Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Отличия мальчиков и девочек и их учет
ПЕДАГОГОМ
Осознание дошкольником своей половой принадлежности, умение различать представителей мужского и женского пола, реалистичный образ своего тела. Знание полоролевых| стандартов поведения — важные показатели нормального роста личности.
К своей телесной организации и связанным|повязал| с ней функциям| ребенок относится|ставится| как к|до| естественной|природным|, сравнивает| свое телесное строение со строением других людей, спокойно| и заинтересованно|не без интереса| задаёт взрослым вопросы о рождении|, проявляет интерес к гениталиям (своим и представителей| другого пола|стати|), который не следует рассматривать как неестественный|, такой, который должен настораживать или свидетельствовать об отклонениях в развитии.
Если родители|отец| и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка по поводу функционирования половых органов человека и процесса рождения, ему не будет необходимости | искать ответ на естественные|природные| вопросы у посторонних|сторонних| людей, подсматривать и т. п. Именно отсутствие информации побуждает| ребенка к|до| поиску важных для мировоззрения|миросозерцания| ответов. Философически окрашенные объяснения педагогов, организация индивидуальних| бесед наподобие |наподобие| тех, в которых|каких| ребенка знакомят с явлениями природы, правилами дорожного движения окажутся целесообразными. Коллективные беседы в этом случае неуместны, поскольку вопросы, касающиеся половых отличий, зачатия, родов, возникают у детей одного возраста|века| в разное|различное| время и под воздействием разных|различных| жизненных ситуаций.
У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорирование этих отличий|, бесполое образование, снижают воспитательный и обучающий| эффект, тормозят становление полоролевого поведения|, видоизменяют естественные|природные| свойства ребенка. Система знаний о типичных|типовых| отличиях представителей мужского и женского полов поможет взрослому оптимизировать организацию жизнедеятельности | дошкольника в учебно-воспитательном процессе.
Отличия мальчиков и девочек
Половые особенности
|
Мальчики
|
Девочки
| Физиологические
| Рождаются более крупными, с большей головой и весом. Разброс врожденных признаков высок. Имеют значительное количество полезных и вредных генетических отклонений. В мужских парах высокое сходство однояйцевых близнецов. Внешнее сходство определяется скорее врожденными свойствами, чем влиянием внешней среды. Медленно изменяются, сложно приспосабливаются к окружению. По биологическому возрасту младше девочек на год. Детство длится дольше, чем у девочек
| Рождаются в среднем более мелкими по сравнению с мальчиками, с меньшим весом и меньшей головой. Рождаются более зрелыми, чем мальчики на 3-4 недели. По генотипу (комплексу врожденных признаков) однообразны, похожи между собой. Реже, чем у мальчиков, случаются глухота, отклонения в цветовом зрении, косоглазие, заикание и другие речевые деффекты, задержка психического развития. В девичьих парах разнояйцевых близнецов высокое сходство. Шире, чем у мальчиков, возможности изменяться под воздействием внешних условий. При резком изменении обстоятельств жизни легко приспосабливаются, выживают
| Восприятие
| По большей части отличаются высокой остротой слуха и зрения. Хорошо ориентируются в пространстве, тонко дифференцируют разнообразные запахи
| Чувствительны к шуму, отличаются высокой кожной чувствительностью, их больше раздражает телесный дискомфорт. Более чувствительны, чем мальчики, к поглаживаниям, прикосновениям
| Внимание
| Внимание связано с интересом к деятельности: чем она интересней и содержательней, тем проще им быть внимательными, сосредоточен-
ными, не отвлекаться на постороннее. Замечания взрослого существенно не влияют на переключение внимания. Отвечая на вопрос взрослого, смотрят преимущественно на стол, в сторону или перед собой. Не ждут от взрослого поддержки.
| Внимание зависит от сложности задания и его социальной значимости: чем оно сложнее, тем тяжелее сосредотачивается внимание; чем более социально значимым является задание, тем дольше девочка сосредоточена, внимательна. Отвечая на вопрос взрослого, смотрит ему в глаза, ищет подтверждения правильности своих слов.
| Эмоциональные
состояния
| Более возбудимые|, более беспокойные, раздражительные|, нетерпеливые|, несдержанные|, агрессивнее, чем девочки. | Негативная информация| прорывается в сознание мальчиков чаще, чем у девочек. Пик эмоциональной| активности приходится| на первые минуты, мальчик не может долго удерживать| эмоциональное напряжение. Чтобы не сломаться, он "исключает|выключает|" слуховую информацию|, не слышит взрослого| и не реагирует на его слова. Сила переживаний высока, однако внешние проявления по большей части сдержанее|, чем у девочек. Более чувствительны|чуткие| к|до| неприятному| на ощупь (чем к|до| приятному|). Быстро, ярко и избирательно реагируют| на эмоциональные раздражители|. Снимают эмоциональное напряжение, быстро переключаясь| на другое.
| Как правило, реже, чем мальчики, проявляют|выявляют| раздражительность| и агрессивность|. Чаще пребывают| в позитивном|положительном| настроении, однако динамика эмоций высока, эмоциональные состояния|стан| неустойчивы, легко переходят| от плача к|до| смеху. Пик эмоций приходится| на середину|средину| разговора, могут достаточно долго удерживать|содержать| эмоциональное напряжение|, реже "отключаются|", восприимчивы к|до| эмоционально окрашенным обращениям взрослого, внимательно | всматриваются в его лицо, стремясь распознать| характер отношения к себе. Активнее реагируют| на приятное на ощупь (чем на неприятное). В эмоциональной ситуации активность| резко возрастает|вырастает|, повышается| эмоциональный тонус: мозг будто|вроде| готовится реагировать| на любую|какую-нибудь| неприятность|, максимально ориентируются|, чтобы выжить
| Мышление
| Задают взрослому вопросы|, чтобы получить конкретную| информацию. Выссказывают преимущественно индивидуальные, нестандартные, вариативные рассуждения. Выдвигают разнообразные версии, предлагают разные варианты решения задач. Характеризуются хорошими пространственными умениями, охотно решают пространственно-зрительные задачи. Мысленно переворачивают фигуры, сравнивая их в пространстве и накладывая одну на другую. Пытаются понять сущностное, установить закономерности, обнаружить причинно-следственные связи.
| Раньше, чем мальчики, начинают говорить. Развитие психики происходит на фоне "оречевления" жизни в целом. Владеют большим, чем мальчики, словарным запасом, однако ответы однообразны. Опережают мальчиков в речевых заданиях, и даже неречевые задания решают преимущественно речевыми способами. "Исполнительская" часть речи, речевой процесс хорошо развит: лучше усваивают слова, правила; у девочек выше скорость речи и чтения, более совершенно правописание. Рассказы развернуты, события детализированы, в предложениях преобладают существительные и прилагательные.
| Речь
| На 4-6 месяцев позже девочек начинают говорить. Редко раскрывают в словах свой внутренний мир. По большей части — "молчуны", которые могут долго подбирать слова, при этом более четко передавать содержание, суть. Отвечают по большей части интересно. У них лучше, чем у девочек, развита сторона речи, связанная с поиском: нахождением словесных ассоциаций, решением кроссвордов, поиском нестандартных решений, проявлениями смекалки, изобретательства. Рассказы лаконичны, в предложениях преобладают глаголы и междометия, с помощью которых передается динамика, движение.
| Раньше, чем мальчики, начинают говорить. Развитие психики происходит на фоне "оречевления" жизни в целом. Владеют большим, чем мальчики, словарным запасом, однако ответы однообразны. Опережают мальчиков в речевых заданиях, и даже неречевые задания решают преимущественно речевыми способами. "Исполнительская" часть речи, речевой процесс хорошо развит: лучше усваивают слова, правила; у девочек выше скорость речи и чтения, более совершенно правописание. Рассказы развернуты, события детализированы, в предложениях преобладают существительные и прилагательные.
| Физическое развитие
| На 2-3 месяца позже девочек начинают ходить. Выше мышечная активность, более ловкие движения, действия. В конце дошкольного возраста уступают девочкам в длине и весе тела, выносливости. Игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, бросают предметы в цель, стремятся к освоению широкого пространства. Если его мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную: лазят по деревьям, лестнице, взбираются на стол, шкаф и т. п.
| Раньше, чем мальчики, начинают ходить. Хорошо развита мелкая моторика рук. По большей части сильнее мальчиков, выше их, имеют больший вес, физически выносливее. Не такие ловкие и подвижные, как мальчики, более осторожны в своих движениях. Играют в ближайшем пространстве, менее смелые и рискованные. Для игр им хватает маленького угла.
| Поведение
| Имеют высокую поисковую активность, тяготеют к освоению нового и широкого пространства. Чаще, чем девочки, нуждаются в изменениях, разнообразии, прогрессивной динамике жизни. Склонны к риску. Самостоятельнее, чем девочки, смелее принимают решения. Избегают излишней опеки, стараются освободиться от контроля, не любят подчиняться требованию, выраженному в императивной форме, могут вести себя агрессивно.
| Активность направлена не на освоение нового, а на сохранение и закрепление достигнутого, передачу своего опыта другим, на выживание в новых условиях, приспособление к ним, нахождение своего места, обеспечение комфортного состояния. Активно проявляют себя в сферах, в которых чувствуют себя уверенно. Демонстрируют другим свои украшения, наряды, игрушки, сладости, достижения. Охотно выполняют требования и распоряжения, приводят в порядок помещение, украшают быт; ухаживают, опекают, заботятся, поучают, помогают сверстникам.
| Развитие личности
| Ведущий мотив поведения| и|да| деятельности — познавательный. Характеризуются широкими и, по большей части, конкретными | интересами, которые| выходят| за пределы учебной программы. Характер| определенный, | последовательный, прогнозируемый|. Присущи волевые черты. Становление личности нередко| сопровождается проявлениями| нервозности. Преобладают интеллектуальные и практические|практичные| чувства. Склонны|подверженные| к|до| креативному| поведению, творческой активности|. При нормальных условиях воспитания у них по большей части формируется адекватная самооценка, они соотносят свои действия и достижения. Не любят демонстрировать| другим свои достижения|. Искренни, откровенны, не умеют хитрить.
| Ведущие мотивы поведения и деятельности - похвала и социальная значимость результата. Интересы в первую очередь связаны с моральными и бытовыми аспектами жизни, редко выходят за рамки программных требований.
|востребования|. Характер неопределенный, трудно прогнозируемый. Проявления нервозности случаются|попадаются| реже, чем у мальчиков. Преобладают моральные и эстетические|эстетические| чувства. Самооценка существенно изменяется| под давлением внешних влияний. Нередко стремления| выше реальных возможностей|. Ориентированы на внешний успех, стремятся к| признанию со стороны авторитетных| людей, склонны|подверженные| демонстрировать| себя другим. Часто прибегают|удаются| к|до| хитростям|, проявляют непоследовательность.|
| Деятельность
| Не склонны|подверженные| к|до| однообразной| работе, не видят в ней смысла, быстро утомляются|. Трудно даются задания|задача|, организованные по типу конвейера. Не люблят| легких, знакомых заданий|, предпочитают задания|задаче| поискового характера, требующих|к выдвижения| новых идей, использования| новых способов действий. Нетребовательны к|до| качеству, не стремятся к старательности, аккуратности в выполнении и оформлении. Долго "раскачиваются", пик работоспособности наступает не сразу, в ключевом материале нуждаются позже. Сориентированны не столько на результат, сколько на процесс деятельности. Во взаимодействии со сверстниками преобладает деловая форма, направленность на организацию совместной деятельности.
| Ориентируются на образец, шаблон, пытаются выполнять| "как надо", "как требует взрослый". Отдают предпочтение знакомому, типичному|типовому|. Добиваются высоких стандартов качества|, по большей части действуют старательно|, выполняют|исполняют| работу тщательным образом, любят украшать||разукрашивать|, улучшать внешне|снаружи|. Доводят освоенное до совершенства, высокого
исполнительского мастерства. В деяльность включаются сразу, быстро наступает пик работоспособности. Когда у мальчика работоспособность растет, девочка начинает уставать. Интересует не столько сам процесс, сколько результат деяльности и его оценка. В общении со сверстниками преобладают личностные мотивы, выборочное отношение, расчет.
| Отношение к оценке
| По большей части доверяют своим возможностям, полагаются| на собственный жизненный опыт, могут реалистично оценить сделанное|, ориентируясь на качественно- количественные характеристики| конечного|концевого| результата|. Меньше, чем девочки|, зависят от внешних оценок, реже меняют свое мнение под давлением других. Могут не согласиться с оценкой авторитетного лица, аргументировать несогласие.
| Даже доверяя своим возможностям, чаще отдают предпочтение оценке авторитетного взрослого, могут под его давлением изменить свое мнение, выразить другое оценочное суждение. Оценка авторитетного взрослого является более значимой, чем объективные качественно-количественные характеристики конечного результата. Соглашаются с ней, редко и осторожно выражают сомнения по ее поводу.
| Воспитанность
| Чаще, чем девочки, слышат от взрослого замечания, упреки, их чаще наказывают, реже ласкают и берут на руки. Привычные к тому, что обращаясь к ним, взрослый чаще использует прямые указания: "Отойди. Принеси. Подай. Сделай. Перестань'".
Меньше, чем девочки, сориентированны на моральную норму, нередко нарушают ее, менее дисциплинированы. Среди трудновоспитуемых больше мальчиков. Хорошо воспринимают словесное обоснование, объяснение, доказанное мнение. Проявляют агрессивность в случае принуждения и унижения.
| Больше, чем мальчики, отвечают ожиданиям взрослых, идеальному стандарту поведения. Взрослые чаще хвалят их, используют ласкательные слова, разговаривают с ними по поводу переживаний, состояний человека, отношений (нравится, люблю, весело, грустно, страшно и т. п.). Характеризуются по большей части правилоцелесообразным поведением, стремятся быть приятными, заботливыми, помогать взрослому. Лучше реагируют на уговоры и социальные предпочтения, чем на обоснованное приглашение. Стремятся угодить взрослому, избегают недоразумений с ним.
| Адаптация к школе
| Стоят перед выбором: "Быть хорошим учеником или мальчиком". Сложнее,чем девочки, компенсируются в ситуации дезадаптации., их чаще, чем девочек, называют "плохими учениками". Руку поднимают только тогда, когда знают ответ, отвечают уверенно. Почерк по большей части "неправильный", неравномерный, размашистый, иногда с недописанными элементами букв, не похожий на принятый стандарт. Лучше успевают по предметам математического и естественного циклов. Знания более глубоки, чем у девочек, однако мальчики менее старательны и настойчивы в учёбе. Непослушные, не любят жесткой регламентации, нормированности, шаблонности.
| Для них не существует альтернативы, отдают предпочтение решению "быть хорошей ученицей". Легче адаптируются, проще выходят из ситуации дезадаптации, у них лучше развиты механизмы компенсации, более устойчивые резервные силы. Поднимают руку часто, легко, без комплексов, когда знают ответ и корда не уверенны в его правильности. Только после кивка взрослого, которым подтверждается правота, отвечают уверенно. Почерк "правильный", красивый, стандартный, симметричный. Достигают больших успехов в предметах гуманитарного цикла. Старательнее и настойчивее, чем мальчики. Показывают лучшие, чем у них, результаты в условиях нормированной деятельности.
| Приведенные|наведенные| характеристики могут быть ориентиром для воспитания и обучения|обучения| мальчиков и девочек. Организуя жизнедеятельность девочки, педагог имеет четко и развернуто сформулировать инструкцию, уточнить и детализировать|детализироваться| задание|задачу|. В случае осложнений|усложнения| он может| спросить ребенка, нужна ли ему помощь. Однако не в начале работы, когда он еще находится|перебывает| на пике работоспособности и может обойтись собственными силами. В поддержке (эмоциональной, а, возможно, и практической|практичной|) девочка будет нуждаться во второй половине, когда устанет. Целесообразно одобрять самостоятельные попытки девочки| обратить внимание на высокое качество выполнения задания|, старательность. Следует подчеркнуть социальную стоимость конечного| продукта труда, его значимость для других. Старательность девочки будет повышаться|вырастать|, если она будет знать, что изделие кому-то нужно — его можно подарить младшим детям, родным|родимым| и близким, использовать в игре или на занятиях. Выражая|высказывает| оценочное суждение, желательно смотреть в глаза девочке|, своим видом (мимикой, жестами) усиливая позитивное| впечатление от ее работы.
В процессе деятельности мальчика не следует детально|подробно| все объяснять|. Целесообразно предусмотреть этап самостоятельного поиска| мальчиком ответов на вопрос. Можно даже сделать частичное пояснение, наталкивая на нахождение путей правильного решения задачи. Обязательно нужно предусматривать возможность проявления им творчества, элементов новаторства, изобретательства, рационализаторства. Целесообразно повысить| требования к самостоятельности и правильности исполнения|, однако быть снисходительнее к|до| тщательности. В начале| работы не следует вмешиваться в деятельность мальчика, лучше предоставить ему возможность выйти|исходить| на пик своей трудоспособности|. Именно тогда задание|задача| можно усложнить|осложнять|, разнообразить|, а в случае надобности — и упростить. Не нужно жестко регламентировать деятельность, стремиться как можно реже| прерывать|прерывать| незавершенный процесс творчества. Освободить, по возможности, от чрезмерной опеки. Чаще обращаться к|до| ребенку спокойным, приветливым тоном, менше употреблять высказываний в императивной форме, больше обоснованных объяснений, убеждений|. Давать|высказывать| инструкцию лаконично, выделять главное, обращать внимание на сущностное. Оценивать, в первую очередь|, процесс выполнения деятельности, выделять моменты, связанные с самостоятельным преодолением ребенком трудностей, проявлением| выдумки, оригинальностью конечного|концевого| продукта. Чаще использовать в общении с мальчиком вопросительные предложения|: "Как ты считаешь?", "А если попробовать иначе?","Ти с этим согласен? Почему?" и тому подобное.
Педагогу следует признать и целесообразно вводить "мужскую" и "женскую" стратегии организации педагогической деятельности. Это будет способствовать эффективному внедрению в практику личностно ориентированного подхода, индивидуализации образовательного процесса, будет стимулировать разработку и апробацию инновационных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек.
|