Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика психологического возраста

Поиск

Социальная ситуация развития. В течение старшего дошкольного возраста существенно расширяется круг людей, с которыми общается ребенок. В большей степени предметом его внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который ребенок пытается войти. Центром для него и его повседневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований. Основная потребность — стремление жить с окружающими людьми общей жизнью, входить с ними в непосредственный контакт, постоянно пересекаться с проблемами взрослого мира. Однако жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром взрослых. Разрыв между идеальными стремлениями и реальными возможностями дошкольника устраняется путем моделирования ребенком желаемых отношений в сюжетно-ролевой игре.

В сравнении с предыдущим жизненным периодом значительно изменяется место дошкольника среди взрослых: у него, появляется круг элементарных обязанностей; совместная со взрослым деятельность сменяется самостоятельным выполнением требований, указаний, поручений, просьб взрослого; внедряются элементы систематической учебы как определенным образом организованной и нормированной деятельности.

Важная характеристика социальной ситуации развития ребенка — стабилизация взаимоотношений со сверстниками, образование " детского общества", оформление детской субкультуры с присущей ей территорией, правилами сожительства, интересами, ролями, преимуществами, приоритетными ценностями, социальным статусом каждого ее члена.

Ведущая деятельность. В течение этого возрастного периода усложняется ведущая деятельность ребенка — сюжетно-ролевая игра. Если в предыдущие возрастные периоды ребенок в ходе элементарной ролевой игры "овладевал" взрослым как орудием (пытался практически действовать с ним, использовать для удовлетворения своих потребностей), то теперь он осознает: взрослый человек не остается безразличным к его влияниям, отвечает на них определенным образом. В сюжетно-ролевой игре старший дошкольник проигрывает разнообразные ситуации, связанные с человеческими отношениями, систему своих действий в этих ситуациях и систему результатов этих действий для себя и окружающих. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала действенно, эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Существенным изменениям подвергается смысловой компонент игровой деятельности — усложняется и разнообразится сюжет игры как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. С помощью взрослого формируются интересные, логично оправданные, приближенные к современной жизни игровые замыслы, совершенствуется умение ребенка изображать и передавать смысл жизненных впечатлений, а не только их внешнюю сторону. Расширяется диапазон игровых ролей, развивается способность типизировать и индивидуализировать роль. Дошкольник все чаще воспроизводит в сюжетах разносторонние ролевые связи, проявляет гибкость, умение изменять ролевые действия, хорошо ориентируется в своих игровых действиях на воссоздание полоролевых поведенческих стандартов.

Совершенствуется процессуальный компонент сюжетно-ролевой игры: повышается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегирования полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. Формируется умение соблюдать установленные игровые правила, а также придумывать свои, предварительно их формулировать и соблюдать в игре. Через сюжетно-ролевую игру ребенок осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения определенных правил.

В ходе сюжетно-ролевой игры у дошкольника возникает потребность в товарищах, союзниках, без которых игра теряет смысл. Общаясь со сверстниками, дошкольник учится сотрудничать, подчиняться, руководить, распределять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство. В игре ребенок воспитывается как субъект коммуникативной деятельности — развиваются его социальные чувства, формируются партнерские взаимоотношения, обогащается опыт конструктивного межличностного общения. Развиваются два вида взаимоотношений — игровые и реальные (первые отображают | отношения по сюжету и роли, вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей). Гармоничное сочетание игровых и ре­альных| взаимоотношений возможно при условии сформированности у старше­го| дошкольника инициативности, товарищества, совести, эле­ментарного| образа "Я", децентрации| (способности взглянуть|посмотреть| на ситуацию глазами другого человека, умения стать на его место). В игре ребенок овладевает языком|речью| общения, взаимопонимания, взаимопомощи, согласования своих действий с действиями партнеров, учится |договариваться, обосновывать свое мнение, находить| соразмерное| место в групе сверстников|сверстника|.

Значительно изменяется способность дошкольника к контрольно-оценочным действиям: более адекватной, обоснованной и развернутой становится самооценка; обогащается опыт нормативно- оценочных действий, вырабатывается привычка качественно характеризовать свои игровые действия и поведение; обогащается гамма переживаний по поводу игровых достижений и нравственно- эстетических проявлений. Особое значение приобретает игра для развития рефлексии— способности ребенка анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить с ожиданиями других, авторитетных для ребенка лиц и с моральными нормами.

Разнообразятся творческие детские игры. Старший до­школьник| проявляет интерес не только к сюжетно-ролевым|, но и к|до| играм-драматизациям, инсценировкам, театрализациям|, играм с|с| элемен­тами| труда и художественно-эстетической деятельности, к конструктив­ным,| спортивным, дидактическим, подвижным, интеллектуальным.

Игра как ведущая деятельность играет определяющую роль в развитии психики и личности старшего дошкольника: в ней формируются произвольное внимание и память; развивается умственная деятельность (предмет-заменитель, который используется в игре, становится опорой для развития мышления, ребенок фантазирует с ним, наделяет определенными характеристиками); совершенствуется воображение (ребенок заменяет одни предметы другими, берет на себя разные роли, создает новые сюжеты); происходит дальнейшее социальное развитие (ребенок присматривается к поведению и взаимоотношениям взрослых, сверстников, приобретает навыки общения, учится действовать по правилам); развиваются чувства (он тоньше дифференцирует разные чувства, распознает и передает мимикой основные из них, адекватно реагирует, делает предположения по поводу вероятных причин); развивается волевая регуляция поведения (дошкольник учится ожидать, воздерживаться от чего-то, доводить начатое до конца, преодолевать трудности, проявлять настойчивость и т. п.).

Игра имеет большое значение в развитии речи старшего дошкольника: игровой сюжет требует речевого общения, умения высказываться, обосновывать мысли, обращаться с просьбами, предложениями, извинениями и т. п., способности интонировать речь разных персонажей.

Возрастные новообразования сознания и личности: первое схематическое очертание детского мировоззрения; внутренние этические инстанции (зачатки чувства совести); соподчинение мотивов (продуманные действия начинают преобладать над импульсивными, мотив "хочу" уступает мотиву "нужно", более значимой становится социальная мотивация); произвольное поведение (способность действовать целеустремленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность); творческое воображение (стремление отойти от шаблона и образца, склонность к фантазированию, придумыванию, творческой инициативе); личная сознательность (осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, ориентация в собственных добродетелях и недостатках, возникновение более-менее реалистической самооценки, самоуважения, стремления быть признанным другими).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ|задача|

Развивающие: обогащать понятия ребенка о природе, рукотворном мире, окружающих людях и самом себе; способствовать формированию научной картины мира; совершенствовать умение использовать полученные знания для дальнейшего расширения личного опыта, чувственно- практического и интеллектуального освоения окружающей среды, осознания факта существования внутренней жизни человека; создавать благоприятные условия для повышения самостоятельности дошкольника, произвольности его поведения; упражнять в преодолении трудностей, практическом и умственном экспериментировании, проявлении веры в собственные возможности; поддерживать попытку ребенка адекватно оценивать свои достижения в продуктивных видах деятельности, в повседневной жизни — собственные поступки и личностные качества; создавать условия для развития социаль­ной| компетентности, нормализации доброжелательных|дружелюбных| взаимоотношений с людьми разного|различного| возраста|века| и пола|стати|, разных социальных ролей; для развития самовозложения ответственности за кого-то/что-то; совершенствовать| умение владеть|обладать| собственным телом, ориентироваться в собственной внешности и состоянии|стане| здоровья, в полезных и вредных для детского организма факторах, влияниях; расширять степе­нь| свободы старшего дошкольника.

Воспитательные: воспитывать культуру детских желаний, способствовать становлению системы элементарных ценностей, позитивного отношения к природе, предметам, людям, самому себе; создавать условия для формирования интересов дошкольника, реализации им своих желаний, предпочтений, намерений, планов; поддерживать самодеятельность ребенка, предоставлять пространство для реализации позитивных замыслов в разных сферах жизнедеятельности, с помощью оценок возводить самостоятельность в ранг важных ценностей; воспитывать культуру поведения, упражнять в нравственном поведении в привычных и новых условиях жизни; привлекать ребенка средствами искусства к национальной и мировой культурам; упражнять в умении рассуждать, выражать собственные суждения, отстаивать личное мнение; уделять внимание становлению основ нравственной по содержанию и активной по форме позиции "Я в Мире"; поддерживать игру (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую и т. п.) как специфически детскую деятельность; воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, трудолюбие, человечность, рассудительность, справедливость, самообладание, самолюбие, наблюдательность, ответственность, креативность).

Обучающие:: создавать благоприятные условия для обогащения, расширения, систематизации знаний, представлений ребенка об окружающей среде и собственном "Я" (физическом, психическом и социальном); уточнять то, что ребенок познал, чему научился; раскрывать перспективы дальнейшего познания внешнего и внутреннего миров; упражнять в применении теоретических знаний о природе, предметной окружающей среде, об окружающих людях, собственном "Я" в реальной жизни; формировать учебные умения - организационные (способы самоорганизации), общепознавательные деятельности, в повседневной жизни — собственные поступки и личностные качества; создавать условия для развития социаль­ной| компетентности, нормализации доброжелательных|дружелюбных| взаимоотношений с людьми разного|различного| возраста|века| и пола|стати|, разных социальных ролей; для развития самовозложения ответственности за кого-то/что-то; совершенствовать| умение владеть|обладать| собственным телом, ориентироваться в собственной внешности и состоянии|стане| здоровья, в полезных и вредных для детского организма факторах, влияниях; расширять степе­нь| свободы старшего дошкольника.

Воспитательные: воспитывать культуру детских желаний, способствовать становлению системы элементарных ценностей, позитивного отношения к природе, предметам, людям, самому себе; создавать условия для формирования интересов дошкольника, реализации им своих желаний, предпочтений, намерений, планов; поддерживать самодеятельность ребенка, предоставлять пространство для реализации позитивных замыслов в разных сферах жизнедеятельности, с помощью оценок возводить самостоятельность в ранг важных ценностей; воспитывать культуру поведения, упражнять в нравственном поведении в привычных и новых условиях жизни; привлекать ребенка средствами искусства к национальной и мировой культурам; упражнять в умении рассуждать, выражать собственные суждения, отстаивать личное мнение; уделять внимание становлению основ нравственной по содержанию и активной по форме позиции "Я у світі"; поддерживать игру (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую и т. п.) как специфически детскую деятельность; воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, трудолюбие, человечность, рассудительность, справедливость, самообладание, самолюбие, наблюдательность, ответственность, креативность).

Обучающие:: создавать благоприятные условия для обогащения, расширения, систематизации знаний, представлений ребенка об окружающей среде и собственном "Я" (физическом, психическом и социальном); уточнять то, что ребенок познал, чему научился; раскрывать перспективы дальнейшего познания внешнего и внутреннего миров; упражнять в применении теоретических знаний о природе, предметной окружающей среде, об окружающих людях, собственном "Я" в реальной жизни; формировать учебные умения - организационные (способы самоорганизации), общепознавательные (наблюдать, обследовать, анализировать, выделять главное|головное|, сравнивать, запоминать, видеть проблему, рассуждать о ней|, решать ее, осмысливать материал|), общеречевые (культура слушания, постановка вопросов|, высказывания, обоснования, доказательства|доказывает|, налаживание общения); контрольно-оценочные (осуществление простейших форм контроля собственной деяльности, проверки сделанного; внесение нужных коррективов, исправление| ошибок, выработка| оценочных суждений о|касательно| качественно- количественных показателях| сделанного и о вложенных в достижения усилий); упражнять в проявлении творческого отношения к выполнению практических|практичных| и умственных|мыслительных| заданий|задачи|.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Физическое развитие

Возрастные|возрастные| возможности

Старшего дошкольника интересуют вопросы функционирования| основных органов и систем организма, здоровье - нездоровье, факторы здоровья, возможности совершенствования своего организма. Он сознательно|заведомо| относится к собственному здоро­вью|, начинает выбирать эталоны для подражания. Благодаря этому формирование основ|основания| здорового образа жизни становится|стает| ак­туальным|. Повышается|вырастает| роль опытно-экспериментальной деятель­ности|, ребенок стремится убедиться в достоверности полученной| от взрослых информации, касающейся его физического "Я". Завершается формирование и окостенение позвоночника; увеличивается длина рук и ног,повышаются|вырастают| их силовые по­казатели|; формируется осанка. Совершенствуются основные нервные процессы (подвижность, уравновешенность, устойчивость), однако способность к|до| интенсивной и длительной деятельности еще не высока — малыш быстро устает (физически и психически), что предусматривает необходимость изменения|смены| интенсивности разных|различных| видов деятельности и движений.

Двигательная активность старшего дошкольника высока, но по сравнению| с предыдущим|предварительным| возрастом|веком| становится|стает| более целеустремленной|целенаправленной|, та­кой|, которая отвечает индивидуальным возможностям ребенка, его опыту, интересам, личностным требованиям. Объем двигательной активности составляет около|порядка| 13-17 тыс. шагов, интен­сивность| — 40-70 движений в минуту, длительность, — 4,5-5 час. в течение дня.

В выборе движений мальчики отдают предпочтение скоростно-силовым упражнениям (прыжкам|скачку|, метанию, бегу), девочки — упражнениям, которые требуют координации движений, четкости выполнения| (в равновесии, в разных видах| прыжков (скакалка, "классики" и т. п.). Силовые показатели детей обоего пола|обоеполый| мо­гут| быть одинаковыми, взрослому следует считаться с|с| выбо­ром| ребенка, его склонностью к|до| определенным видам двигательных действий.

У старшего дошкольника устанавливается свойственная взрослому| человеку координация движений разных|различных| мышечных|мышечных| групп. Ребёнок начинает понимать зависимость результата от качества выполнения| структурных элементов движения. Приобретает значение ана­лиз| результатов деятельности, сравнение, оценка. За счет развития физических качеств (силы, гибкости, ловкости, скорости, глазомера) в движениях появляется легкость и согласованность|, приобретенный двигательный опыт целесообразно применяют в разных|различных| видах деятельности. Осознавая собственные возможности|, ребенок способен достигать лучших| результатов в проявлении | старательности, настойчивости.

Старший дошкольник не только знает правила безопасного по­ведения| и здорового образа жизни, но и самостоятельно соблюдает| их. Он способен понять связь между состоянием|станом| собственного| здоровья и образом жизни, проанализировать и объяснить причины изменений|смены| в состоянии|стане| своего здоровья природными|природными| факторами|, влияющими на него, может самостоятельно определить не­обходимость| проветривания, уборки помещения|жилища|, содержания| его и собственного тела в чистоте.

В конце дошкольного возраста|века| движения становятся|стают| четкими и уверенными, растет|вырастает| динамика количественных и качественных показ­ателей|: ребенок в состоянии быстро адаптироваться к|до| смене|изменяемым| условий, способен самостоятельно выбирать целесообразный способ выполнения движений||; выше становится|стает| общая физическая работоспособность и выносливость|, появляется постоянное|устоявшееся| позитивное|положительное| отношение к совместной двигательной| деятельности, благодаря чему возникают объединения по ин­тересам|, длительные игры и совместные двигательные действия, согласованное взаимодействие ради достижения общей цели.

Задачи |задача| развития

Мышечно-двигательная деятельность: обогащать знания детей о собственном организме и здоровье; формировать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, систематически заниматься физкультурой, спортом, закаляться; бережно относиться к своему телу и организму, осуществлять уход за ними; способствовать осознанию связей, существующих в природе, их роли в жизни человека, закономерностей изменений в его организме; формировать устойчивые двигательные навыки и обеспечивать качество их выполнения; развивать двигательные качества — скорость, ловкость, общую выносливость, гибкость и силу, смелость и изобретательность, побуждать к их проявлениям; улучшать ориентацию в пространстве, ощущение равновесия, умение удерживать прямую осанку; развивать потребность в ежедневной двигательной деятельности; воспитывать самостоятельность в подвижных играх, в выполнении правил игры, взаимопомощь, корректное отношение к своим ровесникам, сопереживание по поводу их неудач; поддерживать интерес к занятиям физкультурой, разным видам спорта и выдающимся событиям спортивной жизни в Украине и мире.

Предметно- практическая деятельность: воспитывать привычку доводить начатое дело до конца, получать конечный результат своих трудовых усилий, преодолевать трудности на пути к цели; совершенствовать трудовые навыки, подбирая для этого адекватные приемы и средства, умение планировать собственные действия; создавать благоприятные условия для воспитания самостоятельности, целенаправленности, организованности, настойчивости, трудолюбия; учить добиваться высокого стандарта качества, контролировать промежуточные и конечный результаты, исправлять ошибки, вносить коррективы, переделывать выполненную работу; побуждать к творческой активности, к сбалансированности тенденции потребления и созидания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.01 с.)