Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия мальчиков и девочек и их учет

Поиск

ПЕДАГОГОМ

Осознание дошкольником своей половой принадлежности, умение различать представителей мужского и женского пола, реалистичный образ своего тела. Знание полоролевых| стандартов поведения — важные показатели нормального роста личности.

К своей телесной организации и связанным|повязал| с ней функ­циям| ребенок относится|ставится| как к|до| естественной|природным|, сравнивает| свое телесное строение со строением других людей, спокой­но| и заинтересованно|не без интереса| задаёт взрослым вопросы о рождении|, проявляет интерес к гениталиям (своим и представ­ителей| другого пола|стати|), который не следует рассматривать как неестественный|, такой, который должен настораживать или свидетельствовать об отклонениях в развитии.

Если родители|отец| и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка по поводу функционирования половых органов человека и процесса рождения, ему не будет необходимости | искать ответ на естественные|природные| вопросы у посторонних|сторонних| людей, подсматривать и т. п. Именно отсутствие информации побуждает| ребенка к|до| поиску важных для мировоззрения|миросозерцания| ответов. Философически окрашенные объяснения педагогов, организация ин­дивидуальних| бесед наподобие |наподобие| тех, в которых|каких| ребенка знакомят с явлениями природы, правилами дорожного движения окажутся целесообразными. Коллективные беседы в этом случае неуместны, поскольку вопросы, касающиеся половых отличий, зачатия, родов, возникают у детей одного возраста|века| в разное|различное| время и под воздействием разных|различных| жизненных ситуаций.

У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорирование этих отличий|, бесполое образование, снижают воспитательный и обучающий| эффект, тормозят становление полоролевого поведения|, видоизменяют естественные|природные| свойства ребенка. Система знаний о типичных|типовых| отличиях представителей мужского и женского полов поможет взрослому оптимизировать организацию жизнедеятельности | дошкольника в учебно-воспитательном процессе.

Отличия мальчиков и девочек

Половые особенности Мальчики Девочки
Физиологические Рождаются более крупными, с большей головой и весом. Разброс врожденных признаков высок. Имеют значительное количество полезных и вредных генети­ческих отклонений. В мужских парах высокое схо­дство однояйцевых близ­нецов. Внешнее сходство определяется скорее вро­жденными свойствами, чем влиянием внешней среды. Медленно изменяются, сложно при­спосабливаются к окружению. По биологическому возрасту младше девочек на год. Детство длится до­льше, чем у девочек Рождаются в среднем более мелкими по сравнению с мальчиками, с меньшим весом и меньшей головой. Рождаются более зрелыми, чем мальчики на 3-4 недели. По геноти­пу (комплексу врожде­нных признаков) однообразны, похожи между собой. Реже, чем у мальчиков, случаются глухота, отклонения в цветовом зрении, косоглазие, заикание и другие речевые де­ффекты, задержка психического развития. В девичьих парах разнояйцевых близ­нецов высокое сходство. Шире, чем у мальчиков, возможности изменяться под воздействием внешних условий. При резком изменении об­стоятельств жизни легко при­спосабливаются, выживают
Восприятие По большей части отличаются высокой остротой слуха и зрения. Хорошо ориен­тируются в пространстве, тонко дифференцируют разнообразные запахи   Чувствительны к шуму, отличаются высокой кожной чувствительностью, их боль­ше раздражает телесный дис­комфорт. Более чувствительны, чем мальчики, к поглаживаниям, прикосновениям
Внимание Внимание связано с интере­сом к деятельности: чем о­на интересней и содержательней, тем проще им быть внимательными, сосредоточен- ны­ми, не отвлекаться на постороннее. Замечания взрослого существенно не влияют на переключение внимания. Отвечая на вопрос взрослого, смотрят преимущественно на стол, в сторону или перед собой. Не ждут от взрослого поддержки. Внимание зависит от сложности задания и его социальной значимости: чем оно сложнее, тем тяжелее сосредотачивается внимание; чем более социально значимым является задание, тем дольше девочка сосредоточена, внимательна. Отвечая на вопрос взрослого, смотрит ему в глаза, ищет подтверждения правильности своих слов.  
Эмоциональные состояния Более возбудимые|, более беспокойные, раздражительные|, нетерпеливые|, несдержанные|, агрессивнее, чем девочки. | Негативная информа­ция| прорывается в сознание мальчиков чаще, чем у девочек. Пик эмо­циональной| активности приходится| на первые минуты, мальчик не может долго удерживать| эмоциональное напряжение. Чтобы не сломаться, он "исключает|выключает|" слуховую ин­формацию|, не слышит взрос­лого| и не реагирует на его слова. Сила переживаний высока, однако внешние проявления по большей части сдержанее|, чем у девочек. Более чувствительны|чуткие| к|до| неприятному| на ощупь (чем к|до| при­ятному|). Быстро, ярко и избирательно реа­гируют| на эмоциональные раздражители|. Снимают эмоциональное напряжение, быстро пе­реключаясь| на другое. Как правило, реже, чем мальчики, проявляют|выявляют| раздражительность| и агрессивность|. Чаще пребывают| в позитивном|положительном| настроении, однако динамика эмоций высока, эмоциональные состояния|стан| неустойчивы, легко пе­реходят| от плача к|до| смеху. Пик эмоций приходится| на середину|средину| разговора, могут достаточно долго удерживать|содержать| эмоциональное напряжение|, реже "отклю­чаются|", восприимчивы к|до| эмоционально окрашенным обращениям взрослого, внимательно | всматриваются в его лицо, стремясь распо­знать| характер отношения к себе. Активнее реагируют| на приятное на ощупь (чем на неприятное). В эмоциональной ситуации актив­ность| резко возрастает|вырастает|, повышается| эмоциональный тонус: мозг будто|вроде| готовится реа­гировать| на любую|какую-нибудь| неприятность|, максимально ориентируются|, чтобы выжить
Мышление Задают взрослому вопросы|, чтобы получить кон­кретную| информацию. Выссказывают преимущественно индивидуальные, нестандарт­ные, вариативные рассуждения. Выдвигают разнообразные версии, предлагают разные варианты решения за­дач. Характеризуются хо­рошими пространственными умениями, охотно решают пространственно-зрительные задачи. Мысленно пере­ворачивают фигуры, сравнивая их в пространстве и накла­дывая одну на другую. Пытаются понять сущностное, установить законо­мерности, обнаружить причинно-следственные связи. Раньше, чем мальчики, начи­нают говорить. Развитие психики происходит на фоне "оречевления" жизни в целом. Владеют большим, чем мальчики, словарным запасом, однако ответы однообразны. Опережают мальчиков в речевых заданиях, и даже неречевые за­дания решают преимущественно речевыми спосо­бами. "Исполнительская" час­ть речи, речевой процесс хорошо развит: лучше усваивают слова, правила; у девочек выше скорость речи и чтения, более совершенно правописание. Рассказы развернуты, события детализированы, в предложениях преобладают существительные и прилагательные.
Речь На 4-6 месяцев позже девочек начинают гово­рить. Редко раскрывают в словах свой внутренний мир. По большей части — "молчуны", которые могут долго подбирать слова, при этом более четко передавать содержание, суть. Отвечают по большей части интересно. У них лучше, чем у девочек, развита сторона речи, связанная с поиском: нахождением словесных ассоциаций, решением кроссвордов, поиском не­стандартных решений, про­явлениями смекалки, изобретательства. Рассказы ла­коничны, в предложениях пре­обладают глаголы и междометия, с помощью которых пе­редается динамика, движение. Раньше, чем мальчики, начи­нают говорить. Развитие психики происходит на фоне "оречевления" жизни в целом. Владеют большим, чем мальчики, словарным запасом, однако ответы однообразны. Опережают мальчиков в речевых заданиях, и даже неречевые за­дания решают преимущественно речевыми спосо­бами. "Исполнительская" час­ть речи, речевой процесс хорошо развит: лучше усваивают слова, правила; у девочек выше скорость речи и чтения, более совершенно правописание. Рассказы развернуты, события детализированы, в предложениях преобладают существительные и прилагательные.
Физическое развитие На 2-3 месяца позже девочек начинают хо­дить. Выше мышечная акти­вность, более ловкие движения, действия. В конце дошкольного возраста уступают девочкам в длине и весе тела, выносливости. Игры чаще опираются на дальнее зрение: бега­ют друг за другом, бросают предметы в цель, стремятся к освоению ши­рокого пространства. Если его мало в горизонталь­ной плоскости, осваивают вертикальную: лазят по деревьям, лестнице, взбира­ются на стол, шкаф и т. п. Раньше, чем мальчики, начинают ходить. Хорошо развита мелкая мото­рика рук. По большей части сильнее мальчиков, выше их, имеют боль­ший вес, физически выносливее. Не такие ловкие и подвижные, как мальчики, более осторожны в своих движениях. Играют в ближайшем пространстве, менее смелые и рискованные. Для игр им хватает маленького угла.  
Поведение   Имеют высокую поисковую активность, тяготеют к освоению нового и широко­го пространства. Чаще, чем девочки, нуждаются в изменениях, разнообразии, прогре­ссивной динамике жизни. Склонны к риску. Са­мостоятельнее, чем девочки, смелее принимают решения. Избегают излишней опеки, стараются освободиться от контроля, не любят подчиняться требованию, выраженному в императивной фор­ме, могут вести себя агрессивно. Активность направлена не на освоение нового, а на сохранение и закреп­ление достигнутого, пере­дачу своего опыта другим, на выживание в но­вых условиях, приспособление к ним, нахождение своего места, обеспечение комфортного состояния. Активно проявляют себя в сферах, в которых чувствуют себя уверенно. Демон­стрируют другим свои украшения, наряды, игрушки, сладости, достижения. Охотно выполняют требования и распоряжения, приводят в порядок­ помещение, украшают быт; ухаживают, опекают, заботятся, поучают, по­могают сверстникам.
Развитие личности Ведущий мотив пове­дения| и|да| деятельности — познавательный. Характе­ризуются широкими и, по большей части, конкретными | интересами, которые| выхо­дят| за пределы учебной программы. Характер| определенный, | последовательный, про­гнозируемый|. Присущи волевые черты. Станов­ление личности неред­ко| сопровождается про­явлениями| нервозности. Преобладают интеллектуальные и практические|практичные| чувства. Склонны|подверженные| к|до| креативному| поведению, творческой актив­ности|. При нормальных условиях воспитания у них по большей части формируется адекватная самооценка, они соотносят свои действия и достижения. Не любят демонстриро­вать| другим свои достижения|. Искренни, откровенны, не умеют хитрить. Ведущие мотивы поведения и деятельности - похвала и социальная значимость результата. Интересы в первую очередь связаны с моральными и бытовыми аспектами жизни, редко выходят за рамки программных требований. |востребования|. Харак­тер неопределенный, трудно прогнозируемый. Проявления нервозности случаются|попадаются| реже, чем у мальчиков. Преобладают моральные и эстетические|эстетические| чувства. Само­оценка существенно изменяется| под давлением внешних влияний. Нередко стремления| выше реальных возможностей|. Ориентированы на внешний успех, стремятся к| признанию со стороны автори­тетных| людей, склонны|подверженные| де­монстрировать| себя другим. Часто прибегают|удаются| к|до| хитро­стям|, проявляют непоследовательность.|  
Деятельность   Не склонны|подверженные| к|до| однообразной| работе, не видят в ней смысла, быстро утом­ляются|. Трудно даются задания|задача|, организованные по типу конвейера. Не люб­лят| легких, знакомых за­даний|, предпочитают задания|задаче| поискового характера, требующих|к выдвижения| новых идей, использования| новых способов действий. Нетребовательны к|до| качеству, не стремятся к старательности, аккуратности в выполнении и оформлении. Долго "раскачиваются", пик работоспособности наступает не сразу, в ключевом материа­ле нуждаются позже. Сориентированны не столько на результат, сколько на процесс деятельности. Во взаимодействии со сверстниками преобладает деловая форма, направленность на организацию совместной деятельности. Ориентируются на образец, шаблон, пытаются выполнять| "как надо", "как требует взрослый". Отдают предпочтение знакомому, типичному|типовому|. Добиваются высоких стандартов качества|, по большей части действуют ста­рательно|, выполняют|исполняют| работу тщательным образом, любят у­крашать||разукрашивать|, улучшать внешне|снаружи|. До­водят освоенное до совершенства, высокого исполнительского мастерства. В дея­льность включаются сразу, быстро наступает пик работоспособности. Когда у мальчика работоспособность растет, девочка начинает уставать. Интересует не столько сам процесс, сколько результат деяль­ности и его оценка. В общении со сверстника­ми преобладают личностные мотивы, выборочное отношение, расчет.    
Отношение к оценке По большей части доверяют своим возможностям, полагаются| на собственный жизненный опыт, могут реалистично оценить сделанное|, ориентируясь на качественно- количественные характе­ристики| конечного|концевого| ре­зультата|. Меньше, чем девочки|, зависят от внешних оценок, реже меняют свое мнение под давлением других. Могут не согласиться с оценкой авторитетного лица, аргументировать несогласие. Даже доверяя своим возможностям, чаще отдают предпочтение оценке авторитетного взрос­лого, могут под его давлением изменить свое мнение, выразить другое оценочное суждение. Оценка автори­тетного взрослого яв­ляется более значимой, чем объективные качественно-количественные характеристики конечного результата. Соглашаются с ней, редко и осторожно выражают сомнения по ее поводу.  
Воспитанность Чаще, чем девочки, слышат от взрослого замечания, упреки, их чаще наказывают, реже ласкают и берут на руки. Привычные к тому, что обращаясь к ним, взрослый чаще использует прямые указания: "Отойди. Принеси. Подай. Сделай. Перестань'". Меньше, чем девочки, сориентированны на моральную норму, нередко наруша­ют ее, менее дисциплинированы. Среди трудновоспитуемых больше мальчиков. Хорошо восприни­мают словесное обоснование, объяснение, доказанное мнение. Проявляют агрессивность в случае при­нуждения и унижения. Больше, чем мальчики, отвечают ожиданиям взрослых, идеальному стан­дарту поведения. Взрослые чаще хвалят их, используют ласкательные слова, разговаривают с ними по поводу переживаний, состояний человека, отношений (нравится, люблю, весело, грустно, страшно и т. п.). Характеризуются по большей части правилоцелесообразным поведением, стремятся быть приятными, заботливыми, помогать вз­рослому. Лучше реагируют на уговоры и социальные предпочтения, чем на обоснованное приглашение. Стремятся угодить взросло­му, избегают недоразумений с ним.  
Адаптация к школе Стоят перед выбором: "Быть хорошим учеником или мальчиком". Сложнее,чем девочки, компенсируют­ся в ситуации дезадаптации., их чаще, чем девочек, на­зывают "плохими ученика­ми". Руку поднимают только тогда, когда знают ответ, отвечают уверенно. Почерк по большей части "неправильный", неравно­мерный, размашистый, иногда с недописанными элементами букв, не похо­жий на принятый стан­дарт. Лучше успевают по предметам математического и естественного циклов. Знания более глубоки, чем у девочек­, однако мальчики менее старательны и настойчивы в учёбе. Непослушные, не любят жесткой регламентации, нормированности, шаблонности. Для них не существует альтер­нативы, отдают предпочтение решению "быть хорошей ученицей". Легче адаптируются, проще выходят из ситуации дезадаптации, у них лучше развиты механизмы компенсации, более устойчивые ре­зервные силы. Поднимают руку часто, легко, без комплексов, когда знают ответ и корда не уверенны в его правильности. Только после кивка взрослого, которым подтверждается правота, отвечают уверенно. Почерк "пра­вильный", красивый, стан­дартный, симметричный. Достигают больших ус­пехов в предметах гума­нитарного цикла. Ста­рательнее и настойчивее, чем мальчики. Показывают лучшие, чем у них, результаты в условиях нормированной деятельности.

Приведенные|наведенные| характеристики могут быть ориентиром для воспитания и обучения|обучения| мальчиков и девочек. Организуя жизнедеятельность девочки, педагог имеет четко и развернуто сформулировать инструкцию, уточнить и детализировать|детализироваться| задание|задачу|. В случае осложнений|усложнения| он может| спросить ребенка, нужна ли ему помощь. Однако не в начале работы, когда он еще находится|перебывает| на пике работоспособности и может обойтись собственными силами. В поддержке (эмоциональной, а, возможно, и практической|практичной|) девочка будет нуждаться во второй половине, когда устанет. Целесообразно одобрять самостоятельные попытки дев­очки| обратить внимание на высокое качество выполнения задан­ия|, старательность. Следует подчеркнуть социальную стоимость конечного| продукта труда, его значимость для других. Старательность девочки будет повышаться|вырастать|, если она будет знать, что изделие кому-то нужно — его можно подарить младшим детям, родным|родимым| и близким, использовать в игре или на занятиях. Выражая|высказывает| оценочное суждение, желательно смотреть в глаза девочке|, своим видом (мимикой, жестами) усиливая по­зитивное| впечатление от ее работы.

В процессе деятельности мальчика не следует детально|подробно| все объяснять|. Целесообразно предусмотреть этап самостоятельного поиска| мальчиком ответов на вопрос. Можно даже сделать частичное пояснение, наталкивая на нахождение путей правильного решения задачи. Обязательно нужно предусматривать возможность проявления им творчества, элементов новаторства, изобретательства, рационализаторства. Целесообразно повысить| требования к самостоятельности и правильности исполнения|, однако быть снисходительнее к|до| тщательности. В начале| работы не следует вмешиваться в деятельность мальчика, лучше предоставить ему возможность выйти|исходить| на пик своей трудоспособности|. Именно тогда задание|задача| можно усложнить|осложнять|, разнообразить|, а в случае надобности — и упростить. Не нужно жестко регламентировать деятельность, стремиться как можно реже| прерывать|прерывать| незавершенный процесс творчества. Освободить, по возможности, от чрезмерной опеки. Чаще обращаться к|до| ребенку спокойным, приветливым тоном, менше употреблять высказываний в императивной форме, больше обоснованных объяснений, убеждений|. Давать|высказывать| инструкцию лаконично, выделять главное, обращать внимание на сущностное. Оценивать, в первую очередь|, процесс выполнения деятельности, выделять моменты, связанные с самостоятельным преодолением ребенком трудностей, проявлением| выдумки, оригинальностью конечного|концевого| продукта. Чаще использовать в общении с мальчиком вопросительные предложения|: "Как ты считаешь?", "А если попробовать иначе?","Ти с этим согласен? Почему?" и тому подобное.

Педагогу следует признать и целесообразно вводить "мужскую" и "женскую" стратегии организации педагогической деятельности. Это будет способствовать эффективному внедрению в практику личностно ориентированного подхода, индивидуализации образовательного процесса, будет стимулировать разработку и апробацию инновационных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.011 с.)