Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портрет дошкольника накануне его поступления в школуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В «портрете» представлены основные показатели, характеризующие существенные стороны развития старшего дошкольника, в определенной степени свидетельствующие о полноте и целостности его развития – физического, психического, социального. Он должен быть ориентиром для всех взрослых, причастных к развитию, воспитанию и обучению детей. Путём целенаправленных наблюдений можно составить общее мнение о том, наколько ребёнок овладел основными способами умственных действий, какое развитие получили разные виды деятельности, сформировались базовые качества, зрелость разных форм активности, компетентность в сферах жизнедеятельности: «Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам». Если в предыдущих разделах Программы показатели были систематизированы по возрасту и линиям развития, детализированы, конкретизованы, то «портрет» - обобщённая схема, интегрирующая в себе главное, не требующая от взрослого проведения специальных диагностических процедур (они – парафия практического психолога и научного работника). Предназначение «портрета» - помощь педагогам в понимании степени сбалансированности всех основных характеристик развития ребёнка. Каждая из представленных в «портрете» характеристик содержит от 5 до 10 показателей, сумму которых можно считать минимально достаточной для выведения обобщённого суждения об особенностях развития воспитанника. Методика вычисления проста: если показатель проявляется в полной мере то, как правило, напротив него ставится «плюс»; если частично и ситуативно – «плюс/минус»; если проявляется крайне редко, можно поставить «вопросительный знак»; если констатируем полное отсутствие проявления какого-нибудь показателя, ставим «минус». Чем больше плюсов, тем ближе к идеальному портрету дошкольника. Заметим: во-первых, абсолютно совершенных людей не бывает, поэтому будем воспринимать «портрет» как идеальную, недостижимую, но желаемую модель, к которой стремимся. Таким образом, большинство дошкольников будет характеризоваться разным набором оценок каждого из показателей. Это - не плохо или хорошо, а так, как есть при данных обстоятельствах и условиях жизни. Итак, «портрет» должен ориентировать педагога в сильных и слабых сторонах развития каждого ребёнка, подборе средств оптимизации этого процесса, путей индивидуальной работы с ним. Поскольку «портреты» индивидуальные, субъективно окрашенные, не стоит сравнивать их между собой, выносить оценки-вердикты, ранжировать детей. Они важны для внутреннего использования, не рассчитаны на оглашение, являются для педагога подсказкой, на что он не обратил должного внимания. Физическое развитие: · в своих действиях руководствуется всеми органами чувств; · умелый, выносливый, энергичный, в повседневной деятельности; принимает активное участие в различных играх, упражнениях, занятиях; · соблюдает основные правила личного ухода, владеет навыками поддержания здоровья и гигиены; ориентируется в признаках здоровья и болезни; · соблюдает основные правила культуры потребления различных продуктов; · знает о существовании опасных объектов и предметов, понимает правила безопасного поведения, соблюдает их в реальной жизни; · дифференцирует особенности девочки и мальчика, соблюдает правила полоролевого поведения; знает, что пол не изменяется с возрастом, имеет понятие о предназначении мужчин и женщин; · должным образом применяет разные технологии в физической и предметно-практической деятельности, владеет конструктивными умениями и навыками.
Эмоциональное развитие: · преобладает оптимистичное самочувствие, хорошее настроение; · ориентируется в основных эмоциях, называет каждую словами; понимает своё эмоциональное состояние и состояние окружающих людей; · адекватно реагирует на разные жизненные события, ситуации; · осознает, может объяснить словами, что вызывает ту или иную эмоцию; · знает, какой мимикой передаётся каждая из основных эмоций; · умеет сдерживать негативные эмоции, регулировать свои чувства; · знает, как позитивные и негативные переживания влияют на состояние и настроение людей; · восприимчив к переживаниям других, проявляет эмпатию, вносит коррективы в собственное поведение в соответствии с настроением окружающих, пытается быть эмоционально созвучным с другими. Социальное развитие: · быстро привыкает к новым условиям жизни; хорошо ориентируется в новой среде, приспосабливается к ее требованиям, конструктивно влияет на других; · доверяет знакомым взрослым, свободно с ними общается, рассчитывает на них; · в случае необходимости обращается ко взрослому за помощью; · налаживает дружеские отношения с приятными сверстниками; · пытается определить свой статус в кругу значимых ровесников, заявляет о своих возможностях, демонстрирует умения; · согласовывает свои действия с партнерами по совместной деятельности, умеет договариваться, заключать сделки, выходить из конфликта с наименьшими затратами сил; ведёт себя миролюбиво; · ведёт себя ответственно, может обосновать свои решения и поступки; · знает пределы социально одобряемого, приемлемого и неприемлемого поведения; · взвешенно относится к контактам с незнакомыми людьми и к их предложениям, воздерживается от общения с «чужими» без разрешения родных и близких. Нравственное развитие: · знает главные правила нравственного поведения,старается соблюдать их в своей деятельности; · дифференцирует понятия «добро» и «зло», может дать оценки соответствующим поступкам (своим и других людей); · проявляет толерантность в отношении непохожести, признаёт и уважает сходство и отличие в чертах людей; · ведёт себя честно и правдиво с другими; · инициирует помощь и поддержку всем, кто в этом нуждается; старается защитить младших, тех, кто слабее его; · ведёт себя бескорыстно, не рассчитывает на одобрение морального поступка авторитетными людьми; · проявляет заботу о других, стремится быть им полезным; старается утешить, успокоить; · поступает справедливо, по совести не только в присутствии взрослых, но и при отсутствии контроля с их стороны; · склонен к самовозложению ответственности за кого-то/что-то; · старается воздержаться от ревности, мстительности, жадности, зависти, злорадства, стремления доминировать над кем-то.
Развитие произвольного поведения: · ориентируется на правилоцелесообразное поведение, упорядочивает пространство вокруг себя; · формулирует цель своей деятельности, предусматривает будущий результат, планирует свои действия; · доводит начатое до конца, выполняет данное другим обещание; · мобилизуется на преодоление трудностей, обращается за помощью только в случае объективной необходимости; · контролирует промежуточные результаты своей деятельности, вносит в них коррективы, исправляет ошибки, без побуждений извне может, если нужно, переделать выполненное, улучшить свой результат; · в течение определенного времени может организовать себя и сверстников; · воздерживается от нежелательных высказываний и поступков; · характеризуется волевыми чертами характера – самостоятельностью, настойчивостью, целеустремлённостью, выдержкой, смелостью. Развитие познавательной активности и основ логики: · интересуется новым, активно изучает окружающий мир и самого себя; проявляет любознательность; · задаёт взрослым много вопросов; на некоторые из них пытается найти ответы самостоятельно; стремится получить ответ на каждый вопрос; · умело использует приобретенные знания для получения новых; · находит новое в знакомом и знакомое в новом; · сравнивает, сопоставляет, анализирует, обобщает, вырабатывает собственные суждения; · находит несколько вариантов решения проблемы; · дифференцирует реальное и фантастическое; · рассуждает по поводу глобальных проблем – о смысле жизни человека, рождении, смерти, о причинах войн, о природных катаклизмах и т.п.; · собирает информацию путём наблюдений, практических проб и ошибок; · связывает свои знания с реальными жизненными ситуациями, апробирует их. Развитие математических умений: · знает основные числа, производит вычисления, решает несложные арифметические задачи; · осуществляет сериацию по величине, массе, объёму, расположению в пространстве, ходу событий во времени; · классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и количеству; · измеряет количество, длину, ширину, высоту, объём, массу, время; · проявляет интререс к математической деятельности; · знает соотношения между единицами времени, умеет определять время по часам; · стремится самостоятельно находить решения математических задач. Креативное развитие · через творческое достижение самовыражается, актуализирует свои способности; · генерирует оригинальные идеи, самостоятельно выдвигает различные гипотезы; старается отойти от предложенного шаблона; · отличается гибкостью и быстротой мышления, сообразительностью, находчивостью, рассудительностью; · конструктивно действует в неопределенных ситуациях, не теряется в случае дефицита информации, находит оригинальные способы решения проблемы; · характеризуется творческой продуктивностью, склонностью реализовать задуманное; · подходит к проблеме с разных точек зрения, легко переключается с одного класса объектов на другой; использует аналогии, сравнения, противопоставления, асоциативные связи; пользуется разными доказательствами; · проявляет интерес к парадоксам, имеет развитое чувство юмора, склонен к сомнениям, умеет удивляться; · способен видеть существенное, отделять главное от второстепенного, воспринимать всё комплексно; · способен прогнозировать, опережать, предусматривать; · выделяется метафоричностью, богатством воображения, умением видеть сложное в простом, в сложном – простое. Речевое развитие: · характеризуется правильным звукопроизношением; · понимает значение речи для человека; · использует речь в разных целях; · эффективно общается на родном языке; получает удовольствие от чтения (взрослым и собственного); · знает азбуку родного языка; · осознаёт, что напечатанный и написанный текст используют с разной целью; · различает родной и чужой язык; проявляет к последнему интерес; · рука готова к письму; · имеет сбалансированный словарный запас по каждой сфере жизнедеятельности; · разговаривает грамотно, употребляет простые и сложные предложения. Художественно-эстетическое развитие: · использует искусство для выражения своих знаний, мыслей, чувств, отношений; · понимает и одобрительно относится к разным видам искусства; · владеет художественными навыками и определенными техниками; · имеет элементарные личные эстетические критерии; · сформированы зачатки художественного вкуса: имеет свои изобразительные, музыкальные, литературные пристрастия; · понимает, что искусство отображает культуру народа; · знаком с родной культурой, уважает традиции своей семьи и страны, проявляет интерес к культуре других народов Украины и мира; · охотно слушает музыку, поёт, музыцирует, танцует, декламирует, рисует, конструирует и т.п.; · различает «красивое» и «безобразное», эмоционально откликается на него, передаёт впечатления цветом, линией, композицией и т.п. Экологическое развитие: · эмоционально реагирует на красоту природы, осознает значение бережного отношения к ней, позитивного и негативного влияния человека на природу; · имеет понятие об отличиях природы разных регионов Украины и мира; · знает признаки и характерные свойства компонентов природы (песка, камня, воды, почвы, снега); · различает контрастные состояния погоды, понимает причинно-следственные связи между состоянием погоды и поведением людей; · определяет и называет характерные признаки растений, знает, как за ними ухаживать,соблюдает правила безопасного обращения с растениями; · знает домашних и диких животных, их характерные признаки, действия, места обитания; имеет опыт ухода за домашними животными, соблюдает правила безопасного обхождения с ними; · осознает, что мусор загрязняет природную среду; владеет навыками заботливого отношения к ней; · понимает ответственность людей и собственную ответственность за состояние природной среды. Развитие позитивного отношения к себе: · проявляет интерес к своему телу, внешности, внутренней жизни, к своим достижениям, качествам; · ориентируется в своих добродетелях и недостатках; может назвать их словами; · стремится заявить о себе, демонстрирует свои способности и умения, добивается их признания значимыми людьми; · владеет опытом самореализации в разных сферах жизнедеятельности; · сформирован положительный образ «Я», реалистична самооценка; · отстаивает собственное достоинство, не соглашается с несправедливыми оценками, оказывает сопротивление унижению и ограничению прав; · сформированы зачатки рефлексии: осознает, как его особенности воспринимают значимые люди, старается строить своё поведение с учётом их реакций; · уверен в своих возможностях, доверяет себе; · в течение определенного времени охотно себя занимает, играет сам; · знает, ценит и поддерживает свои индивидуальные особенности, непохожесть на других.
Развитие игровых умений: · проявляет интерес к сюжетно-ролевой игре, радуется возможности играть; · заинтересованно относится к игровому сюжету, его близости к реальной жизни; может вносить новизну, целесообразные изменения; · умеет исполнять главные и второстепенные роли, командовать и подчиняться; передает основные особенности каждой роли, хорошо ее типизирует и индивидуализирует; · согласовывает исполнение роли с другими участниками игры; · принимает игровые правила, соблюдает их; · умело использует в игре игрушки, атрибуты, материалы; проявляет изобретательность и остроумие; · радуется общению с товарищами, охотно с ними играет. Развитие общеобучающих умений: · сформированы организационные умения и навыки; · владеет рациональными способами организации учебной деятельности; · развиты общепознавательные умения:наблюдать, рассуждать, запоминать, отображать материал, вносить в него элементы новизны; · владеет общеречевыми умениями и навыками, культурой слушания и культурой речи; · в наличии контрольно-оценочные умения; владеет способами проверки и самопроверки, оценивания качественно-количественных характеристик результата и вложенных в их достижение личных усилий.
|сочетать|
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.009 с.) |