Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказывание по картине в старшей группеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д. В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др. В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей. Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)». С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, педагог рассказывает сам.
На примере занятия по картине «Ежи» (из серии «Дикие животные. Автор П. С. Меньшикова) рассмотрим, как может осуществляться обучение рассказыванию с применением вопросов и указаний в качестве основных приемов. Ход занятия. Повторный показ картины педагог предваряет словами: «Дети, сейчас вы увидите уже знакомую вам картину. (Вывешивает картину.) Внимательно посмотрите на колючую семейку: на ежиху и ежат». Затем дети отвечают на вопросы: «Чем занята ежиная семья? На какую полянку привела ежиха своих ежат? Что на ней растет? Попробуйте подробно сказать об этом. Как выглядят ежиха и ежата? Вспомните рассказ о колючей семейке, который мы недавно читали. Это поможет вам интересно рассказать о ежихе и ежатах». Нацеливая детей на составление рассказа, воспитатель говорит: «Подробно расскажите о том, какая была ежиха, какие ежата, куда ежиха привела однажды ежат, что они делали на лесной полянке. Постарайтесь рассказать о колючей семейке интересно и весело». Вызванный ребенок подходит к картине и начинает рассказывать. Дети и воспитатель слушают его. Затем выступают еще пять-шесть детей. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. Для примера покажем методику проведения занятия по картине «Чья лодочка?» (из серии «Наша Таня»). Основная цель занятия — помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах. Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой оно происходит, причинных связей и зависимостей, своевременно предотвращая появление в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей. Необходимо также упражнять детей, конечно в доступной для них форме, в передаче динамики и цветового своеобразия картины. Ход занятия. Рассматривание картины сопровождается беседой. В старшей группе продолжается работа но развитию умения выделять в картине самое существенное, поэтому, беседуя с детьми, педагог направляет их мысль на суть изображенного события при помощи следующего вопроса: «Что за случай произошел во время Таниной прогулки?» Вместе с воспитателем дети передают содержание картины: во время прогулки Таня на велосипеде подъехала к ручью и увидела плывущую лодочку. Она решила помочь ребятам найти уплывшую от них далеко по ручью лодочку и крикнула им: «Чья лодочка?» Наряду с выделением самого существенного в сюжете картины педагог учит детей видеть ее детали, описывать фон, пейзаж и т. д. Вопросы воспитателя останавливают внимание ребенка на ручье, на лодочке, на весеннем сквере, где гуляла Таня, на облике самой девочки. Формулируются вопросы-задания примерно так: «Рассмотрите повнимательнее нарисованные на картине ручей и лодочку. Расскажите о них. Куда Таня приехала покататься на велосипеде? Расскажите про весенний сквер: про деревья, траву, про дорожки сквера. Как закончится этот случай на прогулке? Что вы об этом думаете?» В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить личное отношение к изображенному. Ответив на вопросы: «На что в картине хочется подольше посмотреть? Чем полюбоваться? О чем хочется подробнее всего рассказать?», ребенок выделит что-то эмоционально привлекательное для себя, и это сделает для него картину более близкой, интересной, усилит желание говорить об изображенном. Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями педагога: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка; что Таня сделала, когда увидела лодочку». После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.
Пересказ в старшей группе В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять. Для пересказа рекомендуются следующие произведения: русская народная сказка «Лиса и Рак»; сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К. Д. Ушинского, рассказы «Котенок», «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого, «По грибы» Я. Тайца, «Курочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой, «Про снежный колобок» Н. Калининой и др. Дети пяти-шести лет при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, формируются навыки словоупотребления, усиливаются языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий — дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить, точнее воспроизвести прочитанное. В пять-шесть лет дети пересказывают более свободно и непринужденно. Они уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки языку художественного произведения. Встречающиеся в тексте новые слова и обороты дети осваивают интенсивнее, прилагая волевые усилия для их запоминания и воспроизведения. Совершенствуются исполнительские умения, приобретенные в средней группе. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. Приводим методические рекомендации, которые могут быть использованы при обучении пересказу в старшей группе. Занятие по пересказу русской народной сказки «Лиса и Рак» проводится в начале учебного года. Сказка очень короткая и динамичная, в ней действуют персонажи, знакомые ребятам по многим другим фольклорным произведениям. Цель: помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей; учить выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. Приводим текст сказки: Лиса встретила Рака и говорит ему: — Давай с тобой перегоняться! — Ну что ж, Лиса, давай. Начали перегоняться. Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, а Рак не отцепляется. Обернулась Лиса посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, Рак отцепился и говорит: — А я тебя давно тут жду! Ход занятия. После двукратного чтения сказки проводится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняют, как сообразительность Рака помогла ему проучить хитрую и самоуверенную Лису. «Что при встрече сказала Лиса Раку?» — «Давай с тобой перегоняться!» — «Как проговорила она эти слова?» — спрашивает воспитатель и предлагает детям передать с помощью интонации самоуверенность Лисы. «А как вы думаете, сразу или немного помедлив ответил Лисе Рак?» Педагог не только подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное, обдумывал, как провести Лису и ответил не сразу»), но и поясняет: «Значит, когда Рак говорил, он уже знал, как перехитрить Лису, поэтому говорил уверенно, с усмешкой». По просьбе педагога один из ребят пробует произнести ответ персонажа с соответствующей интонацией. «Что же сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?» - продолжает беседу педагог. «Правильно, он уцепился Лисе за хвост». (Эту фразу он произносит с задором, весело, акцентируя внимание слушателей на слове уцепился, с тем чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе.) Отвечая на вопрос «А когда Рак отцепился?», дети конкретнее представляют себе описанную в сказке ситуацию: чтобы оказаться впереди Лисы, Рак отцепился, только когда Лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостом. «Что услышала Лиса?» — этот вопрос побуждает дошкольников воспроизвести самый конец сказки - слова Рака: «А я тебя давно тут жду!» Педагог предлагает детям произнести эту фразу выразительно, с усмешкой в голосе, подчеркнуто выделяя слово давно. В заключение воспитатель спрашивает, что можно сказать о Лисе и о Раке, и помогает охарактеризовать сказочных персонажей. По окончании беседы педагог вновь рассказывает сказку и сообщает, что на следующем занятии дети будут ее пересказывать. На занятии, которое проводят через два-три дня, воспитатель опять читает текст и предлагает подготовиться к его пересказу. Если вызванный ребенок затрудняется начать изложение, педагог сам рассказывает начало сказки или просит детей помочь товарищу. В процессе руководства пересказом воспитатель применяет различные методические приемы. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель использует подсказ. Если ребенок допускает длинную паузу, воспитатель вступает в пересказ и продолжает его. Важным методическим приемом является разбор детского пересказа: педагог оценивает его полноту, отмечает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и темпа речи. Дети также привлекаются к оценке рассказов товарищей, например отмечают, какие слова из сказки они старались не пропустить, отчетливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали и т. д. После того как двое-трое детей расскажут целиком всю сказку, педагог предлагает разыграть ее в лицах (при этом он воспроизводит авторский текст, а дети — речь персонажей. В качестве усложненного варианта занятия и авторский текст можно поручить кому-либо из детей). Дошкольники два-три раза пересказывают сказку в лицах, и воспитатель заканчивает занятие советом рассказать про Лису и Рака маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре. Педагог может привлечь детей к изложению содержания уже знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пересказе. Отсроченный пересказ способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они свободно, живо пересказывают не только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и со сверстниками. В старшей группе проводят занятие по пересказу сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать». Цель: учить дошкольников осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение, усваивать его структуру и языковой материал; активизировать интерес к пересказыванию. Жили себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разогрелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: — Не пей, Петя, обожди, пока простынешь. Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры, покатился по льду: лед проломился и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели. Ход занятия. Воспитатель, прочитав один или два раза текст, проводит беседу, цель которой повысить интерес детей к сказочным персонажам, их действиям, поведению; подчеркнуть логическую связь между частями сказки; выделить нужную лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях. Участвуя в беседе, дети начинают сами оперировать языковым материалом произведения и тем самым готовятся к свободному использованию его в процессе пересказывания. Беседу можно начать с вопроса «Вспомните, как начинается сказка». При этом педагог заостряет внимание детей на традиционном сказочном зачине: «Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка». Далее дети отвечают на вопросы: «Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать зеленехонькую смородину? Почему петушок заболел? Когда во второй раз курочка советовала петушку обождать? А что сделал Петя? Когда в третий раз курочка давала совет обождать?» В свои вопросы педагог преднамеренно включает слова и выражения из сказки (например, «зеленехонькая смородина»). Такой методический прием настраивает детей на использование в своих пересказах авторских слов и выражений. Вопрос «Как курочка объясняла петушку, почему надо обождать?» побуждает их воспроизвести разговорную речь персонажей. В ходе беседы воспитатель может прибегнуть и к выборочному чтению — прочитать только ту часть текста, в которой содержатся нужные словосочетания и обороты речи. Таким путем он еще раз привлечет внимание детей к лексике и синтаксическому строю произведения. Это особенно важно в тех случаях, когда литературный материал оказывается для них сложным. В заключение беседы педагог вновь читает текст и предлагает детям приступить к пересказу. Сказка велика по объему, и дошкольники учатся рассказывать ее коллективно, по частям — один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий — заключительную часть текста. Затем еще одна группа детей повторяет пересказ. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с различными способами пересказа и практически осваивают их. Рассказы и сказки К. Д. Ушинского («Умей обождать», «Бишка», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила не право» и многие другие) являются ценным литературно-художественным материалом, к которому обращаются педагоги при обучении детей связной речи. Коротенькую сказку «Бишка» дошкольники слушают и пересказывают с живым интересом. Отвечая на вопросы воспитателя: «Что попросили сделать Бишку? Как ответила Бишка, когда ее попросили прочитать книжку?», дети близко к тексту пересказывают содержание сказки, сохраняя ее языковые особенности и интонационный рисунок. После повторного чтения педагог нацеливает детей на самостоятельный пересказ: «Постарайтесь рассказать сказку весело». Слушая ответы детей, воспитатель отмечает, с чем они успешно справляются, а что их затрудняет. Например, дошкольники с трудом воспроизводят оборот будет с меня и этого. Педагог может предложить детям следующее речевое упражнение: «Послушайте, какими словами Бишка закончила свой ответ, и повторите за мной». После этого он четко произносит слова сказки. Такое упражнение поможет детям быстрее и прочнее освоить трудный оборот или словосочетание. Они с большим вниманием станут контролировать свою речь и речь товарищей, сопоставлять ее с текстом, будут стараться не повторять прежней ошибки. После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу — придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей. Своими указаниями воспитатель помогает детям решить эту задачу, придерживаясь сюжетных рамок и языковых особенностей знакомой сказки: «Представьте себе, что прочитать книжку попросили коровушку. Подумайте и расскажите, как бы все было дальше». Как убедил опыт, дети с большим интересом и без особых затруднений трансформируют знакомый сказочный материал в соответствии с творческой задачей. Они, например, говорят, что Буренка посмотрела бы на книжку и ответила: «Не мое дело книжки читать. Я на лугу пасусь, травку щиплю, молоко даю. Будет с меня и этого». Затем дети развертывают еще один вариант сказки с новым персонажем — лошадкой. Следовательно, на занятиях по пересказу дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в словесном творчестве. Продуктом этого творчества являются их собственные сказки, созданные детьми при участии педагога, по аналогии с хорошо известными им произведениями. Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал. Старшие дошкольники с интересом слушают и пересказывают рассказ Л. Н. Толстого «Котенок». Дети проникаются чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества. Чтению этого произведения и беседе по его содержанию можно посвятить целиком одно занятие, а через два-три дня организовать пересказ. После чтения важно поддержать эмоциональный настрой детей: можно дать им возможность самостоятельно обдумать рассказ, поделиться с товарищами своим мнением, или показать рисунок на обложке книги (художник А. Пахомов). Начиная беседу, педагог обращается к группе с вопросами: «Припомните, какого котенка выбрали себе дети. Почему с котенком чуть не случилась беда?» В ответах должна быть указана причина описанного в рассказе происшествия. Вопрос «Как вел себя котенок при приближении охотничьих собак?» ориентирует детей на вычленение следующего описания: «...котенок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак». А вопрос «Что сделал Вася, чтобы спасти котенка?» поможет им понять характер мальчика, подчеркнет его смелость, самоотверженность: «...Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак». В конце беседы следует задавать вопросы, побуждающие детей выразить свое отношение к героям, оценить их характеры и поступки: «Чем взволновал вас поступок Васи? Что вы можете рассказать о Васе? Чем вам запомнилась Катя? А охотник? Что вы хотели бы рассказать Васе о том, как сами заботитесь о котятах?» По окончании беседы рекомендуется повторно прочитать рассказ, чтобы закрепить целостное художественное впечатление от произведения. На следующем занятии дети с интересом приступят к пересказу. В число произведений, предлагаемых детям для пересказывания, нельзя не включить рассказ Е. И. Чарушина «Курочка». Он полностью отвечает литературно-педагогическим требованиям, которые предъявляются к текстам, рекомендуемым для обучения пересказу. Воздействие этого произведения на нравственно-эстетические чувства ребенка значительно. Писатель побуждает детей смотреть на мир животных добрыми, зоркими глазами, видеть много примечательного, порой удивительно трогательного, а подчас и забавного в повадках животных. Занятие по пересказу рассказа Е. Чарушина «Курочка» проводится со следующей целью: углублять интерес детей к пересказыванию, формировать умение передавать содержание последовательно и полно, без пропусков и искажений; воспроизводить близко к тексту образные описания. Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» — это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?. Ход занятия. Занятие можно начать с краткого вступительного слова педагога, которое знакомит детей с названием произведения и его автором: «Сегодня я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Курочка». Этот рассказ для вас новый — вы его услышите в первый раз». Далее воспитатель выразительно, неторопливо, отделяя интонацией один абзац от другого, читает рассказ. Затем он выдерживает небольшую паузу и предлагает детям послушать текст еще раз. Повторное чтение помогает дошкольникам глубже проникнуть в суть содержания, в образную авторскую речь. После двукратного чтения педагог проводит беседу. Отвечая на вопросы, в которых основные моменты произведения представлены в нужной последовательности, дети лучше подготовятся к пересказу: «Что сделала курочка, когда пошел дождик? Как она заквохтала? Как по-разному цыплята зарылись в теплые перышки курочки? Что приключилось с двумя цыплятами, не спрятавшимися от дождика?» В языковую ткань вопросов педагог намеренно включает слова и обороты из текста, показывая пример применения средств художественно-образной речи при передаче описанных событий и действий. Благодаря этому беседа созвучна только что прочитанному рассказу и эффективно воздействует на речевые возможности детей. Большое внимание необходимо уделять качеству ответов на вопросы. Дополняя и уточняя высказывания детей, педагог помогает им лучше освоить материал рассказа: выделить главное, подчеркнуть интересную деталь, обратить особое внимание на какой-либо оборот речи. Например, при ответе на вопрос «Что сделала курочка, когда пошел дождик?» ребенок может опустить существенные подробности: «Курочка на землю присела и заквохтала». В этом случае воспитатель помогает ему полнее выполнить описание: «Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала...» Приведем еще один пример. Выслушав ответы на вопрос «Каким образом цыплята зарылись в теплые перышки курочки?», педагог замечает, что не все дети могут справиться с воспроизведением авторского текста. Тогда он читает соответствующие строки из рассказа: «...Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает» и затем просит одного-двух детей снова ответить на тот же вопрос. При анализе и оценке пересказа воспитатель может указать на пропуск слова, имеющего существенное значение для описания той или иной картины; тем более если этот пропуск повторяется в ответах нескольких детей. Например, ребенок при описании цыплят, не спрятавшихся от дождя, опускает слово пищат (говорит о них лишь то, что они стоят и удивляются: что это такое им на голову капает?). Педагог предлагает детям подробнее вспомнить текст: «Что еще надо сказать о цыплятах?» Одобрив тех, кто дополнил описание, он советует: «Когда будете пересказывать, не забудьте сказать и о том, что цыплята, стоя под дождем, пищали». После того как все дети овладеют пересказом данного произведения, педагог может предложить им новую творческую задачу — представить дальнейшее развитие события, описанного в рассказе: «Что было дальше, когда дождик прошел? Что можно рассказать о двух цыплятах, которые стояли под дождем?» Как подтверждает опыт, старшие дошкольники хорошо справляются с этим заданием: в соответствии с логикой прочитанного произведения интересно и подробно описывают действия и состояние персонажей в новой ситуации, свободно пользуясь лексикой, почерпнутой из рассказа. Таким образом, речевая деятельность детей на занятии проявляется в разнообразных формах: сначала они воспроизводят материал художественного произведения в форме пересказа, а затем используют его в процессе собственного словесного творчества. Это способствует более полному и глубокому усвоению литературно-художественного материала, усиливает его воздействие на развитие связной речи детей. Занятие по пересказу рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Этот рассказ широко используется в практике детских садов при проведении занятий по пересказу. Цель занятия: учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа; излагать содержание близко к тексту, уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1-го лица; формировать навыки перевода косвенной речи в прямую. Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап, кап, кап, кап — вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?. Ход занятия. Перед чтением рассказа можно провести вводную беседу, способствующую определенному эмоциональному настрою детей. Вопрос «Что вы лепите из снега?» оживит личный опыт каждого ребенка, вызовет желание высказаться и выслушать товарищей. После этого дети проявят больший интерес к рассказу, внимательно выслушают его. Беседа по содержанию прочитанного должна закрепить целостное восприятие рассказа. Вопросы педагога сосредоточивают мысль ребенка на последовательности развития событий, на описаниях, выразительных словосочетаниях и оборотах. В речевой практике — в форме ответов на вопросы — дошкольники лучше освоят языковой материал произведения и, приступив к пересказу, будут свободнее им пользоваться. Отвечая на вопросы, дети должны вспомнить соответствующие места в тексте. «Какой снежный колобок слепил Алеша?» — «...Алеша нашел угольки — сделал глаза, нашел палочки — сделал нос и рот». — «Как оказался снежный колобок в кармане Алешиного пальто?» — «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман». — «Что же увидели ребята с Алешей около шкафчика и в шкафчике?» — «Около шкафчика они увидели лужу, а когда открыли дверцу — увидели: из кармана — кап, кап, кап — вода капает». Так вопросы педагога активизируют процесс освоения детьми литературного материала. Рассказ имеет очень своеобразную концовку — прямое обращение автора к читателям: «А колобок где? Как вы думаете?» Когда в конце пересказа ребенок воспроизведет этот вопрос, педагог может предложить одному-двум детям ответить на него. Так в силу специфики текста рассказчик и слушатели объединяются совместными речевыми действиями. Анализируя и оценивая пересказы детей, воспитатель отмечает, насколько выразительно прозвучала в речи рассказчиков вопросительная интонация, помогает логическим ударением, паузой выделить в концевой фразе вопросительные слова и т. п. На материале рассказа «Про снежный колобок» педагог может познакомить детей с новым для них видом пересказа — от лица главного героя. Для этой цели отводится самостоятельное занятие. Воспитатель, предлагая детям новое задание, использует различные методические приемы: пояснения, образец пересказа, указания, прием совместных действий. Повторно прочитав рассказ, педагог обращается к группе: «Дети! Алеша, наверное, подробно рассказал дома все о снежном колобке. Как он рассказывал? Он мог рассказать так: «Я слепил снежный колобок. Нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот. Поиграли мы, погуляли и пошли опять в детский сад. А мне жалко колобок во дворе оставлять, взял я его и положил в карман. Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Мы пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, я вспомнил про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?» Доведя рассказ до этого места, воспитатель предлагает закончить его, и дети получают возможность воспроизвести концовку текста, построив фразу в форме прямой речи: «Поглядел я в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки...» Таким образом педагог показывает детям, как трансформируется текстовой материал, если пересказ ведется от лица главного героя. При этом он подчеркнуто произносит слова-местоимения, слова-глаголы, употребленные в форме первого лица, и т. п.; использует интонации, передающие внутреннее состояние мальчика. Педагог дает возможность детям самим на материале одной фразы перевести косвенную речь в прямую, подводя их к пересказу от лица главного героя. Опыт, приобретенный при пересказывании сказок и рассказов, находит применение и на других занятиях по развитию речи — при описании картин, игрушек и т. д. Пересказ широко используется в беседах на различные темы. Например, беседа о зиме может завершиться изложением рассказа П. Калининой «Про снежный колобок», а беседа о домашних животных — повторным пересказом рассказа Л. Н. Толстого «Котенок». Это обогащает содержание и формы речевого общения детей, усиливает интерес к пересказыванию. Для закрепления речевых навыков полезно отдельные занятия целиком посвящать пересказыванию знакомых детям сказок и рассказов. При этом педагог ставит детей в такую учебную ситуацию, когда они практическим путем узнают, как важно уметь пересказывать произведение не только сразу после его прочтения, но и через определенный отрезок времени. Дети получают возможность оперировать хорошо усвоенным материалом. Их литературно-художественные впечатления упорядочиваются и систематизируются. Для такого занятия воспитатель выбирает два-три хорошо известных литературных произведения, близких друг другу по замыслу, теме и образам, например «По ягоды», «По грибы», (Я. Тайц), «Про снежный колобок» (Н. Калинина) или «Курочка» (Е. Чарушин), «Умей обождать» (К. Ушинский) и т.д. Можно предложить детям пересказать рассказы и сказки по выбору. Следует учитывать, что на таких занятиях пересказы детей будут более краткими, сжатыми, содержащими большее количество замен авторской речи самостоятельно подобранными словами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.015 с.) |