Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология лиц с умственной отсталостью↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебно-методическое сетевое электронное пособие (IMS Content Package) на 1 CD
Курск 2011
Составитель: Елена Анатольевна Калмыкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Курского государственного университета.
Рецензент: Б.Ф. Шутенко, директор Областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3» г. Курска. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-методическое сетевое электронное пособие (IMS Content Package) [Электронный ресурс] / сост. Е.А. Калмыкова; Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. Систем. требования: подкл. к сети Интернет, рек. скорость подкл. 512 Кбт/с, Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше), или Opera (10.00 и выше), Flash Plaer. – Загл. с этикетки диска.
№ гос. регистрации:
Электронное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «18» января 2010 г. № 49. Учебно-методическое пособие обеспечивает теоретическую подготовку студентов по вопросам специальной психологии, связанных с пониманием особенностей психофизического развития лиц с умственной отсталостью. В данном учебно-методическом пособии представлены традиционные и современные тенденции исследований в области психологии лиц с умственной отсталостью. Рассматриваются степени снижения интеллекта и систематика умственной отсталости. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов развития познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы лиц с умственной отсталостью. Данное пособие адресовано студентам дефектологического факультета, а также практическим психологам и педагогам, чья профессиональная деятельность связана с изучением, обучением и воспитанием лиц с умственной отсталостью.
Пособие предназначено для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки Специальная психология Квалификация (степень) Бакалавр Дефектологический факультет Очная и заочная форма обучения
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры коррекционной психологии и педагогики, протокол № 7 от «17» марта 2011 г.
Введение Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Психология лиц с умственной отсталостью», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Психология», «Специальная психология», «Основы генетики». Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 49. Целью освоения дисциплины является изучение основных теоретических положений об особенностях психического развития лиц с умственной отсталостью. Данное пособие ориентировано на решение задач по формированию знаний о структуре интеллектуального дефекта, его необратимости, истории развития представлений о природе умственной отсталости, основных идеях ведущих отечественных и зарубежных психологов, специфических закономерности психического развития лиц с умственной отсталостью, причинах умственной отсталости и ее основных формах, особенностях психофизического развития лиц с умственной отсталостью. Цель создания учебно-методического пособия - обеспечение теоретической подготовки студентов по вопросам психологического изучения лиц с умственной отсталостью. Учебно-методическое пособие включает 5 разделов. В первом освещаются общие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью. Второй раздел рассматривает определение понятия «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии. Третий раздел пособия раскрывает особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью. В четвертом разделе рассматриваются вопросы развития личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью. Пятый раздел посвящен вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью. Требования к результатам освоения дисциплины «Психология лиц с умственной отсталостью» и формы контроля обозначены в рабочей программе курса.
Глоссарий
Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья значительно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Вторичный дефект -возникает опосредованно в процессе нарушенного развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта. Деменция - распад сформировавшегося интеллекта. Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Дизонтогения – нарушения индивидуального развития в результате влияния как генетических, так и различных внешних факторов. Компенсация функций – возмещение нарушенных, недоразвитых или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая ЦНС. Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. Применяемые в современной дефектологии методы компенсации нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга. Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии поведении ребенка. Олигофрения - стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Патогенетическая классификация олигофрений М.С. Певзнер - основная неосложненная форма олигофрении; олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики; олигофрения с психопатоподобными формами поведения; олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов; олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга. Первичный дефект - совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающим органику. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д. Предмет психологии лиц с умственной отсталостью -изучение своеобразия психического развития лиц с умственной отсталостью. Психология лиц с умственной отсталостью – отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития лиц с умственной отсталостью. Степени умственной отсталости - умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: умственная отсталость легкой степени (F-70); умственная отсталость умеренная (F-71); умственная отсталость тяжелая (F-72); умственная отсталость глубокая (F-73) согласно Международной классификации болезней (МКБ – 10). Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Этиопатогенетическая классификация Г.Е. Сухаревой – выделение групп олигофрений в зависимости от характера поражения, от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести, выделяют три группы олигофрений: эндогенная олигофрения, эмбриопатическая олигофрения, экзогенная олигофрения. .
РАЗДЕЛ 1 ОБШИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
Психология лиц с умственной отсталостью — одно из направлений Психология лиц с умственной отсталостью находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, Задачи психологии лиц с умственной отсталостью состоят в следующем: - определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых лиц; - рассмотрение причин умственной отсталости, ее основных форм, определение ядерных признаков и степени умственной отсталости; - определение своеобразия развития познавательных процессов (ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления), речи, различных видов деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности лиц с умственной отсталостью, -выявление характерных для них - рассмотрение вопросов дифференциальной диагностики и ранней психологической помощи лицам с умственной отсталостью; - психологическое обоснование проблем коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающих последовательную подготовку лиц с умственной отсталостью к интеграции в окружающую среду. Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, Понимание умственной отсталости в нынешнем его представлении сформировалось не сразу. История изучения этой клинической формы представлена следующими основными направлениями. Медицинское направление в изучении и классификации умственной отсталости в зарубежной и отечественной науке (Ф.Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин, И. П. Мержеевский, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, Д. И. Азбукин, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.). Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века. В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин — идиотия. В начале XIX века Ф. Пинель (Pinel Ph., 1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разума и (или) чувства». Он все еще предполагал, как это тогда было принято, что идиотия — это одна из форм психического заболевания — сумасшествия (аменции). Он расширил это понятие, распространяя его на многие состояния, отличавшиеся глубиной интеллектуального дефекта и нарушением адекватного выражения чувств. Ф. Пинель полагал, что причиной идиотизма могут быть врожденные поражения, «излишества», наркомании, умственное переутомление, «слишком обильные кровопускания, применявшиеся для лечения мании», таким образом, включая в эту группу и состояния приобретенного слабоумия. Обратив внимание на физическое состояние слабоумных и дефекты в строении их тела, он сделал заключение о том, что «если идиотизм зависит от порока сложения головы, то тогда бесполезны старания его излечить». Эскироль (Esquirol J., 1838), основательно изучив слабоумие, первым понял, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались. Работы Эскироля положили начало клиническому и психологическому изучению слабоумия. В дальнейшем многие клиницисты подробно описывали умеренные формы врожденного слабоумия. Проверке в жизни предположений об обучаемости слабоумных помог случай. В лесах Авейрона был обнаружен одичавший мальчик 11— 12 лет. Он был мало похож на человеческое существо: находился в непрерывном движении, кусался, царапался. Ж. Итар (1775-1838), будучи сенсуалистом, в процессе обучения Виктора — так был назван этот ребенок — использовал методы, основанные на развитии чувств. Он попеременно тренировал его различные органы чувств, прививал ему социальные навыки и развивал речь. Сделать Виктора нормальным человеком не удалось, но появились доказательства, что даже идиоты способны к обучению. Ученик Эскироля Э. Сеген (1846) дал определение и описание идиотии и умеренной умственной отсталости. Он создал свою систему лечебной и педагогической коррекции и попытался сначала во Франции, а затем в США лечить слабоумных детей. Основа его метода заключалась в первоначальном развитии способностей к восприятию, а затем понятийных функций, что в значительной мере используется и нынешними педагогами. Большой вклад в изучение врожденного слабоумия можно связать с выходом труда Э. Крепелина (1915). Для обозначения сборной, различной по этиологии, клинической картины и анатомических изменений группы аномалий он предложил термин «олигофрения». В ней он объединил состояния, имеющие тотальную задержку психического развития. Положительным моментом этого подхода стало то, что изучение олигофрении включалось в проблему дизонтогении. Всестороннее изучение олигофрении позволило выявить факторы и условия, вызывающие пороки развития (инфекции, интоксикации, ионизирующая радиация, нарушения обмена веществ и др.). В связи с этим в центре внимания последующего изучения олигофрении стали ее этиология, патогенез и классификация. Неоценимое значение для развития учения об умственной отсталости оказали труды отечественных ученых. Началом развития данного направления в России можно считать выход в свет трудов С. С. Корсакова (1813), Д. Н. Зернова (1879), в которых они доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И. П. Мержеевский (1871), патологоанатомически изучив случаи микроцефалии, настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана последствиям перенесенных заболеваний. Он выступал против теории ряда ученых, которые считали врожденное слабоумие атавизмом, неизбежным, а потому и фатальным для человеческого общества. Г. Е. Сухарева (1965) сузить границы понятия олигофрении, полагая, что расширительные тенденции могут помешать дифференцированному лечебному подходу. Она дает определение олигофрении (малоумия) как группе различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга (иногда и всего организма в целом). К группе олигофрении она относит только те формы общего психического недоразвития, которые характеризуются двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуального дефекта и 2) отсутствием прогредиентности. По ее мнению, при олигофрении имеет место недоразвитие высших форм познавательной деятельности, представляющих собой сложный продукт общественно-исторического развития человека. В соответствии с этим в группу олигофрении должны быть включены клинические формы дизонтогении головного мозга, не только врожденного, но и приобретенного в первые годы происхождения (до трех лет). М. С. Певзнер и В. И. Лубовский (1963), опираясь на работы по физиологии высшей нервной деятельности, также сужают представление об олигофрении. Они понимают последнюю как «тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка». Ведущую роль в этиологии олигофрении они отводят экзогенным факторам. Психолого-педагогический и социологический подход в изучении умственной недостаточности (А. Бине, Т. Симон, Д. Кэттед, Л. Терман, Е. X. Маляревская, М. П. Лебедева, Е. К. Грачёва, М. П. Постовская, А. Н. Граборов и др.). Во второй половине XIX и начале XX века в наиболее развитых странах было введено всеобщее обучение. В связи с тем, что не все дети могли освоить школьную программу, а клинический метод оценки готовности к школе был слишком громоздким, Бине и Симон (Binet А. и Simon Th.) в 1905 году на основе обследования нескольких тысяч учащихся разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. Она была использована для диагностики интеллектуального уровня аномальных детей. Бине полагал, что, классифицируя врожденное слабоумие, следует учитывать только интеллектуальную недостаточность. Таким образом, он изменил взгляд специалистов на сущность врожденного слабоумия, которое стало в своей основе рассматриваться как интеллектуальная неполноценность, а не изменение личности в целом. Благодаря тому, что тесты Бине - Симона ускоряли и облегчали диагностику отсталости, они были востребованы во многих странах и широко распространились по всему миру. Штерн (Stern W., 1915) сделал предположение, что, разделив умственный возраст ребенка на хронологический возраст, можно получить коэффициент интеллекта (IQ), который, по его мнению, оставаясь постоянным, будет характеризовать интеллект в течение всей жизни. Неоценимый вклад в развитие отечественной системы специального образования оказала деятельность отечественных ученых Е. X. Маляревской, Е. К. Грачёвой, М. П. Постовской, А. Н. Граборова, М.П. Лебедевой, которые заложили основы коррекционной деятельности с лицами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Развитие диалектико-материалистических основ специальной психологии связано с деятельностью таких ученых как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, А. М. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. «Понять своеобразие слабоумия означает в первую очередь, что надо не просто передвинуть центр тяжести интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере, это означает в первую очередь, что надо подняться вообще над изолированным метафизическим рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющих сущностей, признать их внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувства» (Выготский Л. С., 1935). Ученики и последователи Л. С. Выготского (Божович Л. И., Гальперин П. Я..Запорожец А. В., Леонтьев А. П., ЛурияА. Р., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и др.), развивая его идеи, продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом. Это позволило получать характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения. В настоящий период изучения умственной отсталости выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов. В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости. Увеличилось число социальных, психологических и дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Забрамная С. Д., 1995; Лебединский В. В., 1985; Лубовский В. И., 1989; Маллер А. Р., 2000; Шипицына Л. М., 2002 и др.), значительно расширивших представления о структуре психических нарушений и их адаптивных возможностях. Стало ясно, что существующая эволютивная положительная возрастная динамика психических нарушений может быть интенсифицирована как коррекционными педагогическими методами, так и медикаментозными средствами. Более того, доказано, что чем раньше и интенсивнее проводится стимуляция психического развития умственно отсталых детей, тем она эффективней. В то же время их социальная адаптация находится в большой зависимости от жизненных обстоятельств, приводя намного чаще, чем у здоровых лиц, к декомпенсациям и невротическим или психотическим расстройствам. Анализ выделенных направлений позволил вычленить пять исторических периода развития представлений об умственной отсталости. Первый период характеризуется признанием права лиц с отклонениями в развитии на существование и помощь со стороны общества. Второй период изучения лиц с умственной отсталостью связан с именами следующих ученых: Ф. Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин и др. Итогом второго периода изучения врожденного слабоумия стало то, что к началу ХХ века сложилось преобладающее убеждение об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине. Были описаны несколько форм врожденного слабоумия, различающиеся по степени выраженности интеллектуального дефекта. Начало третьего периода можно связать с трудами С.С. Корсакова, Д.Н. Зернова, И.П. Мержеевского, А. Бине, Т. Симона и др. Итогом этого периода явилось внедрение тестовых методик, которые оказались неплодотворными для изучения олигофрении. Стремясь получить оценку врожденного слабоумия только подсчитыванием коэффициента интеллекта, исследователи расширяли понятие умственной недостаточности, в то время как во многих случаях невыполнение заданий по предполагавшимся тестам могло быть связано с задержкой развития из-за соматической ослабленности или неблагоприятными условиями жизни. В этот период выяснилась возможность возникновения умственной отсталости под влиянием внешних причин. Четвертый период отмечен продуктивной деятельностью отечественных психологов, педагогов и дефектологов. Л.С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Ученики и последователи Л.С. Выготского (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др), развивая его идеи продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом. Это позволило получить характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения. Благодаря изучению клинических проявлений, психологических особенностей и материалов, полученных дефектологами, специалисты стали критичнее относиться к психометрическому методу. Для оценки степени выраженности слабоумия стали больше привлекать показатели успеваемости в школе и степень социальной адаптации (Burt C., Mautner H., Heber R). Все это позволило отграничить легкую степень умственной отсталости от сходных с ней нарушений познавательной деятельности. Пятый период изучения умственной отсталости, продолжающийся и в настоящее время, особенно плодотворен. Выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью. Работы отечественных и зарубежных клиницистов систематизировали клинические формы в соответствии физиологическими и другими механизмами, лежащими в их основе (Озерецкий Н.И., Исаев Д.Н., Мнухин С.С., Певзнер М.С., Сухарева Г.Е., Ж.И. Шиф., Penrose L.. Koxler C., Tredgold A). В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии и тд. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости. Увеличилось число социальных, психологических, дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Бгажнокова И.М., Забрамная С.Д., Лебединский В.В., Лубовский В.И., Маллер А.Р., Рубинштейн С.Я., Шипицина Л.М.). Значительно расширилось представление о структуре психических нарушениях и адаптивных возможностях умственно отсталых лиц.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. Умственная отсталость – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией. Его фактическое значение более объемно, и вследствие этого в последние годы наблюдается тенденция к использованию термина «психическое недоразвитие», поскольку он точнее отражает суть явления, так как в данном случае речь идет не только о недоразвитии интеллекта, но и об отставании других сфер психики. Остановимся на наиболее часто используемых толкованиях интересующей нас дефиниции. Однако, необходимо отметить, что на современном этапе развития специальной психологии существует тенденция к расширению дефиниции умственной отсталости, приводящая к определенным сложностям в диагностике и терапии. В 1992 году опыт изучения состояний психического недоразвития во многих странах мира обобщен в дефиниции, приведенной в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10): «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера». Наряду с МКБ-10 в ряде стран используется также диагностическое Руководство Американской Психиатрической Ассоциации — DSM-FV (1993). Определение умственной отсталости, сформулированное в этом руководстве, представлено здесь в форме диагностических критериев: 1. При использовании индивидуального теста коэффициент интеллекта (IQ) имеет показатель ниже среднего и составляет 70 или ниже. 2. Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т. е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы) проявляются по меньшей мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность. 3. Возраст начала расстройства — до 18 лет. Следует отметить ограниченность определения умственной отсталости, основанного только на показателях IQ. Фрагментарность клинической характеристики в этом случае сочетается с отсутствием систематики, возрастной динамики и дифференциальной диагностики. Новое определение Ассоциации специалистов по умственной отсталости (ААМР), сформулированное в 1992 году, рассматривает ее не как неотъемлемую характеристику людей, но как взаимодействие индивидов и их окружения. Это новое определение пренебрегает традиционной нозологией, основанной на уровне познавательного дефицита (умственная отсталость — легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) и вместо этого предлагает четыре уровня поддержки окружением (периодическая, ограниченная, экстенсивная, интенсивная) в 10 различных сферах приспособления (здоровье, безопасность, самообслуживание, досуг и т. д.). В соответствии с этим вместо постановки индивиду диагноза «умеренная умственная отсталость» новое определение указывает, что лицо имеет периодическую потребность в поддержке здоровья и безопасности, ограниченную потребность в самообслуживании и т. д. Некоторые авторы отрицают равную роль познавательного и адаптивного дефицита и доказывают, что интеллект более важен для дефиниции умственной отсталости, чем адаптивное поведение. Эти авторы рассматривают сниженный коэффициент интеллекта как основу умственной отсталости и полагают, что адаптивный дефицит зависит от него и соответствует ему. Критики адаптивного поведения, опираясь на сильную теоретическую и эмпирическую базу в области исследований интеллекта, задаются вопросом, соответствует ли адаптивное поведение психометрическим возможностям. Все же у лиц, имеющих низкий IQ, не обязательно обнаруживается неприспособленное повседневное поведение. Пропагандисты адаптивного поведения доказывают, что познавательное и приспособительное функционирование не зависимы, значительно отличаются по теоретическим основам и измерительным техникам. Некоторые исследования умственно отсталых индивидов со смешанной этиологией обнаруживают незначимые корреляции между познавательным и приспособительным функционированием. Отсутствие связи между IQ и адаптивным поведением может быть особенно явным у лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью. Как уже было сказано выше, существует достаточное количество определений умственной отсталости в практике специальной психологии. Наиболее распространенными среди психологов и педагогов являются определения, данные Д.Н. Исаевым и И.М. Бгажноковой. Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологические различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д.Н).. Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга (Бгажнокова И.М). Таким образом, можно выделить следующие диагностические критерии умственной отсталости: - психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности и ранние этапы индивидуального развития; - клинические: органическое поражение головного мозга (ЦНС). В случае отсутствия в картине развития ребенка одного из вышеперечисленных критериев речь уже не может идти об умственной отсталости.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.02 с.) |