Реализация современных подходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация современных подходов



К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ

ДОШКОЛЬНИКА

Учитывая процессы модернизации в системе дошкольного образования, родители|отец| и педагоги должны осознавать, что наличие| у ребенка |взнаний и умений не является основным, а тем более исчерпывающим показателем оптимальной для возраста|века| и его индивидуальных возможностей степени развития. К тому же и знания следует оценивать комплексно, в связи с разными|различными| сферами жизнедеятельности|, а не только|только| те, которые связывают ребенка| с будущим обучением в школе|обучением|. Поэтому наряду с|наряду с| тради­ционным| контролем имеющихся у дошкольника знаний и умений, необходимо фиксировать содержание и динамику изменений|смены| в личностных характеристиках.

Критерии оценки компетентности дошкольника должны быть не формальными — не столько количественными (выполнил, запомнил, сделал, воспроизвел и тому подобное), сколько качественными (как именно выполнил самостоятельно, рационально, старательно, творчески, с помощью ли другого, путем простых манипуляций, впопыхах, репродуктивно; как именно и почему повел себя нравственно - безнравственно; почему к одним остается равнодушным, относится неприязненно, а к другим - с симпатией, по-товарищески). Не скорость и объем усвоенного должны считаться основными показателями достижений дошкольника, а система его отношений, выбора, мотивов поведения и деятельности, а также зрелость, сила, адекватность, эффективность поведения. Таким образом, значительного внимания требуют не столько конечные результаты активности дошкольника, сколько процесс их достижения, вложенные в них личностные усилия.

Личностно ориентированный подход к|до| воспитанию и обучению| дошкольника предусматривает создание условий для его здоро­вого|, полноценного бытия, формирование сознательного и ответственного| отношения к окружающей среде и самому себе; потребности и умения проявлять|выявлять| свою индивидуальность; способности|способность| отличать реальное от воображаемого, свое от чужого, внешнее от внутреннего|; умение чувствовать себя самодостаточным, действовать соответственно |до| своей природе, жить миролюбиво, не конфликтовать с окружающими||, находиться|перебывать| в состоянии жизненного равновесия, не требовать от других того, чего они не могут дать.

Следовательно|итак|, важно оценивать не столько успешность|успешность| выполнения| ребенком ситуативных заданий|задачи|, сколько продуктив­ность| его жизни в целом: что преобладает в его опыте - | успех (неуспех), стремление к|до| высокому (посредственному, низкому) стандарту качества, уверенность в себе (неуверенность, само­уверенность|), ориентирование|ориентировка| на оптимум (минимум, максимум) вложенных в деятельность усилий.

Контроль должен быть процессом интегральной, взвешенной, объективной проверки жизненных достижений, учетом, обследованием, которое предусматривает достаточно длительное и разностороннее изучение педагогом типичных и особенных проявлений поведения и деятельности. В известной мере контроль может быть надзором, по крайней мере, если речь идет о молодом педагоге. Однако его недопустимо превращать в цензуру с единственной целью обнаружить недостатки и наказать. Мотивом осуществления контроля должно быть общее определение сильных и слабых сторон в развитии дошкольника, определение перспектив, определение того, в чем именно и в какой помощи нуждается конкретный ребенок. По своему характеру контроль должен быть вспомогательным, а не карательным.

Оценка завершает процесс контроля, определяет важность и ценность жизненного достояния ребенка (педагога), содержит вывод авторитетного эксперта по поводу качественных (количественных) характеристик жизненной зрелости.

Важно, чтобы оценка была:

интегрированной (содержала информацию как об общих тенденциях поведения и деятельности, так и о добродетелях и недостатках дошкольника);

. • объективной (лишенной субъективности, предубежденности);

развернутой (содержала объяснение, уточнение, указания на сущностное);

мотивированной (обоснованной);

заинтересованной (небезучастной);

понятной (четко сформулированной);

оптимистичной (выражала веру в возможности ребенка);

стимулирующей (ориентировала на перспективу, указывала на неиспользованные резервы).

Оценка жизненных достижений дошкольника должна быть обобщенной|, характеризовать способ его бытия в целом, тенденции поведения, склонность|наклонение| к|до| определенным видам деятельности, ди­намику| развития в течение|на протяжении| определенного времени. Однако ее не следует квалифицировать как диагностическую, поскольку последняя является парафией практического|практичного| психолога.

Предложенные Программой таблицы, в которых приведены характеристики проявлений компетентности дошкольников в разных сферах жизнедеятельности, следует рассматривать как возрастной ориентир, а не обязательную для каждого ребенка четко определенную планку развития. Поэтому не стоит определять уровни развития разных детей, сравнивать их между собой по отмеченным характеристикам, навешивать ярлыки наподобие: "опережает норму", "отвечает норме", "отстает от нормы". Назначение таблиц лишь привлечь внимание к " зоне ближайшего развития" ребенка конкретного паспортного возраста, проинформировать о том, что при определенных условиях он может знать, уметь, ценить. Таблицы ориентируют на идеальную норму: в реальной жизни не существует детей, которые бы характеризовались сбалансированностью всех сторон развития, — у каждого что-то разовьется лучше, а что-то — хуже. Процесс продвижения конкретного дошкольника по индивидуальному пути развития является для него реальной нормой.

Тот, кто контролирует ход развития и оценивает достижение дошкольника, должен руководствоваться тем, что норма развития — не среднестатистический показатель, который характеризует каждого ребенка определенного паспортного возраста, а то лучшее, чего может достичь в данный возрастной период конкретный ребенок при благоприятных условиях. Норма развития должна классифицироваться как культурно-личностный предопределенный результат жизнедеятельности конкретной личности.

Ориентировочный комплекс показателей, свидетельствующий о жизненной зрелости дошкольника:

• система представлений и знаний о сферах жизнедеятельности: "Природа", "Культура", "Люди", "Я Сам" (в объеме программных требований);

• жизненно необходимые умения, которые удостоверяют компетентность дошкольника в каждой из четырех сфер жизнедеятельности;

ценностное отношение к явлениям, объектам, предметам, людям и

собственному ''Я" (ориентируется в их объективной значимости, осознает

их смысл для собственной жизни, вербализует самооценку);

адекватное, конструктивное поведение в разных жизненных ситуациях.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ|различных| СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Эффективность реализации Программы "Я у Світі" в значительной степени|в значительной степени| зависит от согласованности усилий взрослых (родителей|отца|, педагогов, практических|практичных| психологов, учителей) и социальных институтов (семьи, дошкольного учебного учреждения, внешкольного| заведения образования, начальной школы), ответственных| за полноценное развитие ребенка шестилетнего возраста|века|.

Решение проблемы преемственности в воспитательной и образовательной| деятельности дошкольного учреждения и начальной школы осложняется|усложняет| многими факторами:

• необязятельностью дошкольного образования, правом родителей
добровольно определять место, время и форму его получения
(или неполучения) ребенком;

параллельным существованием детей, охваченных и не охваченных системой дошкольного образования;

отсутствием координации деятельности разных социальных институтов, в которых воспитываются и учатся деть 6-7 лет, получение ими различного по содержанию и учебно-воспитательным технологиям дошкольного образования;

недостаточной согласованностью позиций дошкольной и начальной школьной ступеней образования относительно критериев " школьной зрелости", отсутствие реальной последовательности в воспитательной и учебной работе обоих социальных институтов.

Определить меру школьной зрелости воспитанников педагогу помогает практический психолог.

Объектами психолого-педагогической диагностики являются:

• актуальный уровень развития ребенка (психический и личностный);

• факторы, вызывающие отклонения развития (гене­тические|, социально-психологические|, педагогические);

• трудности, связанные|повязал| с разными|различными| сторонами развития;

• динамика развития в течение|на протяжении| определенного времени;

• особенности общения ребенка со взрослыми (родны­ми|, знакомыми, чужими);

• микроклимат в семье и в дошкольном учреждении;

• характер адаптации к|до| новым условиям жизни,| степень дез­адаптации| (физиологической, социально-психологической|);

• статус в группе сверстников|сверстника|;

• общие (специальные) способности;

• характеристика школьной зрелости.

Данные диагностики, полученные психологом в ходе обследования, должны помочь родителям|отцу| и педагогам реализовать индивиду­альний| подход к|до| воспитанию и обучению|обучению| конкретного ребенка.

Практический|практичный| психолог выполняет|исполняет| такие функции:

• осуществляет|свершает| профилактику и организует коррекционную| ра­боту|, направленную на гармонизацию развития ребенка и взаимодействие с окружающими людьми|;

• направляет|устремляет| усилие не на перегрузку ребенка знан­иями|, а на стимулирование его потенциальных возможностей, выявление|обнаружения| психологических трудностей;

• знакомит родителей|отца| и педагогов с данными психолого-педагогического| обследования, зафиксированными протоколом;

• разрабатывает рекомендации для работы с конкретным ребенком|;

• консультирует родителей|отца| и педагогов, дает советы по|касательно| кор­рекции| поведения и успешной адаптации ребенка к|до| но­вым| условиям жизни.

Психологическое обследование проводится индивидуально за исключением ситуаций, связанных|повязал| с групповым тестированием. Важ­ное место в нем отводится выяснению физической, психологической|, личностной|, социальной и учебной зрелости дошкольника.

Программа "Я у Світі" направлена на полноценное развитие личности как предпосылки ее гармоничного вступления в школу и освоения требований нового социума. Школьная зрелость — не самоцель, а результат организации насыщенной жизнедеятельности ребенка, которая удовлетворяет его потребности и интересы в течение всего дошкольного детства. Показателем школьной зрелости как интегрированной характеристики ребенка 6-7 лет является комплекс отмеченных выше способностей, свидетельствующих о его физической, психической, личностной, социальной и учебной зрелости.

Результатами психофизиологической диагностики, проведенной психологом, педагоги могут воспользоваться, планируя и реализуя| воспитательные и учебные мероприятия. При этом следует принять во внимание, что в соответствии с|соответственно| нормативными актами диагностическое| обследование шестилетних детей во время их принятия в|до| школу не предусмотрено. Запрещено|запретный| также обследование с целью жесткого распределения|деления| детей по группам и классам в зависимости| от уровня их психического и личностного развития|, поскольку это противоречит требованиям|востребованию| нормативных докумен­тов| и принципам гуманистической педагогики. Все дети шести-семилетнего| возраста|века| принимаются в|до| первый класс независимо от результатов психолого-педагогического| обследования. До­пуском для вступления в школу является только медицинское заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.013 с.)