Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы про мальчика Митю и девочку Анюту

Поиск

Цель: вызвать интерес к нравственно-этическим проблемам, включить в личностное общение.

Ход занятия

Взрослый: Сейчас я вам расскажу историю про мальчика Митю. Очень ему хотелось стать хорошим, но не всегда это ему удавалось. Посмотрите, что произошло с ним на этот раз.


Из-за ширмы появляется мальчик Митя, подходит и садит­ся на крылечко дома.

К Мите подходит Света.

Света: Митя, пойдем к нам играть.

Митя: Не пойду, у вас во дворе гуси.

Света: Ну и что же, что гуси?

Митя: Как что? А если они меня щипать будут за ноги?

Света: А почему же они тебя будут щипать?

Митя: Да потому, что я их недавно дразнил.

Появляется Саша.

Саша: Пойдем, Митя, к нам играть.

Митя: Не пойду. У вас во дворе Полкан, он меня укусит.

Саша: А почему он тебя укусит?

Митя: А потому, что я в него вчера камнями кидал.

Взрослый: Ушли от Мити и Саша, и Света. Сидит он на кры­лечке. Набежала туча на небо, и пошел дождь.

Коля (из окна): Эй, Митя! Иди домой, а то промокнешь.

Митя: Не пойду. Там кот Васька, он меня поцарапает.

Коля (из окна): А почему он тебя поцарапает?

Митя: А потому, что я его за хвост дергал.

Взрослый: Сидит Митя на крылечке и мокнет под дождем. Некуда ему бедному деться. Дети, что бы вы посоветовали Мите? Как ему нужно себя вести?

(Дети высказывают свое отношение к Мишиным поступ­кам, дают ему советы.)

Взрослый предлагает послушать историю про девочку Анюту:

— Пришел с работы папа, просит дочку...

Папа: Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

Анюта: Я не слышу — у меня ушки-неслушки!

Взрослый: Мама просит дочку...

Мама: Анюта, отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол.

Анюта: Я не слышу — у меня ушки-неслушки!

Бабушка: Куда это я очки свои дела? Не поищешь, Анюточка?

Анюта: Я не слышу — у меня ушки-неслушки!

Дедушка: А я собрался спросить, что тебе на праздник пода­рить — большую куклу, заводную машину или книжку?

Анюта: Куклу! И чтобы глаза закрывались! И в самом на­рядном платье!

Дедушка: Что? Не слышу. Не разберу.

Анюта: Куклу! И чтобы глаза...

Дедушка: Не слышу, ничегошеньки не слышу. Вот беда какая!


Взрослый: Так и осталась Анюта к празднику без подарка. Дедушка: А ушки у нее теперь — послушки. Взрослый: Почему же Анюта к празднику осталась без по­дарка?

— Что придумал дедушка?

— А хорошо ли слышат ваши ушки?

— Есть ли у вас в группе дети с ушками-неслушками?

«Дружба» (Цикл занятий)

Цель: включить детей в личностное общение при ознакомлении с понятиями «дружба», «дружить», «дружный», «друг».

Ход 1-го занятия

Чтение рассказа М. Фоминой «Подруги». Вопросы детям:

— Как можно назвать этот рассказ?

— Что случилось с Лизой?

— Почему Лиза забыла о больных зубах?

— Если дружат между собой мальчики и девочки или взрос­лые люди, как можно их назвать?

Взрослый знакомит Детей с пословицами о дружбе:

Друга ищи, а найдешь — береги.

Человек без дружбы — что дерево без корней.

Тяжко жить одному на свете.

Ход 2-го занятия

Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища». Вопросы детям:

— Чем занимались дети во время перемены?

— Почему не ел Витя?

— Что посоветовал Вите Миша?

— Что сделал Володя?

— Кто из мальчиков оказался настоящим товарищем?

— С кем бы из этих мальчиков вы хотели дружить?

Ход 3-го занятия

Чтение рассказа В. Осеевой «До первого дождя» Вопросы детям:

— Что случилось с Таней по дороге в детский сад?

— Можно ли Машу назвать подругой? Почему?


— Как вы понимаете слова воспитателя: «Видно, дружба до первого дождя»?

— Как бы вы поступили на месте Маши?

Ход 4-го занятия

Чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища». Вопросы детям;

— Что случилось с друзьями?

— О чем спросил один товарищ?

— Что ответил другой?

— Какими показаны друзья в этом рассказе?

— А как бы вы поступили?

Ход 5-го занятия

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы детям:

— Чем гордился Вова? • *

— Почему остаться одному — самое страшное?

— Что бы вы посоветовали Вове?

— Встречались ли вам ребята, похожие на Вову?

Ход 6-го занятия

Беседа о дружбе и товариществе.

Звучит запись песни В. Шаинского «Песня о настоящем друге».

Вопросы детям:

— Что такое дружба?

— Кого мы называем другом?

— Для чего нужен человеку надежный друг?

— Почему в народной пословице говорится, что «верный друг — самое большое богатство»?

— Расскажите о своем друге.

Взрослый предлагает вспомнить сказки, рассказы о хоро­ших, верных, добрых друзьях.

— Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» оказался хоро­шим другом?

— Как должен поступать настоящий друг?
Взрослый загадывает детям загадки:

Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете


Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок и не львица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка).

Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались? Это Гена, Это Гена... (крокодил).

Он и весел, и не злобен,

С ним хозяин-мальчик ходит

И приятель Пятачок.

Это милый чудачок.

Для него прогулка — праздник,

И на след особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежбнок... (Винни-Пух).

Появляются Чебурашка, крокодил Гена, Винни-Пух. Вопросы детям:

— Кого из героев мультфильмов можно назвать настоящим другом?

— Почему вы так считаете?

Детям предлагается пояснить слова «дружба», «друг».

«Путешествие в страну сказок»

(Цикл занятий)

Цель: вызвать у детей интерес к нравственным проблемам, вклю­чить детей в личностное общение.

Ход 1-го занятия

Чтение и обсуждение сказки братьев Гримм «Три пряхи». Вопросы детям:

— Кто больше всех понравился вам в этой сказке?

— Понравилась ли вам девушка? Почему?

— Что в ней хорошего?

— Если бы на месте этой девушки, которая не любила прясть, оказались Одноглазка, Двуглазка, сдержали бы они свое слово?


— Как вы относитесь к ним?

— Как бы вы поступили на месте девушки?

Ход 2-го занятия

Рассказывание сказки Ш. Перро «Золушка». Вопросы детям:

— Смогли бы вы на месте Золушки помогать ее сестрам?

— Смогла бы это сделать Крошечка-Хаврошечка? Ленивая девушка из сказки «Три пряхи»?

Задание: напишите письмо Золушке, стараясь поддержать ее в тяжелый момент, когда Золушка надрывается на рабо­те, а злая мачеха ее бьет и дает все более тяжелую, грязную работу.

Ход 3-го занятия

Рассказывание сказки братьев Гримм «Б е л я н о ч к а и Розочка». Вопросы детям:

— Кто вам больше понравился в этой сказке? Почему?

— Как можно охарактеризовать гнома?

— Как бы вы поступили на месте девочек?

Игра-спектакль по сказке

Куклы: Беляночка, Розочка, гном, медведь, орел. Задание:

— А теперь поставим спектакль не по к н и ж к е, а так, к а к бы
тебе хотелось, но начнем с того, как в книжке.

Ребенок должен сам находить нужное, единственно воз­можное решение в ситуациях морального выбора: например, помочь гному или наказать его, когда кончик его бороды за­стрял в двери.

Ход 4-го занятия

Чтение и беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Девочка, насту­пившая на хлеб». Вопросы детям:

— Как ты думаешь, правильно ли поступила Инге?

— Что ты думаешь об Инге? Как назвать ее поступок?

— Почему она не должна была так делать?

— Легко ли ей было собрать весь этот кусок по крошкам?

— Изменилось ли твое мнение о ней?

— Как бы ты поступил на месте Инге?



*


Ход 5-го занятия

Чтение и беседа по сказке «Заколдованный холм» (английс­кая народная сказка).

Вопросы детям:

— Кому было в этой сказке тяжелее всех? Почему?

— Как по-разному может выглядеть добро и зло?

— В ком здесь настоящее зло?

— Что вы думаете про Джима и Дженни?

— Как они победили все свои несчастья?

— Как бы вы поступили на их месте?

Ход 6-го занятия

Игра-беседа по сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка о царе Горохе и его дочерях».

До чтения сказки детям предлагается выбрать понравившу­юся куклу из пары («красавица» и «замарашка»), которые еще не являются персонажами сказки.

После чтения сказки куклы выступают как отрицательный («красавица» — царевна Кутафья) и положительный («зама­рашка» — Босоножка) персонажи.

Кутафья: Я тебе нравлюсь?

— А хорошо я все делаю?

— Кого из нас ты выберешь? Почему?

Затем разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношени­ям детей данной группы.

Ход 7-го занятия

Беседа по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Рассматривание иллюстраций (розы в букете и одна роза). Вопросы детям:

— Ты можешь отыскать среди этих роз Розу Маленького принца? Как ты догадался?

— Что значит «единственная на свете»?

— Какой был Лис?

— Что с ним произошло?

— Долго ли будет ждать Лис Маленького принца или забу­дет его?,

— Как ты себе представляешь встречу Маленького принца с Розой?

— Как бы ты поступил на месте Маленького принца?

.43


— Есть ли у тебя друг? Расскажи о нем.

— Почему ты с ним дружишь?

Задание: нарисуйте Розу Маленького принца: когда Роза тоскует; когда Роза и Маленький принц наконец встрети­лись.

«Что видел Незнайка»

Цель: вызвать у детей интерес к нравственным проблемам, ак­тивизировать личностные контакты.

Ход занятия

Появляется Незнайка на воздушных шарах.

Незнайка: Ох! Еле приземлился. Здравствуйте, ребята! Это детский сад «Аленький цветочек»? Я специально к вам приле­тел. Говорят, у вас все ребята хорошие, друг другу, взрослым помогают, друзей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по всему свету летал на воздушных шарах, высоко, ви­дел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. И вы мне рас­скажете: может быть, и у вас такое бывает. Слушайте внима­тельно:

Двум мальчишкам-драчунишкам не играется с утра,

Ни в хоккей, ни в мяч, ни. с книжкой

Не хотят побыть «друзья».

Кулаками размахались,

Слезы мажут по лицу

И кричат: «Сейчас побью!»

— Есть у вас такие? Назовите их имена.

Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам! (Ответы детей.)

Незнайка: А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную пес­ню хором поют:

Мы бедные игрушки поломанные!

Мы бедные игрушки несложенные!

Нелюбимые и забытые!

Кто нас на полки посадит?

Кто на место отнесет?

Кто нам платьица поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой!Ай!Ой!Ай!


— Ребята, скажите, ваши игрушки поют такие песни?

— А как вы храните игрушки?

— Как ухаживаете за ними? ~~ (Незнайка выслушивает ответы детей:)

Незнайка: Однажды я ехал в трамвае, там было много наро­ду. Все ехали с работы. Вера все время смотрела, не освободится ли где место. Вот она быстро заняла освободившееся место и с улыбкой смотрела на тех, кто стоит. Среди них и ее м,ама.

— Как должна была поступить девочка?

— А как поступаете вы, когда едете на автобусе? Незнайка: Как-то я видел такую картину: на полу лежит

мальчишка, от крика весь красный, ногами об пол стучит, ру­ками машет: «Не хочу я кашу есть, не хочу я чаю!»

Вызвали доктора (не заболел ли мальчик). Но доктор ска­зал: «Здоров!»

— Что бы вы посоветовали этому мальчику?

— А среди вас есть такие?

— Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим
детям. Стыд и срам! Стыд и срам!

— Расскажите, какие правила поведения вы знаете.
(Ответы детей.)

Незнайка: Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, маль­чик играет с малышом и песенку ему поет:

Подрастай быстрей, братишка! Будем вместе мы играть И в солдатиков, и с мишкой, Научу тебя считать. Подрастай быстрей, братишка, Очень я тебя люблю!

— А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу, какие добрые и хорошие ребята старшие братья и сестры.

— Как же нужно относиться к малышам, младшим братьям и сестрам?

Незнайка: Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем рас­скажу, какие вы дружные и воспитанные. До свидания!


«Встреча с лисенком Рыжиком, который хочет быть хорошим»

Цель: активизировать личностные контакты детей.

Ход занятия

Взрослый знакомит детей с лисенком Рыжиком, который хочет быть хорошим, но не знает как. Он рассказывает, что лисенок Рыжик ходит в детский сад. Один раз он уронил банку с цветами. Решил не говорить, чтобы не расстраивать воспита­тельницу, а она наказала Рыжика. Но почему?

А один раз ему захотелось поиграть с машинкой, с которой играл один мальчик. Когда он отвернулся, Рыжик забрал себе игрушку. Мальчик рассердился, но почему?

Взрослый предлагает детям рассказать Рыжику о хороших и плохих поступках, дать советы, как можно и как нельзя вес­ти себя в детском саду.

«Письмо доброго сказочника»

(Беседа о хороших и ппохих поступках)

Цель: включить детей в личностное общение.

Ход занятия

Взрослый: У моего знакомого мальчика Димы есть бабушка. Дима-очень любит свою бабушку, но жалуется на то, что она ча­сто говорит ему слово «нельзя»: «Я даже устал — все нельзя и нельзя...» А бабушка говорит: «Хороший ты у нас мальчик, но повторять тебе, что нельзя делать, надо сто раз».

Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребя­там письма-рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно».

Письмо первое

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он остановил­ся, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подра­жать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются...

— Что бы вы сказали о таких мальчиках?

(Ответы детей.)

Взрослый: И добрый сказочник пишет в письме: «Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться забот-


ливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для других. Запомните это».

Письмо второе

Дима жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит:' «Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать».

Дима отвечает: «Не хочу спать, хочу играть». Бабушка бес­покоится и снова просит Диму закончить игру.

— Прав ли Дима?
(Ответы детей.)

Взрослый: Добрый сказочник пишет: «Нельзя спорить со стар­шими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать "не хочу"».

Письмо третье

Папа, мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба апельсина и начала катать их по столу. «Нельзя играть за столом, когда собрались обедать, — сказал папа. — Положи апельсины на тарелку». Оля каприз­ным голосом Ответила «Я сама их съем».

— Что бы вы сказали Оле?
(Ответы детей.)

Взрослый: Нельзя играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдали все: нужно было поде­лить апельсины на всех.

Письмо четвертое

Костя требует от папы: «Купи велосипед!». Услышав в ответ, что отец сейчас не может купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: «У Толи есть, а у меня нет велосипеда!»

— Что бы вы сказали о Косте?
(Ответы детей.)

Взрослый: Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у другого.

Письмо пятое

Света капризничает и плачет, когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.

— Права ли Света?
(Ответы детей.)

Взрослый: Нельзя оставлять старого человека одного. По­мни, ты — радость для бабушки. Спой ей песенку, расскажи о твоих подружках, играх.


Письмо шестое

Сережа сказал, что в выходной день он с папой пойдет в зоо­парк, и позвал Андрюшу. Андрей был рад. Он всем рассказал, что пойдет в зоопарк с Сережей и его папой. Папа Сережи не смог взять Андрея. Сережа был огорчен, но не решался об этом сказать Андрею. Он сказал, что они не ходили в зоопарк.

— Что вы скажете о Сереже?
(Ответы детей.)

Взрослый: Нельзя говорить неправду; нельзя обещать то, что не можешь выполнить.

Письмо седьмое

Мальчик получил в подарок игрушку — машину. Он при­нес ее в детский сад, показал ребятам, но играть не давал: «Моя машина!».

— Что бы вы сказали или подумали о таком мальчике?
(Ответы детей.)

Взрослый: Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что есть у тебя одного.

Письмо восьмое

Лена увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела Взять ее домой, пока­зать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Лена мол­чала о том, что она решила унести ее домой.

— Правильно ли поступила Лена?
(Ответы детей.)

Взрослый: Вот мы и прочитали все письма сказочника и уз­нали, что означает слово «нельзя».

(Дети перечисляют то, о чем они узнали из писем.) Взрослый: Слово «нельзя» — это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя поступать, чего не надо делать.

«По маршруту добрых чувств и поступков»

(Игра-путешествие)

Цель: включить детей в личностное общение.

Ход игры

Взрослый: Дети, вы уже много путешествовали и каждый раз во время путешествия узнавали что-либо интересное, новое, важ-


ное. Сегодня у нас будет игра «Путешествие по маршруту доб­рых чувств, поступков, дел и отношений».

(Маршрут указывает, куда дети пойдут и о чем узнают, и имеет остановки.)

Взрослый: Первая остановка называется*«Вовка — добрая душа»: Мы узнаем, почему поэт А. Барто так назвала одно из своих стихотворений.

Взрослый читает отрывки, акцентируя внимание на добрых поступках мальчика (Вовка всем прохожим желает доброго утра; помогает усталым бабушкам; становится Кате старшим братом).

Взрослый: Вы хотели бы дружить с Вовкой? Почему?

(Ответы детей, обсуждение ответов.)

— На этой же остановке нашего путешествия мы встретим­ся еще с детьми, про которых А. Барто написала в стихотворе­нии «Уехали».

— Что случилось со щенком?

— Кто уехал и кто остался?

— Правильно ли поступили дети, оставив щенка одного?

— Как бы вы.поступили?
(Ответы детей.)

Ребята вспомнили о щенке, поняли, что поступили не­правильно, и вернулись с полпути. (Читает конец стихотворе­ния.) И мы рады за щенка и за детей, которые поняли, какую совершили ошибку.

Вторая остановка называется «Мальчик потерялся».

Взрослый читает отрывок из стихотворения 3. Александровой.

Взрослый: Что можно и нужно сказать о девочке Тане?

— Пословица говорит: «Ласковые слова — что весенний
день».

— Помните, как слезы у Миши высохли и появилась улыбка?
(Ответы детей.)

Третья остановка называется «Мальчик-помогай».

Взрослый читает стихотворение.

Взрослый:

— Почему мальчика так называли?

— Что можно сказать о мальчике?

— Кому и как вы помогаете "в труде?

Взрослый показывает альбом, в котором будут сделаны за­писи о добрых чувствах, поступках, отношениях, участии де­тей в труде, и предлагает детям рассказать о своих добрых де­лах и поступках.


«Знаешь ли ты?..»

Цель: активизировать стремление детей к личностным контактам.

Ход занятия

Взрослый:

— Какие слова приветствия вы знаете?

— Какие слова приветствия говорят ваши мамы, папы, ба­бушки?..

— Какие слова приветствия могут звучать при обращении к знакомому, незнакомому человеку, к ровеснику?

— Какие слова благодарности вы знаете? Когда мы произ­носим слова благодарности?

—"Как можно назвать человека, который всегда приветству­ет, благодарит окружающих?

— Как вы думаете, всегда ли тот, кто здоровается, привет­
ливо улыбается, считается вежливым?

Взрослый: Послушайте историю про одного ослика. Взрослый читает стихотворение И. Пивоварова «Вежливый ослик»:

Был ослик

Очень вежлив,

Воспитанный он был.

Всем улыбался,

Кланялся

И «Здравствуй?»

Говорил.

Потом

Он отходил на шаг

И говорил:

«Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус,

А лев — дурак,

А слон — обжора

И толстяк».

Ни разу доброго

Словца

Он не сказал

Ни про кого —

И я прошу тебя,

Дружок:

Не будь похожим

На него.

— Дети, вежливый ли был ослик?


— А почему вы так считаете?

— А теперь послушайте, какая история произошла со сло­ненком.

Взрослый читает стихотворение В. Татаринова «Слоненок-малютка»:

В лесу заблудился слоненок-малютка,
Слоненку в лесу одиноко и жутко.
Спустилась, сгустилась вечерняя мгла-
Спасибо, знакомая утка,
Малютку домой привела.
Слониха от радости громко трубила
И даже слоненка отшлепать забыла.

Взрослый:

— Что случилось со слоненком?

— Кто помог ему вернуться домой?

— Как вы думаете, какие слова скажет мама-слониха зна­комой утке?

— Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми.

Как вы думаете, можно считать вежливым мальчика, о ко­тором это стихотворение?

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле —

Он в полночный тихий час \

Поднял мать с постели.

— Что с тобой?! — Вскочила мать.

— Заболел, сыночек?..

— Я забыл тебе сказать:

— Мама, доброй ночи!

(С. Погореловский)

— Понравился вам «вежливый» мальчик?

Сейчас я познакомлю вас с другим мальчиком. Хотели бы вы с ним дружить?

Знал одного ребенка я, Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребенку воспитание. Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил: «Спасибо!»—говорил.

— Почему никто не хотел дружить с этим мальчиком?
Моделирование ситуации «Подарим друг другу подарки».


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Чего не хватает?»

Цель: активизировать деловые контакты.

Материал: контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур; набор этих фигур (некоторые из них находятся у взрослого).

Ход игры

Ребенок должен сложить предмет по образцу, а за недоста­ющими фигурами обратиться к взрослому.

«Коврик для куклы»

Цель: активизировать деловые контакты.

Ход игры

Ребенку предлагается сделать коврик, украшенный геометричес­ким орнаментом. Кукла объясняет, какой коврик она хотела бы по­лучить. Например: в середине большой круг, сверху 4квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника и т.д.

Ребенок повторяет просьбу, по мере надобности спрашива­ет, что делать дальше.

Затем работе дается оценка.

«Кто больше знает?»

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность; форми­ровать свободу речевых высказываний, раскованность в общении.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку предмет и предлагает вспом­нить и назвать, что с ним можно делать. Например:

— У меня в руке стакан.Кто скажет, к а к и для чего его мож­но использовать? (Пить чай, ставить в него карандаши, поли­вать цветы, измерять крупу...)

«Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, способность высказы­вать суждения, преодолевать ситуативность в общении.


Ход игры

Взрослый предлагает ребенку представить то, о чем он будет говорить, и сказать, бывает л и т а к. («Волк бродит по лесу»; «Волк сидит на дереве»; «В кастрюле чашка варится»; «Кошка по кры­ше гуляет»; «Собака по крыше гуляет»; «Лодка по небу плывет»; «Девочка рисует домик»; «Домик рисует девочку» и т.д.)

Затем детям предлагается загадывать загадки.

«Где чей дом?»

/. '

Цель: активизировать познавательные контакты.

Ход игры

Детям показывают картинку, на которой изображены море, лес, зоопарк. Это «дома», где живут звери.

Ребенку предлагается поместить каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить в зоопарк и в лес. - Когда животные размещены, ребенку предлагается сосчи­тать, сколько животных в каждом доме.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление детей, поощрять позна­вательные контакты.

Ход игры

Взрослый дает детям картинки: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; елка, береза, дуб и земляника; огу­рец, репа, морковь и заяц и др.

Ребенок должен определить «лишнюю», не подходящую к ос­тальным, и объяснить свои действия.

«Кто больше?»

Цель: активизировать познавательные контакты ребенка со взрослым.

Ход игры

Вариант 1

Перед детьми ставят предмет. Предлагается подумать, ка­кие вопросы можно задать об этом предмете. Побеждает ребе­нок, задавший наибольшее количество вопросов.


Вариант 2

Детям называют слово (весна, лес, мяч, птица и др.)- Они должны отметить признаки, которые характеризуют предмет или явление, обозначенное этим словом, и рассказать как мож­но больше об этом предмете или явлении.

«Угадай-ка!»

Цель: активизировать познавательные контакты ребенка со взрослым.

Ход игры

Дети должны дать ответы на вопросы, обосновав их:

— Почему зимой на окнах узоры, а летом их нет?

— Где дольше прокатится мяч — на траве или на асфальте? Почему?

— Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик? Почему?

«Кого я видел в зоопарке?»

Цель: активизировать познавательные контакты ребенка со взрослым.

Ход игры

Ребенку предлагается по описанию, данному другими деть­ми, отгадать, о каком животном идет речь, и обосновать свой ответ.

«Отгадай-ка!»

Цель: активизировать познавательные контакты ребенка со взрослым.

Ход игры

Дети загадывают предмет. Водящий ребенок с помощью во­просов отгадывает, какой предмет они загадали:

— Он лежит на столе?

— Он большой?

— Он умеет кричать? И др.


Загадки о диких животных

Цель: формировать познавательные интересы детей; активизи­ровать познавательные контакты.

Ход игры

Взрослый загадывает загадки. Дети отгадывают их и под­нимают карточки с соответствующей картинкой.

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна.

(Медведь)

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.

(Лиса)

По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица.

(Белка)

Словно елка, весь в иголках. (Еж)

Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк)

Взрослый предлагает дет'ям загадать загадки или рассказать о диких животных, не называя их.

«Как бы я поступил?»

Цель: активизировать личностные контакты ребенка со взрос­лым.

Ход игры

Ребенку предлагается оценить ряд нравственно-этических коллизий и высказать свое понимание ситуации и отношение к ней.


«Как поступить?»

Цель: активизировать личностные контакты ребенка со взрос­лым.

Ход игры

Взрослый показывает детям сюжетные картинки: мама не­сет тяжелые сумки, а мальчик идет рядом; девочки едут в ав­тобусе, сидят, разговаривают, а рядом стоит бабушка; маль­чики идут по улице, едят конфеты, мороженое, а обертки бро­сают на тротуар.

Затем он предлагает детям сказать, как бы они поступили в той или иной ситуации.

В ходе игры ребенок должен помочь тем, кто затрудняется ответить, подобрать соответствующую сюжетную картинку и объяснить свой выбор.

«Позовем сказку»

Цель: вызвать интерес к нравственно-этическим проблемам; включить детей в личностное общение со взрослым.

Ходигры,

Взрослый: Начинаем игру «Позовем сказку». Как бы вы ее позвали?

Дети: Сказка, приди к нам! Сказка, сказка, приходи, что-нибудь нам расскажи!

Взрослый (показывает конверт с иллюстрациями): Позва­ли сказку, а появились картинки...

После показа иллюстраций педагог рассказывает отрывок из сказки («Лисичка со скалочкой», «Два жадных медвежон­ка», «Гуси-лебеди», «Кот, Лиса и Петух»...).

Дети вспоминают содержание сказок.

Взрослый:

— С кем вы повстречались в сказках?

— Кого бы из героев сказок вы назвали добрым, вниматель­ным, отзывчивым?

— С кем бы из героев сказок вы хотели дружить?


«Цветик-семицветик»

Цель: научить ребенка делать правильный нравственный выбор; активизировать личностные контакты.

Ход игры

Ребенок загадывает желание. Если оно связано с удовлетво­рением личных потребностей, ему дают желтую фишку; если имеет общественное значение — красную.

Подводя итоги игры, обсуждают высказанные желания и выясняют, какие из них понравились. Затем дети объясняют свой выбор.

«Запрещенные слова»

Цель: формировать произвольное внимание; преодолевать^иту-ативность ребенка в общении со взрослым.

Ход игры

В этой игре ребенок должен отвечать на вопросы взрослого, не употребляя конкретных слов («да», «нет», «черный», «бе­лый» и других), на которые провоцирует его вопрос.

«Разговор по телефону»

(Игра-драматизация)

Цель: развивать свободу речевых высказываний, раскованность в общении.

Ход игры

Воспитатель: В одном городе на одной площади стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, Колобок и Волк. В другом — Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышка-норушка.

Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, Колобок и Волк решили позвонить по телефону своим соседям. Угадайте, кто кому звонил? О чем они могли разговаривать друг с дру­гом?

Дети, изображая животных, разговаривают друг с другом «по телефону».

5 7


«Веселые овощи»

(Игра -драма тизация)

Цель: развивать свободу речевого высказывания, раскованность в общении.

Ход игры

Взрослый надевает детям шапочки с изображениями овощей. Взрослый: Вот овощи спор завели о себе, кто лучше, важнее и вкуснее на земле. Ребенок-горох:

Очень сочный, сладкий я, Как и вся моя семья.

Ребенок-морковь:

Про меня рассказ недлинный. Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку.

Ребенок-лук:

Заставит плакать

Всех вокруг,

Хоть он и не драчун,

А лук!

Луком вылечишь недуг.

И не враг я вам, а друг.

Ребенок-петрушка:

Знают все, что не игрушка Огородная петрушка. Без петрушки что за щи? Лучше щи и не вари!

«Ам!»

(Игра -драма тизация по сказке «Колобок»)

Цель: развивать свободу речевого высказывания, раскованность в общении.

Ход игры

Взрослый надевает детям шапочки зайца, медведя, лисы, колобка. Игра проводится в виде кукольного спектакля.

Взрослый рассказывает сказку. Дети изображают основных персонажей сказки, вступая в разговор в соответствии с ее текстом.


«Кто сказал "мяу"?»

(Игра-драматизация по сказке В. Сутеева)

Цель: формировать свободу релевого высказывания, раскован­ность в общении.

Ход игры

Взрослый надевает детям шапочки собаки, петуха, кошки, котенка, лягушки.

Ребенок, изображающий котенка, садится на стул и «спит». Взрослый рассказывает сказку. Дети изображают основных персонажей сказки, вступают в разговор в соответствии с ее тек­стом.


Приложение

РАЗВИТИЕ d?O P M ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ СО ВЗРОСЛЫМ

(по М. ЛИСИНОЙ)

 

 

 

№ п/п Формы обшения Параметры форм обшения
Примерная дата появления в онтогенезе Место обшения в системе обшей « жизнедеятельности ребенка Содержание потребности в общении Ведущий мотив обшения (выделен) Основ­ные средства обшения Значение формы общения в общем развитии психики
  Ситуативно-личностная (непосред-ственно-эмо-циональная) 0-0,2 года Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потреб­ностей Потребность в доброжелатель­ном внимании взрослого Личностный: взрослый как лас­ковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; не индивидуализированный источник активной ласки и внимания, не свя­занный с действиями ребенка Экспрес­сивно-мимичее-кие операции Неслецифическая общая активация, форми­рование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
  Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 0-6 лет Общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает Потребность в доброжелатель­ном внимании и сотрудничестве Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания; эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор иучастник совместной деятельности Предмет-нодейст-венные Развитие предметной деятельности, подготов­ка к овладению речью и первый этап развития активной речи
  Внеситуа-тивно-позна-вательная 3-4 года Общение развертывается i га фа ie совместной со взрос лым и самостоятельной деятельности ребенка по оз­накомлению с физическим миром и се обслуживает Потребность -в доброжелатель­ном внимании, сотрудничестве и уважении Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах; партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире Речевые операции Первичное проникнове­ние во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышле­ния
4. Внесипуативно-личностная 5-6 лег Общение развертывается на фоне теоретического и практического позна­ния ребенком социаль­ного мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов Потребность в доброжелатель­ном внимании, уважении взрос­лого при веду­щей роли стрем­ления к сопере­живанию и взаи­мопониманию Личностный: взрослый как це­лостная личность, обладающая знаниями, ум.ениями и социаль­но-нравственными нормами; строгий и добрый старший друг Речевые функции Приобщение к мораль­ным и нравственным ценностям общества; пе­реход к дискурсивному мышлению, создание мотива|(ионной, интел­лектуальной и коммуни­кативной готовности к школьному обучению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.016 с.)