Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно ли помочь проблемному ребенку преодолеть недоразвитие общения со взрослым.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Полученные нами данные делают актуальной задачу по преодолению коммуникативного недоразвития у детей с ЗПР. С целью ее решения мы реализовали коррекционно-разви-вающую программу, основная цель которой — преодоление отставания шестилетних детей с ЗПР в развитии общения со взрослым и выведение их на уровень оптимальных возрастных возможностей. Основные задачи, которые мы решали при создании и реализации этой программы, — расширение знаний детей об окружающем, формирование у них потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении со взрослым, преодоление ситуативности в общении. Коррекция коммуникативного недоразвития детей осуществлялась путем активного включения их в деятельность общения со взрослым. Моделируя на индивидуальных, групповых занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения, мы ставили ребенка перед необходимостью решать определенные задачи общения, оказывая при этом необходимую помощь. Организуя совместные дидактические игры, продуктивные В беседах на познавательные темы, при организации наблюдений, опытнической деятельности детей взрослый стремился вызвать у них интерес к обсуждению проблем мира физических явлений, давал образцы познавательных контактов (задавал вопросы, делился впечатлениями и т.п.). В беседах на нравственно-этические темы взрослый акцентировал внимание детей на нравственной стороне поступков, ставил их перед необходимостью задуматься над их мотивами, последствиями, обращал внимание детей на переживания людей, создавал условия, заставляющие ребенка оценить свои действия, сравнить себя с другими, высказать свое отношение к обсуждаемым проблемам. Особое внимание при организации коррекционной работы мы уделяли индивидуальным занятиям с детьми, которые по- зволяют установить личностный контакт с ребенком, включить его в общение, учесть его возможности в развитии общения, динамику продвижения. Коррекционно-развивающая работа проводилась в течение учебного года. По результатам проведенной работы мы проанализировали динамику развития общения детей со взрослым. Внеситуативные формы общения у детей экспериментальной группы стали доминирующими. Преобладающей (.примерно у 80%) стала внеситуативно-познавательная форма общения, 11% детей поднялись на уровень внеситуативно-личностного общения. Произошли существенные качественные изменения в коммуникативной деятельности: повысился уровень речевой инициативы детей, изменилось содержание их познавательных, личностных контактов, появилось стремление к внеситуативным контактам.. У 11% детей с ЗПР доминирующей в общении со взрослым осталась ситуативно-деловая форма общения. По данным контроля за развитием этих детей, они с трудом овладевали кор-рекционной программой. Таким детям рекомендовано ее повторное прохождение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости специальной работы по развитию общения детей с ЗПР со взросл ы м и позволили разработать рекомендации по о р г а н и з а ц и и диагностической и коррекционной работы с шестилетними детьми данной категории. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ Коррекционно-педагогическую работу с детьми необходимо начинать, отталкиваясь от достигнутого ими уровня развития общения и учета их потенциальных возможностей. Мы предлагаем использовать в диагностической работе различные варианты диагностической методики выявления уровня сформированности у детей общения со взрослым (Г. Капче-ля, Е. Смирнова, А. Рузская). Изучение детей может проводиться следующим образом. Психолог (дефектолог) приводит ребенка в комнату, где на столе разложены кубики, мозаика, книги о животных, о сверстниках, и спрашивает ребенка о том, что бы он хотел: поиграть со взрослым в кубики, посмотреть книгу и побеседовать о животных или посмотреть книгу и поговорить о детях, о хороших и плохих поступках. Взрослый говорит ребенку, что он будет заниматься вместе с ним, поможет ему, если потребуется, ответит на вопросы, расскажет о том, о чем он захочет узнать. Взрослый моделирует различные ситуации взаимодействия в последовательности, которую предпочитает ребенок. Если он не может самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает ему последовательно: — совместную игру-занятие; — беседу на познавательные темы; — беседу на личностные темы. Во всех ситуациях взрослый уделяет внимание поддержанию инициативы детей, проявляет свою активность только в случае необходимости. Ситуация делового общения Взрослый рассказывает, как нужно складывать кубики, предлагает сложить какую-то картинку, оказывает помощь, если она потребуется, отвечает на вопросы ребенка, поддерживает беседу, которая возникает по его инициативе. Ситуация познавательного общения Взрослый вместе с ребенком рассматривает книгу, объясняет, что нарисовано, выясняет его познания в этой области, отвечает на вопросы, откликается на предложение почитать о том, что заинтересовало ребенка, проявляет интерес к его рассказу. Ситуация личностного общения Взрослый вместе с ребенком рассматривает книгу о сверстниках, расспрашивает ребенка о его жизни, друзьях, предлагает оценить поступки детей, отвечает на вопросы ребенка, поддерживает беседу, возникающую по его инициативе. Таким образом, во всех трех ситуациях взрослый создает условия для актуализации у детей определенной группы мотивов, а также разнообразных, поводов обращения к взрослому, соответствующих уровню развития у них мотивационной стороны общения. В каждой ситуации ребенок может по собственному желанию общаться со взрослым в интервале от 2-3 до 10-12 минут. Общее время общения во всех трех ситуациях регулируется взрослым и не превышает 30 минут. Подобные занятия для каждого ребенка должны повторяться 2-3 раза. Мы полагаем, что только при этом условии можно выявить устойчивость выбора ребенка, готовность и возможность его общаться со взрослым в той или иной ситуации взаимодействия. Можно использовать в работе с детьми модифицированный нами игровой вариант методики «Телевизор». Изучение ребенка осуществляется в два этапа. На первом этапе взрослый знакомит ребенка с различными экспериментальными ситуациями. Цель первой ситуации — порадовать ребенка появлением новой игрушки. Взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, который будет «танцевать». Если происходящее интересует ребенка, он может попросить повторить «танец игрушки». Во второй ситуации взрослый моделирует деловое общение и предлагает ребенку построить из кубиков дом для матрешки. Через минуту он предлагает ребенку пойти в группу или продолжить строить домик. В третьей ситуации взрослый моделирует познавательное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о животных, пытается привлечь его к беседе. По истечении минуты взрослый пытается закрыть книгу, предлагая ребенку пойти в группу или досмотреть ее. В четвертой ситуации взрослый моделирует личностное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о сверстниках, оценить их, свои поступки. Тактика поведения взрослого аналогична той, которую он использовал в третьей ситуации, После занятия ребенка спрашивают, что ему больше всего понравилось: смотреть, как «танцуетигрушка», выкладывать 4-1317 кубики или рассматривать книги и беседовать о животных, детях. Для облегчения выбора ребенку показывают четыре картинки; которые напоминают ему те экспериментальные ситуации, в которых он побывал. На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру «Телевизор». На столе перед ребенком — ширмочка и пульт с кнопками (всего четыре), вырезанными из цветной бумаги. Рядом с кнопками лежат картинки, напоминающие ребенку ситуации взаимодействия со взрослым, которые он предлагал на первом этапе изучения коммуникативной деятельности. Взрослый говорит ребенку, что за ширмой находится экран телевизора. Он может открыть занавес. Напоминает, что если ребенок нажмет на первую кнопку — появится Петрушка и будет «танцевать»; если на вторую — он вместе со взрослым может строить мебель для матрешки; на третью — смотреть и разговаривать о животных; На четвертую — беседовать о нем, о хороших и плохих поступках детей. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется его настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправного» телевизора окошечко все время закрывается. В предложенных вариантах диагностической методики можно судить о преобладании определенной формы общения по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контактов. О доминировании ситуативно-деловой формы общения свидетельствует следующее: ребенок чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствует себя в ней комфортно; максимально использует время общения со взрослым; доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий; наблюдается стремление к сотрудничеству; все его обращения к взрослому определяются той деятельностью, которой он занимается в данный момент. Дети с доминированием внеситуативно-познавательной формы общения чаще всего выбирают беседу со взрослым на познавательные темы, именно в этой ситуации взаимодействия они чувствуют себя свободно, пытаются максимально использовать время общения. Ведущее место в общении занимает стремление ребенка узнать, понять. Он задает взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира (о животных, машинах, явлениях природы), сообщает о своих впечатлениях, просит почитать. Дети не связаны.темой беседы — свободно обсуждают со взрослым интересующие их вопросы. Устойчивый интерес к нравственно-этическим проблемам, к личности взрослого; стремление дать оценку и согласовать со взрослым свое отношение к обсуждаемым и волнующим ребенка проблемам свидетельствуют о формировании у него внеситуативно-личностной формы общения. Выявленные уровни развития общения со взрослым, его индивидуальные варианты могут служить основой для организаций коррекционно-развивающей работы с детьми. М317 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ В этом разделе представлен наш опыт организации коррек-ционно-развивающей работы с детьми подготовительной диаг-ностико-коррекционной группы, цель которой — преодоление отставания в развитии коммуникативной деятельности и формирование возрастных форм общения со взрослым. Апробированная нами программа коррекции сферы общения со взрослым нацелена на решение общеразвивающих задач (расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира, развитие мышления и речи, формирование познавательной активности и др.) и специальных задач по формированию коммуникативной деятельности (формирование потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении, преодоление ситуативности в общении). Для решения этих задач мы использовали фронтальные и индивидуальные занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи, а также занятия продуктивными видами деятельности. Учитывая, что расширение знаний об окружающем и развитие речи — основа формирования содержательных контактов со взрослым, особое внимание мы уделяли планированию занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи (от конкретных тем — к обобщающим, от занятий с наглядным материалом — к занятиям без наглядных опор). Такое планирование позволяет формировать в определенной системе знания детей об окружающем, дать им образцы внеситуативных контактов (вести беседу, используя конкретный материал, но не опираясь на него в данный момент). Так, при знакомстве детей с миром животных на первых занятиях мы формировали понятия о домашних, диких животных, читали и обсуждали книги Д. Горлова «Про птиц и зверей», Г. Снегирева «Звери наших лесов», Е. Чарушина «Моя первая зоология», рассматривали иллюстрации. По мере накопления знаний была проведена обобщающая беседа о жизни животных. При формировании знаний о дружбе использовали произведения Л. Толстого «Отец и сыновья», «Два товарища», М. Фоминой «Подруги», В. Осеевой «До первого дождя», «Три товарища», при обсуждении которых дети учились анализировать конкретные ситуации. Так мы подводили детей к обобщающей беседе о дружбе, товариществе. Для поддержания интереса к занятиям и активизации познавательной деятельности мы разнообразили формы проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром. Большой интерес у детей вызывают наблюдения в природе, опыты, викторины, кукольные спектакли и т.п. В неразрывной связи с познанием окружающего мира важно развивать речь детей: расширять словарь, развивать связную речь, грамматический строй речи. Особого внимания требует задача формирования свободы речевого высказывания, которому способствуют игры-драматизации, специальные дидактические игры. Коррекция сферы общения со взрослым осуществлялась путем активного включения детей в деятельность общения с ним. Моделируя на индивидуальных, групповых занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения, мы ставили ребенка перед необходимостью решать определенные задачи общения, помогали в их решении. Игры с дидактическими игрушками, продуктивные виды деятельности использовали в качестве модели ситуативно-деловой формы общения. Взрослый стремился создать условия для возникновения у детей потребности в сотрудничестве, учил обращаться за помощью, оценивал действия детей. Занятия по ознакомлению с явлениями физического мира (чтение и обсуждение книг, беседы, наблюдения в природе и др.) использовали как модель внеситуативно-познавательной формы общения. Взрослый старался вызвать у детей интерес к обсуждаемым вопросам, давал образцы познавательных контактов (задавал вопросы, делился впечатлениями и т.п.), предоставлял детям возможность высказаться, задать вопрос, поощрял проявления ребенком инициативы. На з а н я т и я х по ознакомлению с я в л е н и я м и социального мира (беседы, чтение и обсуждение книг и т.п.) моделировалась внеситуативно-личностная форма общения: взрослый создавал проблемные ситуации, высказывал свое отношение к обсуждаемым проблемам, привлекал детей к оценке своих поступков, сверстников, поощрял^ интерес детей к нравственно-этическим проблемам, стремление их согласовать со взрослым мнения, оценки. В коррекционных целях использовали и повседневные ситуации общения детей со взрослым и друг с другом (самостоятельные игры, прогулки, процессы.умывания, еды). Мы учили детей сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других, привлекали их внимание к явлениям физического и социального мира, учили удивляться, оценивать поступки окружающих и т.п. Обязательное условие всех занятий — положительное эмо Например, для активизации личностных контактов использовали игры-путешествия в Страну Знайки. Перед ребенком ставилась задача преодолеть в пути остановки. Во время остановки «Хороший поступок», «Честность», «Дружба» ребенок должен был правильно охарактеризовать сущность того или иного обобщенного термина, рассказать о своем поступке, поступке товарища или героя какого-либо рассказа, оценить его. Выигрывал тот, кто первым преодолевал остановки. Они получали памятный значок с портретом петрушки Знайки. Подобные занятия использовали и для активизации познавательных контактов: дети совершали путешествия по лесу, пустыне, зоопарку и т.п. С целью поддержания интереса к занятиям мы использовали игровые приемы. Например, на занятиях, моделирующих ситуацию личностного общения, — прием «нравственной лесенки». Мы предлагали ребенку расположить героев сказки (рассказа) следующим образом: на самых верхних ступеньках — тех, кто понравился больше; на нижних — тех, кто совсем не понравился. При этом просили ребенка объяснить свои действия, спрашивали, на кого он похож, по его мнению, в данное время и на кого хотел бы быть похожим в будущем. Частыми гостями детей на занятиях были игровые персонажи: Знайка, Незнайка, Петрушка и другие. С их помощью взрослый давал детям образцы разнообразных контактов, побуждал к общению. Например, Незнайка приходил в гости к детям, видел книги, интересовался, про что они, выбирал книгу о животных, обращался к ребятам и воспитателю с вопросами о жизни, повадках некоторых из них, рассказывая о том, что ему известно. На занятиях, посвященных обсуждению нрав- ственно-этических проблем, Знайка рассказывал о ребятах, которых встречал по дороге в детский сад, давал оценки их поступкам, просил детей, воспитателя высказать о них свое мнение. Широко использовались на занятиях дидактические игры. Так, для преодоления ситуативности в общении дидактические игры типа «Запрещенные слова», в которых ребенок должен руководствоваться не сиюминутнщми желаниями, а условиями игры. Например, в игре «Да» и «нет» не говорите» ребенок, отвечая на вопросы воспитателя («Ты любишь мороженое?», «Папа ходит в детский сад?»), не должен был употреблять слова «да» и «нет». Для активизации познавательных контактов использовали дидактическую игру «Кто больше?». В этой игре детидолжны были задавать вопросы о предмете, который показывал взрослый. Побеждает ребенок, задавший наибольшее количество вопросов. Коррекция общения у детей осуществлялась при опережающей инициативе взрослого. Опираясь на достигнутый ребенком уровень общения, динамику его продвижения, взрослый давал образцы новых по содержанию контактов, поддерживал и поощрял усилия ребенка в нужном направлении. Усложнение коррекционных задач определялось возрастной логикой развития коммуникативной деятельности детей (от ситуативно-деловой фррмы к внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения). Формирование внеситуативных форм общения начинали с занятий, которые отвечают уровню развития деятельности общения детей, т.е. с занятий, нацеленных на активизацию деловых контактов со взрослым. По мере обогащения деловых контактов переходили к беседам о мире физических явлений, ставили задачу активизации познавательных контактов со взрослым и лишь постепенно подводили детей к беседам, касающимся области человеческих отношений, активизирующим личностные контакты, способствующим преодолению ситуативности в общении. Динамика овладения внеситуативными уровнями общения При организации коррекционной работы учитывались индивидуальные особенности формирования коммуникативной деятельности, динамика развития общения ребенка со взрослым в.целом. Особое внимание уделялось детям с устойчивым стремлением к ситуативно-личностным контактам, с игровыми интересами, а также к тем дошкольникам, которые с трудом овладевали внеситуативными формами общения со взрослым. С этими детьми проводились дополнительные индивидуальные занятия, которые позволяли установить личностный контакт с ребенком, включить его в общение, учесть его индивидуальный опыт общения, динамику коммуникативного развития. Такие занятия помогали ребенку включиться в работу на общегрупповом занятии. Коррекционная работа проводилась в тесном контакте с семьей. Родителям были представлены результаты диагностического обследования, на протяжении всего учебного года их знакомили с содержанием проводимой работы. Родители получали советы по формированию общения со взрослым в условиях семейного воспитания, в т.ч. на тематических родительских собраниях: — «Значение общения со взрослым в развитии ребенка-дошкольника»; — «Возрастные возможности формирования коммуникативной деятельности детей и учет их в условиях семейного воспитания»; — «Индивидуальные особенности общения детей со взрослым и учет их в условиях семейного воспитания» и др. Регулярно в Уголке для родителей в рубриках «Это интересно», «Обсудите с детьми» размещались рекомендации и методические материалы для организации общения с детьми в семье. Мы полагаем, что предложенная в пособии программа изучения и коррекции коммуникативного развития детей может быть использована как в целях диагностики актуальных и потенциальных особенностей развития у детей с ЗПР общения со взрослым, так и при организации формирования у них возрастных форм общения. ПРИМЕРЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «Буратино делает подарок для своих друзей» (Конструирование из природного материала) Цель: дать детям образцы деловых контактов, включать их в деловое общение. Ход занятия Перед Буратино много поделочного материала разных видов: шишки, желуди, веточки деревьев, птичьи перья, крылатки клена, клей, бумага. Появляется взрослый. Взрослый: Буратино, что ты делаешь? Буратино: Вот думаю, что бы приготовить в подарок для моих друзей? У меня много разного материала, но я не знаю, что из него можно сделать. Может быть, вы мне поможете? Взрослый: С удовольствием. А давай сделаем петушка. Буратино: А как? • Взрослый: Из шишки можно сделать петушку туловище. Буратино: А из чего мы сделаем ему головку? Взрослый: Для головки подойдет желудь. Буратино: Как же мы соединим головку с туловищем? Взрослый: Можно — с помощью веточки, но сначала давай оформим петушку головку. Буратино: Ведь у петушка есть гребешок и бородка. Из чего же нам их сделать? Взрослый: Для гребешка подойдет небольшой листок, а бородку можно сделать из крылатки клена. Буратино: А как они будут держаться? Взрослый: Мы прорежем в желуде небольшие расщелины и вставим туда гребешок и бородку. Вот так. Буратино: Петушку еще нужны клюв и глазки. Взрослый: Их можно сделать из плотной бумаги. 5-1317 Буратино': Ну вот, головка у петушка готова. Теперь можно ее соединить с туловищем. Вот так. Ребята, а вы хотите сделать подарок для своих друзей? (Предлагает детям помощь, сотрудничество.) Аппликация на тему: «Петрушка делает полосатого котенка для сказки» Цель: дать детям образцы деловых контактов, включать их в деловое общение. Ход занятия К детям приходит Петрушка и приносит игрушки-самоделки: мышку, щенка, лягушат. Петрушка: Здравствуйте, дети! Смотрите, какие я принес вам игрушки. Мне хотелось бы рассказать вам сказку про по. лбсатого котенка, только я не знаю, как его сделать. Не могли бы вы мне помочь? Взрослый: Конечно, Петрушка, мы поможем тебе смастерить полосатого котенка. Каким должен быть твой котенок? Петрушка: Белым в синюю полоску. Взрослый: Сейчас мы нарисуем на белой бумаге синие полоски, как у твоего котенка. Петрушка: Хорошо получилось. А из чего мы сделаем туловище? Взрослый: Для туловища возьмем круг, часть из него вырежем, а потом склеим его так же, как и туловище. Петрушка: Вот здорово! А как же сделать мордочку котенку? Взрослый: Возьмем зеленую бумагу и сделаем глазки, из красной — носик, нарисуем черным карандашом усы. Чтобы котенок был пушистым, сделаем внизу на головке бахрому. Петрушка: А как же будет держаться головка на туловище? Взрослый: Для этого я намажу узкий фунтик клеем и надену его на широкий фунтик-головку. Петрушка: У котенка должны быть еще лапки и хвост. Взрослый: Их дети вырежут из цветной бумаги. Вот так. А теперь склеим. Петрушка: Хороший получился у нас котенок. Послушайте, дети, сказку про полосатого котенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.017 с.) |