Гуманизация взаимоотношений личности и коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизация взаимоотношений личности и коллектива



Современный детский коллектив — это единство самобытных личностей, объединенных общим бытием и деятельностью. Ребенку, |какой| попадающему в|до| коллектив сверстников|сверстника| из семейного окружения, предстоит достойно адаптироваться и социализироваться в нем, определиться со своим статусом, самоутвердиться|, построить| взаимоотношения с другими членами, принять новые прави­ла| и жить по ним. И в то же время|одновременно| "не раствориться", не утрати­ть| своей индивидуальности, остаться самим собой, отстоять пра­во| на принятие и уважение коллектива.

Группа детского сада организуется как структурная единица, однако достаточно скоро в ней самосоздаются микроколлективы, в которых дети объединяются согласно общим вкусам, интересам, личностным склонностям и т. п. Такие детские группировки достаточно устойчивые, их участники вместе испытывают радость общения, содействия, они свидетельствуют о зарождении коллективизма и общительности как базовых качеств личности.

Вхождение ребенка в уже действующий коллектив сверстников сопровождается борьбой в нем самом, с одной стороны — стремление быть среди других детей, общаться, играть, действовать вместе с ними, с другой — боязнь ограниченности в чем-то, необходимости уступать, делиться, придерживаться определенной очередности, считаться с мыслью и интересами сверстников. Важная задача педагога — научить ребенка выстраивать свои отношения с коллективом сверстников на основе доверительного, открытого отношения, защищенности и коллективной поддержки, мирного сосуществования; способствовать гармоничному сочетанию детского стремления "быть и одним из многих" и, вместе с тем, выделяться среди других.

Детский коллектив помогает ребенку избавиться от привычки ориентироваться лишь на собственное "Я", личные взгляды и отношения; помогает приобрести навыки коллективного сожительства, умений взаимодействовать, находить компромиссные решения, предоставлять коллективную взаимопомощь, мирно разрешать конффликтные ситуации.

Воспитательные задачи:

· содействовать гармоничной адаптации ребенка к жизни в новом коллективе и облегчению процесса его социализации;

· учить приспосабливаться к условиям и правилам проживания в новом окружении, чувствовать себя членом коллектива, ориентироваться в основных моральных ценностях и требованиях, руководствоваться ими;

· культивировать умение налаживать коллективное взаимодействие, руководствоваться общими интересами, отходить от чрезмерной центрации на себе, инициировать контакты, вставать на место другого в совместной деятельности, объективно оценивать поступок, действие с точки зрения другого, активно включаться в коллективную деятельность;

· побуждать проявлять интерес к сверстникам, инициировать коллективное взаимодействие, контактность с разными по личностному восприятию детьми: симпатичными, равнодушными, неприятными; относиться справедливо и с уважением ко всем;

· формировать умение противостоять негативным влияниям коллектива на личность и личности - на коллектив;

· учить аргументировано отстаивать собственную позицию, не доминирующую над другими, в то же время уметь уступать, договариваться;

· формировать умение занять определенное место в группе сверстников, получить конкретный статус; стремление получить признание, уважение, симпатию сверстников;

· давать «новеньким» возможность постепенно, ненавязчиво знакомиться с детьми группы, входить в коллективную жизнь, самостоятельно выбирать способы и формы включения в совместную деятельность, привлекать к активной жизни в коллективе;

· поддерживать желание детей свободно формировать свои отношения, самим выбирать партнера по совместной деятельности;

· учить регулировать совместную деятельность, решать спорные вопросы, поступать по совести;

· способствовать признанию коллективом каждого конкретного ребенка с его личностными потребностями, интересами, вкусами;

· развивать способность отстаивать истину, поступать по совести.

|

Организуя детский коллектив и регулируя его деятельность, педагог должен:

· толерантно относиться к интересам каждого ребенка в пе­риод| формирования детского коллектива;

· учитывать пожелания детей во время определения места в групповой комнате, спальне, раздевалке|раздевальне|, кому с кем лучше быть рядом;

· не принуждать ребенка вступать в|до| детское сообщество, которого|какое| он еще побаивается; дать возможность адаптироваться| к|до| новым условиям;

· создавать предпосылки для группового взаимодействия детей, связанного|повязал| с выполнением определенных задач|задачи|, способствовать|содействовать| добровольным объединениям воспитанников в различные по величине|великие| группы;

· понимать значение влияния детского коллектива на ребенка, способствовать|содействовать| |скорой| реабилитации детей, быстро устающих| от коллективной жизни;

· создавать условия для включения в детский коллектив детей с особенностями психофизического развития, разных| этнических, религиозных групп, которые отличаются спо­собами| общения, особенностями одежды и т. п.;

· формировать групповое ядро из|с| детей-лидеров, авторитетных в группе, опираться на такие самостоятельные детские объединения в групповом взаимодействии;

· не насаждать|насаживать| авторитет взрослого в решении вопросов коллективной жизни, конфликтных, спорных си­туациях|.

Дети — члены детского коллектива должны:

· осознавать новые для себя функции и социальные роли; уметь разбираться в окружающей обстановке, занимать себя, прилагать собственные усилия, гибко и конструк­тивно| действовать, влиять на окружение, изменять|менять| собственное поведение;

· согласовывать действия с партнером по совместной деятельности, чувствовать пределы|границу| допустимой активности и дистанции, коллективной дисциплины, выражать желание и готов­ность| сотрудничать, воспринимать предписания, замечания|;

· осознавать свои возможности, права и обязанности|долг|, уметь чувствовать себя уверенно, самостоятельно устанавливать и поддерживать деловые и личные контакты со сверстниками||;

· дорожить взаимоотношениями со сверстниками, доброжелательным отношением |к|до| себе, принимать мнение |мнени позицию другого в совместной деятельности;

· тактично, толерантно относиться к высказываниям другого|, не насаждать|насаживать| свое мнение, желание, считаться| с чужим выбором, понимать и добровольно принимать| точку зрения другого;

· избегать конфликтов, воспитывать в себе умение миро­любиво| решать конфликтные ситуации без вмешательства авторитетного взрослого;

· стремиться к совершенствованию себя, избегать негативных проявлений;

· развиватьадекватное самовосприятие в группе сверстников|сверстника|, стремление| и умение быть авторитетным лидером, |какой| умеющим сплотить вокруг себя единомышленников с целью продуцирования в коллективной жизни принципов справедливости, общительности, поддержки, взаимодействия;

· поддерживать желание партнера общаться, избегать оскорблений|оскорбления|, упреков, не навязывать в совместной деятельности своего мнения, быть объективным в суждениях и оценках, вести себя справедливо, независимо от собственного су­бъективного| отношения к другому;

· развивать способность руководствоваться групповыми интереса­ми|, понимать, что в совместной деятельности каждый должен чем-то поступиться|поступаться|, чтобы|если бы| всем вместе было уютно и приятно;

· уметь анализировать собственные поступки, мысли|мнение|;

· доброжелательно относиться к суждениям другого, иметь пра­во| на ошибку и возможность ее исправить;

· пытаться быть справедливым, вести себя честно, не предвзято|предубежденный|, придерживаться данного слова (обещания);

· улаживать спорные вопросы, находить компромисс, прогнозировать последствия своих негативных действий;

· доброжелательно, искренне, приязненно|приятный| относиться к партнерам по деятельности;

· поддерживать общую цель деятельности, согласовывать собственные замыслы, действия с партнерами;

· реально оценивать отношение других детей к себе, свой статус в группе ровесников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.009 с.)