Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация современных подходовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА Учитывая процессы модернизации в системе дошкольного образования, родители|отец| и педагоги должны осознавать, что наличие| у ребенка |взнаний и умений не является основным, а тем более исчерпывающим показателем оптимальной для возраста|века| и его индивидуальных возможностей степени развития. К тому же и знания следует оценивать комплексно, в связи с разными|различными| сферами жизнедеятельности|, а не только|только| те, которые связывают ребенка| с будущим обучением в школе|обучением|. Поэтому наряду с|наряду с| традиционным| контролем имеющихся у дошкольника знаний и умений, необходимо фиксировать содержание и динамику изменений|смены| в личностных характеристиках. Критерии оценки компетентности дошкольника должны быть не формальными — не столько количественными (выполнил, запомнил, сделал, воспроизвел и тому подобное), сколько качественными (как именно выполнил — самостоятельно, рационально, старательно, творчески, с помощью ли другого, путем простых манипуляций, впопыхах, репродуктивно; как именно и почему повел себя нравственно - безнравственно; почему к одним остается равнодушным, относится неприязненно, а к другим - с симпатией, по-товарищески). Не скорость и объем усвоенного должны считаться основными показателями достижений дошкольника, а система его отношений, выбора, мотивов поведения и деятельности, а также зрелость, сила, адекватность, эффективность поведения. Таким образом, значительного внимания требуют не столько конечные результаты активности дошкольника, сколько процесс их достижения, вложенные в них личностные усилия. Личностно ориентированный подход к|до| воспитанию и обучению| дошкольника предусматривает создание условий для его здорового|, полноценного бытия, формирование сознательного и ответственного| отношения к окружающей среде и самому себе; потребности и умения проявлять|выявлять| свою индивидуальность; способности|способность| отличать реальное от воображаемого, свое от чужого, внешнее от внутреннего|; умение чувствовать себя самодостаточным, действовать соответственно |до| своей природе, жить миролюбиво, не конфликтовать с окружающими||, находиться|перебывать| в состоянии жизненного равновесия, не требовать от других того, чего они не могут дать. Следовательно|итак|, важно оценивать не столько успешность|успешность| выполнения| ребенком ситуативных заданий|задачи|, сколько продуктивность| его жизни в целом: что преобладает в его опыте - | успех (неуспех), стремление к|до| высокому (посредственному, низкому) стандарту качества, уверенность в себе (неуверенность, самоуверенность|), ориентирование|ориентировка| на оптимум (минимум, максимум) вложенных в деятельность усилий. Контроль должен быть процессом интегральной, взвешенной, объективной проверки жизненных достижений, учетом, обследованием, которое предусматривает достаточно длительное и разностороннее изучение педагогом типичных и особенных проявлений поведения и деятельности. В известной мере контроль может быть надзором, по крайней мере, если речь идет о молодом педагоге. Однако его недопустимо превращать в цензуру с единственной целью обнаружить недостатки и наказать. Мотивом осуществления контроля должно быть общее определение сильных и слабых сторон в развитии дошкольника, определение перспектив, определение того, в чем именно и в какой помощи нуждается конкретный ребенок. По своему характеру контроль должен быть вспомогательным, а не карательным. Оценка завершает процесс контроля, определяет важность и ценность жизненного достояния ребенка (педагога), содержит вывод авторитетного эксперта по поводу качественных (количественных) характеристик жизненной зрелости. Важно, чтобы оценка была: • интегрированной (содержала информацию как об общих тенденциях поведения и деятельности, так и о добродетелях и недостатках дошкольника); . • объективной (лишенной субъективности, предубежденности); • развернутой (содержала объяснение, уточнение, указания на сущностное); • мотивированной (обоснованной); • заинтересованной (небезучастной); • понятной (четко сформулированной); • оптимистичной (выражала веру в возможности ребенка); • стимулирующей (ориентировала на перспективу, указывала на неиспользованные резервы). Оценка жизненных достижений дошкольника должна быть обобщенной|, характеризовать способ его бытия в целом, тенденции поведения, склонность|наклонение| к|до| определенным видам деятельности, динамику| развития в течение|на протяжении| определенного времени. Однако ее не следует квалифицировать как диагностическую, поскольку последняя является парафией практического|практичного| психолога. Предложенные Программой таблицы, в которых приведены характеристики проявлений компетентности дошкольников в разных сферах жизнедеятельности, следует рассматривать как возрастной ориентир, а не обязательную для каждого ребенка четко определенную планку развития. Поэтому не стоит определять уровни развития разных детей, сравнивать их между собой по отмеченным характеристикам, навешивать ярлыки наподобие: "опережает норму", "отвечает норме", "отстает от нормы". Назначение таблиц лишь привлечь внимание к " зоне ближайшего развития" ребенка конкретного паспортного возраста, проинформировать о том, что при определенных условиях он может знать, уметь, ценить. Таблицы ориентируют на идеальную норму: в реальной жизни не существует детей, которые бы характеризовались сбалансированностью всех сторон развития, — у каждого что-то разовьется лучше, а что-то — хуже. Процесс продвижения конкретного дошкольника по индивидуальному пути развития является для него реальной нормой. Тот, кто контролирует ход развития и оценивает достижение дошкольника, должен руководствоваться тем, что норма развития — не среднестатистический показатель, который характеризует каждого ребенка определенного паспортного возраста, а то лучшее, чего может достичь в данный возрастной период конкретный ребенок при благоприятных условиях. Норма развития должна классифицироваться как культурно-личностный предопределенный результат жизнедеятельности конкретной личности. Ориентировочный комплекс показателей, свидетельствующий о жизненной зрелости дошкольника: • система представлений и знаний о сферах жизнедеятельности: "Природа", "Культура", "Люди", "Я Сам" (в объеме программных требований); • жизненно необходимые умения, которые удостоверяют компетентность дошкольника в каждой из четырех сфер жизнедеятельности; • ценностное отношение к явлениям, объектам, предметам, людям и собственному ''Я" (ориентируется в их объективной значимости, осознает их смысл для собственной жизни, вербализует самооценку); • адекватное, конструктивное поведение в разных жизненных ситуациях.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ|различных| СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Эффективность реализации Программы "Я у Світі" в значительной степени|в значительной степени| зависит от согласованности усилий взрослых (родителей|отца|, педагогов, практических|практичных| психологов, учителей) и социальных институтов (семьи, дошкольного учебного учреждения, внешкольного| заведения образования, начальной школы), ответственных| за полноценное развитие ребенка шестилетнего возраста|века|. Решение проблемы преемственности в воспитательной и образовательной| деятельности дошкольного учреждения и начальной школы осложняется|усложняет| многими факторами: • необязятельностью дошкольного образования, правом родителей • параллельным существованием детей, охваченных и не охваченных системой дошкольного образования; • отсутствием координации деятельности разных социальных институтов, в которых воспитываются и учатся деть 6-7 лет, получение ими различного по содержанию и учебно-воспитательным технологиям дошкольного образования; • недостаточной согласованностью позиций дошкольной и начальной школьной ступеней образования относительно критериев " школьной зрелости", отсутствие реальной последовательности в воспитательной и учебной работе обоих социальных институтов. Определить меру школьной зрелости воспитанников педагогу помогает практический психолог. Объектами психолого-педагогической диагностики являются: • актуальный уровень развития ребенка (психический и личностный); • факторы, вызывающие отклонения развития (генетические|, социально-психологические|, педагогические); • трудности, связанные|повязал| с разными|различными| сторонами развития; • динамика развития в течение|на протяжении| определенного времени; • особенности общения ребенка со взрослыми (родными|, знакомыми, чужими); • микроклимат в семье и в дошкольном учреждении; • характер адаптации к|до| новым условиям жизни,| степень дезадаптации| (физиологической, социально-психологической|); • статус в группе сверстников|сверстника|; • общие (специальные) способности; • характеристика школьной зрелости. Данные диагностики, полученные психологом в ходе обследования, должны помочь родителям|отцу| и педагогам реализовать индивидуальний| подход к|до| воспитанию и обучению|обучению| конкретного ребенка. Практический|практичный| психолог выполняет|исполняет| такие функции: • осуществляет|свершает| профилактику и организует коррекционную| работу|, направленную на гармонизацию развития ребенка и взаимодействие с окружающими людьми|; • направляет|устремляет| усилие не на перегрузку ребенка знаниями|, а на стимулирование его потенциальных возможностей, выявление|обнаружения| психологических трудностей; • знакомит родителей|отца| и педагогов с данными психолого-педагогического| обследования, зафиксированными протоколом; • разрабатывает рекомендации для работы с конкретным ребенком|; • консультирует родителей|отца| и педагогов, дает советы по|касательно| коррекции| поведения и успешной адаптации ребенка к|до| новым| условиям жизни. Психологическое обследование проводится индивидуально за исключением ситуаций, связанных|повязал| с групповым тестированием. Важное место в нем отводится выяснению физической, психологической|, личностной|, социальной и учебной зрелости дошкольника. Программа "Я у Світі" направлена на полноценное развитие личности как предпосылки ее гармоничного вступления в школу и освоения требований нового социума. Школьная зрелость — не самоцель, а результат организации насыщенной жизнедеятельности ребенка, которая удовлетворяет его потребности и интересы в течение всего дошкольного детства. Показателем школьной зрелости как интегрированной характеристики ребенка 6-7 лет является комплекс отмеченных выше способностей, свидетельствующих о его физической, психической, личностной, социальной и учебной зрелости. Результатами психофизиологической диагностики, проведенной психологом, педагоги могут воспользоваться, планируя и реализуя| воспитательные и учебные мероприятия. При этом следует принять во внимание, что в соответствии с|соответственно| нормативными актами диагностическое| обследование шестилетних детей во время их принятия в|до| школу не предусмотрено. Запрещено|запретный| также обследование с целью жесткого распределения|деления| детей по группам и классам в зависимости| от уровня их психического и личностного развития|, поскольку это противоречит требованиям|востребованию| нормативных документов| и принципам гуманистической педагогики. Все дети шести-семилетнего| возраста|века| принимаются в|до| первый класс независимо от результатов психолого-педагогического| обследования. Допуском для вступления в школу является только медицинское заключение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.009 с.) |