Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия эффективной реализации базовой программыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ |интегрируемость| И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ|обучения| Базовая программа ориентирует на внедрение цивилизованной системы дошкольного образования, центром и целью которой является развитие компетентной личности, способной жить в правовом, демократическом, гуманистическом обществе. Учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения направляется на обеспечение баланса: стремлений ребенка к самореализации и самосохранению; его фондов "могу" (знаний, умений, навыков, способностей) и "хочу" (интересов, желаний, планов, намерений, чувств); запрограммированного и спонтанного в существовании дошкольника; коллективного и личностного; проявлений компетентности в разных сферах жизнедеятельности ("Природа", "Культура", "Люди", "Я Сам"); направлений воспитательной деятельности (по физическому, эмоционально-ценностному, социально-нравственному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, креативному развитию дошкольника); форм организации жизнедеятельности (специально организованных взрослым занятий и самостоятельной деятельности детей); воспитательных и учебных технологий; форм организации педагогической работы (групповых и индивидуальных). Нецелесообразно жестко программировать и детально| планировать организацию жизнедеятельности дошкольника, учебно-воспитательный| процесс. Планы учебно-воспитательной| работы должны быть ориентировочными, содержать общие сведения|ведомость| о|касательно| направленности|, содержании, формах и методах работы с детьми. Программа предусматривает право педагога вносить обоснованные коррективы| в предварительно|загодя| запланированную деятельность, обогащать ее элементами неожиданности, сюрпризности, вариативности||. Это не противоречит целесообразной и полезной для| развития ребенка В процессе воспитания и обучения следует учитывать сориентированность Базовой программы на оптимум как на целесообразный принцип организации жизнедеятельности дошкольника и педагогического процесса. Минимальное развивающее влияние может оказаться недостаточным для полноценного развития ребенка, а максимальное — избыточным, даже тормозящим. Ориентир в отборе педагогом адекватных средств развивающего, воспитательного и обучающего влияния на юную личность — ее возраст и индивидуальный жизненный опыт. Оптимум в работе с детьми предусматривает: • опору на здравый смысл, принцип целесообразности; • использование|употребление| элементов инсайта|; • привлечение детей к|до| исследованию и экспериментированию|; • побуждение дошкольников к самооцениванию и взаимооцениванию; • признание права ребенка на ошибку, самостоятельное нахождение| ее и исправление; • сохранение|сохранность| детской субкультуры| с ее спецификой, территорией|, атрибутами, нормами сожительства; • связь с реальной сегодняшней жизнью; • интеграцию разного|различного| содержания и форм деятельности. Организовывая жизнедеятельность и образование дошкольника, педагогу следует постепенно освобождаться от привычки воспринимать знания и умения как основную цель воспитания и обучения, больше ориентироваться на приоритет развития личности, наформирование детского мировоззрения, элементарной системы ценностей, характера, культуры поведения, нравственных чувств; на укрепление нервной системы; уход за душевным состоянием воспитанника. Программа предусматривает возвращение первичного значения слову занятие, то есть заниматься с ребенком интересным и полезным для его развития делом.
ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ| Согласно Базовой программе приоритетом педагогической деятельности должна стать экология дошкольника. Воспитатели призваны защищать ребенка от влияния стрессогенных факторов: шумов, чрезмерных нагрузок, интенсивных по физическим и нервным затратам испытаний, несправедливых оценок, унижений, наказаний (в том числе и физических), негативных последствий педагогических ошибок. Личностно-ориентированный подход, декларируемый Базовой программой, предполагает гуманизацию процессов воспитания и обучения, подчинение их интересам ребенка, ориентирование на раскрытие и развитие природных внутренних сил. Педагогам следует больше внимания уделять отношению дошкольника к окружающей среде и самому себе, анализу мотивов его поведения. Важно знать не только то, почему ребенок ведет себя хорошо или плохо, но и то, что способствует такому поведению, каким ценностям ребенок отдает предпочтение, от каких отказывается и почему. Полезно сместить акценты с анализа типичного для всех детей дошкольного возраста на поиск индивидуального, неповторимого. Это расширит представления взрослого о возможных проявлениях дошкольниками типового – случайного, правильного – деформированного, адекватного – неадекватного поведения; поможет понять сложность, протеворечивость, неисчерпаемость, изменчивость процесса развития человеческого в ребенке, а, следовательно, избежать формализма в оценке степени его воспитанности. Личностно ориентированная модель дошкольного образования предполагает: · внимание взрослого к глубоким внутренним проявлениям ребенка, его мотивационной сфере; · признание приоритета духовно-нравственного развития; · формирование у дошкольника элементарной жизненной перспективы, сознательного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему; · формирование реалистичной картины мира – панорамной и частичной, а также образа «Я»; · развитие индивидуального жизненного опыта как важного условия личностного роста; · обеспечение ребенку психологического комфорта, эмоционального благополучия, позитивного самочувствия; · расширение пространства «Я» (воспитание чувства самоценности; развитие потребности в позитивной свободе, свободном волеизъявлении; формирование стремления к высокому вектору отдачи, веры в осуществление намеченного, внутренней ответственности перед собой и другими); · разработка оптимистичной гипотезы развития каждого ребенка; · учет в воспитательной работе индивидуальных способностей ребенка – его половых особенностей, типа высшей нервной системы, врожденных особенностей (право-, леворукие, близнецы и др.) Важно понимать: усвоение ребенком знаний (в том числе нравственных), овладение им разными видами деятельности еще не означают развитие его личности, хотя и важны для него. Основные показатели – элементарные формы самоопределения (умение владеть собой, желание реализовать свои природные способности, стремление найти соразмерное место среди других, наладить гармоничные отношения с окружающими, принимать самостоятельные решения, определять приоритеты, брать на себя ответственность за кого/что-либо, оказывать сопротивление негативному влиянию, отстаивать собственное достоинство). Защита экологии личности ребенка возможна при следующих условиях: · к ребенку относятся как к самоценной личности; · умеют поставить себя на место ребенка, почувствовать и оценить его состояние, настроение; · содействуют проявлению творчества, поддерживают стремление к свободе, конструктивному поведению; · ребенку дают возможность свободно проявлять свои чувства, принимать самостоятельные решения, проявлять свою волю, осуществлять|свершать| выбор; · выражают|высказывают| веру в его возможности; · воспитывают внутреннюю ответственность перед собой · разговаривают с ребенком о смысле человеческой жизни. Забота об экологии юной личности проявляется во внимании взрослого к|до| ее внутреннему миру (к переживаниям, мыслям|, стремлениям, идеалам, ценностям, мотивам и т. п.), к|до| взаимодействию| с внешним миром — природой, предметами культуры|, людьми. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ Реализация на практике гуманистической парадигмы дошкольного| образования невозможна без педагогической зрелости воспитателя. Основными ее составляющими являются профессиональная и личностная зрелость| педагога. Профессиональная зрелость означает психолого-педагогическую подготовленность педагога, его методологическую и методическую грамотность, педагогическое мастерство и практический опыт работы с детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогическая подготовленность предусматривает: • наличие соответствующего образования; • психологическую и педагогическую грамотность (знание основ современной педагогической и возрастной психологии, дошкольной педагогики); • ориентирование в современных тенденциях развития образования вообще и дошкольной в частности; • умение организовывать педагогическую деятельность, основываясь на новых принципах, создавать инновационную среду; • знание правовых основ и законодательных актов в сфере дошкольного образования. Методологическая и методическая грамотность включает: • знание методологии гуманитарной парадигмы дошкольного образования; • понимание и принятие основ гуманистического подхода к дошкольному образованию; • владение основными методами гуманистической педагогики, умение адекватно применять их; • знание программных задач и методик воспитания и обучения; • открытость инновациям, способность функционировать как открытая система, интерес к новым образовательным проектам, умение видеть преимущества гуманистического подхода; • умение подбирать, варьировать, модифицировать (создавать) современные развивающие, воспитательные и обучающие технологии, которые отвечают конкретным задачам и условиям; • умение выдвигать и проверять гипотезы, анализировать и интерпретировать данные своих наблюдений за ребенком, делать объективные и обоснованные выводы. Педагогическое мастерство включает: • гуманитарные интересы, ценности, идеалы; • педагогические способности (гностические — знание своих собственных особенностей и особенностей ребенка; контруктивные — умение планировать, проектировать, прогнозировать; • организаторские — способность налаживать, привлекать, упорядочивать, дисциплинировать; • коммуникативные — умение устанавливать, налаживать, гармонизировать взаимоотношения и совместную деятельность; применять словесные, мимические и пантомимические средства; совмещать деловое и личностное общение; проявлять эмпатию, внимание и уважение, слушать и слышать, помогать и поддерживать, адекватно выражать свою позицию, проявлять гибкость); • способность переосмысливать традиционный педагогический опыт, создавать инновации; • забота о качественном образовании, способность реализовывать интегральный подход в воспитании и обучении, достигать высокой производительности педагогической деятельности; • владение современными развивающими, воспитательными и обучающими технологиями, способность " примерять" каждую из них к|до| конкретной жизненной ситуации, индивидуальному| жизненному опыту и особенностям воспитанников; •способность разрабатывать индивидуальные способы реализации инноваций, проявлять мобильность, разнообразить формы и способы активизации педагогического процесса. Практический опыт предусматривает: • наличие у взрослого практики взаимодействия с дошкольниками, опыта работы в сфере образования; • владение опытом использования гуманистически направленных методик воспитания и обучения; • наличие опыта самостоятельной модернизации или создания авторских программ, технологий воспитания и обучения дошкольника. Личностная зрелость предусматривает сформированность у воспитателя определенной мировоззренческой позиции, педагогической рефлексии (способности анализировать себя самого, соотносить мысли о себе с ожиданиями других), потребности в самоусовершенствовании. Личностную зрелость педагога определяет его личностная и социальная компетентность. Личностная компетентность определяется комплексом личностных качеств и умений, в частности: • интеллектуальных (креативности, эвристичности, способности выделять главное и второстепенное, устанавливать закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать, видеть ситуацию с разных точек зрения; рассудительности, взвешенности); • нравственных (искренности, доброжелательности, чуткости, толерантности, ответственности и т. п.); • эмоциональных (уравновешенности, положительного самочувствия, способности сдерживать импульсивные эмоции); • волевых (настойчивости, самостоятельности, целенаправленности, выдержанности и т. п.); • перцептивных (наблюдательности, восприимчивости, умения чувствовать состояние другого и адекватно на него реагировать); • контрольно-оценочных (склонности к обоснованным и оптимистичным оценкам; способности использовать оценки конструктивные, защитные, регулируемые, направляемые и такие, которые рационализируют, мобилизуют и успокаивают суждение). Социальная компетентность педагога означает сформированность таких умений: • умение уважать дошкольника (относиться к нему как к ценности, признавать за ним право на ошибку; видеть его добродетели и достижения; принимать таким, каким он есть; верить в его возможности; признавать право быть самим собой, вести себя самостоятельно, иметь свою точку зрения, собственные тайны, проявлять творчество; не унижать его достоинства); • умение понимать воспитанника (ориентироваться в его сильных и слабых сторонах, видеть сущностное в нем, иметь представление о его натуре; чувствовать его состояние, настроение, прогнозировать вероятную тактику поведения; использовать интуицию; проявлять проницательность, чуткость, искренность); • умение помогать и поддерживать ребенка (не просто давать ему советы или что-то решать за него, а способствовать полноценной жизнедеятельности, создавать атмосферу безопасности и доверия, опираться на его сильные стороны, не подчеркивать слабых, постепенно усложнять задания); • умение договариваться, заключать с воспитанником соглашения (предотвращать конфликты и с наименьшими эмоциональными затратами решать их, избегать напряженности взаимоотношений; • умение быть самим собой (сохранять свою индивидуальность, своеобразие; проявлять принципиальность в ситуациях давления; не пытаться быть, "как все", иметь свое личностное и профессиональное лицо). Как личность и профессионал, педагог должен быть открыт инновациям, жить сознательной жизнью, не ускорять искусственно темп развития дошкольника, быть для него оберегом, помогать, а не осложнять его ежедневное существование, уважать и принимать во внимание объективные законы психического развития, ориентироваться на норму как индивидуальную систему требований и оценок. Показателями эффективности педагогической деятельности является конструктивность, последовательность, гибкость, взвешенность, позитивная эмоциональная окраска и результативность поведения воспитателя, желание ребенка посещать дошкольное учреждение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.79.146 (0.012 с.) |