Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика психологического возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная ситуация развития. В течение старшего дошкольного возраста существенно расширяется круг людей, с которыми общается ребенок. В большей степени предметом его внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который ребенок пытается войти. Центром для него и его повседневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований. Основная потребность — стремление жить с окружающими людьми общей жизнью, входить с ними в непосредственный контакт, постоянно пересекаться с проблемами взрослого мира. Однако жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром взрослых. Разрыв между идеальными стремлениями и реальными возможностями дошкольника устраняется путем моделирования ребенком желаемых отношений в сюжетно-ролевой игре. В сравнении с предыдущим жизненным периодом значительно изменяется место дошкольника среди взрослых: у него, появляется круг элементарных обязанностей; совместная со взрослым деятельность сменяется самостоятельным выполнением требований, указаний, поручений, просьб взрослого; внедряются элементы систематической учебы как определенным образом организованной и нормированной деятельности. Важная характеристика социальной ситуации развития ребенка — стабилизация взаимоотношений со сверстниками, образование " детского общества", оформление детской субкультуры с присущей ей территорией, правилами сожительства, интересами, ролями, преимуществами, приоритетными ценностями, социальным статусом каждого ее члена. Ведущая деятельность. В течение этого возрастного периода усложняется ведущая деятельность ребенка — сюжетно-ролевая игра. Если в предыдущие возрастные периоды ребенок в ходе элементарной ролевой игры "овладевал" взрослым как орудием (пытался практически действовать с ним, использовать для удовлетворения своих потребностей), то теперь он осознает: взрослый человек не остается безразличным к его влияниям, отвечает на них определенным образом. В сюжетно-ролевой игре старший дошкольник проигрывает разнообразные ситуации, связанные с человеческими отношениями, систему своих действий в этих ситуациях и систему результатов этих действий для себя и окружающих. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала действенно, эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Существенным изменениям подвергается смысловой компонент игровой деятельности — усложняется и разнообразится сюжет игры как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. С помощью взрослого формируются интересные, логично оправданные, приближенные к современной жизни игровые замыслы, совершенствуется умение ребенка изображать и передавать смысл жизненных впечатлений, а не только их внешнюю сторону. Расширяется диапазон игровых ролей, развивается способность типизировать и индивидуализировать роль. Дошкольник все чаще воспроизводит в сюжетах разносторонние ролевые связи, проявляет гибкость, умение изменять ролевые действия, хорошо ориентируется в своих игровых действиях на воссоздание полоролевых поведенческих стандартов. Совершенствуется процессуальный компонент сюжетно-ролевой игры: повышается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегирования полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. Формируется умение соблюдать установленные игровые правила, а также придумывать свои, предварительно их формулировать и соблюдать в игре. Через сюжетно-ролевую игру ребенок осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения определенных правил. В ходе сюжетно-ролевой игры у дошкольника возникает потребность в товарищах, союзниках, без которых игра теряет смысл. Общаясь со сверстниками, дошкольник учится сотрудничать, подчиняться, руководить, распределять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство. В игре ребенок воспитывается как субъект коммуникативной деятельности — развиваются его социальные чувства, формируются партнерские взаимоотношения, обогащается опыт конструктивного межличностного общения. Развиваются два вида взаимоотношений — игровые и реальные (первые отображают | отношения по сюжету и роли, вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей). Гармоничное сочетание игровых и реальных| взаимоотношений возможно при условии сформированности у старшего| дошкольника инициативности, товарищества, совести, элементарного| образа "Я", децентрации| (способности взглянуть|посмотреть| на ситуацию глазами другого человека, умения стать на его место). В игре ребенок овладевает языком|речью| общения, взаимопонимания, взаимопомощи, согласования своих действий с действиями партнеров, учится |договариваться, обосновывать свое мнение, находить| соразмерное| место в групе сверстников|сверстника|. Значительно изменяется способность дошкольника к контрольно-оценочным действиям: более адекватной, обоснованной и развернутой становится самооценка; обогащается опыт нормативно- оценочных действий, вырабатывается привычка качественно характеризовать свои игровые действия и поведение; обогащается гамма переживаний по поводу игровых достижений и нравственно- эстетических проявлений. Особое значение приобретает игра для развития рефлексии— способности ребенка анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить с ожиданиями других, авторитетных для ребенка лиц и с моральными нормами. Разнообразятся творческие детские игры. Старший дошкольник| проявляет интерес не только к сюжетно-ролевым|, но и к|до| играм-драматизациям, инсценировкам, театрализациям|, играм с|с| элементами| труда и художественно-эстетической деятельности, к конструктивным,| спортивным, дидактическим, подвижным, интеллектуальным. Игра как ведущая деятельность играет определяющую роль в развитии психики и личности старшего дошкольника: в ней формируются произвольное внимание и память; развивается умственная деятельность (предмет-заменитель, который используется в игре, становится опорой для развития мышления, ребенок фантазирует с ним, наделяет определенными характеристиками); совершенствуется воображение (ребенок заменяет одни предметы другими, берет на себя разные роли, создает новые сюжеты); происходит дальнейшее социальное развитие (ребенок присматривается к поведению и взаимоотношениям взрослых, сверстников, приобретает навыки общения, учится действовать по правилам); развиваются чувства (он тоньше дифференцирует разные чувства, распознает и передает мимикой основные из них, адекватно реагирует, делает предположения по поводу вероятных причин); развивается волевая регуляция поведения (дошкольник учится ожидать, воздерживаться от чего-то, доводить начатое до конца, преодолевать трудности, проявлять настойчивость и т. п.). Игра имеет большое значение в развитии речи старшего дошкольника: игровой сюжет требует речевого общения, умения высказываться, обосновывать мысли, обращаться с просьбами, предложениями, извинениями и т. п., способности интонировать речь разных персонажей. Возрастные новообразования сознания и личности: первое схематическое очертание детского мировоззрения; внутренние этические инстанции (зачатки чувства совести); соподчинение мотивов (продуманные действия начинают преобладать над импульсивными, мотив "хочу" уступает мотиву "нужно", более значимой становится социальная мотивация); произвольное поведение (способность действовать целеустремленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность); творческое воображение (стремление отойти от шаблона и образца, склонность к фантазированию, придумыванию, творческой инициативе); личная сознательность (осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, ориентация в собственных добродетелях и недостатках, возникновение более-менее реалистической самооценки, самоуважения, стремления быть признанным другими). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ|задача| Развивающие: обогащать понятия ребенка о природе, рукотворном мире, окружающих людях и самом себе; способствовать формированию научной картины мира; совершенствовать умение использовать полученные знания для дальнейшего расширения личного опыта, чувственно- практического и интеллектуального освоения окружающей среды, осознания факта существования внутренней жизни человека; создавать благоприятные условия для повышения самостоятельности дошкольника, произвольности его поведения; упражнять в преодолении трудностей, практическом и умственном экспериментировании, проявлении веры в собственные возможности; поддерживать попытку ребенка адекватно оценивать свои достижения в продуктивных видах деятельности, в повседневной жизни — собственные поступки и личностные качества; создавать условия для развития социальной| компетентности, нормализации доброжелательных|дружелюбных| взаимоотношений с людьми разного|различного| возраста|века| и пола|стати|, разных социальных ролей; для развития самовозложения ответственности за кого-то/что-то; совершенствовать| умение владеть|обладать| собственным телом, ориентироваться в собственной внешности и состоянии|стане| здоровья, в полезных и вредных для детского организма факторах, влияниях; расширять степень| свободы старшего дошкольника. Воспитательные: воспитывать культуру детских желаний, способствовать становлению системы элементарных ценностей, позитивного отношения к природе, предметам, людям, самому себе; создавать условия для формирования интересов дошкольника, реализации им своих желаний, предпочтений, намерений, планов; поддерживать самодеятельность ребенка, предоставлять пространство для реализации позитивных замыслов в разных сферах жизнедеятельности, с помощью оценок возводить самостоятельность в ранг важных ценностей; воспитывать культуру поведения, упражнять в нравственном поведении в привычных и новых условиях жизни; привлекать ребенка средствами искусства к национальной и мировой культурам; упражнять в умении рассуждать, выражать собственные суждения, отстаивать личное мнение; уделять внимание становлению основ нравственной по содержанию и активной по форме позиции "Я в Мире"; поддерживать игру (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую и т. п.) как специфически детскую деятельность; воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, трудолюбие, человечность, рассудительность, справедливость, самообладание, самолюбие, наблюдательность, ответственность, креативность). Обучающие:: создавать благоприятные условия для обогащения, расширения, систематизации знаний, представлений ребенка об окружающей среде и собственном "Я" (физическом, психическом и социальном); уточнять то, что ребенок познал, чему научился; раскрывать перспективы дальнейшего познания внешнего и внутреннего миров; упражнять в применении теоретических знаний о природе, предметной окружающей среде, об окружающих людях, собственном "Я" в реальной жизни; формировать учебные умения - организационные (способы самоорганизации), общепознавательные деятельности, в повседневной жизни — собственные поступки и личностные качества; создавать условия для развития социальной| компетентности, нормализации доброжелательных|дружелюбных| взаимоотношений с людьми разного|различного| возраста|века| и пола|стати|, разных социальных ролей; для развития самовозложения ответственности за кого-то/что-то; совершенствовать| умение владеть|обладать| собственным телом, ориентироваться в собственной внешности и состоянии|стане| здоровья, в полезных и вредных для детского организма факторах, влияниях; расширять степень| свободы старшего дошкольника. Воспитательные: воспитывать культуру детских желаний, способствовать становлению системы элементарных ценностей, позитивного отношения к природе, предметам, людям, самому себе; создавать условия для формирования интересов дошкольника, реализации им своих желаний, предпочтений, намерений, планов; поддерживать самодеятельность ребенка, предоставлять пространство для реализации позитивных замыслов в разных сферах жизнедеятельности, с помощью оценок возводить самостоятельность в ранг важных ценностей; воспитывать культуру поведения, упражнять в нравственном поведении в привычных и новых условиях жизни; привлекать ребенка средствами искусства к национальной и мировой культурам; упражнять в умении рассуждать, выражать собственные суждения, отстаивать личное мнение; уделять внимание становлению основ нравственной по содержанию и активной по форме позиции "Я у світі"; поддерживать игру (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую и т. п.) как специфически детскую деятельность; воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, трудолюбие, человечность, рассудительность, справедливость, самообладание, самолюбие, наблюдательность, ответственность, креативность). Обучающие:: создавать благоприятные условия для обогащения, расширения, систематизации знаний, представлений ребенка об окружающей среде и собственном "Я" (физическом, психическом и социальном); уточнять то, что ребенок познал, чему научился; раскрывать перспективы дальнейшего познания внешнего и внутреннего миров; упражнять в применении теоретических знаний о природе, предметной окружающей среде, об окружающих людях, собственном "Я" в реальной жизни; формировать учебные умения - организационные (способы самоорганизации), общепознавательные (наблюдать, обследовать, анализировать, выделять главное|головное|, сравнивать, запоминать, видеть проблему, рассуждать о ней|, решать ее, осмысливать материал|), общеречевые (культура слушания, постановка вопросов|, высказывания, обоснования, доказательства|доказывает|, налаживание общения); контрольно-оценочные (осуществление простейших форм контроля собственной деяльности, проверки сделанного; внесение нужных коррективов, исправление| ошибок, выработка| оценочных суждений о|касательно| качественно- количественных показателях| сделанного и о вложенных в достижения усилий); упражнять в проявлении творческого отношения к выполнению практических|практичных| и умственных|мыслительных| заданий|задачи|. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ Физическое развитие Возрастные|возрастные| возможности Старшего дошкольника интересуют вопросы функционирования| основных органов и систем организма, здоровье - нездоровье, факторы здоровья, возможности совершенствования своего организма. Он сознательно|заведомо| относится к собственному здоровью|, начинает выбирать эталоны для подражания. Благодаря этому формирование основ|основания| здорового образа жизни становится|стает| актуальным|. Повышается|вырастает| роль опытно-экспериментальной деятельности|, ребенок стремится убедиться в достоверности полученной| от взрослых информации, касающейся его физического "Я". Завершается формирование и окостенение позвоночника; увеличивается длина рук и ног,повышаются|вырастают| их силовые показатели|; формируется осанка. Совершенствуются основные нервные процессы (подвижность, уравновешенность, устойчивость), однако способность к|до| интенсивной и длительной деятельности еще не высока — малыш быстро устает (физически и психически), что предусматривает необходимость изменения|смены| интенсивности разных|различных| видов деятельности и движений. Двигательная активность старшего дошкольника высока, но по сравнению| с предыдущим|предварительным| возрастом|веком| становится|стает| более целеустремленной|целенаправленной|, такой|, которая отвечает индивидуальным возможностям ребенка, его опыту, интересам, личностным требованиям. Объем двигательной активности составляет около|порядка| 13-17 тыс. шагов, интенсивность| — 40-70 движений в минуту, длительность, — 4,5-5 час. в течение дня. В выборе движений мальчики отдают предпочтение скоростно-силовым упражнениям (прыжкам|скачку|, метанию, бегу), девочки — упражнениям, которые требуют координации движений, четкости выполнения| (в равновесии, в разных видах| прыжков (скакалка, "классики" и т. п.). Силовые показатели детей обоего пола|обоеполый| могут| быть одинаковыми, взрослому следует считаться с|с| выбором| ребенка, его склонностью к|до| определенным видам двигательных действий. У старшего дошкольника устанавливается свойственная взрослому| человеку координация движений разных|различных| мышечных|мышечных| групп. Ребёнок начинает понимать зависимость результата от качества выполнения| структурных элементов движения. Приобретает значение анализ| результатов деятельности, сравнение, оценка. За счет развития физических качеств (силы, гибкости, ловкости, скорости, глазомера) в движениях появляется легкость и согласованность|, приобретенный двигательный опыт целесообразно применяют в разных|различных| видах деятельности. Осознавая собственные возможности|, ребенок способен достигать лучших| результатов в проявлении | старательности, настойчивости. Старший дошкольник не только знает правила безопасного поведения| и здорового образа жизни, но и самостоятельно соблюдает| их. Он способен понять связь между состоянием|станом| собственного| здоровья и образом жизни, проанализировать и объяснить причины изменений|смены| в состоянии|стане| своего здоровья природными|природными| факторами|, влияющими на него, может самостоятельно определить необходимость| проветривания, уборки помещения|жилища|, содержания| его и собственного тела в чистоте. В конце дошкольного возраста|века| движения становятся|стают| четкими и уверенными, растет|вырастает| динамика количественных и качественных показателей|: ребенок в состоянии быстро адаптироваться к|до| смене|изменяемым| условий, способен самостоятельно выбирать целесообразный способ выполнения движений||; выше становится|стает| общая физическая работоспособность и выносливость|, появляется постоянное|устоявшееся| позитивное|положительное| отношение к совместной двигательной| деятельности, благодаря чему возникают объединения по интересам|, длительные игры и совместные двигательные действия, согласованное взаимодействие ради достижения общей цели. Задачи |задача| развития Мышечно-двигательная деятельность: обогащать знания детей о собственном организме и здоровье; формировать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, систематически заниматься физкультурой, спортом, закаляться; бережно относиться к своему телу и организму, осуществлять уход за ними; способствовать осознанию связей, существующих в природе, их роли в жизни человека, закономерностей изменений в его организме; формировать устойчивые двигательные навыки и обеспечивать качество их выполнения; развивать двигательные качества — скорость, ловкость, общую выносливость, гибкость и силу, смелость и изобретательность, побуждать к их проявлениям; улучшать ориентацию в пространстве, ощущение равновесия, умение удерживать прямую осанку; развивать потребность в ежедневной двигательной деятельности; воспитывать самостоятельность в подвижных играх, в выполнении правил игры, взаимопомощь, корректное отношение к своим ровесникам, сопереживание по поводу их неудач; поддерживать интерес к занятиям физкультурой, разным видам спорта и выдающимся событиям спортивной жизни в Украине и мире. Предметно- практическая деятельность: воспитывать привычку доводить начатое дело до конца, получать конечный результат своих трудовых усилий, преодолевать трудности на пути к цели; совершенствовать трудовые навыки, подбирая для этого адекватные приемы и средства, умение планировать собственные действия; создавать благоприятные условия для воспитания самостоятельности, целенаправленности, организованности, настойчивости, трудолюбия; учить добиваться высокого стандарта качества, контролировать промежуточные и конечный результаты, исправлять ошибки, вносить коррективы, переделывать выполненную работу; побуждать к творческой активности, к сбалансированности тенденции потребления и созидания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.01 с.) |