Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сфера жизнедеятельности «ЛЮДИ»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сфера жизнедеятельности "Я САМ"
Базовые качества личности Самостоятельность: в этом возрасте появляется знаменитое "Я сам!", что свидетельствует о возросших возможностях ребенка, об осознании отделения от взрослого, стремлении избежать его чрезмерной опеки, попытки самому влиять на других. Ребенок способен себя обслуживать, самостоятельно играть в течение короткого времени, рассматривать иллюстрированные книжки, журналы, складывать игрушки, проявлять инициативу в выборе предмета своего интереса, использовать предметы-заменители, выполнять предметные действия без вмешательства взрослого, правильно пользоваться основными вещами быта и гигиеническими средствами, переносить в новые условия усвоеноное нравственное правило, без напоминания взрослого использовать его в привычных условиях. Трудолюбие: совершенствуются навыки самообслуживания— ребенок самостоятельно одевается, раздевается, умывается, ест, складывает свои вещи, ставит на место обувь, пытается устранить неряшливость в собственном внешнем виде, упорядочить себя и ближайшее жизненное пространство. Охотно принимает участие в хозяйственно- бытовом труде - приставляет стулья к столу, ставит посуду, раскладывает материал для занятий, убирает за собой игрушки, кормит рыбок в аквариуме, птичек, домашних животных; поливает растения, принимает посильное участие в уборке помещения и приусадебного участка; радуется своим достижениям, практической умелости, начинает элементарно прогнозировать результат труда; бережно относится к орудиям, которыми пользуется. Человеколюбие: малыш умеет вежливо здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, использует слова, выражающие просьбу, благодарность, вопрос; адекватно реагирует на поручение взрослого, радостно на них откликается, вербализует впечатления от его выполнения; проявляет интерес к сверстникам, их играм, внешнему виду; соблюдает моральные правила в общении с детьми и настаивает на их соблюдении другими; по побуждению взрослого проявляет элементарное внимание к окружающим людям и сочувствует им в ситуации дискомфорта; может уступить, поделиться, помочь; устраняет грубость в поведении; пытается соблюдать правила культурного поведения — разговаривать спокойным тоном, быть аккуратным, чувствовать удовлетворение от чистоты и порядка, благодарить за это взрослых. Самолюбие: ребенок совершенствует умение достигать позитивных результатов в предметной деятельности, стремится приобщить других к со-радости с ним, всячески демонстрирует свои достижения — привлекает к ним внимание, хвалится и требует одобрения другими, гордится собой. Ребенок остро реагирует на замечания, попытки давить на него, на обиды, которые унижают его достоинство. Он часто обижается, проявляет чрезмерную чувствительность к признанию его достижений взрослыми, особенно родными. У него зарождается и начинает развиваться гордость — предпосылка будущего самолюбия как базового качества личности, что проявляется в попытках демонстрировать свое "Я", преувеличивать собственные достижения, обесценивать неудачи, оказывать сопротивление авторитетному влиянию взрослого, выявлять негативизм, превращая тем самым общение и совместную со взрослым деятельность в испытание собственных сил. Наблюдательность: существенно расширяется пространство жизни ребенка, совершенствуется его восприятие; он знакомится с разными свойствами предметов и объектов окружающей среды, целеустремленно действует с ними, наблюдает за результатами своих влияний. Ребенок продолжает овладевать ближайшей окружающей средой: узнает о назначении предметов, вещей, орудий, активно действует с ними, анализирует достижения. Благодаря возросшей наблюдательности, которая становится более длительной и более интенсивной, расширяются представления о предметном мире, природе, людях, общественных явлениях, самом себе. На основе элементарного опыта наблюдений и благодаря содержательным комментариям взрослого у ребенка зарождается интерес к определенным сферам жизни, конкретной деятельности тех или иных людей. Наблюдая за людьми, малыш начинает узнавать знакомое и открывать для себя новое, наслаждаться спокойной сосредоточенностью на объектах и предметах. Благодаря этому закладываются основы для дальнейшего развития наблюдательности как базового качества личности. Ответственность: совершенствуется способность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослого, ориентироваться не только на личные желания, но и на целесообразное и необходимое в конкретной жизненной ситуации. Элементарные достижения в предметно- практической деятельности способствуют формированию ощущения практической возможности, побуждают помогать другим, добровольно брать на себя ответственность за кого-то/что-то: уборка игрушек, самообслуживание, уход за птичками и тому подобное. Малыш стремится взять на себя взрослые роли, охотно приобщается к выполнению взрослого труда, радуется, когда ему доверяют несложное ответственное дело, пытается его качественно (в меру своих возможностей) выполнить, бережно относится к совместным со взрослым результатам труда, отстаивает обязательность поддержания рядом находящимися людьми чистоты, опрятности, порядка, что является основой для формирования ответственности как базового качества личности. Рассудительность; формируется способность ребенка понимать элементарную причинную связь между событиями и явлениями (не удержал чашку — разбилась, нажал на кнопку настольной лампы — она засветилась и тому подобное); умение отбирать и группировать предметы, картинки по тождеству (находить такие же, подбирать пару), по контрасту (разные по размеру, цвету), по практическому использованию (для кормления, умы-вания, сна и тому подобное). Может сориентироваться в квартире, групповой комнате, на ближайших улицах; знаком с транспортом, узнает и называет некоторые трудовые действия (мама шьет одежду, бабушка моет посуду и тому подобное), может рассуждать по поводу разных жизненных ситуаций, связно передавать свои впечатления. Постепенно формируются элементы рассудительности как базового качества. Справедливость: формируется ориентация ребенка на Самообладание: расширение жизненного пространства ребенка повышает требования к его способности активизироваться в ситуациях, требующих мобилизации усилий, смелости и настойчивости, с одной стороны, и способности тормозить свою активность, проявлять терпение, с другой. Способность малыша полагаться на себя в неожиданных обстоятельствах, доверять собственным силам, не отчаиваться по поводу неудачи, проигрыша, преодолевать элементарные трудности, проявлять выдержку, сдержанность (не проситься на руки, не требовать к себе особого внимания, не раскисать, а также проявлять изобретательность - залог развития самообладания как базового качества личности. Креативность: совершенствование предметных действий, появление разных видов деятельности – элементарной игры, рисования, конструирования, музицирования – способствует становлению умения варьировать, видоизменять усвоенные способы действий с предметами, вносить элементы новизны, экспериментировать, использовать знакомое в новых жизненных ситуациях, ребенок усваивает простейшие формы ролевого поведения, отображает элементарные образные действия некоторых персонажей, проявляет элементы творчества в подборе атрибутов для той или иной роли. Ориентация в цвете, форме, величине предметов, действия методом «проб и ошибок», опора на творческое воображение, практическая апробация новых способов манипулирования предметами – важный вклад в зарождение креативности как способности продуцировать новое, проявлять склонность к творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В раннем детстве взрослый обеспечивает полноценный гигиенический уход за ребенком, заботится о сохранении и укреплении его физического и психического здоровья, создает комфортные условия для реализации естественных сил и обогащения практического опыта общения с окружающей средой. Высокая раздражимость организма малыша, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, низкая работоспособность должны определять гибкую стратегию поведения взрослого в отношении ребёнка, особенностей организации его жизнедеятельности. С помощью родных и близких людей ребенок осваивает азы науки и искусства общения с новым окружением: взрослыми, другими детьми. У него зарождается интерес к сверстникам — создаются первые детские группировки, симпатии и антипатии, появляется способность достаточно тонко дифференцироватьокружающих людей. В раннем возрасте должно сформироваться важнейшее для всей дальнейшей индивидуальной истории развития личности чувство привязанности и доверия к людям. Отношение ребенка к людям в значительной мере определяется отношением к ним авторитетных взрослых, местом, отведенным для общения в общей организации жизнедеятельности малыша. Важно совмещать|сочетать| характерную для этого возраста|века| совместную деятельность с самостоятельностью ребенка. Малыш имеет право определенное |время заниматься чем-то по собственному усмотрению (играть, рассматривать| книжки, помогать взрослому по хозяйству, рисовать, музыцировать| и тому подобное), уединяться, принадлежать себе|, чтобы снять усталость и напряжение. Умение малыша корот|кий промежуток времени проводить в одиночестве|уединении|, элементарно распоряжаться| собой, по собственному усмотрению выбирать себе занятие, сосредоточиваться на избранном деле, получать от этого удовольствие ||свидетельствует о нормальном ходе его личностного развития||, способности быть самим собой. Эффективность педагогической деятельности определяется тем, насколько взрослый обеспечил: - равномерность представленности в жизни ребенка разных сфер жизнедеятельности (общение с объектами природы, предметным миром, родными|родимыми| и близкими взрослыми, элементарным| самопознанием); - право малыша на элементарные формы самоопределения (свободного выбора желаемого, приятного, комфортного); - существование перспективы: взрослый предоставляет ребенку информацию о природе, предметном мире,окружающих людях, самом себе, по возможности целостно, через раскрытие безграничности горизонтов; организует освоение ребёнком разнообразных способов деятельности; вариативного восприятия одного и того же явления, предмета, человека; стимулирует поисковую активность.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Дошкольное детство — период, который включает младший дошкольный (3-5 лет) и старший дошкольный (5-6/7лет) возраст Он играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, приобретении с помощью взрослого собственного жизненного опыта. В этот период закладывается фундамент более совершенных форм социальной компетентности, формируется основание для будущей школьной зрелости — важной составляющей части жизненной компетентности как целостной характеристики психики и личности. Дошкольное детство во многом связано|повязал| с предыдущим|предварительным| периодом жизни малыша — ранним возрастом, в известной степени|в определенной степени| сохраняет|бережет| его особенности, и этим самым предопределяет неустойчивость проявлений поведения и деятельности ребенка, его эмоциональных состояний|стана| и самочувствия. В то же время|одновременно| в этот возрастной|возрастной| период возникает много|богато| отличающихся от предыдущего|предварительного| специфических особенностей, свидетельствующих о процессах физического, психического и социального роста дошкольника. Расширяется круг его общения, развивается сюжетно-ролевая| игра, более разнообразными и сложными|осложняют| по содержанию и форме становятся виды деятельности, интеллектуализируется п|рактическая|практичная| активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется характер взаимодействия ребенка со взрослыми, формируется детское содружество |с| с присущей| ему субкультурой. Виды деятельности, которыми занимается дошкольник, еще не являются для него обязательными, он выполняет|исполняет| их по собственному желанию| и по предложению взрослого. Игра, рисование, конструирование| и т. п. характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют| ребенку пространство|простор| для творческого воображения, а также возможность свободно проявлять|выявлять| свои жизненные впечатления и отношения к окружающему миру. Взаимоотношения ребенка со взрослыми и другими| детьми строятся по большей части на интимно-личностных | контактах — доброжелательности, симпатии, любви. В течение дошкольного детства происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь ребенка, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, повышаются физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника — общий, неспециализированный характер приобретенных им знаний, действий, способностей. Это объясняется тем, что в течение этого возрастного периода юной личности надлежит стать человеком, приобрести все то, что нужно каждому в любой сфере жизни. Не всё, что развивается в дошкольном возрасте, равноценно с точки зрения значения для настоящего и будущего ребенка. Первым достижением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период. Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды "детской" деятельности, строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно нуждаются в их усовершенствовании. Эти виды деятельности оснащают ребенка внешними формами ориентировочных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных задач, развивают творческие способности. Второе, важнейшее достижение дошкольного возраста — нравственные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а в дальнейшем - с более широким кругом взрослых и сверстников. Дошкольник учится сопереживать, проявлять симпатию, доброжелательность, уважать права и своеобразие других людей, дружить, у него формируются чувствительность и чуткость как важные базовые качества, ощущение|чувство| своей причастности к|до| людям, элементарное умение принимать других во внимание. Эти качества сохраняются|хранятся| на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка, в значительной мере|в значительной степени| влияют на него, определяют облик|лицо| школьника и взрослого человека, составляют основу|основание| гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя. Творческие способности в сочетании с моральными качествами являются фундаментом, на котором|каком| выстраивается сооружение, имя которому ЛИЧНОСТЬ. В течение дошкольного возраста развиваются и такие способности и качества, которые служат лишь основой, своеобразной "заготовкой" для последующих периодов развития, со временем существенно видоизменяются, перестраиваются, приобретают новые, более совершенные формы. Однако и они играют свою особенную роль в общем развитии дошкольника, вносят свой вклад в становление его личности. К ним принадлежат познавательные Младший и старший дошкольный возрасты|век| во многом близки, похожи, но в то же время|одновременно| имеют свою специфику, отличия|, которые и определяют особенные для каждого периода образовательные задачи|задачу| и формы организации жизнедеятельности. Дети младшего| и старшего дошкольного возраста|века| могут воспитываться вместе| с младшими в разновозрастной|возрастной| группе, а могут вовлекаться в учебно-воспитательный процесс отдельно — старшие и младшие.| Характер объединения детей в дошкольном учреждении определяет стратегию и тактику педагогической деятельности, условия и особенности организации жизни.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ|век| (четвертый и пятый годы жизни|) ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО|возрастного| ПЕРИОДА По сравнению с|сравнительно с| ребенком раннего возраста существенно повышаются |вырастфизические возможности, изменяются антропометрические показатели|. Масса тела ребенка в течение|на протяжении| этого периода увеличивается| примерно|примерно| на 4 кг, длина — на 12—15 см, окружность грудной клетки составляет около|порядка| 54 см. Расширяется жизненное| пространство|простор|, более целенаправленными| становятся|стают| действия, разнообразятся| и становятся|стают| более координированными движения. Ниже приведены| антропометрические показатели ребенка младшего дошкольного| возраста|века|.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.017 с.) |