Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умеет ли проблемный ребенок общаться со взрослым.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на результатах проведенного нами исследования, в котором приняли участие 36 детей с ЗПР — воспитанников подготовительной диагности-ко-коррекционной группы и такое же количество воспитанников подготовительной группы массового детского сада. Для диагностики мы использовали методику, предложенную М. Лисиной. В основу ее положен принцип моделирования основных форм общения со взрослым. Взрослый предлагает ребенку на выбор ситуации игрового взаимодействия, познавательного сотрудничества, личностного общения. В ситуации игрового взаимодействия взрослый — партнер по совместной деятельности. Выкладывая вместе с ребенком узор из мозаики, составляя разрезные картинки, взрослый создает условия для возникновения у него нужды в сотрудничестве. В ситуации познавательного сотрудничества взрослый выступает в качестве источника определенной познавательной информации для ребенка. Рассматривая с ним книги, беседуя о природе, машинах, взрослый побуждает ребенка к познавательным контактам, провоцирует вопросы, высказывания. В ситуации личностного общения взрослый для ребенка — целостная личность, стремящаяся к взаимопониманию, сопереживанию с ним. Беседуя с ребенком на нравственно-этические темы (о близких, друзьях и т.п.), взрослый создает условия для активизации личностных контактов (интимных сообщений, вопросов, оценочных высказываний и т.п.). Таким образом, каждая ситуация взаимодействия ребенка со взрослым создает условия для активизации у него определенной группы мотивов обращения к взрослому, соответствующих уровню развития мотивационной стороны общения у ребенка. Взрослый во всех ситуациях выражает доброжелательность, готовность общаться, учитывает: какие ситуации ребенок чаще всего выбирает; какова длительность общения в них; в каких ситуациях общения он чувствует себя наиболее комфортно, в каких — более инициативен; каков характер контактов со взрослым. Результаты изучения развития общения со взрослым у шестилетних детей свидетельствуют о том, что у более чем 80% 10. детей с З П Р преобладающей оказалась ситуативно-деловая форма общения, присущая при нормальном развитии детям раннего возраста. Более 19% детей данной категории показали определенные возможности в овладении внеситуативно-познавательной формой общения. Внеситуативно-личностная форма общения оказалась этим детям недоступной. 82% шестилетних детей — воспитанников массового детского сада владели внеситуативными формами общения, в том числе 41% — внеситуативно-личностной, что, бесспорно, является характеристикой благоприятных предпосылок к их дальнейшему психическому развитию, в частности в процессе школьного обучения. У шестилетних детей с ЗПР выявлено и качественное своеобразие формирования коммуникативной деятельности. Ведущее положение в общении шестилетних детей с ЗПР со взрослым, как оказалось, занимают деловые мотивы, побуждающие их к овладению предметно-практическими действиями. Среди деловых контактов преобладают просьбы о помощи; стремления к сотрудничеству не наблюдается. Дети не проявляют инициативы в общении, используют невербальные средства общения, пассивно ждут помощи взрослого, оценки своих действий. В качестве иллюстрации приведем примеры поведения воспитанника диагностико-коррекционной группы детского сада. Дима И. (6 лет 3 месяца) — с интересом принял предложение взрослого заниматься. Самой предпочтительной для него оказалась ситуация совместной игры со взрослым. В ней он был активен, раскован, весел (напевал при выкладывании кубиков). Обращения к взрослому были связаны с его действиями. Неоднократно обращался к взрослому за помощью, максимально использовал время игры.. В ситуации познавательной беседы чувствовал себя менее комфортно. Сразу стал листать предложенную книгу. Устойчивого познавательного интереса к определенным предметам не проявлял, хотя несколько раз спрашивал взрослого о том, что нарисовано на картинке. Довольствовался беглым ответом. Через несколько минут отложил^<нигу. В ситуации личностного общения чувствовал себя напряженно, высказал несколько недифференцированных суждений по поводу предложенных взрослым нравственно-этических ситуаций: «О н плохо поступил», «О н — хороший» — и попросил взрослого дать ему кубики. 3-1317- В повторных ситуациях поведение ребенка было в основном таким же. Ситуативно-деловые контакты оказались для него типичными в общении со взрослым. У некоторых детей с ЗПР с деловыми мотивами конкурировали игровые интересы (дети предпочитали общению со взрослым игровые действия). Вот пример поведения воспитанника диагностико-коррек-ционной группы детского сада: Андрей Д. (6 лет 3 месяца) — из предложенных взрослым ситуаций выбрал ситуацию делового общения. Он сам взял кубики и пытался их складывать по картинкам. Неожиданно начал строить домик. Несколько раз собирал кубики и снова выкладывал их, эпизодически обращаясь к взрослому за помощью. Предложение взрослого побеседовать на познавательные и " личностные темы не вызывало у ребенка интереса. Дальнейшее его поведение убедило в том, что ребенку хочется играть — он снова взял игровой материал. Уровень речевой инициативы ребенка низкий, деловые контакты фиксируются эпизодически. У части детей с З П Р зафиксировано к а к типичное состояние в общении со взрослым стремление привлечь к себе его внимание, приласкаться к нему. Все это затрудняет возникновение их содержательных контактов со взрослым. Пример поведения одного из воспитанников диагностико-коррекционной группы детского сада: Лена П. (6 лет 4 месяца) — с удовольствием пришла заниматься. Самой предпочтительной для нее оказалась ситуация совместных со взрослым игр-занятий. Чувствовала себя в этих условиях комфортно, максимально использовала время занятия. При выкладывании кубикйв пыталась уловить реакцию взрослого на свои действия, привлечь его внимание к ним: «Вон, поставила!». Путем большого количества инициативных действий (во. кализаций, улыбок и т.п.) стремилась к установлению интимно-личностных отношений. Наблюдалось стремление к физическому прикосновению. Ситуации познавательного, личностного общения использовала для того, чтобы приласкаться к взрослому, а также привлечь его внимание. Девочка неохотно уходила с занятий, настойчиво просила пригласить ее опять. Поведение нормально развивающихся детей в ситуации игрового взаимодействия отличает стремление к сотрудничеству, согласованию усилий. Небольшой процент шестилетних детей с ЗПР (19,4%) оказался на уровне внеситуативно-познавательного общения. Однако низкий уровень познавательной активности, однообразие познавательных контактов по содержанию, ситуативный характер общения со взрослым отличал детей с ЗПР от их сверстников. Приведем пример поведения воспитанника диагностико-коррекционной группы детского сада. Вадик К. (6 лет 4 месяца) — с большим желанием согласился заниматься. Самой предпочтительной для него оказалась ситуация познавательного общения. Ребенок чувствовал себя спокойно, с интересом рассматривал книгу, задавал вопросы: «Это кто такой?» и др., делился впечатлениями: «Я знаю, это бык. Он бодает»; *Мы ежика нашли». Все контакты ребенка определялись ситуацией общения, содержанием материала,'предложенного для общения. Ситуация делового общения вызвала интерес. Ребенок был активен с первых минут опыта, максимально использовал время общения, старался сложить картинки, обращался за помощью, оценкой действий: «Я сейчас... как тут?»; «Получилась морковка». В ситуации личностного общения чувствовал себя напряженно. Перебирал картинки, высказывал информативно-констатирующие суждения: «Он рвет»; «Он убирает», но в обсуждение нравственно-этических проблем не включался. У части детей с ЗПР с преобладанием познавательных мотивов конкурировало стремление к ситуативно-личностным контактам, что ограничивало их инициативные познавательные контакты со взрослыми. В качестве примера опишем поведение и такого ребенка. Таня Н. (6 лет 5 месяцев) — воспитанница диагностико-кор-рекционной группы детского сада. В ситуации выбора предпочитает познавательное общение, с желанием перелистывает» книгу, задает вопросы: «Кто это?». Глубокого интереса к теме беседы, к ее материалам не проявляет. На протяжении всего занятия пытается выразить удовлетворение от контактов со взрослым (улыбается, прижимается к нему), эпизодически пытается привлечь к себе его внимание: «Я про этого знаю». И другие ситуации общения девочка использует для удовлетворения ситуативно-личностных контактов (перечисляет изображенное на картинках, стремится понравиться, получить позитивную оценку взрослого). 3"-1317 В аналогичных условиях эксперимента воспитанники массового детского сада (41%) демонстрировали разнообразные по содержанию и форме познавательные контакты: просьбы почитать, сообщения о своих впечатлениях, рассказы об увиденном, вопросы. Дети стремились узнать о причинах тех или иных явлений, не были связаны условиями взаимодействия. В ситуации личностного общения эти дети продемонстрировали интерес к обсуждению нравственно-этических проблем, способность их анализировать, оценивать, стремление согласовать со взрослым свое понимание социального мира, внеситуативный характер контактов со взрослым. Приведем примеры поведения ребенка в разных ситуациях общения. Максим X. (6 лет 3 месяца) — воспитанник массового детского сада. С большим желанием Максим согласился заниматься. Самой предпочтительной для него оказалась ситуация личностного общения. Ребенок чаще выбирал именно эту ситуацию, максимально использовал время общения, чувствовал себя раскованно и свободно, активно проявляя инициативу: оценивал предложенные взрослым нравственно-этические коллизии, свои поступки, поступки товарищей, высказывал свое понимание происходящего, добивался взаимопонимания со стороны взрослого. Например, в беседе о хороших и плохих поступках ребенок так высказал свое понимание ситуации: «Один раз мы ехали с мамой в трамвае, вошла девочка с мамой. Тетенька стала девочке уступать место, а она сказала: "Спасибо, я постою". Это ведь хорошо? А меня мама всегда сажает — думает, что я маленький. А я ведь скоро в школу пойду». В ситуации познавательной беседы этот мальчик чувствовал себя свободно, с большим интересом рассматривал книгу В. Чаплиной «Животные наших лесов», задавал взрослому вопросы: «А куница — хищная?»;,«А чем крот под землей дышит?»; * А зачем еж на спину яблоки кладет?». После того как ребенок посмотрел книгу, он стал рассказывать взрослому о телепередаче «В мире животных». По ходу своего рассказа задавал взрослому вопросы: «Почему крокодилы в воде быстрые, а на суше неуклюжие?»; * А как обезьяны родятся и учатся прыгать?»; «А у китов рождаются дети?»; «А где рыбы зимой спят?». Затем ребенок рассказал о хомячке, который живет у него дома. В ситуации совместной со взрослым игры был раскован. Несколько раз обращался к взрослому за помощью, но чаще всего использовал эту ситуацию для внеситуативных контак- тов. Ребенок рассказывал о том, что знает, как по листьям можно отличить овощи от сорняков, задавал взрослому вопросы познавательного характера: «А что у моркови внутри? Почему она сладкая?». Он рассказывал о помощи бабушке на огороде, давал оценку своим поступкам. В повторных ситуациях поведение ребенка строилось аналогичным образом, что свидетельствует о преобладании у него внеситуативного уровня общения со взрослым. Таким образом, сравнительное изучение свидетельствует о том, что шестилетних детей с ЗПР отличает низкий уровень развития мотивации общения. Это определяет и специфику развития у них средств общения: они реже обращаются к взрослому по собственной инициативе, используя речевые средства. Однообразие речевых высказываний по теме, функции, содержанию, ситуативность в общении характерны для таких детей во всех ситуациях общения. Наряду с негативной характеристикой зафиксировано их исключительно доверительное, положительно эмоционально окрашенное отношение к взрослому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.008 с.) |