Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сфера жизнедеятельности «Я сам»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|до
Базовые качества личности Самостоятельность. Ребенок характеризуется как возросшая самостоятельная личность: умеет есть, умываться, причесываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, убирать за собой игрушки, выполнять|исполнять| элементарные поручения|задачу| взрослого|, клеить книжки, вытирать пыль, убирать мусор|, мыть игрушки и посуду, принимать посильное|посыльное| участие в работе на огороде, в цветнике, расставлять|расстановлять| тарелки, раскладывать|разлагать| столовые приборы, убирать за животными, ухаживать за растениями, самостоятельно выбирать себе дело и товарищей для игры, заниматься самостоятельной художественной деятельностью, по собственному усмотрению планировать личное время, кататься на велосипеде, лыжах, коньках; данные личностные показатели ребёнка наполняют его ощущением собственной способности, уверенностью в своих возможностях, способностью не обращаться за помощью взрослого без необходимости, действовать более-менее автономно, инициативно. Устойчивость, результативность разнообразных самостоятельных действий способствует выработке соответствующей привычки, — что является залогом самостоятельности как базового качества личности. Трудолюбие. Младший дошкольник заинтересованно наблюдает за трудом взрослых, проявляет желание посильно помочь им, а в конце возрастного периода — готовность добровольно взять на себя ответственность за некоторые виды работ: охотно убирает, упорядочивает, дежурит, моет, стирает мелкие вещи и т. п. Ребенок сознательно прилагает усилия, стремится увидеть конечный результат своего труда, радуется завершенности процесса. Он не безразличен к качеству конечного продукта. Старателен, внимателен к внешнему виду своего изделия и качества выполненного поручения, интересуется мнением взрослого о своей работе, переживает по поводу высказанной оценки, пытается в меру возможностей исправить ошибки, сделать лучше, чтобы заслужить одобрение авторитетного человека. Увеличивается промежуток времени, в течение которого ребенок может действовать сосредоточенно, старательно, целеустремленно. Способность младшего дошкольника не только выполнять поручения взрослого, но и самостоятельно вырабатывать элементарные трудовые цели, планировать свои действия, подбирать нужные орудия труда, преодолевать трудности на пути к цели, доводить начатое до конца, высказывать элементарные самооценочные суждения, инициировать проявления творчества, вносящих коррективы и улучшающих конечный продукт своего труда, отдавать предпочтение труду перед развлечениями, четко дифференцировать понятие "хочу" и "нужно" свидетельствует о становлении начальных форм трудолюбия как базового качества личности. Человеколюбие. В младшем дошкольном возрасте расширяется круг людей, с которыми общается малыш, начинают образовываться детские группировки. Ребенок выражает желание дольше находиться рядом со сверстниками, которые ему симпатичны, вместе играть, сидеть за столом, держаться за руки, делиться игрушками и сладостями, вести себя вежливо, здороваться, благодарить, заботиться о других. Он пока еще более доброжелателен ко взрослому, чем к сверстнику, общение с другими детьми весьма ситуативное, кратковременное, однако именно внутри него зарождаются такие моральные чувства, как способность увидеть трудности другого, адекватно отозваться на его успех — неуспех, проявить сочувствие, отказаться от чего-то в интересах товарища, отдать ему лучшее, отстоять его и защитить, обращаться с ним доброжелательно, не использовать во время спора обидных слов, не прибегать к унижениям, проявлять элементарную степень надежности в отношениях с приятными сверстниками, вести себя по отношению к ним вежливо, гуманно, чутко, не сердиться в случае несовпадения своих вкусов с ихними. Эти проявления свидетельствуют о зарождении человечности как одного из базовых качеств личности, являются показателем умения принимать другого во внимание, считаться с ним, признавать добродетели других людей. Рассудительность. Ребенок способен к элементарным рассуждениям по поводу разных жизненных ситуаций, событий, поступков, результатов деятельности, качеств людей. Он анализирует увиденное, пытается установить элементарные причинно-следственные зависимости между жизненными явлениями и их последствиями для людей, ориентируется на сенсорные эталоны, замечает даже незначительные отличия, классифицирует явления по определенному качественному признаку, может определять место каждого в соответствующем ряду, ориентируется во времени и пространстве, оперирует разными частями речи, способен делать элементарные смысловые акценты. Возросшие умственные возможности, совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, предметно-практического и действенно-образного мышления, воображения), способствуют формированию элементов взвешенного, не только эмоционального, но и рассудительного отношения к окружающему, умению ориентироваться на здравый смысл, поступать целесообразно, осуществлять элементарные суждения, обсуждать с другими проблему, делать простейшие предположения, вести беседу. Все это способствует становлению рассудительности как базовой характеристики личности. Справедливость. Становление в течение этого возрастного периода элементарных способов сотрудничества младшего дошкольника со сверстниками, младшими и старшими детьми в разных видах деятельности — игровой, предметно-практической, в общении, в художественной деятельности требует умения сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно договариваться, распределять роли, игрушки, определять место и партнеров по играм, действовать согласованно, ориентироваться на правила совместной работы. Все это является для малыша определенной сложностью, важной плоскостью его повседневной жизнедеятельности, ставит перед необходимостью действовать честно, правдиво, совестно. С помощью взрослого ребенок учится сопоставлять, анализировать и оценивать свои поступки и достижения с поступками и достижениями сверстников, принимать во внимание не только собственные интересы, но и интересы других участников группы, признавать свои ошибки; не перекладывать на других свои обязанности, говорить правду, предоставлять приоритет истине вместо личной выгоды. Благодаря этому начинает формироваться справедливость как базовое качество личности. Самообладание. Усиливается произвольность поведения: более устойчивой и более длительной становится целеустремленная активность, ребенок реже отвлекается на постороннее, самостоятельно вырабатывает элементарные цели, планирует простые действия, добивается определенного результата, делает попытки сдерживать свои агрессивные намерения и импульсивные эмоции. Он пытается приложить усилия, если ему что-то не удаётся, на смену плачу и отказу от дальнейших попыток приходит способность мобилизоваться, продолжить поиск решения, преодолеть трудность, выдержать какое-то время физическое, эмоциональное и волевое напряжение. Постепенно у малыша развивается своего рода вкус к несложным испытаниям воли, умение не отчаиваться, если что-то не получается, находить конструктивный выход из сложной ситуации. Младший дошкольник ищет возможность испытать свои возросшие силы: пытается браться за сложное, какое-то время воздерживается от жалоб на неудобства, дефицит чего-то, сложность задания; избегает обращений за помощью ко взрослому до тех пор, пока способен справиться собственными силами, отказывается от преждевременной помощи; сдерживает слезы, проявляет элементарную выдержку в разных жизненных ситуациях, какое-то время ожидает обещанного, не теряется в новой ситуации, может проявить смелость, даже когда ему страшновато, находит для себя успокоительные слова, оказывает элементарное сопротивление деструктивному давлению. Все это делает важный вклад в становление самообладания как базового качества личности. Самолюбие. Младший дошкольник чувствителен к одобрительным и негативным оценкам со стороны авторитетных людей, в первую очередь родных и близких взрослых. Он стремится "быть хорошим", делать, "как следует", "как сказала мама (воспитательница)", следит за тем, чтобы взрослый не прошел мимо любого его достижения, пытается добиться внимания, одобрения, предания огласке успехов, прибегает к всевозможным хитростям, чтобы скрыть свои недостатки, приуменьшить значимость неуспеха, избежать вероятной неудачи. Таким способом ребенок отстаивает свое право на самоуважение, пытается сохранить такой важный для него позитивный "Я"- образ, показать себя людям с лучшей стороны, обогатить личный успешный опыт, объективировать для самого себя основания для чувства уверенности в своих возможностях. Оптимистичный взгляд на себя как носителя телесной, духовно- душевной и социальной сущности— важный залог становления в младшем дошкольном возрасте доступной формы жизненного самолюбия как одного из базовых качеств. Наблюдательность. Возросшая произвольность психических процессов делает возможной способность ребенка концентрировать внимание на ком-то/чём-то в течение короткого времени: он открывает для себя много интересного в природе, предметах, людях, в себе самом; всматривается и вслушается в то, что видит и слышит, сравнивает с увиденным и услышанным раньше, делает по поводу этого простейшие суждения, эмоционально реагирует на него, отображает в игровых, предметно- практических, художественно-эстетических действиях. Повседневные впечатления, дополненные | и прокомментированные взрослым человеком, обогащают личный опыт малыша, вырабатывают|выделывают| у него потребность и привычку сосредоточиваться на объектах и явлениях природы|предлог|, людях, рукотворных вещах|деле|, относиться ко всему в жизни внимательно, проявлять|выявлять| восприимчивость к|до| зрительным, слуховым, тактильным|, обонятельным и другим впечатлениям, быть к ним чувствительным|. Запоминая увиденное|узрел|, замечая неброское, скрытое, мелкое, отделяя существенное от несущественного, новое от знакомого, ребенок упражняется в умении наблюдать|, совершенствуется в наблюдательности как базовом качестве| личности. Ответственность. Младший дошкольник имеет круг элеменарных обязанностей, возложенных на него взрослыми. Вовлеченный в выполнение постоянных и ситуативных заданий разной сложности и содержания, ребенок начинает осознавать их значимость для других, свою причастность к взрослой жизни, собственные возросшие возможности. Формируется чувство уверенности в себе, практической способности, умелости. Ребенок начинает понимать, что много чего может делать самостоятельно, быть полезным себе и другим людям, что он заслуживает доверия. Младший дошкольник с помощью взрослого открывает для себя зависимость между старанием человека и качеством выполненного им поручения, начинает ориентироваться в понятиях "права" и "обязанности", получает представление о том, что каждый исполнитель должен отвечать перед другими и собственной совестью за качество сделанного, за принятые решения, за свои ошибки. Постепенно ребенок учится элементарно отчитываться о сделанном, простыми предложениями характеризовать себя как исполнителя определенного поручения, оценивать своё старание, прогнозировать вероятные последствия для родных и близких, сопоставлять запланированное с полученным результатом. В конце этого возрастного периода возрастает способность ребенка сознательно относиться к поручениям взрослого: он все чаще спрашивает, зачем выполнять ту или иную работу, для кого она важна, какими будут последствия качественного (некачественного) ее выполнения. Это свидетельствует о появлении элементарной ответственности как базового качества личности, о зарождении способности|состоятельности| младшего дошкольника элементарно| отвечать за свои действия. Креативность. Возросшая самостоятельность, повышение творческой активности, интерес к новому, появление элементарного умения видеть проблему, попытки ее решить, стремление выдвинуть простейшие гипотезы, исследовать неизвестное — характерные признаки ребенка 3-5 лет. Подражая взрослым, воспроизводя в игровой, предметно- практической, художественной деятельности свои впечатления от взрослой жизни, ребенок не только прислушивается ко взрослому, но и опирается на личный опыт — чувственный и практический. Время от времени он пытается отойти от образца, проявить фантазию, что-то выдумать, видоизменить, "рационализировать" и увидеть результат этого. Природу, предметную окружающую среду, общение, со взрослыми и другими детьми младший дошкольник использует в качестве арены для испытания своих сил, в том числе и творческих. Он обследует окружающую среду, варьирует способы и приемы вхождения с ней в контакт, с помощью взрослого и собственной активности получает доступную информацию о ней, радуется ей, чувствует себя открывателем нового. Благодаря этому в младшем дошкольном возрасте на основе предыдущего опыта самодеятельного поведения формируются зачатки креативности как одной из ведущих характеристик личности. СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное внимание взрослый уделяет подбору оптимальных для детей этого возраста форм организации жизнедеятельности, созданию для них развивающей среды, сохранению детской субкультуры, обеспечению своей открытости для личных и деловых контактов с каждым воспитанником, развитию специфических видов деятельности (в первую очередь сюжетно-ролевой игры, предметно- практической и художественной деятельности). В течение дня у ребенка должно быть личное время, которое он может использовать по собственному усмотрению в пределах условий, приемлемых для безопасности его жизнедеятельности и благополучия взрослых и сверстников. Ребенку предоставляется право выбора содержания и форм реализации своей физической, социально-нравственной, эмоционально-ценностной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и креативной| активности. Взрослый поощряет, поддерживает и положительно| оценивает конструктивные самостоятельные попытки ребенка, выражает|высказывает| доверие его возможностям, побуждает наблюдать, рассуждать, исследовать, действовать ответственно, поступать по совести. Он всячески способствует|содействует| формированию у воспитанников элементарной детской картины мира, целостного|цельного| его образа, компетентного поведения. |кПри проведении занятий как формы организации обязательной, систематической|систематичной|, нормированной в содержании и времени, продуктивной, контролируемой|контролированной| взрослым деятельности, предусмотрено право ребенка на добровольное включение| и выход из|с| них; занятия основываются на личностно ориентированной модели общения, реализуют личностную| тематику. Поскольку основным видом деятельности является сюжетно-ролевая| игра, взрослый в ходе ее обогащает впечатления ребенка о природе|, рукотворном мире, окружающих людях, самом себе. Педагог открывает перед малышом возможности перевоплощения, обогащения| игрового репертуара, совершенствования игровых умений и навыков, способствует|содействует| созданию в игре детского сотоварищества|, налаживанию ролевого| взаимодействия, включению младшего| дошкольника в ролевые| диалоги. Он не доминирует в игре, не пытается ее нормировать по образцу|наподобие| занятия, не делает попыток добиться конкретного результата, не требует совершенных| форм исполнительства и передачи жизненных впечатлений, а чувствует себя участником гармоничного взаимодействия, органического|органичного| хода сюжетно- игровой деятельности. Ребенок владеет|обладает| инициативой|, может влиять на изменение|смену| сюжета, определять место проведения игры, выбирать желаемых|желанных| партнеров. Одно из важнейших условий оптимизации педагогической деятельности — реализация взрослым целостного подхода к воспитанию и обучению младшего дошкольника. Ребенок должен ориентироваться в том, что человек — носитель своего физического, нравственно- социального (внешнего) и духовно- душевного (внутреннего) мира. Взрослый должен информировать об этом детей, приводя элементарные примеры из жизни, давая им доступные объяснения, вместе с ребенком анализирует его мысли переживания, стремления, планы, поведение, качества, результаты деятельности|. Он привлекает внимание малыша к|до| разным|различным| сферам жизни, показывает их связь между собой; дает ребенку понятие| о разнообразии форм, свойств людей, животных, растений, предметов; избегает слишком упрощенных, схематичных|, однолинейных оценок явлений, событий, поступков; открывает| существование разных|различных| взглядов на одно и то же у разных|различных| людей; акцентирует на необходимости считаться с непохожими на собственные желаниями, интересами, мыслями|мнением| других. Педагогическая деятельность будет эффективной при условии, что взрослый поможет младшему дошкольнику сбалансировать две важные для его личностного становления роли — партнера по общению со взрослым и полноценного члена детского содружества. Взаимопонимание в общении ребенка с авторитетными для него взрослыми, ощущение защищенности ими — непременная предпосылка становления его личностного, психологического здоровья. Определение младшим дошкольником своего места в группе сверстников, его высокий статус в обществе значимых детей, осознание своего авторитета для них — непременная составляющая его хорошего самочувствия, зарождения самоуважения, уверенности в своих возможностях. Взрослый должен учить ребенка жить в согласии с окружающей средой и согласии с самим собой. Такая стратегия поведения предусматривает проведение многочисленных «уроков практической жизни», которые учат науке и искусству гармоничного существования в мире вещей, предметов и материалов, среди которых случаются безопасные и опасные (мелкие нельзя брать в рот, острые колются и режутся, огонь и горячее жжёт и т. п.). Взрослый не отнимает опасные предметы, не пугает ребенка, а спокойно объясняет вероятные негативные последствия от действия с ними, рассказывает, показывает, приводит примеры из жизни, доказывает. Важно обогатить младшего дошкольника практическими умениями ориентироваться в природной окружающей среде, осторожно вести себя в растительном и животном окружении, ознакомить с правилами безопасного поведения. Здесь станут необходимыми ролевые игры и игры-драматизации, с помощью которых ребёнок будет упражняться в умении гармонично входить в социум—налаживать отношения, дифференцировать приятное — неприятное — опасное, дружить, избегать конфликтов, с наименьшими потерями выходить|исходить| из|с| них. Эффективность педагогической деятельности в значительной мере|в значительной степени| определяется |тем, насколько взрослому удаётся|удаются| полноценно выступить в четырех основных ипостасях: - партнера по общению, открытого ребенку, искреннего, с которым можно достичь взаимопонимания, которому можно доверять, который считается с его индивидуальностью, не выступает глашатаем истины, терпелив, рассудителен, тактичен, не стремится доминировать, не спешит; - воспитателя — человека, который формирует у ребенка систему ценностей, воспитывает его потребности и желания, знает о потаённом, приобщает к национальной и мировой культуре, развивает детское мировоззрение, нравственные чувства и произвольное поведение; - учителя — носителя информации, человека осведомленного, открытого инновациям, с развитой рефлексией, способного сомневаться, пересматривать научные позиции, обновлять технологии, предоставлять ребенку право на ошибку и ее исправление; - психотерапевта — человека, ответственного за эмоциональное благополучие, психологический комфорт, психологическое здоровье ребенка (здоровую личность); способным быть амортизатором между внешним миром и внутренней жизнью ребенка, человеком, который облегчает ребенку сложную внутреннюю работу по самоустройству, развивает его защитно-приспособительные силы, снижает влияние стрессогенных факторов, является его оберегом. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ|век| (шестой и седьмой годы жизни) ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО |возрастного| ПЕРИОДА На шестом-седьмом годах жизни происходят дальнейшие изменения в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии дошкольника. В течение этого периода масса его тела увеличивается на 200 г ежемесячно, а длина - на 0,5 см. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, повышается ее подвижность. В таблице даются антропометрические характеристики ребенка шестого-седьмого лет жизни. Средние показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки детей, 6-7 лет жизнь
Разнообразнее|многообразный| и богаче становятся|стают| содержание и формы детской деятельности. Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте|веке| вступает в пору|порей| своего расцвета: усложняются| сюжеты, она приобретает творческий характер, возникают игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. В играх-фантазиях ребенок воплощает образы|оскорбление| своего воображения, придумывает сюжет, может его трансформировать в соответствии с динамикой развертывания игрового замысла, использует по собственному усмотрению игровые модули, игрушки, разнообразные материалы (природные, предметные, игровые). Игра-фантазия может превратиться в вид общего рассказывания, не привязанного непосредственно к тематической игровой среде. В ней развивается творчество как ведущая характеристика активности старшего дошкольника. Ребенок осваивает игры с правилами, важные для развития его внимания, памяти, двигательных и познавательных способностей, системы знаний об окружающей среде и самом себе. Учится контролировать свои и чужие действия, действовать в рамках общих для участников игры правил, регулировать совместную деятельность, адекватно реагировать на успех и неудачу (достойно выигрывать и проигрывать), усваивать понятия о справедливости, человечности, наблюдательности и других базовых личностных качествах. Наряду с этим развиваются индивидуальные и общие режиссерские игры с игрушками. Отныне все чаще участниками и исполнителями разнообразных ролей становятся игрушки. Ребенок может не брать на себя определенную роль, он исполняет по очереди роли разных персонажей, организовывая и регулируя отношения действующих лиц как "режиссер". В играх-фантазиях, играх с правилами, режиссерских играх развиваются самостоятельность, ответственность, самообладание, креативность как значимые характеристики личности; в них дошкольник уточняет свои представления об обязанностях и правах, осознает, что, исполняя обязанности, предопределенные ролью, участник игры способствует реализации прав других; сюжеты ролевой игры отображают разные области реальной и воображаемой жизни. Игры становятся более длительными (старший дошкольник может проигрывать игровой сюжет в течение длительного времени- одного, а то и нескольких дней), они все больше регулируются правилами, отображают более сложный и более реальный жизненный контекст. На протяжении шоестого-седьмого года жизни развиваются разные продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Они требуют владения определенными способами действий и сенсорными эталонами, стимулируют развитие личности ребенка, способствуют формированию его практических|практичной| умений, художественного восприятия|, эстетического|эстетического| отношения к окружающей действительности, развития| разнообразных|многообразных| способностей. В жизнедеятельности старшего дошкольника преобладает продуктивная деятельность наряду с|наряду с| игровой|, именно ей он отдаёт предпочтение в выборе рода самостоятельных занятий|, охотно ею занимается в течение|на протяжении| длительного времени. В этот возрастной период совершенствуется трудовая деятельность, хотя ее формы, направленные на создание общественно полезных предметов, не характерны для этого возраста. Однако именно в это время закладываются предпосылки будущего производственного труда: складываются представления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и удерживать цель деятельности, формируются некоторые личностные качества — трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и т. п. Закладываются основы учебной деятельности, зарождающейся внутри игры. Ребенок начинает учиться, играя, относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность в течение непродолжительного времени учиться, то есть действовать в специально созданных условиях, регламентированных содержанем, формами организации и временем. В старшем дошкольном возрасте существенно изменяется самосознание: развивается элементарный образ "Я", формируется определенное самоотношение и система понятий о себе (собственные добродетели и недостатки), формируется с |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.02 с.) |