Условия эффективной реализации базовой программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективной реализации базовой программы



ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ |интегрируемость| И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ|обучения|

Базовая программа ориентирует на внедрение цивилизованной системы дошкольного образования, центром и целью которой является развитие компетентной личности, способной жить в правовом, демократическом, гуманистическом обществе. Учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения направляется на обеспечение баланса: стремлений ребенка к самореализации и самосохранению; его фондов "могу" (знаний, умений, навыков, способностей) и "хочу" (интересов, желаний, планов, намерений, чувств); запрограммированного и спонтанного в существовании дошкольника; коллективного и личностного; проявлений компетентности в разных сферах жизнедеятельности ("Природа", "Культура", "Люди", "Я Сам"); направлений воспитательной деятельности (по физическому, эмоционально-ценностному, социально-нравственному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, креативному развитию дошкольника); форм организации жизнедеятельности (специально организованных взрослым занятий и самостоятельной деятельности детей); воспитательных и учебных технологий; форм организации педагогической работы (групповых и индивидуальных).

Нецелесообразно жестко программировать и де­тально| планировать организацию жизнедеятельности дошкольника, учебно-воспитательный| процесс. Планы учебно-воспитательной| работы должны быть ориентировочными, содержать общие сведения|ведомость| о|касательно| направленности|, содержании, формах и методах работы с детьми. Програ­мма предусматривает право педагога вносить обоснованные коррективы| в предварительно|загодя| запланированную деятельность, обогащать ее элементами неожиданности, сюрпризности, вариативности||. Это не противоречит целесообразной и полезной для| развития ребенка
поддержке| взрослым стабильных компонентов его жизнедеятельности||, а лишь|только| дополняет их.

В процессе воспитания и обучения следует учитывать сориентированность Базовой программы на оптимум как на целесообразный принцип организации жизнедеятельности дошкольника и педагогического процесса. Минимальное развивающее влияние может оказаться недостаточным для полноценного развития ребенка, а максимальное — избыточным, даже тормозящим. Ориентир в отборе педагогом адекватных средств развивающего, воспитательного и обучающего влияния на юную личность — ее возраст и индивидуальный жизненный опыт. Оптимум в работе с детьми предусматривает:

• опору на здравый смысл, принцип целесообразности;

• использование|употребление| элементов инсайта|;

• привлечение детей к|до| исследованию и экспериментированию|;

• побуждение дошкольников к самооцениванию и взаимооцениванию;

• признание права ребенка на ошибку, самостоятельное нахождение| ее и исправление;

• сохранение|сохранность| детской субкультуры| с ее спецификой, терри­торией|,

атрибутами, нормами сожительства;

• связь с реальной сегодняшней жизнью;

• интеграцию разного|различного| содержания и форм деятельности.

Организовывая жизнедеятельность и образование дошкольника, педагогу следует постепенно освобождаться от привычки воспринимать знания и умения как основную цель воспитания и обучения, больше ориентироваться на приоритет развития личности, наформирование детского мировоззрения, элементарной системы ценностей, характера, культуры поведения, нравственных чувств; на укрепление нервной системы; уход за душевным состоянием воспитанника. Программа предусматривает возвращение первичного значения слову занятие, то есть заниматься с ребенком интересным и полезным для его развития делом.

 

 

ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ|

Согласно Базовой программе приоритетом педагогической деятельности должна стать экология дошкольника. Воспитатели призваны защищать ребенка от влияния стрессогенных факторов: шумов, чрезмерных нагрузок, интенсивных по физическим и нервным затратам испытаний, несправедливых оценок, унижений, наказаний (в том числе и физических), негативных последствий педагогических ошибок.

Личностно-ориентированный подход, декларируемый Базовой программой, предполагает гуманизацию процессов воспитания и обучения, подчинение их интересам ребенка, ориентирование на раскрытие и развитие природных внутренних сил. Педагогам следует больше внимания уделять отношению дошкольника к окружающей среде и самому себе, анализу мотивов его поведения. Важно знать не только то, почему ребенок ведет себя хорошо или плохо, но и то, что способствует такому поведению, каким ценностям ребенок отдает предпочтение, от каких отказывается и почему.

Полезно сместить акценты с анализа типичного для всех детей дошкольного возраста на поиск индивидуального, неповторимого. Это расширит представления взрослого о возможных проявлениях дошкольниками типового – случайного, правильного – деформированного, адекватного – неадекватного поведения; поможет понять сложность, протеворечивость, неисчерпаемость, изменчивость процесса развития человеческого в ребенке, а, следовательно, избежать формализма в оценке степени его воспитанности.

Личностно ориентированная модель дошкольного образования предполагает:

· внимание взрослого к глубоким внутренним проявлениям ребенка, его мотивационной сфере;

· признание приоритета духовно-нравственного развития;

· формирование у дошкольника элементарной жизненной перспективы, сознательного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему;

· формирование реалистичной картины мира – панорамной и частичной, а также образа «Я»;

· развитие индивидуального жизненного опыта как важного условия личностного роста;

· обеспечение ребенку психологического комфорта, эмоционального благополучия, позитивного самочувствия;

· расширение пространства «Я» (воспитание чувства самоценности; развитие потребности в позитивной свободе, свободном волеизъявлении; формирование стремления к высокому вектору отдачи, веры в осуществление намеченного, внутренней ответственности перед собой и другими);

· разработка оптимистичной гипотезы развития каждого ребенка;

· учет в воспитательной работе индивидуальных способностей ребенка – его половых особенностей, типа высшей нервной системы, врожденных особенностей (право-, леворукие, близнецы и др.)

Важно понимать: усвоение ребенком знаний (в том числе нравственных), овладение им разными видами деятельности еще не означают развитие его личности, хотя и важны для него. Основные показатели – элементарные формы самоопределения (умение владеть собой, желание реализовать свои природные способности, стремление найти соразмерное место среди других, наладить гармоничные отношения с окружающими, принимать самостоятельные решения, определять приоритеты, брать на себя ответственность за кого/что-либо, оказывать сопротивление негативному влиянию, отстаивать собственное достоинство).

Защита экологии личности ребенка возможна при следующих условиях:

· к ребенку относятся как к самоценной личности;

· умеют поставить себя на место ребенка, почувствовать и оценить его состояние, настроение;

· содействуют проявлению творчества, поддерживают стремление к свободе, конструктивному поведению;

· ребенку дают возможность свободно проявлять свои чувства, принимать самостоятельные решения, проявлять свою волю, осуществлять|свершать| выбор;

· выражают|высказывают| веру в его возможности;

· воспитывают внутреннюю ответственность перед собой
и другими людьми, совестливое поведение;

· разговаривают с ребенком о смысле человеческой жизни.

Забота об экологии юной личности проявляется во внимании взрослого к|до| ее внутреннему миру (к переживаниям, мыслям|, стремлениям, идеалам, ценностям, мотивам и т. п.), к|до| взаимодействию| с внешним миром — природой, предметами культу­ры|, людьми.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Реализация на практике гуманистической парадигмы дошколь­ного| образования невозможна без педагогической зрелости воспитателя. Основными ее составляющими являются профессиональная и личностная зрелость| педагога.

Профессиональная зрелость означает психолого-педагогическую подготовленность педагога, его методологическую и методическую грамотность, педагогическое мастерство и практический опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая подготовленность предусматривает:

• наличие соответствующего образования;

• психологическую и педагогическую грамотность (знание основ современной педагогической и возрастной психологии, дошкольной педагогики);

ориентирование в современных тенденциях развития образования вообще и дошкольной в частности;

• умение организовывать педагогическую деятельность, основываясь на новых принципах, создавать инновационную среду;

• знание правовых основ и законодательных актов в сфере дошкольного образования.

Методологическая и методическая грамотность включает:

знание методологии гуманитарной парадигмы дошкольного образования;

• понимание и принятие основ гуманистического подхода к дошкольному

образованию;

владение основными методами гуманистической педагогики, умение адекватно применять их;

• знание программных задач и методик воспитания и обучения;

открытость инновациям, способность функционировать как открытая система, интерес к новым образовательным проектам, умение видеть преимущества гуманистического подхода;

• умение подбирать, варьировать, модифицировать (создавать) современные развивающие, воспитательные и обучающие технологии, которые отвечают конкретным задачам и условиям;

• умение выдвигать и проверять гипотезы, анализировать и интерпретировать данные своих наблюдений за ребенком, делать объективные и обоснованные выводы.

Педагогическое мастерство включает:

• гуманитарные интересы, ценности, идеалы;

педагогические способности (гностические — знание своих собственных особенностей и особенностей ребенка; контруктивные — умение планировать, проектировать, прогнозировать;

организаторские — способность налаживать, привлекать, упорядочивать, дисциплинировать;

коммуникативные — умение устанавливать, налаживать, гармонизировать взаимоотношения и совместную деятельность; применять словесные, мимические и пантомимические средства; совмещать деловое и личностное общение; проявлять эмпатию, внимание и уважение, слушать и слышать, помогать и поддерживать, адекватно выражать свою позицию, проявлять гибкость);

• способность переосмысливать традиционный педагогический опыт, создавать инновации;

• забота о качественном образовании, способность реализовывать интегральный подход в воспитании и обучении, достигать высокой производительности педагогической деятельности;

• владение современными развивающими, воспитательными и обучающими технологиями, способность " примерять" каждую из них к|до| конкретной жизненной ситуации, инди­видуальному| жизненному опыту и особенностям воспитанников;

•способность разрабатывать индивидуальные способы реализации инноваций, проявлять мобильность, разнообразить формы и способы активизации педагогического процесса.

Практический опыт предусматривает:

• наличие у взрослого практики взаимодействия с дошкольниками, опыта работы в сфере образования;

владение опытом использования гуманистически направленных методик воспитания и обучения;

• наличие опыта самостоятельной модернизации или создания авторских программ, технологий воспитания и обучения дошкольника.

Личностная зрелость предусматривает сформированность у воспитателя определенной мировоззренческой позиции, педагогической рефлексии (способности анализировать себя самого, соотносить мысли о себе с ожиданиями других), потребности в самоусовершенствовании. Личностную зрелость педагога определяет его личностная и социальная компетентность.

Личностная компетентность определяется комплексом личностных качеств и умений, в частности:

интеллектуальных (креативности, эвристичности, способности выделять главное и второстепенное, устанавливать закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать, видеть ситуацию с разных точек зрения; рассудительности, взвешенности);

нравственных (искренности, доброжелательности, чуткости, толерантности, ответственности и т. п.);

эмоциональных (уравновешенности, положительного самочувствия, способности сдерживать импульсивные эмоции);

волевых (настойчивости, самостоятельности, целенаправленности, выдержанности и т. п.);

перцептивных (наблюдательности, восприимчивости, умения чувствовать состояние другого и адекватно на него реагировать);

контрольно-оценочных (склонности к обоснованным и оптимистичным оценкам; способности использовать оценки конструктивные, защитные, регулируемые, направляемые и такие, которые рационализируют, мобилизуют и успокаивают суждение).

Социальная компетентность педагога означает сформированность таких умений:

• умение уважать дошкольника (относиться к нему как к ценности, признавать за ним право на ошибку; видеть его добродетели и достижения; принимать таким, каким он есть; верить в его возможности; признавать право быть самим собой, вести себя самостоятельно, иметь свою точку зрения, собственные тайны, проявлять творчество; не унижать его достоинства);

• умение понимать воспитанника (ориентироваться в его сильных и слабых сторонах, видеть сущностное в нем, иметь представление о его натуре; чувствовать его состояние, настроение, прогнозировать вероятную тактику поведения; использовать интуицию; проявлять проницательность, чуткость, искренность);

• умение помогать и поддерживать ребенка (не просто давать ему советы или что-то решать за него, а способствовать полноценной жизнедеятельности, создавать атмосферу безопасности и доверия, опираться на его сильные стороны, не подчеркивать слабых, постепенно усложнять задания);

• умение договариваться, заключать с воспитанником соглашения (предотвращать конфликты и с наименьшими эмоциональными затратами решать их, избегать напряженности взаимоотношений;
поддерживать справедливые отношения; активно слушать ребенка; способствовать равноправным партнерским отношениям);

• умение быть самим собой (сохранять свою индивидуальность, своеобразие; проявлять принципиальность в ситуациях давления; не пытаться быть, "как все", иметь свое личностное и профессиональное лицо).

Как личность и профессионал, педагог должен быть открыт инновациям, жить сознательной жизнью, не ускорять искусственно темп развития дошкольника, быть для него оберегом, помогать, а не осложнять его ежедневное существование, уважать и принимать во внимание объективные законы психического развития, ориентироваться на норму как индивидуальную систему требований и оценок. Показателями эффективности педагогической деятельности является конструктивность, последовательность, гибкость, взвешенность, позитивная эмоциональная окраска и результативность поведения воспитателя, желание ребенка посещать дошкольное учреждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.028 с.)