Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности воспитания нервного ребенка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В условиях кризиса, трансформации ценностей, роста интенсивности жизни, повышения требований социума к образованности личности, увеличения количества стрессогенных факторов гуманистическая педагогика призвана усилить внимание к проблеме психологического комфорта, эмоционального благополучия дошкольника, создания условий для поддержки его психического здоровья. Распространение так называемых болезней цивилизации (основные из которых психосоматические, связанные с длительным эмоциональным напряжением — страхами, нереализованностью, боязнью не отвечать требованиям, тоской, обидами, конкурентностью) и увеличение количества невротических детей актуализирует потребность усилить внимание к такому аспекту педагогической деятельности как уход за душевным состоянием дошкольника. Родителям и педагогам следует знать, что нервозность (чрезмерная возбудимость ребенка, его болезненная раздражительность, высокая утомляемость, повышенная раздражимость,) предопределяется действием разных факторов — органических нарушений мозга (врожденных и приобретенных в результате травм, болезней) и социальных влияний. У современного ребенка участились проявления невроза — болезненного состояния, невротических реакций, которые не приводят к психическим расстройствам, имеют обратный характер, однако определенным образом усложняют бытие самого дошкольника и окружающих его людей. Важно, чтобы взрослые осознавали: невроз— это психогенная болезнь личностного роста ребенка, связанная с наиболее значимыми для него аспектами жизни. Она не возникает внезапно, развивается в течение длительного времени, дает о себе знать в разных жизненных ситуациях. Причина неврозов — эмоционально обостренные, личностно значимые для ребенка переживания, с которыми он не может справиться. Родителям и педагогам может быть полезна приведенная ниже классификация средств воспитательного влияния на ребенка с проявлениями невроза: • неврастения (симптомы: повышенная утомляемость, отвлечение, тяжелая концентрация внимания, раздражительность, быстрое истощение, вялость, невыносливость) удостоверяет конфликт самоутверждения — несовпадение потребностей и возможностей; • невроз страха (симптомы: страхи, высокая тревожность, неуверенность в себе, волнение) показывает конфликт самоопределения — ребенок не способен сохранить свое "Я", защитить его во время встречи с угрозой; • невроз навязчивых состояний (симптомы: недоверчивость, постоянные сомнения, колебания в принятии решений) свидетельствует о моральном конфликте — дошкольник чувствует несовместимые чувства и желания: например, стремится быть похожим на отца и в то же время осознает, что тот обижает мать; • истерический невроз (симптомы: плохое настроение, капризы, проявление эгоизма, привлечение внимания к своей персоне, жалобы на боли в голове, животе и т. п.) указывает на конфликт признания — ребенок пытается быть центральной фигурой, доминировать в окружении. Педагоги должны понимать, что каждая форма детского невроза имеет свой внутренний конфликт, а вместе они перекрывают весь спектр конфликтных отношений ребенка. Общее для всех видов невроза — наличие препятствия (внутреннего или внешнего) на пути к удовлетворению своих желаний и неспособность преодолеть его собственными силами. Характерные особенности детей с проявлениями невроза: повышенная тревожность, ощущение беспокойства, плохое настроение, плаксивость, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, непосредственность реакций, наивность, бесхитростность, доверчивость, развитое чувство "Я", эгоцентричность, противоречивость натуры, неравномерность развития, длительное накопление негативных впечатлений, подавление внешних проявлений своих чувств, неуверенность в своих возможностях, правдолюбие, требовательность к себе и другим, высокая заинтересованность жизненными событиями и тому подобное. Воспитывая нервного ребенка, следует создавать спокойную и доброжелательную|дружелюбную| атмосферу общения, доверять, поддерживать| стремление к|до| самоутверждению. С помощью психолога| и психотерапевта диагностировать невроз, его вид и степень| развития у конкретного ребенка (детей). Организовать психологическую, педагогическую и социальную помощь детям с неврозами, освободив их от чрезмерных нагрузок (физических|, психологических) и снизив количество стрессогенных| факторов (испытаний|опробования|, соревнований, сравнений, с другими и т. п.), активизировать их собственные резервные силы. Организовывая бытие дошкольника, педагог должен ориентироваться| в том, что: • составляет основу переживаний ребенка, эмоционально (положительно, негативно) окрашивает его поведение; • чего хочет ребенок больше всего, а чего избегает и почему; • кто из взрослых и сверстников|сверстника| является для дошкольника референтной| группой самых авторитетных лиц|личности|; • как чаще всего ведет себя ребенок в стрессовой ситуации (адекватно - неадекватно, конструктивно - деструктивно); • как реагирует дошкольник на успех - неуспех, одобрение и • какой частоты и интенсивности волнения присущи Педагог гуманизирует и гармонизирует взаимоотношения сверстников с нервным ребенком; информирует членов семьи о проявлениях невроза и средствах помощи ребенку; вместе с психологом разрабатывает систему коррекционной работы, которая предусматривает: рисование дошкольником своих страхов, переживаний, осуществленных и неосуществленных желаний; самонаблюдение, элементарный самоанализ своих переживаний и их влияние на людей; организацию индивидуальных бесед с ребенком, направленных на уравновешивание эмоционального состояния, освобождения от страхов, тревог; составление коротких историй о собственных переживаниях и освобождениях от них ("Жила-была...", "Однажды..."); организацию игр-драматизаций, в которых осуществляется ролевая трансформация поведения (игровая коррекция) и т. п.; всячески способствует достижению ребенком успеха в видах деятельности, значимых для него; одобряет наименьшие волевые усилия, приложенные ребенком для освобождения от страха, рассказывает дошкольнику о своих собственных страхах, подчеркивая, таким образом, естественность этого защитного механизма, присущего и другим людям, возможность и необходимость регуляции своих волнений, сознательного отношения к робкому поведению; устраивает своего рода праздники "Я доверяю себе", радуется вместе с ребенком его победе над страхом перед испытанием, тревогами, фобиями, неуверенностью в себе. Страх перед испытанием|опробованием| может зависеть от многих факторов, в частности, от сложности ситуации с точки зрения возможности| реализоваться, от привычки ребенка считать себя неудачником|, вероятности сконфузиться|осрамиться| перед другими, от личных качеств (стыдливости, плаксивости, неуравновешенности|, раздражительности, неуверенности в себе), от предчувствия неизбежного наказания (физического или лишения чего-то приятного| и желаемого|желанного|), от неблагосклонного отношения конкретного| взрослого, осознания ребенком важности ситуации|, от новой среды,| чрезмерного внимания к|до| нему со стороны окружающих, от осознания своих ошибок, неудач|невезеньем| товарищей|, усталости, плохого самочувствия,| шумовых раздражителей|, от негативного отношения к выполняемой|исполняет| деятельности, опыта безуспешной| деятельности и деструктивного поведения в похожей жизненной ситуации. К|до| неврозу приводят дисгармоничные взаимоотношения ребенка с родителями|отцом|: семейные конфликты, противоречия|разногласие| позиций членов семьи|, непоследовательность и неадекватность поведения, чрезмерная| опека, высокая интеллектуализация жизни ребенка, чрезмерные требования к показателям его успеваемости|, частые угрозы и осуждение, эмоциональные состояния|стан| родителей|отца| и т. п. Эмоционально дезадаптированному| ребенку присущи устойчивое, длительное|, негативно окрашенное эмоциональное напряжение, у него снижена продуктивность познавательных процессов, расторможенное или заторможенное поведение, возникают|обостренный| коммуникативные проблемы|; он не способен к|до| саморегуляции деятельности. Сверстники не хотят принимать такого ребенка в|до| свою группу, из-за чего тот болезненно переживает. Чтобы ребенок рос здоровым и счастливым, необходимо отказаться от таких типов дисгармоничного воспитания как: • тенденция отбрасывать, отрицать, пренебрегать, отклонять мнение самого ребенка, его позицию; предъявлять к нему чрезмерные требования, жестко регламентировать и контролировать его деятельность; • гиперсоциальная ориентация: избыточная обеспокоенность • навязывание ребенку представления о нем как особенном, исключительном существе, которое должно занимать в группе сверстников Важно, чтобы педагоги замечали и положительно влияли на любые проявления тревожности дошкольника: снимали эмоциональное напряжение, предоставляли ему возможность избавиться от него, предлагали подвигаться, постучать, побросать мяч, побить боксерскую грушу и т. п.; снижали чувствительность к страхам (например, боязни темноты, высоты, воды и т. п.) введением элементов тренинга: "Я смогу! Я не боюсь! Посмотрите на меня — я смело вхожу в темную комнату, прыгаю вниз, вхожу в воду..."; осуществляли эмоциональную поддержку: подчеркивали сильные стороны и достижения ребенка, углубляли его уверенность в себе, стабилизировали самооценку; в разных жизненных ситуациях положительно оценивали попытки ребенка справиться со страхом, преодолеть трудности, положиться на собственные силы. ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР В современном мире компьютер является своеобразным "интеллектуальным| орудием", которое дает человеку возможность выйти|исходить| на новый информационный| уровень. Его можно рассматривать и как современное средство деятельности старшего дошкольника. Пятилетний ребенок проявляет| большой|великий| интерес к компьютеру — его строению|стройке|, функциям, возможностям, разнообразным|многообразным| компьютерным играм. В этом возрасте|веке| малыш способен сознательно|заведомо| выбирать способ действия, принимать особенные условия, которые|какие| предлагает компьютерная технология. Это становится|стает| возможным благодаря развитию у дошкольника символической|символичной| функции наглядно|предметный|-образного мышления. Работая|трудится| с компъютером|, ребенок шестого года жизни действует с наглядными|предметными| экранными образами|оскорблением|, которым придает игровое значение, переходит от обычных| практических|практичных| действий с предметами к|до| действию с ними в образном плане (воображаемом|воображаемому|, модельном, символическом|символичному|). Освоение компьютерных| средств формирует у детей предпосылки теоретического мышления, способность сознательно|заведомо| выбирать способ действия, направленный| на решение задач|задачи|, а также личностные качества, способность работать|трудиться| в индивидуальном темпе. Ребенок, овладевший элементарной компьютерной технологией, лучше других способен рассуждать, решать задачи во внутреннем| плане, чувствует себя компетентным. Целесообразно ознакомить детей с возможностями использования вычислительной техники в науке, технике, образовании, охране| здоровья, быту|обиходе| и повседневной жизни; сформировать знания, умения и навыки, необходимые для сознательного овладения| элементами компьютерной грамотности. Важно формировать| у старших дошкольников элементарное представление о компьютере как современном техническом средстве, которое расширяет информационные| горизонты, помогает ориентироваться в мире в условиях высокой технологизации жизни; создавать предпосылки для развития| теоретического мышления, элементарной рефлексии (осознания|) способов действий; знакомить с особенностями компьютера, со способами управления компьютером при помощи клавиатуры, "мыши|мише|"; воспитывать способность рассуждать|, варьировать, использовать предыдущий|предварительный| опыт; научить |соблюдать правила безопасного поведения во время работы с компьютером. Основная форма организации обучения|обучения| — занятие. Оно проводится в виде беседы педагога (имеющего соответствующую подготовку) и практической|практичной| деятельности на компьютере. Для практических|практичных| занятий следует использовать учебно-воспитательные и игровые компьютерные программы, специально разработанные| для дошкольников, содержание и оформление которых|каких| отвечает возрастным|возрастным| психофизиологическим особенностям детей. Другое программное| обеспечение не используется. Длительность занятия — не больше|более| 12 мин|. Занятия за компьютером| проводятся не за счет сна, прогулки, оздоровительных| мероприятий. Запрещается одновременно пользоваться одним| компьютером двум или большему количеству детей. Эффективность организации| жизнедеятельности старшего дошкольника как пользователя компьютера удостоверяется определенным объемом знаний, умений и навыков, приобретенных им в ходе усвоения разных|различных| тем. Обучение|обучение| дошкольников компьютерной грамотности предполагает| следующие формы работы: беседы о компьютере и его значении| в жизни современного человека, о современных информационных технологиях, о строении|стройке| и основных составляющих частях компьютера; практические|практичные| занятия, направленные на усвоение дошкольником элементарных приемов "общения" с компьютером, развитие его способностей, расширение и углубление представлений об окружающем мире с помощью|посредством| специальных компьютерных| программ. Чтобы старший дошкольник мог свободно пользоваться компьютером| как средством игровой, изобразительной, познавательной деятельности, он| должен овладеть элементарной компьютерной грамотностью. | В ходе индивидуальных бесед педагог объясняет ребенку необходимость| усвоения правил действий с рабочими устройствами компъютера|, а в ходе занятий практического|практичного| направления|устремляет| обучает| пользоваться ими. Объясняет значение компьютера в современной| Украине и мире, рассказывает, как он используется| в разных|различных| сферах жизни. Обращает внимание на то, что компьютер Не следует бояться употреблять в общении с дошкольниками такие термины, как мышь, клавиатура, экран (дисплей), программа, дискета, компакт-диск, курсор, клавиша и тому подобное. Обычно дети шестого-седьмого года жизни быстро усваивают эти слова и сами употребляют их в соответствующей ситуации. Педагог объясняет, как пользоваться клавиатурой для управления положением курсора, учит делать это; знакомит с правилами работы с "мышью", учит пользоваться ее левой кнопкой. Педагог дает|дает| общие элементарные сведения о современных информационных и коммуникационных технологиях, электронной почте, компьютерных сетях и Интернете. Он рассказывает о применении вычислительной техники в науке, технике, быту|, здравоохранении|здравоохранительный| и т. п.; обобщает и обогащает представления детей об использовании|употреблении| современной вычислительной техники и ее роли в жизни общества. Педагог формирует у старших дошкольников элементарное представление об использовании|употреблении| телефонных| линий для связи между компьютерами, общие сведения| об электронной почте, рассказывает о важности связи на расстоянии в современных условиях жизни. Организовывая работу старшего дошкольника на компьютере|, педагог| должен соблюдать санитарно-гигиенические требования|востребования|, содержание которых определено нормативными документами: хорошо проветривать| помещение (не менее, чем дважды), следить за соответствием| мебели требованиям|востребованию|: для первой группы роста (1000-1150 мм) высота столешницы должна равняться 460 мм; стол, рассчитанный на одного ребенка, должен быть в ширину не менее 700 мм, глубиной — 600-800 мм; стул обязательно | должен быть с вертикальной спинкой. Ноги пользователя| компьютера не должны сгибаться более чем на 90°|, под столом должно хватать места для свободного их размещения. Высоту стола| со стулом следует подбирать|подбирать| таким образом, чтобы полусогнутые руки (например, когда они лежат на клавиатуре) опирались или на стол, или на подлокотники| кресла. Позвоночник|хребет| при этом должен быть прямым (неестественно наклоненное состояние|стан| позвоночника|хребта| нарушает|возбуждает| легочное дыхание и кровообращение брюшной полости|). Следует сначала в игровой форме научить детей правильно| сидеть за компьютером, удерживая|содержит| наиболее естественную|природную| позу; а уже потом|затем| позволять им работать|трудиться| на нем. Рабочее место ребенка следует подготовить| так, чтобы ему было удобно работать|трудиться| с компьютером. Для этого нужно проверить| расположение клавиатуры и манипулятора "мыши|миши|" (не требует ли работа с ними лишней нагрузки на разные|различные| группы| мышц, лишних движений). Монитор размещают так, чтобы экран| был на 10-15°| ниже от горизонтальной линии взгляда глаз. Расстояние от глаз ребенка до |до| экрана| должно равняться 40-80 см в зависимости от высоты символов на экране. При организации рабочего места ребенка особое внимание следует обратить на размер и качество работы "мыши|миши|" как основного| орудия, которым|каким| пользуется ребенок. Неточная работа этого устройства приводит к|до| несоответствию перемещения указателя на экране движениям руки ребенка, что приводит к раздражению|дразнит| и вызывает быструю|скорую| усталость. Не рекомендуется использовать "мышь|мишу|" старых моделей. Размер "мыши|миши|" должен отвечать размеру| руки ребенка. Проведение игр и занятий с использованием компьютерной технологии в условиях дошкольного учебного заведения предполагает| организацию компьютерно-игрового комплекса, в состав которого|какого| входят компьютерный зал (комната), игровой зал| и зал| релаксации. В компьютерном зале (светлом, хорошо проветренном помещении|) размещают компьютеры. По санитарным нормам компьютеры (мониторы-экраны) устанавливаются на расстоянии, не меньше 1,2 м один от другого и не ближе, чем 0,8 м от батарей отопления; общее освещение рабочих мест в компьютерном зале должно поддерживаться в пределах 300-500 люкс. Норма площади на один компьютер составляет не менее|меньше| 6 кв.м. Нельзя устанавливать экраны компьютеров напротив окон. Естественный|природный| свет должен падать сбоку, а искуственный| — сверху. На окнах должны быть шторы или жалюзи. В компьютерном зале следует поддерживать определенный уровень влажности воздуха. Нельзя допускать превышение норм | электростатических показателей в помещении, загромождать|хламить| его посторонней|сторонней| мебелью, игрушками (особенно|в особенности| мягкими). Ежедневно следует проводить влажную уборку помещения. Рабочее место педагога оснащается компьютером такого же типа, что и на детских рабочих местах, принтером для черно-белой и цветной распечатки методических| материалов и детских работ. Зал релаксации — своеобразный оазис природы, где размещены цветы, аквариумы с рыбками, клетки с декоративными птицами и т. п.. Здесь дети и педагог отдыхают, эмоционально разгружаются|, выполняют|исполняют| гимнастику для уставших|усталых| глаз. Игровое релаксационное| пространство|простор| компьютерно-игрового комплекса можно использовать также для игр и занятий природоведческого| цикла в привычном|обычном| распорядке дня. Особенное внимание уделяется соблюдению старшими дошкольниками правил техники безопасности. С этой целью составляется| простой перечень|перечисление| правил пользования|использования| компьютером, обязательный для всех, и с использованием сказочных персонажей обыгрывается| обыгрывается каждое правило и все правила вместе. Во время работы дошкольника на компьютере общее освещение комнаты должно приближаться к|до| свечению монитора. Важно следить, чтобы на экране не было бликов| от окон или осветительных приборов (чтобы ребенку не приходилось все время крутить|кружить| головой, чтобы|если бы| рассмотреть изображение на разных|различных| участках монитора). По окончании работы следует провести комплекс физических упражнений для профилактики зрительной и статической усталости. Это упражнения по|с| тренировке аккомодации (самое простое упражнение — нанести на оконное стекло кружочек диаметром 5-7 мм: ребенок в течение|на протяжении| нескольких минут переводит взгляд из кружочка — расстояние его от глаз приблизительно|примерно| 25-30 см — на отдаленный предмет за окном и опять|снова| — на кружочек). Для детей с нарушением зрения показания к|до| занятиям за компьютером| устанавливает офтальмолог. Уязвимое место при работе дошкольника на компьютере — нарушение осанки, что тоже постоянно должно быть в поле зрения педагога. Целесообразно проводить профилактику нарушений осанки|: начинать и заканчивать работу с компьютером небольшим| комплексом физических упражнений, |какие| предотвращающих развитие сколиоза и других заболеваний опорно-двигательной системы|. Для этого необходимо ознакомиться с существующими комплексами| упражнений для снятия статической усталости и профилактики нарушений осанки и составить|сдавать| собственный комплекс упражнений, в котором|каком| будут учитываться индивидуальные особенности воспитанников. Работа с "мышью|мишей|" нуждается в очень точных движениях, в которых|каких| следует упражнять ребенка. Чтобы он не так быстро утомлялся| от этой работы, нужно взвешенно отнестись к сложности| предлагаемых ему игровых и учебных заданий|задачи|. Планируя игры и занятия с компьютером, следует учитывать многофункциональность| компьютерных программ. Они помогают дошкольнику осуществлять|свершать| режиссерскую игру, стимулируют креативные способности, гибкость мышления, способствуют конструированию, изучению грамоты, математики, иностранного языка| и т. п. С помощью|посредством| учебно-развивающих программ старший дошкольник сможет обогатить свои представления об| окружающем мире и собственном "Я". Формирование навыков работы с компьютером — сложный и длительный процесс. Поэтому|вот| вполне вероятно, что будут возникать проблемы, связанные|повязал| с формированием неправильных действий, формами поведения, навыками работы с программами, которые|какие| потом|затем| почти невозможно откорректировать. Целесообразнее предупредить их, чем потом|затем| переучивать ребенка. Поэтому|вот| следует использовать позитивные|положительные| оценки, хвалить за правильно выполненные|исполнил| действия, побуждать| детей повторять их, радоваться своим успехам. Игры и занятия с использованием компьютерных технологий| проводятся в соответствии с|соответственно| общим планом образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя эту работу, важно учитывать, что учебные компьютерные программы| являются своеобразными дидактическими играми с математическим, речевым, экологическим | содержанием, которые|какие| помогают знакомиться с окружающей средой, конструировать, экспериментировать, изображать и т. п. Поэтому в повседневной практике необходимо совмещать|сочетать| обычные и компьютерные игры, которые|какие| взаимообогащают друг друга. Подчеркнем: фронтальные и состязательные методы работы здесь недопустимы. Возрастная специфика нуждается в индивидуальной форме организации работы дошкольника с компьютером. Она строится как сотрудничество взрослого и ребенка, которое дает возможность пользователю-дошкольнику, с одной стороны, чувствовать себя самостоятельным, а с другой, — чувствовать поддержку взрослого. Важно, чтобы педагог и его воспитанники относились к компьютеру как к познавательному, учебному инструменту, а не как к игрушке или полигону игр. В ходе работы с ним следует воспитывать интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества личности, культивировать привычку к сознательному и добросовестному труду, упражнять в умении преодолевать трудности, испытывать радость познания и достижения успеха. Целесообразно предоставлять старшим дошкольникам право выбора, создавать условия для самостоятельного поведения и творческой инициативы, поддерживать их стремление экспериментировать при доброжелательном и компетентном соучастии взрослых. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК|речь| В |с| ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ|века| Второй язык|речь| ребенок может изучать в семье и в учебном| учреждении. При условии, что процесс обучения базируется|обучения| | на научно обоснованном подходе, способствует|содействовать| социализации| дошкольника, формированию его личностной культуры| путём|из-за| ознакомления с языком|речью| и культурой другого народа|, развивает психические процессы. Особенности овладения дошкольником иностранными языками| связаны|повязал| с непосредственностью детского восприятия, открытостью для общения, спонтанностью приобретения новых знаний. Ребенок этого возраста|века| особенно|в особенности| восприимчив к|до| фонетике| и интонации общения. Возраст|век| от рождения до шести (семи) лет жизни — сензитивный| период для речевого развития личности. Изучение иностранного языка|речи| не только развивает индивидуальные речевые способности ребенка, но и создает предпосылки для изучения им в будущем других| языков|речи|, упрощает ему жизнь в многонациональном государстве и мире, воспитывает толерантное отношение к носителям другой культуры и языка|речи|. Время начала изучения|обучения| второго языка|речи| предопределяется: средой|, в которой|каком| воспитывается ребенок (семья, дошкольное или внешкольное учреждение); особенностями его развития (отсутствием | - наличием отклонений); языковой ситуацией в семье (какой язык|речь| родной|родимый|, владеет|обладает| ли кто-то из членов семьи иностранным языком|); функционированием этого языка|речи| в социуме; взаимодействием родного и второго языков|речи|; возможностью обеспечить педагогическое руководство формированием двуязычности. С учетом этих факторов обучения |обучения| второго языка|речи| можно начинать: · от рождения, если кто-то из родителей или родных является носителем второго языка (хорошо знает) и во время обучения соблюдается принцип "одно лицо — один язык" (постоянно разговаривают с ребенком на этом языке, не переходя на другой; няня (гувернантка) является носителем иностранного языка и, общаясь с ребенком, соблюдает принцип "одно лицо — один язык"; · няня (гувернантка) ребенка не является носителем языка|речи|, но имеет соответствующее | педагогическое образование; · с трех лет: в семье силами приглашенного учителя или гувернантки; в группе дошкольного или внешкольного учреждения силами педагога. Ребенок четвертого года жизни способен воспринимать общение с носителем иностранного языка, постепенно приучаться отвечать ему на этом языке. Самыми целесообразными являются простые речевые игры, основой которых являются игровые упражнения: сенсомоторные, тактильные, направленные на контакт участников друг с другом, связанные с движениями тела (пальчиков). Дети охотно выполняют одинаковые совместные действия, двигаются вместе со взрослым, разыгрывают пантомиму, говорят хором. Ребенок пятого года жизни осознает, что иностранный язык отличается от родного, и принимает участие в более сложных играх по сравнению с предыдущими, воспринимает объяснение на родном языке иноязычных ситуаций, усваивает игровые правила. Он хорошо чувствует себя в воображаемых ситуациях, режиссёрских играх и в играх-драматизациях, обменивается простыми репликами со сверстниками на иностранном языке. Оценивает речевое поведение других, сравнивает собственные выражения с репликами других, использует усвоенные слова, достаточно легко воспринимает последовательность реплик. В то же время ребенку пятого года жизни сложно выделять и отдельно использовать фрагменты устного общения как самостоятельного высказывания. Он охотно знакомится с новыми для него праздниками, обычаями, традициями, кухней, одеждой, персонажами сказок; · в старшем дошкольном возрасте: ребенок шестого-седьмого года жизни способен отнестись к иностранному языку как к предмету изучения — спрашивает о нем, в ролевой игре характеризует персонаж, планирует свои действия, индивидуализирует собственные реплики, комбинирует элементы, сопоставляет родной язык с иностранным. При благоприятных условиях текст монолога старшего дошкольника может состоять из 10 предложений, в диалоге он способен поддержать беседу где-то из 20 реплик. Начинать учить воспитанника иностранному языку|речи| в группе дошкольного| учреждения вместе с другими детьми можно при условии сформированности у него норм и умений родной речи, |родимо готовности| к|до| этому виду деятельности. При отсутствии показаний по одному или нескольким из отмеченных условий начало обучения иностранному языку целесообразно отложить на потом|затем|. В то же время|одновременно| не следует это расценивать как ограничение или лишение ребенка определенных| прав, поскольку продиктовано заботой о его здоровье и развитии. Особенно|в особенности| взвешенно следует отнестись к решению обучать иностранному языку|речи| ребенка в воздасте до пяти лет. Педагог должен объяснить родителям|отцу|, что хотя обучение|обучение| и основывается на игровых методах, положительно эмоционально окрашено, но всё же оно может стать для младшего дошкольника источником|истоком| трудностей|болельщика|, а в случае ослабленного здоровья — вызвать у него усталость. Начинать изучение иностранного языка|речи| в ДУУ в условиях искусственного билингвизма целесообразно с пяти лет. Однако и в этом случае педагог учитывает индивидуальные особенности детей и, если нужно, может посоветовать родителям|отцу| не спешить с|с| началом | обучения|обучение| сына или дочери иностранному языку|речи|. Важно, чтобы изучение нового языка|речи| было для них интересным|любопытным|, радостным процессом. Цель обучения: способствовать полноценному и разностороннему развитию дошкольника; воспитывать его чувства, волю, интеллект; упражнять в нравственном поведении; создавать благоприятные условия для овладения основами иноязычного общения; сбалансировать развивающие, воспитательные и обучающие цели. Задачи обучения:: воспитывать интерес дошкольников к культуре, традициям, обычаям людей, разговаривающим на другом языке; стимулировать развитие навыков социальной коммуникации; прививать элементарные навыки устного общения на иностранном языке (понимать, говорить); способствовать приобретению дошкольником элементарных лингвистических знаний; развивать речевые способности; создавать условия для овладения первичной коммуникацией на иностранном языке; формировать умение достигать коммуникативной цели при условии ограниченного владение вторым языком|речью|; привлекать речевой опыт общения дошкольников на родном языке для перенесения его на общение на иностранном языке|речью| и наоборот; воспитывать положительные| черты характера, моральные качества, элементарную культуру| общения; формировать ценностное отношение к иной языковой окружающей среде, открытость для контактов, толерантность к|до| непохожей культуре, уважение к|до| ее носителям, неприятию|непринятию| запретов|, стереотипам, дискриминации. Содержание обучения. Учебный материал включает такие компоненты: сферы жизнедеятельности; речевую, языковую и социокультурную компетентность; результаты учебно-воспитательной работы. Реализация системного подхода к развитию дошкольника, к обучению иностранному языку предусматривает обогащение словаря по каждой из четырех основных сфер жизнедеятельности ("Природа", "Культура", "Люди", и "Я Сам"). Это будет способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, что очень важно для личностного роста, становления его мировоззрения. Формирование речевой компетентности определяется: перечнем основных речевых функций, требующих проработки; образцами речи (моделями), которые подбираются с учетом потребностей общения детей в игре. Речевые функции: поздороваться, попрощаться; отрекомендоваться, рассказать о себе; расспросить о возрасте, месте проживания; рассказать о семье; назвать человека, предмет; дать команду, выполнить команду другого; попросить что-то дать или выполнить; выразить благодарность; описать кого-нибудь/ что-нибудь; выразить свое отношение, спросить об отношении к чему-то; предоставить информацию в пределах темы общения. Речевая компетентность дошкольников формируется в процессе усвоения речевых образцов. Не стоит предлагать детям отдельные темы по грамматике, лексике или фонетике. Основы лексической, грамматической, фонетической компетентности формируются в процессе работы с образцами речи. Задания социокультурной компетентности ограничиваются прорабатыванием норм поведения, правил этикета, общепринятых в Украине и в других странах, изучением игр, песен, других форм детского фольклора страны, язык которой изучается. Распределение|разделение| содержания программного материала на составляющие — тематика (сферы) общения, языковая (фонетическая, лексическая, грамматическая), речевая и социокультурная компетентность, — достаточно условное. Предлагаемая детализация содержания ориентировочная и не навязывает педагогам жестко нормированного материала|, не регламентирует речевые явления, обязательные для усвоения детьми. Предлагаемое в Программе ориентировочное содержание, обусловлено интересами детей дошкольного возраста|века|, необходимостью| обеспечить игровой характер их учебной деяльности|, развить способность к|до| элементарному иноязычному общению. Планируя систему занятий на учебный год, педагог может самостоятельно определять последовательность изучения тем, дополнять или изменять|менять| систему функций общения, образцов речи, использовать дидактические материалы, имеющиеся|к в его распоряжении. Формирование основ|основания| иноязычной коммуникативной компетентности осуществляется по основным сферам жизнедеятельности:
Организация жизнедеятельности. Обучение дошкольников иностранному языку является, прежде всего, системой организованной педагогом целевой игровой деятельности, которая способствует развитию личности ребенка, реализации им своего индивидуального опыта, проявления личностных качеств, необходимых для усвоения минимизированного объема иноязычных знаний и умений. Процесс усвоения иностранного языка направляетс
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.014 с.) |