Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сфера жизнедеятельности «ЛЮДИ»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сфера жизнедеятельности "Я САМ"
Базовые качества личности Самостоятельность: в этом возрасте появляется знаменитое "Я сам!", что свидетельствует о возросших возможностях ребенка, об осознании отделения от взрослого, стремлении избежать его чрезмерной опеки, попытки самому влиять на других. Ребенок способен себя обслуживать, самостоятельно играть в течение короткого времени, рассматривать иллюстрированные книжки, журналы, складывать игрушки, проявлять инициативу в выборе предмета своего интереса, использовать предметы-заменители, выполнять предметные действия без вмешательства взрослого, правильно пользоваться основными вещами быта и гигиеническими средствами, переносить в новые условия усвоеноное нравственное правило, без напоминания взрослого использовать его в привычных условиях. Трудолюбие: совершенствуются навыки самообслуживания— ребенок самостоятельно одевается, раздевается, умывается, ест, складывает свои вещи, ставит на место обувь, пытается устранить неряшливость в собственном внешнем виде, упорядочить себя и ближайшее жизненное пространство. Охотно принимает участие в хозяйственно- бытовом труде - приставляет стулья к столу, ставит посуду, раскладывает материал для занятий, убирает за собой игрушки, кормит рыбок в аквариуме, птичек, домашних животных; поливает растения, принимает посильное участие в уборке помещения и приусадебного участка; радуется своим достижениям, практической умелости, начинает элементарно прогнозировать результат труда; бережно относится к орудиям, которыми пользуется. Человеколюбие: малыш умеет вежливо здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, использует слова, выражающие просьбу, благодарность, вопрос; адекватно реагирует на поручение взрослого, радостно на них откликается, вербализует впечатления от его выполнения; проявляет интерес к сверстникам, их играм, внешнему виду; соблюдает моральные правила в общении с детьми и настаивает на их соблюдении другими; по побуждению взрослого проявляет элементарное внимание к окружающим людям и сочувствует им в ситуации дискомфорта; может уступить, поделиться, помочь; устраняет грубость в поведении; пытается соблюдать правила культурного поведения — разговаривать спокойным тоном, быть аккуратным, чувствовать удовлетворение от чистоты и порядка, благодарить за это взрослых. Самолюбие: ребенок совершенствует умение достигать позитивных результатов в предметной деятельности, стремится приобщить других к со-радости с ним, всячески демонстрирует свои достижения — привлекает к ним внимание, хвалится и требует одобрения другими, гордится собой. Ребенок остро реагирует на замечания, попытки давить на него, на обиды, которые унижают его достоинство. Он часто обижается, проявляет чрезмерную чувствительность к признанию его достижений взрослыми, особенно родными. У него зарождается и начинает развиваться гордость — предпосылка будущего самолюбия как базового качества личности, что проявляется в попытках демонстрировать свое "Я", преувеличивать собственные достижения, обесценивать неудачи, оказывать сопротивление авторитетному влиянию взрослого, выявлять негативизм, превращая тем самым общение и совместную со взрослым деятельность в испытание собственных сил. Наблюдательность: существенно расширяется пространство жизни ребенка, совершенствуется его восприятие; он знакомится с разными свойствами предметов и объектов окружающей среды, целеустремленно действует с ними, наблюдает за результатами своих влияний. Ребенок продолжает овладевать ближайшей окружающей средой: узнает о назначении предметов, вещей, орудий, активно действует с ними, анализирует достижения. Благодаря возросшей наблюдательности, которая становится более длительной и более интенсивной, расширяются представления о предметном мире, природе, людях, общественных явлениях, самом себе. На основе элементарного опыта наблюдений и благодаря содержательным комментариям взрослого у ребенка зарождается интерес к определенным сферам жизни, конкретной деятельности тех или иных людей. Наблюдая за людьми, малыш начинает узнавать знакомое и открывать для себя новое, наслаждаться спокойной сосредоточенностью на объектах и предметах. Благодаря этому закладываются основы для дальнейшего развития наблюдательности как базового качества личности. Ответственность: совершенствуется способность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослого, ориентироваться не только на личные желания, но и на целесообразное и необходимое в конкретной жизненной ситуации. Элементарные достижения в предметно- практической деятельности способствуют формированию ощущения практической возможности, побуждают помогать другим, добровольно брать на себя ответственность за кого-то/что-то: уборка игрушек, самообслуживание, уход за птичками и тому подобное. Малыш стремится взять на себя взрослые роли, охотно приобщается к выполнению взрослого труда, радуется, когда ему доверяют несложное ответственное дело, пытается его качественно (в меру своих возможностей) выполнить, бережно относится к совместным со взрослым результатам труда, отстаивает обязательность поддержания рядом находящимися людьми чистоты, опрятности, порядка, что является основой для формирования ответственности как базового качества личности. Рассудительность; формируется способность ребенка понимать элементарную причинную связь между событиями и явлениями (не удержал чашку — разбилась, нажал на кнопку настольной лампы — она засветилась и тому подобное); умение отбирать и группировать предметы, картинки по тождеству (находить такие же, подбирать пару), по контрасту (разные по размеру, цвету), по практическому использованию (для кормления, умы-вания, сна и тому подобное). Может сориентироваться в квартире, групповой комнате, на ближайших улицах; знаком с транспортом, узнает и называет некоторые трудовые действия (мама шьет одежду, бабушка моет посуду и тому подобное), может рассуждать по поводу разных жизненных ситуаций, связно передавать свои впечатления. Постепенно формируются элементы рассудительности как базового качества. Справедливость: формируется ориентация ребенка на Самообладание: расширение жизненного пространства ребенка повышает требования к его способности активизироваться в ситуациях, требующих мобилизации усилий, смелости и настойчивости, с одной стороны, и способности тормозить свою активность, проявлять терпение, с другой. Способность малыша полагаться на себя в неожиданных обстоятельствах, доверять собственным силам, не отчаиваться по поводу неудачи, проигрыша, преодолевать элементарные трудности, проявлять выдержку, сдержанность (не проситься на руки, не требовать к себе особого внимания, не раскисать, а также проявлять изобретательность - залог развития самообладания как базового качества личности. Креативность: совершенствование предметных действий, появление разных видов деятельности – элементарной игры, рисования, конструирования, музицирования – способствует становлению умения варьировать, видоизменять усвоенные способы действий с предметами, вносить элементы новизны, экспериментировать, использовать знакомое в новых жизненных ситуациях, ребенок усваивает простейшие формы ролевого поведения, отображает элементарные образные действия некоторых персонажей, проявляет элементы творчества в подборе атрибутов для той или иной роли. Ориентация в цвете, форме, величине предметов, действия методом «проб и ошибок», опора на творческое воображение, практическая апробация новых способов манипулирования предметами – важный вклад в зарождение креативности как способности продуцировать новое, проявлять склонность к творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В раннем детстве взрослый обеспечивает полноценный гигиенический уход за ребенком, заботится о сохранении и укреплении его физического и психического здоровья, создает комфортные условия для реализации естественных сил и обогащения практического опыта общения с окружающей средой. Высокая раздражимость организма малыша, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, низкая работоспособность должны определять гибкую стратегию поведения взрослого в отношении ребёнка, особенностей организации его жизнедеятельности. С помощью родных и близких людей ребенок осваивает азы науки и искусства общения с новым окружением: взрослыми, другими детьми. У него зарождается интерес к сверстникам — создаются первые детские группировки, симпатии и антипатии, появляется способность достаточно тонко дифференцироватьокружающих людей. В раннем возрасте должно сформироваться важнейшее для всей дальнейшей индивидуальной истории развития личности чувство привязанности и доверия к людям. Отношение ребенка к людям в значительной мере определяется отношением к ним авторитетных взрослых, местом, отведенным для общения в общей организации жизнедеятельности малыша. Важно совмещать|сочетать| характерную для этого возраста|века| совместную деятельность с самостоятельностью ребенка. Малыш имеет право определенное |время заниматься чем-то по собственному усмотрению (играть, рассматривать| книжки, помогать взрослому по хозяйству, рисовать, музыцировать| и тому подобное), уединяться, принадлежать себе|, чтобы снять усталость и напряжение. Умение малыша корот|кий промежуток времени проводить в одиночестве|уединении|, элементарно распоряжаться| собой, по собственному усмотрению выбирать себе занятие, сосредоточиваться на избранном деле, получать от этого удовольствие ||свидетельствует о нормальном ходе его личностного развития||, способности быть самим собой. Эффективность педагогической деятельности определяется тем, насколько взрослый обеспечил: - равномерность представленности в жизни ребенка разных сфер жизнедеятельности (общение с объектами природы, предметным миром, родными|родимыми| и близкими взрослыми, элементарным| самопознанием); - право малыша на элементарные формы самоопределения (свободного выбора желаемого, приятного, комфортного); - существование перспективы: взрослый предоставляет ребенку информацию о природе, предметном мире,окружающих людях, самом себе, по возможности целостно, через раскрытие безграничности горизонтов; организует освоение ребёнком разнообразных способов деятельности; вариативного восприятия одного и того же явления, предмета, человека; стимулирует поисковую активность.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Он играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, приобретении с помощью взрослого собственного жизненного опыта. В этот период закладывается фундамент более совершенных форм социальной компетентности, формируется основание для будущей школьной зрелости — важной составляющей части жизненной компетентности как целостной характеристики психики и личности. Дошкольное детство во многом связано|повязал| с предыдущим|предварительным| периодом жизни малыша — ранним возрастом, в известной степени|в определенной степени| сохраняет|бережет| его особенности, и этим самым предопределяет неустойчивость проявлений поведения и деятельности ребенка, его эмоциональных состояний|стана| и самочувствия. В то же время|одновременно| в этот возрастной|возрастной| период возникает много|богато| отличающихся от предыдущего|предварительного| специфических особенностей, свидетельствующих о процессах физического, психического и социального роста дошкольника. Расширяется круг его общения, развивается сюжетно-ролевая| игра, более разнообразными и сложными|осложняют| по содержанию и форме становятся виды деятельности, интеллектуализируется п|рактическая|практичная| активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется характер взаимодействия ребенка со взрослыми, формируется детское содружество |с| с присущей| ему субкультурой. Виды деятельности, которыми занимается дошкольник, еще не являются для него обязательными, он выполняет|исполняет| их по собственному желанию| и по предложению взрослого. Игра, рисование, конструирование| и т. п. характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют| ребенку пространство|простор| для творческого воображения, а также возможность свободно проявлять|выявлять| свои жизненные впечатления и отношения к окружающему миру. Взаимоотношения ребенка со взрослыми и другими| детьми строятся по большей части на интимно-личностных | контактах — доброжелательности, симпатии, любви. В течение дошкольного детства происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь ребенка, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, повышаются физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника — общий, неспециализированный характер приобретенных им знаний, действий, способностей. Это объясняется тем, что в течение этого возрастного периода юной личности надлежит стать человеком, приобрести все то, что нужно каждому в любой сфере жизни. Не всё, что развивается в дошкольном возрасте, равноценно с точки зрения значения для настоящего и будущего ребенка. Первым достижением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период. Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды "детской" деятельности, строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно нуждаются в их усовершенствовании. Эти виды деятельности оснащают ребенка внешними формами ориентировочных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных задач, развивают творческие способности. Второе, важнейшее достижение дошкольного возраста — нравственные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а в дальнейшем - с более широким кругом взрослых и сверстников. Дошкольник учится сопереживать, проявлять симпатию, доброжелательность, уважать права и своеобразие других людей, дружить, у него формируются чувствительность и чуткость как важные базовые качества, ощущение|чувство| своей причастности к|до| людям, элементарное умение принимать других во внимание. Эти качества сохраняются|хранятся| на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка, в значительной мере|в значительной степени| влияют на него, определяют облик|лицо| школьника и взрослого человека, составляют основу|основание| гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя.
В течение дошкольного возраста развиваются и такие способности и качества, которые служат лишь основой, своеобразной "заготовкой" для последующих периодов развития, со временем существенно видоизменяются, перестраиваются, приобретают новые, более совершенные формы. Однако и они играют свою особенную роль в общем развитии дошкольника, вносят свой вклад в становление его личности. К ним принадлежат познавательные Младший и старший дошкольный возрасты|век| во многом близки, похожи, но в то же время|одновременно| имеют свою специфику, отличия|, которые и определяют особенные для каждого периода образовательные задачи|задачу| и формы организации жизнедеятельности. Дети младшего| и старшего дошкольного возраста|века| могут воспитываться вместе| с младшими в разновозрастной|возрастной| группе, а могут вовлекаться в учебно-воспитательный процесс отдельно — старшие и младшие.| Характер объединения детей в дошкольном учреждении определяет стратегию и тактику педагогической деятельности, условия и особенности организации жизни.
(четвертый и пятый годы жизни|) ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО|возрастного| ПЕРИОДА По сравнению с|сравнительно с| ребенком раннего возраста существенно повышаются |вырастфизические возможности, изменяются антропометрические показатели|. Масса тела ребенка в течение|на протяжении| этого периода увеличивается| примерно|примерно| на 4 кг, длина — на 12—15 см, окружность грудной клетки составляет около|порядка| 54 см. Расширяется жизненное| пространство|простор|, более целенаправленными| становятся|стают| действия, разнообразятся| и становятся|стают| более координированными движения. Ниже приведены| антропометрические показатели ребенка младшего дошкольного| возраста|века|.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |