Портрет дошкольника накануне его поступления в школу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет дошкольника накануне его поступления в школу



В «портрете» представлены основные показатели, характеризующие существенные стороны развития старшего дошкольника, в определенной степени свидетельствующие о полноте и целостности его развития – физического, психического, социального. Он должен быть ориентиром для всех взрослых, причастных к развитию, воспитанию и обучению детей. Путём целенаправленных наблюдений можно составить общее мнение о том, наколько ребёнок овладел основными способами умственных действий, какое развитие получили разные виды деятельности, сформировались базовые качества, зрелость разных форм активности, компетентность в сферах жизнедеятельности: «Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам».

Если в предыдущих разделах Программы показатели были систематизированы по возрасту и линиям развития, детализированы, конкретизованы, то «портрет» - обобщённая схема, интегрирующая в себе главное, не требующая от взрослого проведения специальных диагностических процедур (они – парафия практического психолога и научного работника). Предназначение «портрета» - помощь педагогам в понимании степени сбалансированности всех основных характеристик развития ребёнка.

Каждая из представленных в «портрете» характеристик содержит от 5 до 10 показателей, сумму которых можно считать минимально достаточной для выведения обобщённого суждения об особенностях развития воспитанника. Методика вычисления проста: если показатель проявляется в полной мере то, как правило, напротив него ставится «плюс»; если частично и ситуативно – «плюс/минус»; если проявляется крайне редко, можно поставить «вопросительный знак»; если констатируем полное отсутствие проявления какого-нибудь показателя, ставим «минус». Чем больше плюсов, тем ближе к идеальному портрету дошкольника.

Заметим: во-первых, абсолютно совершенных людей не бывает, поэтому будем воспринимать «портрет» как идеальную, недостижимую, но желаемую модель, к которой стремимся. Таким образом, большинство дошкольников будет характеризоваться разным набором оценок каждого из показателей. Это - не плохо или хорошо, а так, как есть при данных обстоятельствах и условиях жизни. Итак, «портрет» должен ориентировать педагога в сильных и слабых сторонах развития каждого ребёнка, подборе средств оптимизации этого процесса, путей индивидуальной работы с ним. Поскольку «портреты» индивидуальные, субъективно окрашенные, не стоит сравнивать их между собой, выносить оценки-вердикты, ранжировать детей. Они важны для внутреннего использования, не рассчитаны на оглашение, являются для педагога подсказкой, на что он не обратил должного внимания.

Физическое развитие:

· в своих действиях руководствуется всеми органами чувств;

· умелый, выносливый, энергичный, в повседневной деятельности; принимает активное участие в различных играх, упражнениях, занятиях;

· соблюдает основные правила личного ухода, владеет навыками поддержания здоровья и гигиены; ориентируется в признаках здоровья и болезни;

· соблюдает основные правила культуры потребления различных продуктов;

· знает о существовании опасных объектов и предметов, понимает правила безопасного поведения, соблюдает их в реальной жизни;

· дифференцирует особенности девочки и мальчика, соблюдает правила полоролевого поведения; знает, что пол не изменяется с возрастом, имеет понятие о предназначении мужчин и женщин;

· должным образом применяет разные технологии в физической и предметно-практической деятельности, владеет конструктивными умениями и навыками.

 

Эмоциональное развитие:

· преобладает оптимистичное самочувствие, хорошее настроение;

· ориентируется в основных эмоциях, называет каждую словами; понимает своё эмоциональное состояние и состояние окружающих людей;

· адекватно реагирует на разные жизненные события, ситуации;

· осознает, может объяснить словами, что вызывает ту или иную эмоцию;

· знает, какой мимикой передаётся каждая из основных эмоций;

· умеет сдерживать негативные эмоции, регулировать свои чувства;

· знает, как позитивные и негативные переживания влияют на состояние и настроение людей;

· восприимчив к переживаниям других, проявляет эмпатию, вносит коррективы в собственное поведение в соответствии с настроением окружающих, пытается быть эмоционально созвучным с другими.

Социальное развитие:

· быстро привыкает к новым условиям жизни; хорошо ориентируется в новой среде, приспосабливается к ее требованиям, конструктивно влияет на других;

· доверяет знакомым взрослым, свободно с ними общается, рассчитывает на них;

· в случае необходимости обращается ко взрослому за помощью;

· налаживает дружеские отношения с приятными сверстниками;

· пытается определить свой статус в кругу значимых ровесников, заявляет о своих возможностях, демонстрирует умения;

· согласовывает свои действия с партнерами по совместной деятельности, умеет договариваться, заключать сделки, выходить из конфликта с наименьшими затратами сил; ведёт себя миролюбиво;

· ведёт себя ответственно, может обосновать свои решения и поступки;

· знает пределы социально одобряемого, приемлемого и неприемлемого поведения;

· взвешенно относится к контактам с незнакомыми людьми и к их предложениям, воздерживается от общения с «чужими» без разрешения родных и близких.

Нравственное развитие:

· знает главные правила нравственного поведения,старается соблюдать их в своей деятельности;

· дифференцирует понятия «добро» и «зло», может дать оценки соответствующим поступкам (своим и других людей);

· проявляет толерантность в отношении непохожести, признаёт и уважает сходство и отличие в чертах людей;

· ведёт себя честно и правдиво с другими;

· инициирует помощь и поддержку всем, кто в этом нуждается; старается защитить младших, тех, кто слабее его;

· ведёт себя бескорыстно, не рассчитывает на одобрение морального поступка авторитетными людьми;

· проявляет заботу о других, стремится быть им полезным; старается утешить, успокоить;

· поступает справедливо, по совести не только в присутствии взрослых, но и при отсутствии контроля с их стороны;

· склонен к самовозложению ответственности за кого-то/что-то;

· старается воздержаться от ревности, мстительности, жадности, зависти, злорадства, стремления доминировать над кем-то.

 

Развитие произвольного поведения:

· ориентируется на правилоцелесообразное поведение, упорядочивает пространство вокруг себя;

· формулирует цель своей деятельности, предусматривает будущий результат, планирует свои действия;

· доводит начатое до конца, выполняет данное другим обещание;

· мобилизуется на преодоление трудностей, обращается за помощью только в случае объективной необходимости;

· контролирует промежуточные результаты своей деятельности, вносит в них коррективы, исправляет ошибки, без побуждений извне может, если нужно, переделать выполненное, улучшить свой результат;

· в течение определенного времени может организовать себя и сверстников;

· воздерживается от нежелательных высказываний и поступков;

· характеризуется волевыми чертами характера – самостоятельностью, настойчивостью, целеустремлённостью, выдержкой, смелостью.

Развитие познавательной активности и основ логики:

· интересуется новым, активно изучает окружающий мир и самого себя; проявляет любознательность;

· задаёт взрослым много вопросов; на некоторые из них пытается найти ответы самостоятельно; стремится получить ответ на каждый вопрос;

· умело использует приобретенные знания для получения новых;

· находит новое в знакомом и знакомое в новом;

· сравнивает, сопоставляет, анализирует, обобщает, вырабатывает собственные суждения;

· находит несколько вариантов решения проблемы;

· дифференцирует реальное и фантастическое;

· рассуждает по поводу глобальных проблем – о смысле жизни человека, рождении, смерти, о причинах войн, о природных катаклизмах и т.п.;

· собирает информацию путём наблюдений, практических проб и ошибок;

· связывает свои знания с реальными жизненными ситуациями, апробирует их.

Развитие математических умений:

· знает основные числа, производит вычисления, решает несложные арифметические задачи;

· осуществляет сериацию по величине, массе, объёму, расположению в пространстве, ходу событий во времени;

· классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и количеству;

· измеряет количество, длину, ширину, высоту, объём, массу, время;

· проявляет интререс к математической деятельности;

· знает соотношения между единицами времени, умеет определять время по часам;

· стремится самостоятельно находить решения математических задач.

Креативное развитие

· через творческое достижение самовыражается, актуализирует свои способности;

· генерирует оригинальные идеи, самостоятельно выдвигает различные гипотезы; старается отойти от предложенного шаблона;

· отличается гибкостью и быстротой мышления, сообразительностью, находчивостью, рассудительностью;

· конструктивно действует в неопределенных ситуациях, не теряется в случае дефицита информации, находит оригинальные способы решения проблемы;

· характеризуется творческой продуктивностью, склонностью реализовать задуманное;

· подходит к проблеме с разных точек зрения, легко переключается с одного класса объектов на другой; использует аналогии, сравнения, противопоставления, асоциативные связи; пользуется разными доказательствами;

· проявляет интерес к парадоксам, имеет развитое чувство юмора, склонен к сомнениям, умеет удивляться;

· способен видеть существенное, отделять главное от второстепенного, воспринимать всё комплексно;

· способен прогнозировать, опережать, предусматривать;

· выделяется метафоричностью, богатством воображения, умением видеть сложное в простом, в сложном – простое.

Речевое развитие:

· характеризуется правильным звукопроизношением;

· понимает значение речи для человека;

· использует речь в разных целях;

· эффективно общается на родном языке; получает удовольствие от чтения (взрослым и собственного);

· знает азбуку родного языка;

· осознаёт, что напечатанный и написанный текст используют с разной целью;

· различает родной и чужой язык; проявляет к последнему интерес;

· рука готова к письму;

· имеет сбалансированный словарный запас по каждой сфере жизнедеятельности;

· разговаривает грамотно, употребляет простые и сложные предложения.

Художественно-эстетическое развитие:

· использует искусство для выражения своих знаний, мыслей, чувств, отношений;

· понимает и одобрительно относится к разным видам искусства;

· владеет художественными навыками и определенными техниками;

· имеет элементарные личные эстетические критерии;

· сформированы зачатки художественного вкуса: имеет свои изобразительные, музыкальные, литературные пристрастия;

· понимает, что искусство отображает культуру народа;

· знаком с родной культурой, уважает традиции своей семьи и страны, проявляет интерес к культуре других народов Украины и мира;

· охотно слушает музыку, поёт, музыцирует, танцует, декламирует, рисует, конструирует и т.п.;

· различает «красивое» и «безобразное», эмоционально откликается на него, передаёт впечатления цветом, линией, композицией и т.п.

Экологическое развитие:

· эмоционально реагирует на красоту природы, осознает значение бережного отношения к ней, позитивного и негативного влияния человека на природу;

· имеет понятие об отличиях природы разных регионов Украины и мира;

· знает признаки и характерные свойства компонентов природы (песка, камня, воды, почвы, снега);

· различает контрастные состояния погоды, понимает причинно-следственные связи между состоянием погоды и поведением людей;

· определяет и называет характерные признаки растений, знает, как за ними ухаживать,соблюдает правила безопасного обращения с растениями;

· знает домашних и диких животных, их характерные признаки, действия, места обитания; имеет опыт ухода за домашними животными, соблюдает правила безопасного обхождения с ними;

· осознает, что мусор загрязняет природную среду; владеет навыками заботливого отношения к ней;

· понимает ответственность людей и собственную ответственность за состояние природной среды.

Развитие позитивного отношения к себе:

· проявляет интерес к своему телу, внешности, внутренней жизни, к своим достижениям, качествам;

· ориентируется в своих добродетелях и недостатках; может назвать их словами;

· стремится заявить о себе, демонстрирует свои способности и умения, добивается их признания значимыми людьми;

· владеет опытом самореализации в разных сферах жизнедеятельности;

· сформирован положительный образ «Я», реалистична самооценка;

· отстаивает собственное достоинство, не соглашается с несправедливыми оценками, оказывает сопротивление унижению и ограничению прав;

· сформированы зачатки рефлексии: осознает, как его особенности воспринимают значимые люди, старается строить своё поведение с учётом их реакций;

· уверен в своих возможностях, доверяет себе;

· в течение определенного времени охотно себя занимает, играет сам;

· знает, ценит и поддерживает свои индивидуальные особенности, непохожесть на других.

 

Развитие игровых умений:

· проявляет интерес к сюжетно-ролевой игре, радуется возможности играть;

· заинтересованно относится к игровому сюжету, его близости к реальной жизни; может вносить новизну, целесообразные изменения;

· умеет исполнять главные и второстепенные роли, командовать и подчиняться; передает основные особенности каждой роли, хорошо ее типизирует и индивидуализирует;

· согласовывает исполнение роли с другими участниками игры;

· принимает игровые правила, соблюдает их;

· умело использует в игре игрушки, атрибуты, материалы; проявляет изобретательность и остроумие;

· радуется общению с товарищами, охотно с ними играет.

Развитие общеобучающих умений:

· сформированы организационные умения и навыки;

· владеет рациональными способами организации учебной деятельности;

· развиты общепознавательные умения:наблюдать, рассуждать, запоминать, отображать материал, вносить в него элементы новизны;

· владеет общеречевыми умениями и навыками, культурой слушания и культурой речи;

· в наличии контрольно-оценочные умения; владеет способами проверки и самопроверки, оценивания качественно-количественных характеристик результата и вложенных в их достижение личных усилий.

 

 

|сочетать|

 

| ЧАСТЬ ВТОРАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.230 (0.049 с.)