения.

14 ВАРИАНТ

Философия древнего Рима.

15 ВАРИАНТ

Философия марксизма.

16 ВАРИАНТ

Культура и цивилизация

17 ВАРИАНТ

Природа человека и смысл его существования.

18 ВАРИАНТ

Личность. Проблемы ее индивидуальности и развития.

19 ВАРИАНТ

Проблемы бытия в философии хх в.

20 ВАРИАНТ

Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

21 ВАРИАНТ

Основные идеи психоанализа.

22 ВАРИАНТ

Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

23 ВАРИАНТ

Материализм.

24 ВАРИАНТ

Субъективный идеализм.

25 ВАРИАНТ

Объективный идеализм.

26 ВАРИАНТ

Философия и ее роль в жизни общества.

27 ВАРИАНТ

Теологическая философия средних веков.

 

28 ВАРИАНТ

Моральная философия И. Канта.

29 ВАРИАНТ

Учение Платона о государстве.

 

30 ВАРИАНТ

Учение Сократа о нравственности.

 

31 ВАРИАНТ

Античная философия

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., "Проспект", 1997.

2. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М., 1997.

3. Горбачев А. М. Основы философии. М, 1997.

4. Золотухина — Аболина Л. С., Страна философия. М., 1996.

5. Мир на пороге XXI столетия под ред. Купцова В. И. Чебоксары, 1993.

6. Поздяева С. М. Человек и его мир, Уфа, 1996.

7. Философия под ред. Кохановского В. П. Ростов — на — Дону "Феникс", 1997.

8. Философия учебник под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. М., "Русское слово", 1998

9. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА— М, 1999.

 

Содержание:

1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ …………………………………………………………………..2

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………..4

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………5

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ……………………15

5 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.035 с.)