Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и особенности

Поиск

РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Проблема одаренности — одна из самых актуальных в современной педагогической практике. Педагоги пытаются всячески развивать способности дошкольника, делают попытки ускорить этот процесс, гордятся достижениями в этой сфере, выделяют группы одаренных детей, организуют с ними углубленную работу. Важно, чтобы взрослые, которые воспитывают и учат дошкольника, базировались на научном подходе к развитию его способностей дошкольника, принимали во внимание выводы и обобщения психологов и педагогов, осознавали специфику понятий способности, одаренность, талант, учитывали возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Обобщения современной психолого-педагогической науки, которыми следует руководствоваться, сводятся к нескольким основным постулатам:

каждый психически нормальный ребенок в чём-то способен (возможно, не в математике, речевой или художественной деятельности; это может касаться его организационных умений, чувствительности и чуткости, практической|практичной| умелости|сноровки| и т. п.);

значительный объем знаний, умений и навыков не является непосредственным показателем способностей ребенка; таким показателем является способность дошкольника легко, быстро, без трудностей
приобретать
их, уметь применять в разных жизненных
ситуациях, добиваться с их помощью успеха;

• спецификой развития на этапе дошкольного детства
является| взаимодополнение и взаимоусиление способностей|, комплексно
организованная| развивающая среда обуславливает выяв­ление| всех потенциально возможных способностей ребенка: внутриличностных| (чувственных), межличностных |(социальных), пространственных (визуальных), телесно-кинестетических (двигательных), речевых, логико-математических|, музыкальных;

• чем разнообразнее среда, в которой находится
ребенок, тем ярче оказываются его способности, тем активнее поведение;

• не все одаренные дошкольники удивляют своими способностями, когда подрастут: процесс развития способностей нелинейный, скачкообразный, сложно прогнозируемый и зависит от целого ряда факторов. Ученые
утверждают: одаренность проявляется лишь в процессе деятельности. Поэтому желательно, чтобы в деятельности дошкольников совмещались разные виды творчества: художественная, речевая, социальная.

В течение|на протяжении| дошкольного возраста|века| интенсивно развиваются умственные и сенсомоторные|, речевые, коммуникативные, социаль­ные|, эмоционально- чувственные, волевые способности. Это не исключает|выключает| вероятность одаренности в специальной — речевой, математической и других сферах. Однако в этот возрастной|возрастной| период такие дети являются больше исключением, чем правилом. Большинство дошкольников характеризуются успеваемостью|успешностью| в нескольких | сферах жизнедеятельности одновременно, показывают более-менее постоянные|устоявшиеся| показатели своей успеваемости|успешности|.

Умственно|мыслительный| способный ребенок характеризуется такими основ|основания|ными| особенностями:

· повышенной познавательной активностью;

· способностью заниматься несколькими делами одновременно|одновременно|;

· умением одновременно следить| за двумя и более событиями;

· высокой исследовательской активностью, креативностью|;

· стремлением избегать ограничений своей деятельности другими;

· быстрой|скорой| "переработкой" информации, высокой актив­ностью| мозга;

· способностью не замечать жажду, голод, усталость во время погружения| в деятельность;

· умением прослеживать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы, выдвигать гипотезы, строить| альтернативные модели;

· абстрактным мышлением, способностью классифицировать, ка|-тегоризировать | информацию и опыт;

· широким использованием|употреблением| знаний;

· склонностью к|до| коллекционированию, систематизации, упорядочению|, реорганизации;

· хорошей памятью;

· ранним владением речи, значительным словарным запасом, употреблением| сложных синтаксических конструкций, словотворчеством|; интересом к словарям, справочникам, энциклопедиям|;

· сформированными интересами;

· широким пространством|простором| "Я";

· склонностью к|до| выполнению сложных заданий|задачи|, |какие| не
гарантирующих| успеха и требующих определенного риска;

· естественным|природным|, непринужденным поведением в ситуациях неопределенности|, дефицита информации;

· настойчивостью в достижении результатов в сфере своих
интересов|;

· чувством юмора.

Характерные проявления умственно|мыслительный| способного ребенка — невнимательность| к|до| аккуратности, тщательности выполнения задания|задачи| (особенно| у мальчиков); индивидуалистические тенденции, ограниченный круг|окружность| общения со сверстниками; хуже, чем у других детей, сон и аппетит. Он задает взрослым множество вопросов, часто что-то ломает, разбирает; изрекает множество|многие| реплик; чтение как обязательный| вид деятельности его не захватывает|восхищает|.

Важно создавать благоприятные условия для гармоничного сочетания интеллектуального развития одаренного ребенка с его физическим, социальным, эмоционально- волевым, нравственно- духовным, эстетическим|эстетическим| развитием. Предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность, реализовать потребность в исследованиях|, экспериментировании; по возможности, не прерывать|прерывать| проце­сса| его творческого поиска. Гармонизировать|гармонизовать| его взаимоотношения со сверстни|ками|, помогать находить с ними точки соприкосновения. Не фиксировать| внимание ребенка на его одаренности, не возвеличивать его за это, относиться к его одаренности как к|до| природному явлению. Подчеркивать значение старательности, использования личных| усилий для достижения успеха в деятельности. Обращать его внимание на собственные недостатки и недоработки, предотвращать зазнайство, учить соотносить| стремления и возможности.

Главное требование к созданию развивающей для одаренности среды— сбалансированность в жизни дошкольника разных сфер жизнедеятельности, форм активности, видов деятельности. Чрезмерное внимание к интересам в одной из них суживает опыт в других, ограничивает возможности, приводит к потере целостной картины мира. В дошкольном возрасте нецелесообразно группировать детей по уровням их развития и способностям, поскольку эти процессы динамичны, искусственная селекция вредит восприятию ребенком многообразия жизненных форм, приводит к личностной деформации — комплексам "гениальности" и "неполноценности", которые возникают легче, чем исчезают.

Педагог, |какой| работающий|трудится| с интеллектуально одаренным ребенком|, должен характеризоваться такими важными качествами:

• доброжелательностью, человеколюбием, чуткостью;

• непредубежденностью, объективным видением событий;

• творческим, нетрадиционным личным мировоззрением|миросозерцанием|;

• знанием одаренного ребенка, его потребностей и интересов;

• реалистичной и позитивной|положительной| "Я"-концепцией;

• развитым интеллектом и широкими интересами;

• эмоциональной стабильностью, уравновешенностью;

• гибкостью, динамичным|динамичной| поведением, способностью пересматривать| свои взгляды, постоянно самоусовершенствоваться;

• склонностью к|до| конструктивному поведению, принятию целесообразных решений, к здравому смыслу;

• чувством юмора (без сарказма);

• живым|оживленным| и активным характером, энергичностью;

• способностью относиться к ребенку не только как к носителю
одаренности, а как к личности с ее сильными и
слабыми сторонами;

• иметь опыт взаимодействия с одаренными детьми дошколь­ного| возраста|века|.

Если педагог невысокого мнения о себе, неуверен в своих возможностях, ему трудно адекватно и положительно воспринимать одаренного ребенка, он охотно делает ему замечания|, указывает на недостатки, "ставит на место". Гармоничному взаимодействию взрослого с одаренным ребенком мешают — импульсивная непоследовательность, склонность к|до| чрезмерной нормированности| и регламентации жизни, несформированность| мировоззренческой позиции и педагогической рефлексии.

Общаясь с одаренным ребенком, педагог должен заботиться о развитии у него широких интересов (погружение| лишь|только| в один из аспектов жизни| ограничивает диапазон возможностей), креативности|, социальной компетентности. Важными профессиональными| умениями, необходимыми для работы с интеллектуально одаренным ребенком, являются: умение организовывать воспитание и обучение| с учетом результатов диагностического обследования|, осуществленного психологом; способность модифицировать воспитательные| и учебные программы; возможность|состоятельность| стимулировать когнитивные| способности ребенка; умение осуществлять|свершать| индивидуальный и дифференцированный подходы, варьировать сложность заданий|задачи|, предоставлять право на собственный выбор; способность консу­льтировать| детей, работать|трудиться| по специальному плану, в случае необходимости вносить в него коррективы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.008 с.)